Папки-передвижки

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»

Олеся Веретенова
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»

Цель: формировать у детей представления о поздней осени. Находить признаки осени в художественных произведениях; упражнять в составлении сложноподчинённых предложений, упражнять в образовании и подборе имён прилагательных; воспитывать выдержку, умение слушать и слышать друг друга, не перебивать товарища; воспитывать эмоционально-эстетический отклик на выразительность художественного образа.

Предварительная работа: наблюдения за живой и неживой природой;

рассматривание репродукций картин об осени; чтение художественной литературы; заучивание стихотворений, отгадывание загадок.

Публикация «Конспект занятия по развитию речи в старшей группе „Чтение стихов о поздней осени“» размещена в разделах

Материалы: листья деревьев (дуб, берёза, рябина, осина, клён) по

количеству детей (засушенные или вырезанные из бумаги с квадратиком двустороннего скотча на каждом); магнитная доска; лист А2 с аппликацией «Ваза»; репродукции картин И. Левитана «Золотая осень», В. Кубарева «Поздняя осень»; аудиозапись П. И. Чайковский «Времена года» Октябрь. Осенняя песнь»; мультимедиа; презентация: Портрет И. Бунина. Портрет А. Толстого. Портрет А. Майкова.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку, и вы узнаете, о каком времени года мы сегодня будем говорить.

Листья с веток облетают.

Птицы к югу улетают.

"Что за время года"? – спросим.

Нам ответят: «Это ….». (осень)

Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об осени. Выясним, что происходит в природе в это время года. Будем читать стихи, слушать музыку, рассматривать репродукции картин и отмечать, чем красива осень.

Воспитатель: Какое сейчас время года?

Дети: осень

Воспитатель: Назовите осенние месяцы.

Дети: Сентябрь, октябрь, ноябрь

Воспитатель: Какой сейчас месяц?

Дети: Ноябрь

Воспитатель: Значит, на дворе поздняя осень. Что значит «поздняя»?

Дети: Скоро наступит зима

Воспитатель: Какая сегодня погода?

Дети: Ясная или пасмурная

Воспитатель: Сегодня погода ясная, солнечная. Какое сегодня небо?

Дети: Небо голубое или синее-синее.

Воспитатель: Какие краски природа использует, раскрашивая листву на деревьях и кустарниках летом, а какие осенью?

Дети: Летом листья зеленые, а осенью разноцветные.

Воспитатель: Деревья полыхают желтизной. А что значит «деревья полыхают желтизной»?

Дети: На деревьях много жёлтых листьев.

Воспитатель: Что называют листопадом?

Дети: Листопад — это явление природы, когда деревья сбрасывают листву.

Воспитатель: В какую погоду листочков облетает больше?

Дети: В ветреную погоду.

Воспитатель: Под ногами ковер из желтых, золотистых листьев. Почему мы говорим «золотистых» листьев? Это какой цвет?

Дети: Золотистый — от слова «золото». Золото жёлтого цвета.

Воспитатель: Если на улице пасмурно или дождливо, то все вокруг становится серым, тёмным, грустным и унылым. Унылый — это какой?

Дети: Унылый — грустный, без настроения.

Воспитатель: А пасмурно — это как?

Дети: В пасмурную погоду солнышко прячется, на улице серо, тускло

Упражнение «С какого дерева листок?»

Листья падают, кружатся

И у ног моих ложатся.

Я ладошку протяну

И один листок возьму.

А потом другой и третий.

Хороши они, поверьте!

Я от осени привет

Соберу в большой букет!

Воспитатель: Возьмите каждый по одному листочку. (листья рассыпаны на полу). Встаньте в круг. Назовите, лист какого дерева у вас в руке.

Дети:

Лист дуба – дубовый

Лист березы – березовый

Лист рябины – рябиновый

Лист осины – осиновый

Лист клена – кленовый

Игровое упражнение «Закончи предложение».

Воспитатель: Я буду задавать вопросы, тот, кто ответил — прикрепляет свой листик на панно.

• Листья осенью (что делают) – желтеют и опадают.

• Дождь осенью (что делает) – моросит, идет.

• Урожай осенью (что делают) – убирают.

• Птицы осенью (что делают) — улетают в теплые края.

• Деревья осенью (что делают) — роняют листья.

• Звери осенью (что делают)— готовятся к зиме, меняют шубки.

• Когда на улице дождь и ветер (что мы делаем) - мы сидим дома.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы поиграть с друзьями.

• На улице пасмурно и дождливо, поэтому (я что сделал) - я взял с собой зонтик.

• Когда на улице дождь и ветер (мы что делаем) – мы не выходим на прогулку.

• В яркий солнечный день хочется на улицу (чтобы что делать) - чтобы погулять.

Воспитатель: Молодцы! Листики все прикрепили. Что получилось?

Дети: Букет из листьев

Воспитатель: Мы от осени привет — собрали в большой букет!

Дыхательное упражнение «Вдыхаем аромат осени».

Воспитатель: Отдохнуть предлагаю на улице. Раз, два, три повернись и на улице очутись! Как на улице красиво! А какой воздух!

Вдох носом, пауза, под счёт «раз, два, три» выдох ртом.

Воспитатель: Чем пахнет осень?

Дети: Опавшей листвой, дождём, холодом)

Физкультминутка «По утрам морозы»

По утрам морозы. (Дети медленно встают на носочки и поднимают руки вверх)

В рощах желтый листопад. (Плавные движения над головой влево-вправо)

Листья около березы (Медленно приседают)

Золотым ковром лежат. (делают плавные движения руками перед собой влево-вправо)

В лужах лед прозрачно-синий. (Встают, плавно разводят руки в стороны)

На листочках белый иней. (Повороты в право-влево, разводят руками)

Воспитатель: Вернёмся в группу : раз, два, три повернись и снова в группе очутись!

Ребята, перед вами репродукции картин русских художников. Какое время года изображено на картинах?

Дети: Осень

Воспитатель: Исаак Левитан назвал свою картину «Золотая осень». Как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Какая осень?

Дети: Красивая, яркая, солнечная, тихая.

Воспитатель: Ребята, посмотрите на репродукцию картины «Поздняя осень» Кубарева Вячеслава.

Какую осень вы видите здесь?

Дети: Мрачная, холодная, темная, сырая.

Воспитатель: Осень бывает разной – может быть теплой и солнечной, такую осень еще называют золотой, а может быть холодной и дождливой – это поздняя осень.

Воспитатель: Про яркую, броскую красоту осени написано много прекрасных стихотворений. Прекрасные – это какие стихи?

Мультимедиа портрет поэта, картина осени. Чтение стихотворений на фоне музыки (П. И. Чайковский «Времена года» «Октябрь. Осенняя песнь».)

Воспитатель: Одно из них я особенно люблю, не раз читала его вам и сегодня прочитаю, порадую себя и вас! Иван Бунин «Листопад»

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в лазури голубой,

Как вышки, елочки темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в листве сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый терем свой.

Воспитатель: Иван Бунин пишет, что «лес — точно терем расписной». Как вы себе это представляете?

Дети: Листья на деревьях, с наступлением осени, поменяли окраску: стали красными, жёлтыми, оранжевыми, коричневыми; Лес — это дом для диких животных — терем. Терем расписной, нарядный, красивый.

Воспитатель: Чем пахнет осенний лес?

Дети: Дубом и сосной

Воспитатель: Как вы думаете, автору стихотворения нравится осень? Почему вы так решили?

Дети: Автору нравится осень. Он говорит о ней с восхищением.

Воспитатель: Замечательные русские поэты рассказали в стихах об осени так, как увидели и почувствовали её. А теперь послушайте ещё одно стихотворение Алексея Толстого, в котором говорится об осени и о любви. (СЛАЙД 2)

Осень. Обсыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят;

Лишь вдали красуются, там на дне долин,

Кисти ярко-красные вянущих рябин.

Весело и горестно сердцу моему,

Молча твои рученьки грею я и жму,

В очи тебе глядючи, молча слезы лью,

Не умею высказать, как тебя люблю.

Воспитатель: Почему автор говорит «бедный сад»?

Дети: Потому, что листва облетела с веток деревьев и деревья смотрятся без наряда бедненько, сиротливо.

Воспитатель: Какое настроение передаёт нам стихотворение? Почему?

Дети: Настроение грусти, тоски. Нет тех летних красок.

Воспитатель: Ребята, какое стихотворение вам понравилось? Чем понравилось стихотворение? Вы слушали стихотворения, а что вам помогало представить картины осени?

Дети: Музыка

Воспитатель: О каком времени года мы сегодня говорили?

Дети: Об осени

Воспитатель: Какое задание, упражнение вам больше всего понравилось?

Дети: Ответы детей

Воспитатель: Кто и что нам может помочь увидеть всю красоту природы в это время года?

Дети: Поэты, художники, композиторы

Воспитатель: Молодцы, ребята. А теперь пойдемте любоваться нашим деревом.

Публикации по теме:

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Чтение сказки Д. Родари «Хитрый Буратино». Реализация содержания программы.

Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи»Конспект итогового занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в страну Правильной речи» «Путешествие в страну Правильной речи». Программное содержание: Образовательные: • Закреплять употребление в речи имён существительных.

Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода»Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Конспект открытого занятия по развитию речи. Чтение сказки С. Прокофьевой «Великие холода» Цель: Порадовать детей чтением новой сказки С. Прокофьевой.

Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи»Конспект открытого занятия по развитию речи в старшей группе «Путешествие в Страну Красивой речи» Цель: Обобщить знания, полученные в течения первого полугодия учебного года. Задачи: Образовательные: – обогащать словарный запас через.

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию речи «Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и серый волк», помочь оценить поступки героев. Предварительная работа:.

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Горская Наталья Юрьевна Конспект по развитию речи во второй младшей группе Чтение русской народной сказки «Лиса и заяц» Цели: Познакомить.

Конспект занятия по развитию речи «О дружбе» в старшей группе Пр. содержание: формировать у детей представления о дружбе, пробуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать.

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Чтение сказки В. Сутеева «Палочка-выручалочка» Задачи: Продолжать знакомство с творчеством Владимира Сутеева. Учить рассказывать о героях сказки, их поступках; передавать свое эмоциональное.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Зимующие птицы».Составила :Макарова И. Е. Цель: Формировать и закреплять знания о зиме.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе. Беседа «Я мечтал» Цель: учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить высказывания, обобщить и систематизировать знания.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе «Чтение стихов о поздней осени»
Опубликовано: 26 ноября 2020 в 22:40
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД