МААМ-картинки

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Ольга Суханова
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»

Цель: учить дифференцировать звуки «Р» - «Л».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- уточнение артикуляционного уклада звуков «Р» - «Л»;

- упражнять в правильном произношении и различении звуков «Р» - «Л»;

-дифференцировать звуки «Р» - «Л» в слогах, словах, словосочетаниях;

-упражнять в согласовании имен прилагательных с именами существительными во множественном числе;

- совершенствование звукового анализа;

Коррекционно-развивающие:

-закрепить умение дифференцировать звуки «Р» - «Л»;

Публикация «Конспект индивидуального логопедического занятия „Дифференциация звуков [Р]-[Л]“» размещена в разделах

-развивать слуховое и зрительное внимание;

-развивать фонематический слух;

-развивать общую и мелкую моторику рук;

- развитие высших психических функций;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать самостоятельность, контроль за собственной речью.

-формировать положительную мотивацию на занятии.

Оборудование: ведра с фасолью; модели звуков «Р» и «Л»; предметные картинки в форме цветов, ягод и листьев; корзинки розового и голубого цвета; объемные буквы; звуковой пенал, компьютер.

Организационный момент.

Придумано кем-то

Просто и мудро

При встрече здороваться:

«Доброе утро!»

- А теперь давай скажем друг другу «Доброе утро!» и улыбнемся для хорошего настроения.

- Посмотри, какое видео – письмо я сегодня получила.

Баба-Яга: Привет, умняшечки. Совсем забыли меня старую, в гости не заходите. Я решила о себе напомнить, позвонить вам, поколдовала немного и что-то напутала - звуки ваши в дремучий лес отправила. Им оттуда без твоей помощи не выбраться. Ищи их у старого дуба, да по пути мои задания выполняй. Не справишься - сгинут звуки, а без них в школу дороги не видать.

- Какой станет наша речь, если некоторые звуки из нее пропадут?

Ребенок: Некрасивой, непонятной.

-Придется нам с тобой отправиться в дремучий лес. Ты готов спасти звуки?

Ребенок: Да.

Основная часть.

- Ой, а это что у нас на пути? Это нам Баба Яга карту и рюкзак в дорогу дала. Одевай рюкзак, бери карту.

- Что за ведра? Это нам Баба Яга подсказку дала.

- Пододвинь к себе ведерко с фасолью и приготовь правую руку.

Указательный – опустим,

Средний пальчик – вглубь нырнёт.

Большой палец - он поможет.

И игрушку там найдёт.

-Назови предметы, которые были спрятаны (жираф, корова, носорог).

-Послушайте слова еще раз и скажите, какой звук одинаковый звук слышится в этих словах?

-Правильно звук «р».

- А теперь пододвинь второе ведерко.

Аналогично искать предметы в другом ведре с фасолью со звуком «Л» (лошадь, белка, волк). Одинаковый звук «Л».

- Вот мы и узнали какие звуки нам придется спасти – это звуки «Р» и «Л».

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- Смотри перед нами на пути высокие горы. На них есть рисунки, что на них изображено?

Ребенок: Это модели звуков «Р» и «Л»,

Уточнение артикуляционного уклада звука «р», «л». Характеристика звуков.

-Почему ты так решил?

Ребенок: Когда произносим звук «Р» язык дрожит за верхними зубами, горлышко работает. Звук «Р» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Р.

Ребенок: А когда мы произносим звук «Л», узкий язык поднимается вверх за зубы, воздушная струя выходит по боковым краям языка, горлышко работает. Звук «Л» - согласный, звонкий твердый, на письме обозначаем квадратом синего цвета или буквой Л.

- Давай еще раз произнесем эти звуки. Смотри, горы перед нами расступились, и мы можем продолжить путь дальше.

- Теперь мы оказались в ущелье, а здесь очень хорошее эхо. Давай и мы поиграем в игру «Эхо». Я произнесу ритмический рисунок со слогами со звуком «Р», а ты должен воспроизвести такой же ритмический рисунок, но со слогами со звуком «Л».

РА-РА, РА-РА-РА

РО-РО-РО, РО-РО

РЫ-РЫ, РЫ-РЫ, РЫ

РУ, РУ-РУ-РУ, РУ

АР, АР-АР, АР-АР

ИР-ИР, ИР-ИР, ИР

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

Автоматизация в слогах и словах.

- Ущелье прошли и вышли на поляну незаконченных слов. Игра «Закончи слово».

- Закончи слово, подбирая нужный слог – ра или ла. Собирай цветы с картинками (Когда слово названо – цветок переворачивается и появляется картинка).

пи… шко… кону… ска…детво… ды… пасти…но… аку…

- Смотри, а картинка с изображением «акулы» не появилась. А под цветком лежит звуковой пенал. Что нам нужно сделать?

Ребенок: Звуковой анализ.

Ребенок: В слове «АКУЛА» первый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Второй звук «К» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает преграду – корень языка, он глухой, потому что горлышко не работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета. Третий звук «У» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. Четвертый звук «Л» - он согласный, потому что его нельзя петь и долго тянуть воздушная струя встречает препятствие – кончик языка, он звонкий, потому что горлышко работает, и он твердый как молоточек, на письме обозначаем квадратом синего цвета, Пятый звук «А» - он гласный, потому что его можно петь и долго тянуть, воздушная струя не встречает преграду, на письме обозначаем квадратом красного цвета. В этом слове три слога, так как в нем три гласных звука. Ударный слог КУ.

- Предлагаю устроить на полянке привал и немного отдохнуть.

