Лучший педагог года

Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе

Ирина Гащук
Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе

Цель:

Овладение навыками управления своей эмоциональной сферой : развивать у детей способности понимать, осознавать свои и чужие эмоции, правильно их выражать и полноценно переживать.

Методические задачи:

- Тренировать умение общаться при помощи неречевых средств (мимики, пантомимики, жестов) и понимать собеседника по используемым жестам и мимике.

- Фиксировать внимание ребенка на чужих проявлениях эмоций;

Публикация «Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе» размещена в разделах

- Подражательное воспроизведение чужих эмоций, фиксируя внимание на своих мышечных ощущениях как проявлениях этих эмоций;

- Анализ и словесное описание мышечных проявлений эмоций;

- Повторное воспроизведение этих эмоций в заданных упражнениях, контролируя ощущение.

Материалы и оборудование:

• Иллюстрации – изображения людей с разными выражениями лица (грусти, страха, удивления, радости);

• Пиктограммы – схематические изображения лица с выражением грусти, радости, страха, удивления;

• Аудиозаписи;

• Раздаточный материал – заготовки под пиктограммы эмоций детей и восковые мелки, клей - карандаш и основа эмоционального портрета группы.

Методы и приё мы:

Беседа; игра, направленная на создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение; слушание музыки; рисование пиктограмм; упражнение релаксационной направленности.

Ход занятия:

Приветствие.

Ребята, что мы сейчас с вами сделали? (Поздоровались)

Чем мы пользовались для того, чтобы поздороваться? (Языком, речью)

А теперь представьте, что у нас пропал голос. Сможем ли мы поздороваться тогда? (Ответы детей) Как? Что мы будем использовать вместо слов? (Мимику, жесты). Повернитесь к соседу справа, поздоровайтесь с ним одним из выбранных способов. Хорошо. А теперь давайте поиграем в игру «Приветствие».

«Приветствие»

Цель: создание благоприятного микроклимата и двигательное раскрепощение.

Инструкция: Сейчас зазвучит музыка и мы с вами станем двигаться по всему пространству ковра и при этом здороваться с каждым, кого встретим за руку. Разговаривать при этом не нужно. Не забывайте смотреть человеку, с которым здороваемся в глаза и улыбаться. Как только музыка остановится, остановиться должны и вы.

- За руку.

- Плечиком.

- Локотком.

- Спиной.

(Звучит музыка П. И. Чайковский «Танец пастушков»).

Понравилась игра? Хорошо, когда тебе все улыбаются и все с тобой здороваются.

Вот, оказывается, здороваться без слов мы умеем. Но без слов можно не только здороваться, но и разговаривать!

Как вы думаете, когда ещё бывает нужно «разговаривать без слов»? (Если горло болит, если в комнате кто-то спит или болеет, если между собеседниками стекло).

Давайте поиграем ещё в одну игру.

«Поговорим без слов»

Цель: развивать невербальные средства общения (мимику, пантомимику, внимание, произвольность поведения.

Педагог предлагает детям сказать без слов следующее:

• да (качнуть головой вперёд);

• нет (повертеть головой из стороны в сторону);

• не знаю (пожать плечами);

• до свидания (помахать рукой);

• иди сюда (поманить рукой или пальчиком).

А теперь давайте поделимся на две команды, которые по очереди будут показывать действия и отгадывать, что показала другая команда.

1. У меня болит горло.

2. Я катаюсь на лыжах.

3. Мне холодно.

4. Я мою руки.

Молодцы! Вы хорошо показывали и отгадывали и я всем дам по конфете для хорошего настроения. Её нужно развернуть, съесть и настроение сразу станет замечательным! (Угощаю) А как бы вы без слов поблагодарили за угощение?

Правда приятно, когда тебя понимают без слов?

А вы знаете, что без слов можно показывать не только действия, но и наше настроение, эмоции, чувства? Ведь наши мысли и чувства сразу отражаются на лице, как на экране телевизора и окружающие люди могут понять, что чувствует человек и какое у него настроение. Но для этого нужно быть внимательным и уметь понимать о чём говорят выражения лиц окружающих нас людей – друзей, родителей, знакомых.

Бывают чувства у зверей,

У рыбок, птичек и людей.

Влияет, без сомнения,

На всех нас настроение.

Кто веселится,

Кто грустит,

Кто испугался,

Кто сердит,

Рассеет все сомнения

Путешествие по настроениям.

(Н. Белопольская)

Я приглашаю вас в путешествие по настроениям!

