Папки-передвижки

Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Травы»

Галина Чвилёва
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Травы»

Конспект занятия по предметному окружению (экология) в старшей группе. Тема: Травы.

Задача: Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о травах.

Цели:

Образовательные:

Закрепить знания детей о травах и цветах как представителях флоры Земли, их красоте и пользе.

Публикация «Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему „Травы“» размещена в разделах

Обобщить знания детей о том, что на нашей планете существует огромное царство растений, а в нем есть три «государства» — деревьев, кустарников, а также травянистых растений.

Рассказать детям о многообразии трав и их пользе : травы, так же, как и все другие растения, очищают воздух от пыли, обогащают его кислородом; травы — это пища для многих видов травоядных животных, их семена — это корм для птиц; наконец, лекарственные травы помогают излечивать многие наши болезни порой даже лучше, чем таблетки.

Рассказать детям о великом многообразии цветов — дикорастущих и садовых, лесных, полевых, луговых, болотных.

Развивающие:

Развивать логическое мышление детей, развивать умение строить причинно-следственные связи.

Воспитательные:

Воспитывать у детей любознательность, интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к природе. Рассказать детям о Красной книге растений, в которую занесены редкие и исчезающие виды.

Материалы для занятия : различные виды трав, принесённые воспитателем с участка, лупы.

Ход занятия

Часть 1.

Орг. момент

Введение.

Воспитатель: Второй месяц мы разговариваем о весне, о тех изменениях в природе, которые происходят весной. А сегодня я предлагаю вам отгадать загадки и запомнить, о чём они.

1. В белом сарафане встала на поляне. (Береза)

2. В майский день в тени лесной

Он раскрыл цветочек свой.

Яркий и душистый, бело-серебристый. (Ландыш)

3. Я на дерево похож, да не дерево: у него один ствол, да большой, у меня много, да маленьких. (Куст, кустарник)

4. Росла на лугу, оказалась в стогу. (Трава)

5. Зеленую подружку на Новый год зимой срубили на опушке и привезли домой. (Ель)

6. Куст красивый за окном расцветает майским днем.

Что ни ветка — то букет, и душистей веток нет. (Сирень)

7. Как зовут меня, скажи, часто прячусь я во ржи, скромный полевой цветок, синеглазый. (Василек)

8. Что за дерево, скажите: весной одето белыми цветами, а осенью — красными ягодами? (Рябина)

Запомнив ответы на загадки, дети обобщают, что это «Растения».

Воспитатель: Мы уже беседовали с вами о растениях. Мы установили, что огромное царство растений делится на три государства. Вспомните их названия. В наших отгадках есть представители всех трех государств. Ель, береза, ива, сосна - как сказать одним словом?

Правильно, это деревья.

Сирень, смородина, акация — что это такое? Назовите общее слово. (Кустарники.) А сегодня мы отправимся в третье государство царства растений — в государство трав.

Часть 2. Государство трав

Важно привлечь к беседе детей, выслушать их мнение. Занятие будет более интересным и полезным для детей, если воспитатель будет побуждать их к активным высказываниям: «Вы знаете, какая это трава? А чем она полезна? Любят ли ее есть животные?» и т. д. Как правило, дети уже много знают о травянистых растениях - многие мамы заваривают подорожник и мать-и-мачеху для лечения простуды, дачники борются на своих участках с пыреем, а уж подорожник к ранкам прикладывали почти все.

Воспитатель: Сегодня мы будет исследователями государства трав. Для этого нам потребуются: принесённые мною травы, лупа. Как настоящие ученые и исследователи, мы с вами помним, что ко всему неизвестному нужно подходить с осторожностью, неизвестные нам растения нельзя пробовать на вкус.

Травы — первые растения, которые просыпаются весной. Помните, мы с вами однажды на прогулке удивились: земля еще покрыта снегом, появились редкие проталины, а на этих проталинах уже зеленеют первые травинки, не боясь замерзнуть? А стоит только солнышку согнать снег - и весь наш участок зазеленел, покрылся молодой весенней травой.

Дети выбирают известные им травы.

Воспитатель просит детей рассказать, что они знают об этом растении. Выслушав ответы детей, воспитатель дополняет их рассказ, если это нужно.

Воспитатель: Мы с вами привыкли называть траву просто травой, а на самом деле видов трав так же много, как и деревьев, кустарников. Давайте рассмотрим травы.

Вот травянистое растение с узкими, острыми листьями, по которому мы ходим весной, летом и осенью чуть не каждый день. Его имя - пырей ползучий. А знаете, откуда такое название? Посмотрите на его корни. Они словно расползаются под землей, благодаря чему пырей завоевывает все новые и новые территории. Поэтому пырей является опасным сорняком на хлебных полях. Но если на полях пырей приносит вред, мешая росту культурных растений, то на пастбище, на лугу он - желанный гость. Трава эта является прекрасным кормом для домашних животных - лошадей, коров, коз, овец. Кроме того, она устойчива к вытаптыванию: прошел табун лошадей или стадо коров, примяли траву, выщипали ее, вытоптали луг. А на следующий день, глядишь, пырей снова отрастает, вновь зеленеет. Через неделю снова можно пригонять стадо на пастбище.

А вот всем вам хорошо известный клевер. Эта трава - ценный корм для домашних животных, и, надо сказать, весьма ими любимый. Коровы, лошади, овцы, козы зачастую специально разыскивают на пастбищах участки, поросшие клевером, обходя другие травы. Кроме того, клевер является живым удобрением для почвы. Он обладает интересным свойством, благодаря которому снабжает почву полезными веществами. Если распахать поле, засеянное клевером, и посадить на нем овощи, рожь или пшеницу, то урожай их будет богатым.

Сейчас вовсю цветут одуванчики. И на нашем участке их много. Эти цветы любят все, потому что они похожи на маленькие солнышки, выглядывающие из травы. Своим ярким желтым цветом они невольно радуют глаз. Растут они не только на лугах, но и в садах, в полях, около дорог. Прекрасно приспособлены к вытаптыванию. Оказывается, листья одуванчика содержат витамины С и Е, каротин, легкоусвояемые соли фосфора, углеводы и другие полезные вещества. Из них готовят салаты и приправы к мясным и рыбным блюдам, варят супы и щи. Наверное, из-за того, что в листьях одуванчика так много витаминов, их любят морские свинки, хомячки, кролики.

На нашем участке растет и полынь. Она имеет горький вкус и стойкий горько-пряный аромат. С помощью полыни на Руси издавна боролись с тараканами и клопами, не выносившими ее запаха. Для этого пучки полыни развешивались в домах, за печками, на кухнях.

Это растение вам тоже хорошо знакомо. Мать-и-мачеха первая украшает своими желтыми цветками весенние проталины. Своё необычное название она получила за листья: верхняя их сторона гладкая, но холодная («мачеха», а нижняя неравная и на ощупь как будто войлочная, но согревает при прикосновении («мать»). Отвар листьев мать-и-мачехи издавна применяется как средство от кашля.

А вот лист лопуха (репейника). Лопух тоже имеет много полезных свойств. Молодые листья и побеги лопухов содержат много витамина С. Лопух используют для приготовления салатов, винегретов, борщей, супов, ботвиний. Корни лопуха употребляют в сыром, печенном или жареном виде как заменитель картофеля.

Еще одно травянистое растение, всем вам хорошо знакомое -подорожник. Свое название эта трава получила от того, что растет она вдоль дорог. Знаете ли вы, как подорожник распространяет свои семена? Осенью тугие колоски подорожника вытряхивают из плодов- коробочек липкие семена. Прилипают они к сапогам прохожих, к шерсти животных и так переносятся на новые места. Издавна известны целебные свойства подорожника. В листьях подорожника содержатся вещества, ослабляющие боль и останавливающие кровотечение. Поэтому чистым, вымытым листочком подорожника мы закрываем ранки, ссадины и ушибы на коленках и руках. А отвар из листьев подорожника помогает при простуде и кашле.

После рассказа о разных травах, растущих на участке, воспитатель предлагает детям сравнить строение разных видов трав. Дети приходят к выводу, что каждое травянистое растение имеет стебель, листья. Воспитатель рассказывает о том, что у каждого травянистого растения, как у любого растения вообще, обязательно есть цветы. Цветут все растения, просто мы не всегда видим и замечаем их цветы. Конечно, разные травы цветут в разное время, и у многих из них цветы мелкие, не ярко окрашенные, но не менее красивые, чем садовые цветы.

Рассмотреть листья подорожника, мать-и-мачехи через лупу, попробовать описать их.

Подвижная игра «Веночек»

Дети становятся в шеренгу на одной стороне группы : это цветы в саду. Выбирается водящий - садовник. Становится напротив детей на расстоянии 3-4 м. Садовник произносит слова:

Я иду сорвать цветок,

Из цветов сплести венок

Дети:

Не хотим, чтоб нас срывали - (махи руками перед собой).

И венки из нас сплетали - ("вертушка" руками).

Мы хотим в саду остаться - (встать на носки, руки вверх).

Будут нами любоваться - (кружение на носках, руки вверх с наклоном головы).

Дети перебегают на другую сторону. Водящий ловит. Пойманный - водит!

Часть 3. Окончание занятия

Воспитатель рассказывает, что помимо тех трав, которые дети сегодня рассматривали, есть еще много разных травянистых растений. Они растут везде — на лугу, в поле, в лесу, на улицах города, вдоль дорог. Травы, как и другие растения, обогащают воздух кислородом, делают его чище, помогают нам дышать. Многие виды трав обладают целебными свойствами, помогают излечивать болезни людей и животных.

В заключение занятия воспитатель показывает карту с надписью «Царство растений». На ней с помощью условных обозначений отмечены три «государства» — деревьев, кустарников, трав. Воспитатель вместе с детьми рассматривает условные обозначения, они еще раз обобщают существенные признаки разных видов растений. Каждое дерево имеет один довольно толстый ствол, ветви и листья; у кустарников несколько более тонких стволов; травянистые растения имеют стебель и листья. Поэтому уместно дать им следующие условные обозначения.

Пальчиковая гимнастика.

Мы то-па-ли, мы то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

До то-по-ля до-то-па-ли,

Чуть но-ги не от-то-па-ли!

Затем воспитатель предлагает детям «заполнить» «царство растений» рисунками различных растений, которые они знают. Детям выдаются небольшие листы бумаги (вполовину или даже четверть альбомного листа, изобразительные средства — карандаши, фломастеры, пастель, мелки — они выбирают самостоятельно. Свой рисунок каждый ребенок размещает на общей карте сам, и все дети следят за тем, чтобы рисунок попал в свое «государство».

После того как карта заполнена, воспитатель обращает внимание детей на то, что с каждым годом растений на Земле становится меньше, некоторые виды совсем исчезают. Это происходит из-за нашего небрежного, потребительского отношения к природе. Мы считаем, что богатства ее безграничны, неисчерпаемы, что сорванный забавы ради и брошенный цветок не может нанести природе ощутимого вреда. Но что будет, если каждый человек сорвет и бросит только один цветок на большом лугу? Луг останется голым, без цветов. То же самое может произойти с другим лугом, поляной в лесу, садом. Можно рассказать детям о том, что под угрозой полного исчезновения находятся сейчас подснежники и ландыши.

Рефлексия.

Важно ли то, что вы сегодня узнали?

Для чего это пригодиться в жизни?

Какое задание было для вас самым трудным? Почему?

Какое задание больше всего понравилось? Почему?

Что вы расскажите родителям о нашем сегодняшнем занятии?

Публикации по теме:

Конспект музыкального занятия по экологии в старшей группе «Прогулка к озеру» «Прогулка к озеру» Конспект музыкального занятия по экологии в старшей группе. Музыкальный руководитель: Сосидка И. А. Цель: Развитие эмоциональной.

Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему: «Осенний калейдоскоп» Конспект непосредственной образовательной деятельности по экологии в старшей группе на тему: «Осенний калейдоскоп» Цель: Закрепить знания.

Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Лекарственные травы нашего села» Конспект ООД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе: "Лекарственные травы нашего села. " Цель: Ознакомить с лекарственными травами.

Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Конспект открытого занятия по экологии в старшей группе «Удивительные свойства воздуха» Нуриахметова Гульназ Масгутовна Область: Познание.

Конспект занятия по экологии для подготовительной группы на тему: «Луговые цветы» Цель: Уточнить и расширить представления о цветах. Способствовать развитию умения любоваться растущими цветами, видеть и воспринимать их.

Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему «Взаимосвязь и взаимодействие в природе» Конспект занятия по экологии в подготовительной группе на тему: «Взаимосвязь и взаимодействие в природе». Цель: Расширить представление.

Конспект занятия по экологии в старшей группе. Конспект занятия по экологии в старшей группе. «Будь другом природе» Цель: Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношения.

Конспект занятия по экологии в старшей группе «Чем богат наш край» КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ по экологии в старшей группе «Чем богат наш край» Воспитатель : Меньшенина Ирина Владимировна.

Конспект занятия в подготовительной группе по экологии на тему «Будь другом природе» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад №294 городского округа город Уфа Республики Башкортостан.

Презентация проекта на тему «Лекарственные травы заповедника Денежкин камень» Я не только воспитатель но и мама. Представляю вашему вниманию разработанный мной совместно с моей дочерью Викторией воспитанницей подготовительной.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по экологии в старшей группе на тему «Травы»
Опубликовано: 13 ноября 2017 в 18:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД