Воронина Елена
Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте «Волшебные звуки» для детей с ОНР
Подготовительная группа.
Цель: создать условия для развития у детей фонематического слуха и фонематического воспитания.
Коррекционно-образовательные задачи: совершенствование навыков звуко-буквенного анализа и синтеза слов, закрепление навыка правильного употребления в речи понятий: «слово», «слог», «звук», «буква», «гласный», «согласный».
Коррекционно-развивающие задачи: развитие фонематических представлений; зрительного внимания и восприятия; памяти.
Публикация «Конспект занятия по совершенствованию навыков звукового анализа и обучению грамоте „Волшебные звуки“ для детей с ОНР» размещена в разделах
- Звуковой анализ слов. Развитие навыков звукового анализа
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- ОНР. Конспекты занятий
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2020
Воспитательные: формирование доброжелательности, самостоятельности, ответственности.
Ход занятия.
I. – Здравствуйте, дети, я очень рада видеть вас на занятии, сегодня оно будет волшебным, к нам в гости придут волшебные звуки. И вы сами, как настоящие волшебники, будете отгадывать звук, который я хочу сказать только по моим губам и придумывать слова, которые начинаются на этот звук.
Дети отгадывают по беззвучной артикуляции логопеда звуки [А], [У], [О], [И], придумывают слова которые начинаются на этот звук.
- Что вы сейчас говорили?
- Слова
- Из чего состоят слова?
- Из звуков
- Что такое звуки?
- Это то, что мы слышим и говорим.
- Можно увидеть звуки?
- Нет.
- Звуки живут в стране невидимок.
II. 1. Но мы с вами знакомы с волшебными звуками, которые нам прислали свои фотографии, и мы можем их увидеть. В стране звуков живут девочки и мальчики.
- Давайте вспомним девочкиэто какие звуки?
- Гласные.
- Какие гласные звуки мы знаем?
- А, У, О, И, Ы, Э (дети смотрят на пособие и называют звуки).
- Сколько гласных звуков в русском языке?
- 6
- Логопед закрывает пособие, и дети по памяти называют гласные.
2. – Я вам предлагаю вместе с гласными звуками поиграть в игру «сломанный телевизор». В телевизоре будут пропадать гласные звуки, я буду говорить слово неправильно, без первого звука, а вы правильно. И я вам дам картинку с этим словом:
- Первым пропал в телевизоре вот этот звук (логопед показывает – девочку «У»)
- …литка, …тка, …давы, …сы, …кроп.
- вторым пропал звук [А], помогите «починить телевизор»
- …втобус, …льбом, …нтенна, …пельсин, …нанас, …брикос
- теперь пропал [И], помогите «починить телевизор», скажите слово правильно
- …голка, …ва, …грушки, …ндюк, …ндейка, …ндеец.
3. У каждого ребенка 3 картинки (улитка, автобус, иголка и т. д.)
- Играем в игру «Раз, два, три, слово найди». Логопед показывает букву А, У, И дети называют слова, которые начинаются на заданную букву.
4. – Давайте посмотрим еще раз на девочек – гласных и выполним задание.
На картинки, изображающие слова, которые начинаются на У положите гласные буквы (детям раздаются кассы букв, а под картинки положите столько палочек сколько в слове слогов. А как узнать сколько в слове слогов?
- В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Логопед помогает каждому ребенку ответить правильно. «В слове улица 3 слога, потому что 3 гласных звука : у, и, а».
- Буквы убрали, картинки перевернули положили на край стола.
Физкультминутка. Игра: «Звуки я вам говорю, на движения смотрю».
Логопед называет гласные звуки, дети делают движения.
[А] – наклон
[У] – руки наверх
[О] – руки на пояс
[И] – руки в сторону
5. Логопед спрашивает:
- Что я сейчас говорила?
- вы говорили звуки.
- Эти звуки какие?
- гласные.
- Как называются все остальные звуки?
- согласные.
- Чем они отличаются от гласных?
- их нельзя пропеть.
- Какими они бывают?
- твердыми и мягкими.
6. Детям раздаются пособия «Волшебные звуки. согласные», фишки.
Я вам предлагаю поиграть в игру назови близнеца. Я называю твердый звук [М] вы ставите на него фишку и называете парный мягкий [М'].
Детям предлагаются звуки : [Н] - [Н'], [Т] - [Т'], [Д] - [Д'], [П] - [П'], [С] - [С'], [К] - [К'], [В] - [В'].
- А теперь наоборот я буду называть мягкий звук, а вы твердый [М'] - [М].
7. Вы сейчас говорили звуки, а как вы думаете животные и птицы могут произносить звуки?
- Да, кошка мяукает и т. д.
- А почему мы не понимаем, что они говорят?
- Ответы детей.
- Они не могут сказать слова.
- Из чего состоят слова?
- Из звуков.
Я буду называть звуки отдельно, а вы будете говорить слово, если отвечаете правильно, я даю картинку.
- К'…И…Т К…О…Т
Л'…И…С…Т М…А…К
М'…И…Ш…А У…С…Ы
8. – А теперь каждый составит звуко - буквенную схему своего слова из квадратиков и из букв.
- Гласные звуки мы обозначаем какими квадратиками?
- красными.
- Твердые согласные?
- синими.
- Мягкие согласные?
- зелеными.
9. Дети составляют схемы слов, отвечают на вопросы, сколько в слове звуков, называют гласные, твердые, мягкие согласные в своем слове.
III. «Волшебные звуки» сегодня помогли нам поиграть в разные игры и выполнить разные задания. Говорим им «Спасибо».
- Я показываю вам «Волшебный звук», а вы вспоминаете слово, которое начинается на этот звук (картинки лежат перевернутые на столе).
Логопед показывает: [А], [У], [И], дети вспоминают и называют слова. Затем показывает [О], дети говорят, что слов, которые начинаются на [О], у них нет, логопед предлагает им самим придумать, а если сразу не получится придумать вместе с родителями.