Закрываем глаза, поворачиваемся вокруг себя, открываем глаза. Куда мы попали, в какую страну? Слушайте музыку! (Звучит Ж. Бизе «Карнавал животных. Длинноухие персонажи»).

Какой характер у музыки? Кажется, сейчас что-то произойдёт, кто-то появится, и мы с вами удивимся, правда? Это страна Удивление! Как вы думаете, какие люди здесь живут? Какое выражение лица у них? Посмотрите на мольберт и выберете иллюстрацию, на которой изображён человек с таким настроением. А теперь попробуйте это настроение изобразить. Какое выражение глаз, рта, бровей при этом? ( Показываю пиктограмму: когда мы удивляемся, то брови у нас приподняты, рот открыт и вытянут, глаза широко раскрыты).

Дети, а чему можно удивиться? Чему вы удивлялись в последнее время?

А мы отправляемся в следующую страну! Приготовьтесь, закройте глаза, повернитесь… Слушайте музыку! (Звучит музыка танца «Румба»). Это страна «Радость»!

Какая музыка звучит здесь? Назовите её характер. (Весёлая, жизнерадостная, светлая, праздничная).

С каким настроением здесь живут люди? Выберете портрет с выражением радости на лице. Попробуйте изобразить как люди радуются. ( Пиктограмма: уголки рта приподняты, глаза немножко прищурены).

Как вы думаете, какие цветы растут в этой стране? Какие животные обитают? Какое здесь время года? Дети, а чему вы радуетесь? Как вы думаете: «Радость – это когда…» (Дети продолжают).

Ребята, если бы вы рисовали эту страну, то какие краски бы использовали?

Мы прощаемся со страной «Радость» и попадаем в другую страну. Повернитесь! Послушайте, какая музыка здесь звучит. (Звучит музыка Х. Глюк «Мелодия»). Какой характер у неё? (Печальный, грустный). Эта страна называется «Печаль». С каким настроением здесь живут люди? Выберете нужную иллюстрацию. А если бы вы стали рисовать такое настроение, то какого цвета краски вы взяли бы? Попробуйте изобразить печальное лицо. ( Пиктограмма: уголки рта, брови опущены. Глаза выражают тоску).

Ребята, а у вас бывает такое настроение? Пытаетесь ли вы поделиться своим горем с родителями, друзьями?

На какое время года похоже это настроение, на какую погоду, на какой цвет?

А если вы заметите такое выражение лица у своего друга или у родного человека и поймёте, что он грустит, что вы можете сделать, чтобы исправить настроение? (Развеселить). Как можно развеселить человека? (Ответы детей).

Повернитесь вокруг себя. Вот и последняя страна, которую мы сегодня посетим. Слышите, ребята? (Звучит музыка С. Прокофьев тема волка из симфонической сказки «Петя и волк»). Вам страшно? Да, эта страна называется «Страх». Попытайтесь изобразить это чувство – страх. ( Пиктограмма: глаза широко раскрыты, рот приоткрыт и растянут в стороны, брови поднимаются кверху). Выберете нужную иллюстрацию. Как вы думаете, чего боятся люди этой страны? Одежду какого цвета они любят носить?

Как вы думаете, какие животные здесь живут? А любят ли гулять люди в этой стране?

Ребята, а вам бывало когда-нибудь страшно? Чего вы боялись? Что делали, когда вам было страшно? К кому обращались за помощью? Как можно помочь человеку, если ему страшно?

Мы посетили с вами четыре страны. Как они назывались? (Ответы детей).

Мы рассмотрели портреты людей и пиктограммы с изображением четырёх эмоций. А теперь давайте поиграем.

«Зеркало».

Цель: учить детей распознавать различные эмоциональные состояния, подражать им, развивать эмпатию.

Ход игры

Участники игры разбиваются на пары (по желанию, становятся или садятся лицом друг к другу. Один ребенок с помощью мимики и пантомимики (замедленных движений головой, руками, туловищем, ногами) передает разное настроение. Задача другого ребенка «зеркала» быть его отражением, точно копировать его состояние, настроение. Затем дети меняются ролями.

Мы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнём. Садитесь удобно на ковёр. Мы с вами говорили о разных цветах, когда путешествовали по странам и я хочу показать вам чудесный фильм о радуге.

Упражнение «Радуга».

Цель: Снятие эмоционального напряжения, стимулирование воображения.

(Звучит музыка Ж. Масне «Размышление»).