Физкультминутка.

Мы сейчас с тобою встанем,

Отдохнем мы на привале.

Вправо, влево повернись,

Наклонись и поднимись.

Руки вверх и руки вбок –

И на месте прыг да скок!

А теперь бежим вприпрыжку,

Молодцы мы ребятишки.

Замедляем с тобой шаг.

И на месте стой! Вот так!

- Смотри на этой поляне и ягоды растут. Ягоды не простые, тоже с картинками. Найди те, которые отличаются звуками «Р» - «Л».

Рама – лама

Рожки – ложки

Розы – лозы

Брошка – блошка

Игра – игла

Рак – лак

Колобок-коробок

- А теперь, распределим ягоды по корзинкам. Какие картинки мы положим в красную корзину, а какие в желтую.

Ребенок: В розовую - со звуком «Р», а в голубую со звуком - «Л».

- Почему?

Ребенок: В слове «розовая» слышится звук «Р», а в слове «голубая» - «Л».

- А теперь продолжим путь.

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- На пути у нас болото с комарами. Повтори за мной текст и движения, слоги со звуком «Л» - мы хлопаем в ладоши, а слоги со звуком «Р» – хлопаем по ножкам.

ЛА-РА-ЛА-РА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Расскажу про комара (вытянуть руки вперед).

РА-ЛА-РА-ЛА (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Нос у комара – игла (показать нос).

РЫ-ЛЫ-РЫ-ЛЫ (чередование хлопков в ладоши с хлопками по ножкам при произнесении слогов)

Комары малы (показ маленького комарика).

- Вот и болото перешли.

Повторить фразу:

«В лес дремучий мы идем

Отыщем звуки и спасем!»

- Добрались мы до дремучего леса. Перед нами старый дуб. А под ним волшебные листочки. Я назову один предмет, а ты найди на листок с множеством таких предметов и назови их.

Игра «Один-много».

Белый парус - белые паруса

Красивое облако-

Морская волна-

Розовое платье-

Голубой карандаш-

Желтая рубашка-

Хрупкий бокал-

Белая ромашка–

-Молодец, а под дубовыми листьями что-то спрятано. Определи с помощью пальчиков что там.

Ребенок: Это буквы.

- Найди с помощью своих пальчиков буквы Л и Р среди других объемных букв».

- Задания все выполнили, а звуков наших нигде нет. Может надо нам Бабе Яге подарок сделать. Смотри, в дремучем лесу тоже растут цветы. Зрительная гимнастика «Цветы».

Вот ромашка, василек,

Как красив из них венок!

Погулять ты выйдешь в поле,

Их сорвать ты не спеши –

Полюбуйся от души!

Широко открываем глаза, моргаем.

Круговые вращения глазами.

Взор переводим вправо-влево.

Закрываем глаза и представляем цветы.

- Давай вырастим для бабы Яги цветок. Компьютерная игра «Аленький цветочек». Выбираем ведро с той буквой, которая обозначает звук, услышанный в слове.

Итог. Как только вырастает цветок – поступает видео - звонок от Бабы Яги:

- Молодец! Ты добрался до дремучего леса, справился со всеми заданиями, так еще какой для меня цветок вырастил. А звуки свои ты уже нашел. Ты ведь их так четко произносил, когда выполнял мои задания. Прими от меня подарок, он у тебя в рюкзаке. Это книга – в ней живут и звуки и буквы, береги их и никогда не теряй!

- Спасибо, Баба Яга! До свидания!

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цели: • Закрепление навыка различения и правильного употребления звуков [С] и [Ш]. • Развитие фонематических процессов. • Развитие внимания,.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация [ш]-[ж]» Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Дифференциация «Ш»-«Ж» Цель: формирование навыка дифференциации глухих и звонких.

Конспект индивидуального занятия «Дифференциация звуков [Ч ] и [Щ] в слогах и словах» Цель: научить ребенка различать звуки Ч и Щ на слух и в произношении на материале слогов и слов. Задачи: — совершенствовать подвижность.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация шипящих звуков» Задачи: 1. Активизировать в речи детей употребление предложений, прилагательных (подбором определений); закрепить умение описывать предмет.

Конспект логопедического занятия «Паровозик из Ромашково. Дифференциация звуков [С], [Ш]» Цель: дифференциация звуков [С-Ш] и закрепление связи звука и буквы. Коррекционно-развивающие задачи: – уточнить артикуляцию дифференцируемых.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [З] и [Ж] в тексте» Образовательные задачи: - Продолжать учить дифференцировать звуки з и ж в тексте; - Закреплять умение делать сравнительный анализ артикуляции.

Конспект логопедического занятия подготовительной группы «Дифференциация звуков [С] — [Ш]» Конспект логопедического занятия подготовительной группы по теме: "Дифференциация звуков [С] - [Ш]" Составила учитель-логопед – Грачёва.

Конспект логопедического занятия в 1 классе «Дифференциация звуков [Ж]-[Ш] и букв Ж-Ш» Дифференциация звуков и букв Ж-Ш. Цель: закрепить умение различать звуки и буквы Ш - Ж на слух и в произношении: в слогах, словах, предложениях,.

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.

Конспект подгруппового логопедического занятия по теме «Дифференциация звуков [Ш]– [Ж]». ЦЕЛЬ: учить различать звуки [ш] – [ж] изолированно, в словах, в предложениях на слух и правильно обозначать их на письме. ЗАДАЧИ: • Развивать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [Р]-[Л]»
Опубликовано: 18 мая 2018 в 21:18
+115Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 33.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД