Папки-передвижки

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»

Елена Вихляева
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»

Тема: «Весенние обычаи чувашского народа».

Цели: 1. Расширить знания детей о Чувашской республике, о чувашском народе,

населяющихПоволжье; Продолжать знакомить с народными традициями, познакомить с различными видами самодельных игрушек из природного материала. Формировать умение изготавливать птицу из сена. Развивать мелкую моторику рук.

2. Закрепить знания о быте, одежде чувашей;

3. Воспитывать у детей уважение к культуре народа,

Публикация «Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе „Весенние обычаи чувашского народа“» размещена в разделах

познавательный интерес к родному краю. Вызывать интерес и любовь к чувашскому народному творчеству и рукоделию. Формировать у детей эстетический вкус, развивать воображение, способность фантазировать

Словарная работа:

Предварительная работа: чтение русских, чувашских, татарских, мордовских сказок, легенд, рассматривание вышивок, заучивание стихов о Волге, частушек, татарских и чувашских слов, беседы о быте людей разных национальностей, экскурсия в мини-музей детского сада.

Материалы: образцы готовых изделий из сена, дерева, материала, ниток, нитки, ножницы.

Содержание организованной-образовательной деятельности.

Я спешу сказать вам «Здравствуйте!»,

Чтоб пожелать здоровья доброго,

Удач, успехов и везения!

Чтоб обрести сегодня вам

Прекраснейшее настроение!

Я очень рада нашей встречи в этом замечательном доме - в вашем детском саду. Ребята меня зовут Елена Евгеньевна. А как вас зовут? Давайте знакомиться.

(Встают в круг, берутся за руки)

Руку дружбы протяни,

Улыбнись и имя своё назови.

(Дети называют свои имена)

Сегодня я к Вам пришла в чувашском национальном костюме. Такие костюмы издавна носили чувашские женщины. Они очень славились своей красотой.

В знак нашей встречи я хочу подарить вам чувашские национальные головные повязки, которые называются - МАСМАК. (одеть повязку)

Я предлагаю Вам отправиться в прошлое чувашского народа и узнать как жили наши дедушки и бабушки, и как они встречали весну и праздновали этот праздник.

Но, чтобы туда попасть нужно сказать «волшебные слова»

Повторяйте за мною:

Раз, два, три – покружись,

В древнем мире окажись.

- Здравствуйте, гости дорогие! Салам! Проходите, присаживайтесь! В давние времена приветствие «салам» использовали только при вхождении в дом. (дети-гости рассаживаются) Мы рады приветствовать вас в нашей чувашской деревеньке. По старинному обычаю всякий странник- гость в доме чуваша. «стариков почитай, молодых люби, всякому путешественнику дай убежище и пищу в своем доме». А в старину, со своей семьей отбывая в поле, чувашский крестьянин ставил на стол хлеб-соль и оставлял дом открытым: зайди, путник, отдохни, будь гостем, (рассматривание посуды, угощения)

-Посмотрите, что это за пташки? (на блюде выпечка)

(это жаворонки)

- И это не зря ведь,зима прошла! Пришло другое время года! Какое время года пришло к нам? Пришла весна! Ее приходу радовались от мала до велика! Мы сегодня узнаем как встречали весну наши дедушки и бабушки! Они верили в народные приметы и считали, что 22 марта – в день весеннего равноденствия на родину возвращаются из теплых стран птицы Жаворонки.

По прилету этих замечательных пташек определяли,когда можно начинать полевые и другие хозяйственные работы. Люди связывали прилет жаворонков с началом пахотных работ, говоря «Жаворонок небо пашет!» Причина кроется в полете этих птиц, сначала взмывает вверх, а потом падает вниз.

На «Жаворонков» обычно пекли из теста птичек, с распростертыми крылышками, как будто летящих, с хохолками. Затем птичек раздавали детям, а те с криком и звонким смехом бежали закликать жаворонков а сними и весну!

В Чувашии, как и во всём многонациональном Поволжье дети ждут весну и зовут её. Дети читают заклички:

Жаворонки прилетите,

Студёнузиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлеб у нас поела,

И соломку подобрала,

И мякину подняла.

Уж вы, кулички-жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!

-Вот и мы с Вами, давайте превратимся в птичек и поиграем в чувашскую народную игру.

Подвижная игра: «Птички»

Чувашский народ не только любил играть и веселиться, но он еще был и трудолюбив. Он работал в поле, в лесу, вел домашнее хозяйство. А в свободное от работы время мастерил для своих детей игрушки из подручных, природных материалов, чтобы занять игрой своих детей во время своей работы.

-Ребята, сегодня я хочу вам рассказать одну очень интересную историю.

В давние времена,когда у детей небыло таких игрушек,как у вас,мастера-кудесники делали игрушки своими руками. Самая любимая игрушка у детей была кукла, и она была немного другой,чем куклы,которыми вы играете сейчас.

Раньше игрушки делали из любых материалов, которые были под руками: тряпки и лоскутки,солома,береста,нитки и сено.

-Сегодня мы с вами станем мастерами-искусниками из древнего чувашского села и изготовим игрушечных птиц из сена. Работа эта не так проста,поэтому мы будем с вами друг другу помогать. Для начала я вам предлагаю размять ручки и пальчики,чтобы вам было легче работать.

Пальчиковая гимнастика:

-А теперь я предлагаю вам одеть фартуки и завернуть рукава. Только теперь мы можем приступать к работе. Сейчас я вам покажу как можно сделать птицу своими руками из природного материала-сена.

(Выполнение работы детьми)

-Молодцы ребята! Вы сегодня замечательно работали! У вас получились очаровательные игрушечные жаворонки, красивые и аккуратные.

-Давайте мы их превратим в стайку и снова позовем к нам «Весну-Красну» и посадим на солнечную лужайку!

Жаворонки прилетите,

Студену зиму унесите,

Теплу весну принесите:

Зима нам надоела,

Весь хлебушек поела,

И соломку подобрала

И мякину подняла.

Уж вы, кулички- жаворонки,

Солетайтеся, сокликайтеся!

(дети ходят по кругу с птицами в руках, затем сажают на «лужайку»(поднос).

Пришла пора возвращаться нам домой, детвора!

(дети встают в круг и говорят «волшебные слова»)

-Раз, два, три- покружись в настоящем окажись. (дети кружатся, проговаривая слова)

Итог: В путешествии мы были.

Ничего мы не забыли?

Руку дружбы протяни,

Что запомнил, расскажи!

-Что Вам понравилось в путешествии?

-Что нового вы узнали сегодня о чувашском народе?

-Как называется весенний праздник у чувашского народа?

-Чем славится чувашский народ?

(ответы детей)

Публикации по теме:

Формирование интереса у дошкольников к культуре чувашского народа В современном обществе сформировались новые установки и ценности, появились непривычные критерии оценок явлений, происходит вытеснение духовных.

Игровая ситуация по ознакомлению с окружающим миром во второй младшей группе «Весенние цветы» Тема: Весенние цветы. Цель: Формировать представление об изменениях природы с наступлением весны, познакомить с первыми цветами «первоцветами».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» МБДОУ «Детский сад №11 «Колобок» Конспект занятий по ознакомлению с окружающим миром на тему «Транспорт» Работу.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Быт и традиции ненецкого народа» (средняя группа) Программное содержание: 1. Познакомить детей с традициями ненецкого народа. Уточнить представления детей о жилище ненцев – чуме. Познакомить.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Доктор Витамин» Цель: дать детям знания о том, что в овощах и фруктах содержится много полезных витаминов и какую пользу нашему организму приносит употребление.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Моя семья» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Буратино» п. Пруды Конспект занятия по ознакомлению с.

Конспект занятия «Обычаи и традиции казахского народа» Технологическая карта ОУД в группе: «» Дата. 15г. Вариативный компонент Тема: «Обычаи и традиции казахского народа» Программные задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром по теме «Транспорт» Тема: «Транспорт» ЗАДАЧИ: - закреплять знания о разных видах транспорта; - развивать умение выделять общие и отличительные признаки предметов;.

Конспект занятия «Обычаи, традиции и быт казахского народа» Подготовительная группа Цель: - Познакомить детей с праздником «Наурыз». - Раскрыть его значение, смысл. - Сравнить празднование «Наурыза».

Конспект занятия «Обычаи и традиции бурятского народа» Тема: «Обычаи и традиции бурятского народа» Цель: приобщение детей к обычаям и традициям бурятского народа. Задачи: 1. Обогатить и расширить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Весенние обычаи чувашского народа»
Опубликовано: 14 июня 2016 в 15:05
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД