МААМ-картинки

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов»

Татьяна Драгун
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов»

Цель: формирование представления детей о часах, истории создания часов.

Задачи: расширить знания детей о различных видах часов, о принципе их работы и их роли в нашей жизни; развивать исследовательский интерес, любознательность, творческое воображение; воспитывать целеустремленность, умение взаимодействовать со сверстниками;

Публикация «Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе „Путешествие в прошлое часов“» размещена в разделах

Материал: мультимедийное оборудование, презентация «Путешествие в прошлое часов», картинка часы (разрезанная на 4 части, план группы, макет солнечных часов, фонарик, макет механических часов, фонарь, батарейка, песочные часы, механические часы, игра «Танграм», схема «Петушок», мяч, пустые пластиковые бутылки; покрашенные гуашью сахар, соль, манная крупа; музыкальное сопровождение.

Предварительная работа: рассматривание разных часов, чтение художественной литературы по соответствующей тематике, просмотр мультфильма «Фиксики» - серия «Будильник».

Ход занятия

- Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте с ними поздороваемся и пожелаем хорошего дня.

С добрым утром! С новым днем!

С новым солнцем за окном!

Утро доброе встречай,

День хороший начинай!

- Я рада видеть вас веселыми, в хорошем настроении. Мне очень хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера! А для этого мы должны почаще улыбаться, никого не обижать и не обижаться, не драться!.Порадуйте своей улыбкой тех, кто рядом!

- Ребята, а у меня сегодня не очень хорошее настроение. Знаете почему?

- Я вчера вечером на доску прикрепила картинку с изображение предмета, о котором хотела поговорить с вами сегодня на занятии. Но, по-видимому, картинка решила поиграть с нами в прятки. Утром я нашла вот только это (показываю листы с изображением плана группы). Как вы думаете, что это такое? Вы правильно думаете. В местах, отмеченных крестиками, спрятались части картинки. Вы сейчас будете работать парами. Внимательно посмотрите на план и отправляйтесь на поиски частей картинки. Во время поисков будьте внимательны друг к другу, не ссорьтесь, слушайте друг друга. (Дети ищут части картинки и возвращаются на место)

- Ребята, спасибо, что помогли мне собрать части картинки, а теперь давайте ее соберем.

О чем мы сегодня будем говорить? (О часах)

- Ребята, а зачем нам нужны часы? (Ответы детей)

- Как вы думаете, что было бы, если бы ни у кого бы не было часов?

- Как вы думаете, как люди жили раньше без часов? Как они определяли время?

- Оказывается, часы были и раньше. Но в те давние времена они были другими.

- А вы бы хотели отправиться в путешествие в прошлое часов? Побывать на разных этапах развития часов?

- Но как же нам попасть в прошлое?

- Давайте мы с вами полетим на машине времени. Согласны? Станьте в круг, возьмитесь за руки. Я сейчас произнесу волшебные слова

Замыкаем дружный круг

В прошлом окажемся мы вдруг!

- Пристегните ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет:10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,2,1, пуск! (Используются звуковые эффекты космического полета).

- Кажется прилетели! Отстегните ремни безопасности

- Ребята, посмотрите, куда это мы попали? (Слайд №1, используется музыкальное сопровождение, крик петуха на рассвете).

- В давние времена люди узнавали время по «живым часам». Эти «часы» очень важно разгуливают по двору, а взлетев на забор, начинают кукарекать. А вы догадались, что это за «живые часы»?

- Люди заметили, что петухи начинали кричать, когда солнышко еще не показалось, а лишь выпустило первый луч. Именно с первым криком петуха вставали хозяйки доить коров, да выгонять их на пастбище. Помогал петушок и договариваться о встрече. Например, говорили так: «Завтра пойдем в лес по грибы, да по ягоды. А встретимся за околицей после третьих петухов».

- Ребята, как вы думаете, можно ли по пению петушка определить точное время? А если петушок заболел, или во сне свалился с жердочки, или лисы испугался?

- А еще «живыми часами» весной и летом могут быть поющие птицы. (Слайд №2)

- Если запел соловей, то значит еще ночь, он поет самый первый. Позже начинает петь жаворонок. В 5 утра – зяблик. А воробей соня, спит долго, встает только в 6 утра. Как воробьи проснулись – значит, и нам пора скоро вставать в садик, в школу, на работу.

- Знали люди и другие «живые часы» - это растения. (Слайд № 3)

- Ребята, а как цветы могут нам сказать, сколько сейчас времени? У них ведь нет ни рта, ни языка, словами они сказать не могут?

- Давным – давно люди заметили, что одни цветки раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер. А третьи – только ночью, а днем всегда закрыты. Цветы открывают свои лепестки и закрывают их строго в определенное время. Как по команде. И они никогда не путаются. Например, одуванчики дружно раскрываются в 5 утра, а к 3 часам дня они гасят свои золотые фонарики и засыпают.

- А сейчас мы немного отдохнем. Физкультминутка «Цветы»

Наши красные цветки

Распускают лепестки. Плавно поднимаем руки вверх)

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет. (Качание руками влево – вправо)

Наши красные цветки

Закрывают лепестки. (Присели, спрятались)

Головой качают (Движения головой влево – вправо)

Тихо засыпают. (Закрываем глаза)

- Ребята, как вы думаете, чем удобны «живые часы»? (Их не надо покупать, красивые, радуют глаз)

- А чем они неудобны? (Нельзя взять в комнату, петухи не живут в городе, цветы не раскрываются в пасмурную, дождливую погоду)

- Люди стали придумывать другие часы. Давным – давно человек заметил, что тень, которая падала от дерева на землю не стоит на месте, а бежит вслед за солнцем. Солнце за день сделало круг по небу, и тень тоже круг пробежала. Наблюдал человек за этим чудом и вот что придумал. Вбил в землю столбик, а вокруг столба начертил круг и поделил круг на 12 частей, каждая часть – 1 час. Солнце взошло и тень медленно от столба двигалась по кругу, отмеряя каждый час. Так человек изобрел циферблат. Такие часы очень долго были на службе у людей. Солнечные часы есть и сейчас. А вы видели солнечные часы? Где? (В городе, на променаде).

- А давайте попробуем показать, как работают солнечные часы? Подойдите к столу. Здесь у нас макет солнечных часов. Фонарь – это Солнце. Солнце движется и тень от палочки не стоит на месте, а движется за ним.

- Чем неудобны такие часы? (Ничего не показывают в пасмурную или дождливую погоду, их нельзя взять в квартиру)

- История часов продолжалась. Один житель древнего города Рима наблюдал за тем, как вода сочилась из кувшина. Придя домой, он в донышке сосуда просверлил маленькую дырочку, налил в сосуд воды и стал следить, как капля за каплей вытекала вода из сосуда. Так прошел час, уровень воды опустился и он сделал на сосуде черточку, через час сделал еще одну и продолжал делать черточки до тех пор, пока отметок не стало 12, каждая из которых равнялась одному часу. Так изобрели водяные часы. (Слайд №5)

- Водяные часы тоже оказались неудобными. Почему? (Все время нужно подливать воду)

- Не случайно с тех пор говорят о времени «Сколько воды утекло»

- Ребята, а как вы думаете, можно ли нам самим сделать водяные часы. Давайте мы с вами сделаем водяные часы, в которые не нужно доливать воду. (Дети вместе с воспитателем изготавливают модель водяных часов).

- И снова возвращаемся к нашим часам. Какими же еще часами пользовались люди в древности?

- Стали люди думать, как бы придумать часы получше, чтобы они одинаково точно показывали время и днем и ночью, и зимой, и летом, и в любую погоду. И придумали. У этих часов нет ни стрелок, ни кружка с цифрами, ни зубчатых колесиков внутри. Сделаны они из стекла. Два стеклянных пузырька соединены вместе. Внутри песок. Когда часы работают, песок из верхнего пузырька сыплется в нижний. Высыпался песок – значит прошло определенное количество времени. Часы переворачивают и счет времени продолжается. И назвали их – какие? (Песочные. Слайд №)

- Как вы думаете, эти часы были удобными? (Нужно все время переворачивать, не положишь в карман, не повесишь на стену, работают только несколько минут).

- Где используют песочные часы в наше время. (Часто их используют в медицине. Когда проводят процедуры. Есть песочные часы и в ванную комнату. Их вешают на зеркало и засекают время, пока чистят зубы. Также ими пользуются в некоторых настольных играх)

- И коль мы с вами живём во времени, а народная пословица гласит «время – золото», потому нет ничего дороже времени. Время нужно использовать с толком. Так, чтобы изготовить мебель, нужно время, чтобы добыть уголь или сварить сталь – нужно время. Время течёт очень быстро, а чтобы успеть сделать полезное дело, необходимо его беречь и правильно использовать. И недаром народная мудрость гласит: «время – деньги» - ведь на каждое дело нужно определённое время. «Кончил дело – гуляй смело».

- А хотите, мы проведем опыт? Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. Давайте проверим. Я предлагаю вам помолчать одну минуту. Песок в песочных часах будет сыпаться ровно одну минуту.

Вера следит за временем, как только последняя песчинка упадет, подай нам сигнал «Стоп игра». Один, два, три.

Как вы считаете 1мин - это много или мало времени. (Много)

- А теперь за 1 мин попробуем собрать живые часы- петушка. За временем буду следить я. Один, два, три. (Работа с танграмом).

- А сейчас, 1 минута- это много или мало времени.

- Ребята, когда мы заняты делом, время проходит быстро, а когда мы просто сидим и молчим, время тянется долго.

- Ребята, как вы думаете, свеча- это тоже часы? (Слайд № 7) Первые огненные часы - это тонкая свеча с нанесенными на нее штрихами. ширина полоски соответствует определенному промежутку времени. Воск от горящего фитиля таял, и вместе с ним таяли полоски. Сколько полосок исчезало, столько часов и проходило. Они сравнительно точно показывали время, а в ночное время еще и освещали жилище. К боковым сторонам свечи иногда прикрепляли металлические штырьки, которые по мере выгорания воска падали, и их удар по металлической чашке подсвечника был звуковой сигнализацией времени. А эти часы удобны? (Они работали только в помещении, где нет ветра)

(Упражнение на релаксацию с сосредоточением на дыхании – «Задуй свечу».)

Глубоко вдохнуть, набирая в легкие как можно больше воздуха. Затем, вытянув губы трубочкой, медленно выдохнуть, как бы дуя на свечу, при этом длительно произносить звук "у".

- Всегда ли и везде ли человек мог пользоваться такими часами. Чем они могли быть опасными? (Свеча могла упасть, и мог произойти пожар)

- Прошло много времени с тех пор, когда человек придумал часы с механизмом. (Слайд №8)

- Правда часы были очень большие, вал - барабан был деревянный и размером с целое бревно, а вместо цепочки на барабан наматывали очень толстый канат с тяжеленными гирями. Часы были настолько громоздкими, что дома они не помещались, их устанавливали на высоких башнях.

Потом появились в домах часы "ходики", их вешали на стену, под часами был маятник. Механизм таких часов состоял из множества шестеренок и пружинок. Такие часы называли механическими. Внутрь их поставил пружину, закрутил ее, а чтобы она не раскручивалась, прикрепил к ней зубчатое колесико. Оно цепляется за другое колесико, и вертит его. Второе же колесико вертит стрелки, а стрелки показывают часы и минуты. Это механические часы. У них есть заводная головка. Когда ее поворачивают, то слышится внутри часов поскрипывание. Это закручивается пружина. Чтобы часы не останавливались, их постоянно нужно заводить.

Физкультминутка «Тик-так».

Тик-так, тик-так

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах

Отбивает каждый такт. Наклоны влево-вправо

А в часах сидит кукушка.

У нее своя избушка. Дети садятся в глубокий присед

Прокукует птичка время,

Снова прячется за дверью Приседания

Стрелки движутся по кругу,

Не касаются друг друга. Круговые вращения руками или туловищем.

А часы идут. идут Ходьба на месте

Иногда вдруг отстают Замедление темпа.

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят бег на месте.

Если их не заведут,

То они совсем встают. Дети останавливаются.

Работа с макетом механических часов. Ребенок покрутит одну из шестеренок сначала почасовой стрелке, затем против часовой, как при этом будет двигаться второй элемент?

- Потом появились карманные часы, они были очень дорогими, могли себе позволить такие часы только очень богатые и знатные люди, по форме они напоминали яйцо. (Слайд № 9) Носили такие часы на цепочке в кармане, а заводили специальным ключиком.

Двигателем таких часов была обыкновенная пружинка.

К тому времени появились часовые мастера - часовщики. Они стали придумывать часы в виде шкатулок, башенок, беседок, научили часы играть музыку.

- Жизнь не стояла на месте, люди стали все больше дорожить своим временем, и часы стали необходимостью для всех людей. Часы стали постоянно совершенствоваться. Появились электронные и электрические часы, внутри которых поместили крохотную электрическую станцию - батарейку. (демонстрация батарейки).

Появились часы, которые невозможно купить, но каждый из вас их может увидеть на площадях, вокзале, на улицах. Существуют даже сказочные часы. (Слайд № 10) Эти часы висят на стене центрального театра кукол в городе Москве. На вершине часов стоит петух, а вокруг него 12 домиков. Каждый час из одного из домиков появляется сказочный персонаж. А когда часы бьют 12 ночи из каждого домика выходят козел, сова, ворона, заяц, лисица, обезьяна, кот, баран, поросенок, коза и волк и все вместе начинают танцевать под музыку.

Вот какой сложный путь прошли часы, чтобы мы смогли их увидеть такими, какими видим в наше время. Время не стоит на месте, и, конечно, со временем появятся новые часы. Видите ребята, какой сложный путь прошли часы. И все это придумал и сделал человек. И может быть, кто-то из вас, став взрослым, придумает новые, более интересные часы.

- А сейчас мы поиграем в игру «Скажи, как называются?»

- Если часы висят на стене, то это часы … (настенные)

-Часы, которые стоят на полу называются …

-Часы, которые носят на руке, называются …

-Нас по утрам будят часы, которые называют …

-Еще есть часы на башнях. Их называют… В нашей стране самые главные башенные часы – на Красной Площади. Они называются «куранты». (Послушать музыкальное сопровождение)

-Часы, которые стоят на камине, называются…

-Были часы, которые находились в карете, как они назывались?.

- Как называются часы, которые нужно заводить?.

- Если бы ты был дизайнером и придумывал новые модели часов, какие бы часы ты придумал?

- Ребята, нам пора возвращаться в детский сад.

Замыкаем дружный круг.

В настоящем, окажемся мы вдруг!

- Пристегните ремни безопасности. Начинаем обратный отсчет 10,9,8,7,6,5,4,3,2,1,пуск! (Используются звуковые эффекты космического полёта.)

- Ребята, где мы сегодня с вами побывали? Что вам больше всего запомнилось?

- Ребята, как называются люди, которые придумывают что-то новое? (Изобретатели).

- Я предлагаю вам вместе с мамами сесть за столы, и мы с вами будем изобретать новый вид часов. (Дети садятся за столы, берут приготовленные пластиковые бутылки и соединяют их между собой склеенными крышками с проделанными внутри дырочками. В одну бутылочку дети насыпают подкрашенную соль, сахар, манную крупу. Затем прикручивают вторую бутылочку).

- Как называются ваши часы? Где вы их можете использовать? Дома засеките время, за которое из одной бутылочки пересыплется одно вещество в другую бутылочку.

Публикации по теме:

Игры-путешествия для старшей группы «Путешествие в прошлое часов» Игры-путешествия для старшей группы ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ЧАСОВ 1 вариант Задачи: Познакомить детей с историей часов; подвести к пониманию.

Конспект образовательного мероприятия по математике с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в прошлое часов» Конспект образовательного мероприятия по математике с детьми подготовительной группы по теме «Путешествие в прошлое часов». Цели : Развитие.

Конспект открытого занятия по познавательному развитию в старшей группе «Прошлое и настоящее города Кемерово» Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшей группы «Прошлое и настоящее города Кемерово» Цели: познакомить детей с историей.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Космическое путешествие» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №32» Конспект занятия по познавательному развитию.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие с Электрошкой» Цель: Расширять знание способствующее воспитанию экологического сознания у детей. Задачи: Познакомить детей с природными источниками энергии.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие по Югре» Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ЮГРЕ» Цель: пробуждение у детей интереса и любви к.

Конспект занятия в подготовительной группе «В прошлое часов» МБДОУ «Детский сад №77» Г. Иваново Занятие в подготовительной группе по ознакомлению с окружающим миром «В прошлое часов».

Организация НОД в подготовительной группе «Путешествие в прошлое часов» в соответствии с ФГОС Актуальность: с проблемой времени человек сталкивается ежедневно, срывая листок календаря, ежеминутно, глядя на часы. Во времени живет и.

Презентация проекта «Путешествие в прошлое часов» Проект "Путешествие в прошлое часов" (старая группа) Тип проекта: познавательно-исследовательский. Краткосрочный. Групповой. Место проведения:.

Разработка НОД по познавательному развитию с детьми 4–5 лет «Путешествие в прошлое одежды» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Автор публикации:
Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе «Путешествие в прошлое часов»
Опубликовано: 5 января 2018 в 22:16
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД