Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Ветер — невидимка»

Ольга Борисова
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Ветер — невидимка»

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад № 374 г. о. Самара

Конспект занятия по познавательному развитию «Ветер - невидимка»

Воспитатель: Борисова О. В.

Цель:

Закрепить знания детей о таком природном явления, как ветер, о его особенностях и значении для человека и окружающего мира; вспомнить о таких природных явлениях как ураган, буря, смерч; познакомить с некоторыми правилами безопасности; учить детей самостоятельно делать выводы и обобщения, устанавливать связи между предметами и явлениями в процессе экспериментальной работы, в дидактических играх; пополнить словарный запас детей такими словами, как «обжигающий», «свирепый», «пронизывающий», побуждать их активно использовать слова, характеризующие ветер.

Предварительная работа:

• Наблюдение на прогулке;

• Беседы о воздухе: «Как увидеть воздух», «Как услышать воздух»;

• Проведение опытов (книга «Воздух - невидимка»);

• Беседа «Ветер, ветер, ты могуч»;

• Чтение стихов, сказок «Волшебник изумрудного города», «Сказка о царе Салтане».

• Рассматривание иллюстраций «Ветреная и безветренная погода»;

• Игры с феном, вентилятором;

• Рисование «Нарисую ветер»;

• Слушание музыки о ветре;

Ход занятия:

Воспитатель рассказывает детям сказку.

Давным-давно это было. В некотором царстве, в некотором государстве жил - был царь, стороны той государь. Царь был суровый, жадный, несправедливый. Однажды решил царь посвататься к принцессе из соседнего царства, но принцесса велела царю прислать свой портрет. Позвал царь художника и велел написать свой портрет. Разложил художник краски, взял кисти, полотно и только было начал рисовать, как что-то зашелестело, зашумело и краски у художника упали и все смешались. Рассердился царь, ногами затопал, кулаками застучал. Во второй раз художник взялся за кисти, но вдруг вокруг потемнело, засвистело, загудело, и неведомая сила унесла кисти у художника. Совсем обезумел царь, еще пуще затопал ногами и приказал художнику, чтобы через два дня портрет был готов, иначе голова с плеч. Загрустил художник, что делать? Краски испортились, кисти пропали. И тогда решил он обратиться за помощью к богатырям: Алёше Поповичу, Добрыне Никитичу и Илье Муромцу (показ картин, ведь им любая нечисть по плечу. Вот и отправились богатыри в дорогу. Долго они шли и дошли до избушки доброго волшебника, который обещал им помочь.

Но для этого надо отгадать загадку и узнать, кто же мешал художнику писать картину царя.

Загадка:

Он бескрылый, а летает,

Безголосый, а свистит,

Хоть безрукий, но бывает,

Груши с веток обрывает.

Так порою он сердит.

Только что он был везде,

Миг - и нет его нигде! (Ветер)

Что это? Давайте поможем богатырям.

Дети: Ветер!

Воспитатель: А почему же ни царь, ни художник его не видели?

Дети: Ветер нельзя увидеть глазами. Его можно только почувствовать.

Воспитатель: Мы помогли богатырям отгадать загадку, и волшебник показал дорогу к ветру. Хотите отправиться вместе с богатырями? Шли, шли богатыри, и дошли до огромного камня, на котором было написано: «Прямо пойдёшь - к ветерку попадёшь. Направо пойдёшь - к ветру попадёшь. Налево пойдёшь - к ветрищу попадёшь» (На доске рисунок камня с разными дорогами).

Дети выбирают дорогу

1. «Ветерок»

Воспитатель: Что умеет делать ветерок?

Дети: Шелестеть листьями, освежить, кружить снежинки, унести воздушный шарик;

(воспитатель открывает картинки - символы)

Воспитатель: А теперь давайте подумаем и скажем, каким бывает ветерок?

Дети: Ветерок бывает нежный, добрый, тёплый, ласковый, освежающий, слабый, незаметный, приятный.

2. «Ветер»

Воспитатель: Что умеет делать ветер?

Дети: Шуметь, качать деревья, поднимать пыль, унести шапку, забираться к прохожим под воротники, гудеть в трубе, дуть, двигать облака, тучи.

(на доске вывешиваются картинки)

Воспитатель: А каким бывает ветер?

Дети: Сильный, тихий, неприятный, прохладный, холодный, колючий, жаркий, быстрый.

3.«Ветрище»

Воспитатель: Что умеет делать ветрище?

Дети: Свистеть, гнать волны, вырывать деревья с корнем, срывать крыши, переворачивать машины, бросать снег и пыль в глаза.

(на доске вывешиваются картинки)

Воспитатель: А каким бывает ветрище?

Дети: Свирепый, обжигающий, пронизывающий, быстрый, сильный, неприятный.

Воспитатель: Ребята, а что же такое ветер, как же он образуется?

Дети: Ветер — это движение воздуха. Ветер дует, потому, что солнце нагревает участки земли и моря. Тёплый воздух поднимается, а холодный - опускается, И когда они встречаются, образуется ветер.

Воспитатель: Ребята, а у нас в группе есть ветер? Давайте проверим.

Опыт: «Живая змейка»

Над свечей (2 шт.) воспитатель держит змейку (спиральная конструкция, она вращается, так как воздух над свечей теплее, и он поднимается вверх.

Физминутка

Ветерок предлагает поиграть.

Чики - чики - чикалочка,

Игра - превращалочка,

Вокруг себя повернитесь

-И в деревья превратитесь.

Дети превращаются в деревья.

Наши ноги - это корни,

Наше туловище - ствол,

Наши руки - это ветви,

Наши пальцы - это листья.

Звучит музыка.

Воспитатель: Подул лёгкий ветерок — зашелестели листочки на деревьях (дети шелестят пальцами). Усилился ветер - затрепетали, закачались веточки (дети шелестят кистями рук). Совсем испортилась погода, сильный ветер раскачивает ветки деревьев, гнет их стволы, клонит к земле (дети раскачивают руками, наклоняются из стороны в сторону). Но вот ветер утих, выглянуло солнышко. Отдыхают деревья от бури (дети выпрямляются, шевелят только пальцами и руками)

Воспитатель: Ребята, назовите, пожалуйста, с какими тремя братцами встретились наши богатыри?

Дети: С ветерком, ветром, ветрищем.

Братцы ветры обещали богатырям, что больше не будут мешать художнику писать портрет царя, если государь изменит свой характер.

Воспитатель: А почему же они не хотели, чтобы художник написал портрет, что плохого делал царь?

Дети: Он был грубым, злым, жестоким, обижал людей.

Воспитатель: Давайте поможем царю исправиться и расскажем ему, какие добрые дела совершает ветер.

Дети: Он помогает надуть парус, помогает запускать воздушного змея; вертит крылья мельницы; переносит семена растений; освежает, если нам жарко? ветер может двигать предметы.

Воспитатель? А мы можем показать царю, как же ветер это делает.

1. Опыт «Парусные суда»

(Ветер помогает плыть паруснику)

На столах прозрачные емкости с водой – это «море».

Воспитатель: Какое сейчас «море»?

Дети: Спокойное, волн нет, вода не двигается.

Воспитатель: Можно ли сделать, чтобы на «море» появились волны?

Дети: Надо подуть на воду.

Воспитатель: Ветер заставляет воду двигаться, гонит волны. Лёгкий ветерок на море моряки называют «бризом». Опускаем на воду кораблик, он не плывёт. Почему кораблик не плывёт?

Дети: Потому что нет ветра.

Воспитатель: Что должно произойти, чтобы кораблик поплыл?

Дети: Надо чтобы подул ветер. (Дети помогают кораблику плыть.)

Ветер по морю гуляет

И кораблик подгоняет,

Он бежит себе в волнах

На раздутых парусах.

Воспитатель: А если очень сильно подуть, что произойдёт с корабликом?

Дети: Перевернётся.

Воспитатель: Как называется очень сильный ветер? - Бурей, Штормом, может перевернуть даже самый большой парусник.

Воспитатель: А на какой картине мы это видели?

Дети: «Девятый вал» Айвазовского.

(Показ картины)

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, ветер имеет силу? Докажите.

Дети: - Он может вырвать дерево с корнем, значит сильный.

- Ещё он надувает огромные паруса, значит, имеет силу и т. д.

Воспитатель: Давайте проверим. Как вы думаете, чтобы поднимать и опускать предметы сила нужна?

2. Опыт «Ветряная лебедка»

Эта игрушечная лебёдка может опускать и поднимать предметы.

1. На картоне нарисовать круг, вырезать его, в центре сделать отверстие и надрезать по краям, по прямым углам линии, чтобы получились лопасти.

2. Слегка отогнуть каждую лопасть. Надеть круг на трубочку, закрепить пластилином.

3. Вставить в трубочку спицу и края закрепить прищепками.

4. Привязать к трубочке нитку, и привязать груз.

5. Дуем вдоль трубочки, чтобы нить наматывалась.

Воспитатель: Вот и рассказали мы царю о делах ветра, о том, каким он может быть: и добрым, и злым. И если государь опять начнёт обижать людей, то налетит ветрище и накажет царя, заморозит его. А что же это за ветер, который может заморозить царя? (Северный ветер, который дует с севера, где снега и льды). А для того, чтобы мы знали, откуда ветер к нам в гости приходит братцы - ветры подарили нам флюгер и вертушки.

3. Опыт «Флюгер»

На картоне пометить направления: север, юг, восток и запад. Вырезать из картона стрелку, прикрепить её к катушке от ниток. Посередине, между буквами прикрепить спицу, на неё надеть сверху катушку. С помощью вентилятора доказать - откуда дует ветер.

Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу. Какие вы ребята молодцы, помогли богатырям, царю. Пожмите себе руку, руку своему товарищу, скажите себе - я Молодец!

Ребята, а «братцы-ветры» подарили нам 4 картины, по которым можно определять, есть ли ветер, и какой он силы. Есть специальная шкала, по которой определяют силу ветра - шкала Бофорта, Мы поместим их в природный уголок, и будем определять каждый день, какой силы дует ветер.

Публикации по теме:

Проект «Социо-игровой подход к воспитанию и обучению детей старшего дошкольного возраста» Отчет Реализация инновационного проекта муниципальной экспериментальной площадки за 2011 – 2013 учебный год по теме: «Социо-игровой.

Развивающая среда в группеРазвивающая среда в группе Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Гнездниковский детский сад «Колосок» Солигалчского муниципального района Костромской.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Научная лаборатория
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по познавательному развитию «Ветер — невидимка»
Опубликовано: 19 ноября 2013 в 23:24
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Пасхальное творчество (фотоочет)
Праздник Пасхи это "праздник праздников", прославляющий победу добра над злом, жизни над смертью, света над тьмой. Накануне пасхи принято печь пасхальные...
3D принтер и развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, так как люди выполняли руками все более тонкую и сложную работу. В связи с этим...
Фотоотчёт о выставке «Пасхальная радость»
Закончился чистый, светлый праздник – Пасха. Но состояние радости не исчезает, ведь приходя каждое утро в детский сад, мы любуются пасхальными поделками...
Нетрадиционное физкультурное оборудование
Вот такие гантели в виде грибочков мы придумали для наших ребят. Внутри гантелей песок, вес получается около 120-130 грамм. Бутылочки закрыты крышкой,...
Фотоотчет «День Победы — славный праздник, мы готовимся к нему»
День Победы – славный праздник, мы готовимся к нему. 9 мая вся наша страна отмечает уже 72 раз славный праздник - День Победы. Наша Армия и наш...