Закройте глаза. Представьте, что у вас перед глазами находится экран. На экране вы видите радугу – цвета, которые вам нравятся. Каждый цвет вызывает своё настроение и чувство. Вы видите то, что я описываю.

• Первый цвет – голубой. Голубой может быть мягким и успокаивающим, как струящаяся вода. Голубой приятно ласкает глаз в жару. Он освежает нас, как купание в озере.

• Теперь – красный цвет. Красный цвет даёт нам энергию и тепло, на него хорошо смотреть, когда вам холодно.

• Следующий цвет – жёлтый. Жёлтый приносит нам радость. Он согревает как солнце, и мы улыбаемся. Если нам грустно и одиноко, он поднимает настроение.

• Зелёный – цвет природы. Если мы больны и нам не по себе, зелёный помогает нам чувствовать себя лучше.

Откройте глаза. О чём вы думали, когда смотрели на голубой, красный, жёлтый, зелёный цвета? Заметили ли вы, как разные цвета влияют на настроение и даже на самочувствие? (Ответы детей).

И в заключение нашего занятия я хочу предложить вам оставить на память о сегодняшнем дне эмоциональный портрет нашей группы. Вот его основа (вывешивается тонированный лист ватмана, а свои портреты в виде пиктограмм вы сейчас нарисуете.

Проходите к столам. На них я приготовила основы для пиктограмм и восковые мелки. Выберете цвет, который вам сейчас нравится, и изобразите своё настроение. (Звучит музыка П. И. Чайковский «Подснежник»). Приносите свои портреты мне, и мы оформим портрет группы. (Практическое выполнение. Приклеивание на основу).

Давайте посмотрим вместе на портрет, который у нас получился. Нравится он вам? Что можно сказать о настроении, которое живёт в вашей группе? (Ответы детей).

Давайте опять встанем в круг. Пришло время прощаться. Но я желаю вам, чтобы такое замечательное настроение жило в вашей группе всегда. А если кому-нибудь вдруг станет страшно или грустно, то вы знаете что нужно делать, правда?

А теперь давайте подарим друг другу по кругу самую добрую, какая у нас есть улыбку. Я начну первая. (Дети «передают» улыбку по кругу).

Какая добрая улыбка ко мне вернулась! Каждый из вас добавил в неё свою частичку доброты. Спасибо вам!

Публикации по теме:

Круглый стол с элементами тренинга «Душевное общение с ребенком» Цель: просвещение родителей по вопросам гармонизации детско-родительских отношений. Задачи: A) Психологическое просвещение - дать родителям.

Конспект комплексного занятия по подготовке детей к школе с элементами тренинга. Тема – «Веселая игра!» Цель: Подготовка старших дошкольников к обучению в школе. Задачи: Воспитательные: * Воспитывать у дошкольников положительное.

Конспект родительского собрания с элементами тренинга по речевому развитию «Художественное слово в семье» Утверждаю:___ Заведующий МБДОУ №50 Панкратова Н. В___ МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 50 «Колокольчик».

Семинар-практикум с элементами тренинга «Общение педагогов и родителей» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Детский сад комбинированного вида.

Собрание в группе раннего возраста с элементами тренинга «В детский сад без слез!» Форма проведения: практикум. Продолжительность: 1-1, 5 часа. Цели: познакомить родителей с понятиями “адаптация”, “адаптационный период”;.

Круглый стол с элементами тренинга «Я в ответе за свои поступки» Круглый стол с элементами тренинга на тему «Я в ответе за свои поступки» Цель: формирование ответственности за себя, свои действия. Задачи:.

Занятие для воспитателей с элементами тренинга «Путь к волшебству» Цели: поддержка личностного потенциала, гармонизация внутреннего состояние, познания своего «Я». Материалы: пластилин, клеенка, спокойная.

Занятие с элементами тренинга для педагогов Задачи: - сплочение коллектива; - раскрепощение; - формирование благоприятного психологического климата в коллективе; - повышение самооценки.

Занятие с элементами тренинга для подготовительной к школе группы. Снижение агрессивности Тема: Агрессивность. Цель: 1. Снижение агрессивности; 2. Повышение активности; 3. Повторение понятия «эмоция»; 4. Снижение эмоционального.

Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы «Здравствуй, это я!» Конспект занятия с элементами тренинга для средней группы №2 «Желтые тюльпаны» «Здравствуй, это я!». Цели: 1. Знакомство нового специалиста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия с элементами тренинга эмоционального развития в подготовительной группе
Опубликовано: 23 июня 2017 в 02:05
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД