Получи документы

Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков [В] — [В «]» «Проделки Шапокляк»» для детей 5–6 лет

Анна Лазарева
Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков [В] — [В «]» «Проделки Шапокляк»» для детей 5–6 лет

Занятие

Образовательная область: «Речевое развитие»

Образовательная деятельность:

«Развитие речи»

Тема: «Дифференциация звуков В – Вь». «Проделки Шапокляк»»

группа общеразвивающей направленности для детей в возрасте от 5 до 6 лет

Публикация «Конспект занятия по развитию речи „Дифференциация звуков [В] — [В „]“ „Проделки Шапокляк““ для детей 5–6 лет» размещена в разделах

Цель: Дифференциация звуков В – Вь.

Задачи:

Образовательные: уточнить артикуляцию звуков [в], [вь]; учить выделять звуки из состава слова; дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости; обучать анализу и синтезу прямого слога;

Развивающие : Развивать фонематические процессы; развивать артикуляционную, общую моторику, дыхание, голос; развивать психические процессы: внимание, память, мышление; развивать коммуникативную компетенцию; развивать различные каналы восприятия информации у детей (аудиального, визуального, кинестетического).

Воспитательные: Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности и сотрудничества; формировать коммуникативную, деятельностную, информационную, здоровьесберегающую компетентности дошкольников; формировать положительное отношение детей к педагогу и друг к другу.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии :

1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности: игровая, проблемная ситуации

2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия : беседа, загадывание загадки, создание проблемной ситуации, дидактические игры, анализ и выводы.

3. Приемы организации практической деятельности детей : показ слайдов, комментирование, использование наглядного и раздаточного материала, определение и демонстрация способов изготовления, продуктивная деятельность (аппликация из бумаги).

4. Приемы поддержания интереса у детей : ситуация выбора, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.

5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества продуктивной детской деятельности.

Создание среды для организации и проведения занятия : мультимедиапроектор, презентация, материал для выполнения заданий и продуктивной деятельности (аппликации).

Виды детской деятельности на занятии :

Игровая

Коммуникативная

Познавательно-исследовательская

Изобразительная (аппликация)

Музыкальная

Ожидаемые результаты:

- расширение и активизация словарного запаса

- умение детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении со взрослыми и сверстниками;

- воспитание нравственных качеств;

- умение воспитанников решать интеллектуальные и личностные задачи.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

1. Ребенок задает вопрос.

2. Активно участвует в продуктивной деятельности.

3. Проявляет самостоятельность.

4. Обращается за помощью к взрослому.

5. Сопереживает.

6. Эмоционально реагирует.

План занятия :

1. Вводная часть: 2 мин.

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей.

Определение цели.

2. Основная часть: 20 мин.

Проектирование решений проблемной ситуации.

Выполнение заданий.

Продуктивная деятельность

3. Заключительная часть: 3 мин.

Оценка продуктивной деятельности детей

Подведение итогов занятия

Длительность занятия 25 минут

Ход занятия

1. Вводная часть.

Воспитатель: Сегодня нам пришло срочное видеосообщение:

(На экране появляется Шапокляк).

Шапокляк : Здравствуйте, девчонки и мальчишки!

Я старушка хоть куда:

И умна, и молода!

Со мною всюду крыска

По имени Лариска.

Шапокляк : Надеюсь вы меня узнали? Я Шапокляк! Люблю все портить, менять и забирать! Так вот, расскажу вам маленькую тайну! У одного мальчишки Вани и девчонки Вики, я забрала первые звуки из их имен и теперь (смеется) их зовут. аня и …ика. А чего вы не смеетесь? Я и до ваших имен доберусь!

Воспитатель: Какой ужас, дети остались без имен. Ребята, думаю проделки Шапокляк нужно срочно остановить! Только как это сделать? Надо подумать

Дети: Вернуть первые звуки в имена детей!

2. Основная часть.

Шапокляк : Думайте, думайте! Все равно у вас ничего не получится! Вернуть имена детям смогут только те ребята, которые все знают о звуках, смогут рассказать мне о них, а еще справиться с самыми сложными заданиями, которые придумала – я Шапокляк!

Воспитатель: Ребята что же делать? (ответы детей)

Воспитатель: Уважаемая Шапокляк! Мы с ребятами расскажем о звуках и выполним все твои задания, а ты вернешь именам детей, первые звуки!

Воспитатель: Но, чтобы справиться с заданиями, которые приготовила Шапокляк, нам необходимо подготовиться.

Воспитатель:

Все ребята по порядку

Утром делают зарядку,

Язычок наш хочет тоже

На детишек быть похожим.

Разбудим язычок:

(Развитие артикуляционной моторики: «Улыбка») :

Улыбается ребенок,

Хобот вытянул слоненок.

Вот зевает бегемот,

Широко открыв свой рот.

Воспитатель: Поработаем над развитием дыхания и голоса :

Очень жаркий день-денёчек! (Длительный вдох носом)

Дунь – подунь, мой ветерочек, (Длительный выдох ртом)

Ветерочек-ветерок, (Короткий вдох носом)

Дунь подунь, мой ветерок. (Короткий выдох ртом)

Воспитатель: Ребята напомните мне, что забрала у ребят Шапокляк?

Дети: Первые звуки в именах).

Воспитатель: Как правильно зовут ребят, у которых Шапокляк украла звуки в именах?

Дети: Ваня и Вика.

Воспитатель: Какие звуки были украдены из имен?

Дети: Звуки В и Вь.

Воспитатель: Дайте характеристику звуку В, какой он?

Дети: Звук В – согласный, твердый, обозначаем фишкой синего цвета.

Воспитатель: Верно! Дайте характеристику звуку Вь, какой он?

Дети: Звук Вь – согласный, мягкий, обозначаем фишкой зеленого цвета.

Воспитатель: Молодцы, отлично прошли подготовку! Готовы выполнить задания, которые приготовила Шапокляк?

Дети: Да!

Дидактическая игра «Твердый-мягкий»

Воспитатель: А вот и первое задание! Предлагаю подойти к мольбертам и рассмотреть перфокарты, на которых изображена буква В и картинки на эту букву. Разделимся на две команды. Участники называют картинки и определяют, с какого звука начинается слово : с мягкого или твердого. Если название картинки начинается с твердого звука В, то каким фломастером обводим картинку?

Дети: Синим фломастером.

Воспитатель: А если название картинки начинается с мягкого звука Вь?

Дети: Обводим зеленым фломастером.

Воспитатель: Как быстро команды справились с заданием! Верно, назвали все картинки и определили с какого звука начинается слово!

Дидактическая игра «Один - много»

Воспитатель: Ребята, посмотрите - мяч! (Обращаю внимание детей на лежащий рядом с мольбертом мяч). Видимо это Шапокляк нам его подбросила, чтобы мы поиграли в игру «Один-много».

Воспитатель: Встанем вкруг! Я бросаю мяч и называю слово со звуком В - Вь, а вы называете во множественном числе, например: Врач – врачи.

Воспитатель: Воробей

Дети: Воробьи

Воспитатель: Волк

Дети: Волки

Воспитатель: Ворона

Дети: Вороны

Воспитатель: Ведро

Дети: Ведра

Воспитатель: Велосипед

Дети: Велосипеды

Воспитатель: Вилка

Дети: Вилки

Воспитатель: Веник

Дети: Веники

Воспитатель: Варежка

Дети: Варежки

Воспитатель: Ветка

Дети: Ветки

Воспитатель: Водопад

Дети: Водопады.

(На экране вновь появляется Шапокляк)

Шапокляк : Я смотрю, вы все знаете? А как вам мои дразнилки? Слушайте внимательно и определите лишний слог:

Ва – Во – Ву – Ви

Шапокляк : Какой слог лишний?

Дети: Лишний Ви

Шапокляк : Верно! А почему лишний именно слог Ви?

Дети: Во всех слогах звук В - твердый, а в слоге Ви - мягкий.

Шапокляк : Правильно! Слушайте дальше и определите лишний слог: Ви – Ве – Ва - Вя

Дети: Лишний слог Ва.

Шапокляк : Угадали! А почему лишний именно слог Ва?

Дети: Во всех слогах слышится мягкий звук Вь, а в слоге Ва, звук В твердый.

Шапокляк : Раздразнить вас, у меня не получилось! Посмотрим, как справитесь с загадками!

Шапокляк :

Видали мы его не раз

Он скачет в двух шагах от нас,

- Чик-чирик! Чик-чирик!

Кто к этой песне не привык?

Всю жизнь свою среди людей

Проводит смелый… (На экране появляется воробей)

Воспитатель: Какой звук в этом слове первый?

Дети: Звук В

Воспитатель: Звук В твердый или мягкий?

Дети: Твердый

Шапокляк : Спелая ягода красного цвета,

Косточка в яркую шубу одета.

Ветер листочки колышет чуть слышно.

Ягода та называется (На экране появляется вишня).

Воспитатель: Какой звук в этом слове первый?

Дети: Звук Вь

Воспитатель: Звук Вь твердый или мягкий?

Дети: Мягкий.

Дидактическая игра «Потерялся звук»

Воспитатель: Звук В потерялся, чтоб его найти, я беззвучно произнесу звук и громко остальную часть слова, а вы целиком слово: …аза …аленки …олны …ышка …ыстрел …ата …арежки …оин …ыдра …ыставка …анна …аренье …олос …ырез …афли …олк …ышивка …ыход.

Дидактическая игра «Путаница»

Воспитатель: Шапокляк перепутала все предметы, в словах которых, первый звук В или Вь (На экране появляются перепутанные предметы, назовите предметы, которые вы увидели и определите, какое слово лишнее?

Воспитатель: Какое слово лишний?

Дети: Ветер

Воспитатель: Почему?

Дети: В слове Ветер, первый звук Вь - согласный, мягкий. В остальных предметах слова начинаются на звук В. -твердый

Физминутка

«Мы ветра не боимся»

Воспитатель: «Ветер начинается, (Поднимаем руки над головой, машем вправо – влево)

В звуки превращаемся! (Плавно опускаем руки вниз, встряхиваем кистями рук)

Чтобы ветра не боятся (Повороты туловища с раскрытыми руками в стороны.)

С ним нам надо поиграться! (Прыжки на двух ногах)

Раз, два, три, четыре, пять,

Вышли звуки погулять (ходьба по кругу друг за другом)

Тихо - тихо все идут (ходьба с высоким подниманием колен)

Песенки свои поют

Ветерок вдруг налетел (Машем руками перед собой)

Испугался Звук, присел (Присели)

Головою покачал (Качаем головой вправо - влево)

Страх пропал, а звук привстал (Подскоки на месте)

Больше ветра не боимся. (Из глубокого приседания прыжок вверх.)

С ним играем, веселимся:

Топаем ногами, хлопаем руками (Топаем ногами, хлопки в ладошки)

Весело нам тут играть (Повороты вокруг себя)

Заданья нужно выполнять». (Дети идут на места.)

Воспитатель: Ребята, мы выполнили все задания, а Шапокляк все веселится и не возвращает звуки в имена детей. Нужно, что то придумать!

Воспитатель: Есть идея! Как вы думаете, если мы соберем цветы и подарим Шапокляк, она станет добрее?

Воспитатель: Да! Шапокляк станет добрее и вернет звуки в имена детей!

Воспитатель: Приглашаю вас в цветочную мастерскую, где собирают необычные цветы – «Звуковые ромашки»!

(дети рассаживаются за рабочие столы)

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, нам необходимо подготовить к работе наши пальчики. (Звучит спокойная музыка)

Пальчиковая гимнастика «Цветок»

Посадили зернышко, (Положим в ладошку «зернышко»)

Выглянуло солнышко! (Кисти сжимаем – разжимаем)

Солнышко, свети – свети!

Зернышко, расти – расти! (Ладошки вместе руки вверх)

Появляются листочки, (Пальчики «здороваются» по очереди)

Распускаются цветочки! (Начиная с большого, кисти «распускаются»)

Воспитатель: Обратите внимание, у вас на столах в тарелочках лежат лепестки ромашек, на них нарисованы предметы в названии, которых есть звук В или Вь. На одной ромашке живут слова с мягким звуком Вь, а на другой с твердым В.

К синей серединке приклеим лепесточки с картинками в названии, которых есть звук В, т. к. он обозначается синим цветом, а к зеленой – лепестки с предметами, в которых звук Вь, т. к. он обозначается зеленым цветом.

Не забываем о правилах пользования кисточкой и клеем. Берем кисточку за «юбочку» тремя пальчиками, набираем ей клей и намазываем клеем серединку, к которой приклеим лепесточки, после пользования кисточкой, положим кисточку на подставку, чтоб не испачкать стол клеем.

Продуктивная деятельность «Собери цветок».

А теперь посмотрим, какие ромашки у нас получились. Предлагаю разместить наш букет на выставочном столе

Вы собрали очень красивые и необычные цветы. Букет из «Звуковых ромашек».

3. Заключительная часть.

Воспитатель: Аня, из каких слов состоит твой цветок?

Дети: Собрала ромашку, на которой живут слова с мягким звуком Вь.

Воспитатель: Вика, какого цвета серединка у твоего цветка?

Дети: Синяя.

Воспитатель: Почему?

Дети: Потому что на моем цветке, живут слова с твердым звуком В.

Воспитатель: Ребята, подскажите, для чего мы создали такой красивый «Звуковой» букет?

Дети: Чтобы подарить Шапокляк.

Шапокляк станет добрее и вернет украденные звуки в имена детей!

Воспитатель: Верно ребята! Давайте скорее подарим цветы Шапокляк!

(На экране появляется Шапокляк)

Воспитатель: Уважаемая Шапокляк! Мы выполнили все твои задания, и хотим с ребятами подарить тебе эти цветы.

Шапокляк : Ой, спасибо вам ребята! Мне еще никто никогда не дарил цветов. Вы оказались очень грамотными и выполнили все мои задания. За это я вернула именам детей, первые звуки! И обещаю, больше нечего не портить, не менять и не забирать. На память обо мне, хочу вам подарить вам свой портрет, который вы сможете дома раскрасить. А мне пора возвращаться домой. До свидания, ребята!

Дети: До свидания!

Воспитатель: Ребята, Шапокляк стала добрее и вернула звуки в имена детей.

(педагог хвалит детей по итогам занятия)

Воспитатель: Вы сегодня были большие молодцы! Наше занятие подошло к концу и нам пора возвращаться в группу.

Публикации по теме:

Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок»Дифференциация согласных звуков в словах. Дидактическая игра для развития речи «Собери цветок» Дидактическая игра для развития речи "Собери цветок" Цель: Формирует навыки различия звуков в словах, через развитие фонематического слуха,.

Конспект интегрированного занятия по развитию речи «Путешествие в страну гласных звуков» в старшей логопедической группе Цель: развитие двигательного воображения через дидактические игры по развитию речи. Задачи: Развивающие: 1. Развивать фонематический слух.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]» Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л». Задачи: Коррекционно-образовательные: - уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;.

Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]»Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы «Дифференциация звуков [р]-[р’]» Конспект логопедического подгруппового занятия для подготовительной к школе группы с использованием ИКТ. Тема: «Дифференциация звуков Р-Рь».

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]»Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Коррекционно-обучающие цели: 1. Обобщение и уточнение знаний детей по лексической теме: «Весна». 2. Уточнить артикуляцию звуков [С] - [Ш].

Конспект занятия по развитию речи «Один дома. Звуки [М]-[М’], дифференциация звуков в словах. Буква «М» Конспект занятия по развитию речи (обучению грамоте) в подготовительной группе «Один дома» Звуки [ М-МЬ], дифференциация звуков в словах.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Закрепление произношения звуков по картинкам» Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на тему: «Закрепление произношения звуков по картинкам» Программное содержание:.

Конспект занятия ЗКР в старшей группе «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Программные задачи: упражнять детей в дифференциации звуков в словах, закреплять умение детей определять позицию звуков в словах; учить.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация согласных звуков [п]-[б]» Логопедическое занятие по теме: «Дифференциация согласных звуков «П-Б». Цель: Учить детей различать согласные звуки по звонкости-глухости.

Новогодний утренник «Проделки старухи Шапокляк» в разновозрастной группеНовогодний утренник «Проделки старухи Шапокляк» в разновозрастной группе Новогодний утренник «ПРОДЕЛКИ СТАРУХИ ШАПОКЛЯК». Утренник рассчитан на разновозрастную группу. Ведущий: В зал мы вошли и увидели все.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи «Дифференциация звуков [В] — [В «]» «Проделки Шапокляк»» для детей 5–6 лет
Опубликовано: 5 октября 2021 в 23:48
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД