МААМ-картинки

Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Ч], буква Ч, ч»

Ларюшкина Дарья Николаевна
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Ч], буква Ч, ч»

Цель. Уточнять артикуляцию звука [ч]; упражнять детей в умении изменять слова с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов; учить заканчивать слово одним звуком или одним слогом; знакомить с буквой Чч; закреплять образы букв.

Оборудование. карандаши, прописи, палочки счетные, буква Ч на каждого ребенка, круги разных цветов, презентация.

Ход занятия

1. Организационный момент. Приветствие (Дети в кругу)

Воспитатель: С каким звуком мы познакомились на прошлом занятии? Найдите на панно букву, обозначающую звук [ж]. Дайте ему характеристику.

Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте „Звук [Ч], буква Ч, ч“» размещена в разделах

2. Игра «Закончите предложение словом со звуком [ж], обозначающим действие»

Ножом хлеб. (режут).

Весенний ручеек весело. (журчит).

Несчастного человека надо. (пожалеть).

У самого синего моря старик со старухой. (жили).

Взял предмет, на место его. (положи).

Пирожки на сковороде мама. (жарит).

По дорожке дети могут быстро. (бежать).

(Присаживайтесь на свои места)

2. Основная часть.

Воспитатель: Ребята, к нам в гости на поезде приехал кое – кто, я загадаю вам загадку, а вы попробуйте отгадать.

Может плавать в океане,

Может ползать по саванне,

Панцирь в клетку, как рубаха…

Кто же это? … (черепаха)

Воспитатель: Правильно, это черепаха. У неё есть любимое стихотворение. Ребята, послушайте его и скажите, какой звук чаще всего слышится в нем.

Дырчатая тучка!

Поливай водичкой ручки,

Плечики и локоточки,

Пальчики и ноготочки.

Трем мочалкою коленочки,

Щеточкой трем хорошенечко

Пяточки, ступни и пальчики.

Чисто-чисто моем мальчика!

Воспитатель: Как вы думаете с каким сегодня звуком мы с вами будем знакомиться?

Дети: звук Ч

Воспитатель: Верно, это звук Ч. Черепаха хочет рассказать об этом звуке: какой характер у этого звука, какой буквой его обозначают, ответим на сложные вопросы, поиграем в игры.

Станция «Игровая» Артикуляция звука.

Воспитатель: А давайте поиграем с этим звуком, ведь он так красиво звучит, послушайте как: ч-ч-ч. Давайте вместе произнесем: ч-ч-ч. Губы округлены и выдвинуты вперед, зубы сближены, широкий кончик языка упирается в передний край нёба, посередине языка идет толчкообразная воздушная струя.

Воспитатель: Ребята, предлагаю выполнить артикуляционное упражнение

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Воспитатель: Если мы с вами положим ладошку к горлышку, то наше горлышко спит или работает?

Дети: спит

Воспитатель: Значит звук глухой.

Характеристика звука. Звук [ч] — согласный, глухой, всегда произносится мягко (нежно). Обозначается зеленым цветом.

Воспитатель: Черепаха рассказала мне одну историю. Послушайте историю, которая произошла с девочкой Манечкой. Слушайте и помогайте мне.

На поляночке возле леса девочка Манечка собирала грибочки. Вдруг откуда ни возьмись появился большой лохматый медведь и спрашивает грозным голосом: «Что ты делаешь в моих владениях?» — «Грибочки собираю для мамочки да папочки», — ответила Манечка. «Кто тебе разрешил! Вот заберу тебя к себе в берлогу, будешь ухаживать за моим сыночком, — сказал медведь да так и сделал. Посадил Манечку к себе на плечи и понес к своей берлоге.

Станция «Угадайка». Игра «Договори слово».

а) Одним звуком [ч]:

— А Манечка умная была. Стала она дорогу отмечать, бросать предметы, которые у нее были. Если вы закончите слово звуком [ч], то узнаете, какие это были предметы: клю. (ч, кала. (ч, обру. (ч, мя. (ч).

б) Одним слогом:

— Дорога была длинной, и Манечка стала бросать предметы, которые у нее еще остались. Если вы закончите слово одним слогом (-чек, то узнаете, какими предметами Манечка отмечала дорогу:

плато. (чек, фарту. (чек, носо. (чек)

значо. (чек, крючо (чек, поясо. (чек)

Дошел медведь до берлоги. А там медвежонок сидит, ревет, есть просит. Жалко стало Манечке маленького Мишку. Замесила она быстро тесто, печь истопила и испекла вкусные пирожки.

Станция «Ласковая». Игра «Изменение слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов» -оч, -еч

— Поел и уснул маленький медвежонок, а Манечка прибираться стала. Сначала вымыла большую миску, потом маленькую. (мисочку, сначала большую чашку, потом маленькую. (чашечку, сначала большую ложку, потом маленькую. (ложечку).

Поправила сначала большую подушку, потом маленькую. (подушечку, сначала большую простынку, потом маленькую. (простыночку).

Поставила на полку сначала большую корзину, потом маленькую. (корзиночку). И т. д.

Пришел медведь домой. Смотрит, в берлоге чистота и порядок. Говорит медведь Манечке: «Отпустил бы я тебя домой, да некому за Мишуткой моим присматривать». Тут мимо сорока пролетала, услыхала слова медведя и застрекотала: «Ничего ты, медведь, не знаешь. А в нашем лесочке, на зеленом лужочке детский сад открылся для лесных зверят». Медведь и говорит девочке: «Ну что ж, отведешь Мишутку в детский сад. А потом иди домой, если дорогу найдешь. Не найдешь — у меня жить будешь».

Отвела Манечка медвежонка в лесной детский сад и дорогу домой нашла. А помогли ей предметы, которые девочка по дороге бросала.

Воспитатель: Вспомните их, дети. (Дети отвечают развернутым предложением. Воспитатель поощряет ребенка, если он называет несколько предметов, используя интонацию перечисления. При необходимости педагог помогает детям вспомнить предметы.) А сейчас мы с вами отдохнем.

Физкультминутка «Посуда»

Вот большой стеклянный чайник, («надуть» живот, одна рука на поясе)

Очень важный, как начальник. (другая рука — изогнута, как носик)

Вот фарфоровые чашки, (приседать)

Очень хрупкие, бедняжки. (руки на поясе)

Вот фарфоровые блюдца, (кружиться)

Только стукни — разобьются. (рисуя руками круг)

Вот серебряные ложки, (потянуться, руки сомкнуть над головой)

Вот пластмассовый поднос —

Он посуду нам принес. (сделать большой круг)

Знакомство с буквой.

Воспитатель: Мы познакомились со звуком [ч], а вот буква Ч (показ буквы). Как вы думаете на что похожа буква?

«Ч» — вы правильно решили

— Пишут так же, как 4 (четыре).

Только с цифрою, друзья,

Путать букву нам нельзя.

(В. Степанов.)

Звуковой анализ слова «Чашка», сколько букв, сколько слогов?

Ч- согласный, глухой, мягкий, обозначается зеленым цветом.

А- гласная, звонкий, обозначается красным цветом.

Ш- согласный, глухой, шипящий, твердый, обозначается синим цветом.

К- согласный, глухой, твердый (так как рядом с гласной А, синим цветом.

А- гласная, звонкий, обозначается красным цветом.

Игра «Найди буквы». Закрепление образа букв.

Воспитатель: Посмотрите на эти буквы. Назовите звуки, которые обозначают эти буквы. Сколько здесь букв Ч-4? Сколько здесь букв Ж-2?

ЧАУЧМЖНЧБЖДЧ

Игра «Найди звук»

Воспитатель: Ребята, приготовьте свои ладошки. Я буду произносить звуки, слоги, слова. Вы хлопайте в ладоши, когда услышите звук [ч], слог со звуком [ч], слово со звуком [ч].

Ч, С, Ч, Т, Ч, Ч, П, К, Ч

ЧА, ПА, ЧУ, ТИ, ЧИ

МЯЧ, ПАЛКА, ПОЧКА, ЧАЙНИК, ТИГР, ОЧКИ.

Воспитатель: Где находится звук Ч в этом слове? Мяч – конце, почка- середина, чайник – начало, очки – середина. Какие слова вы знаете с этим звуком?

3. Заключительная часть.

Воспитатель: С каким звуком мы с вами сегодня познакомились? Опишите этот звук. Какой буквой он обозначается?

На столе у вас лежать палочки. Выложите при помощи палочек на столе букву Ч. А сейчас возьмите прописи, и заполните.

Прикреплённые файлы:

zvuk-ch_sv6om.pptx | 5093,44 Кб
 
Публикации по теме:

Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Т] и буква «Т» Конспект НОД по обучению грамоте в подготовительной группе. Тема: "Звук и буква Т. т". Занятие: «Путешествие в страну Всезнайкино». Цель.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук [Л], [Л`], буква Л» Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Согласный звук Л (Л)`, буква Л» [Задачи: Ознакомление с буквой Л. Буква Л и.

Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б»Конспект ОД по обучению грамоте в подготовительной группе «Звук [Б] и буква «Б» Цель: ознакомление детей с твердым звуком [б] и мягким звуком [б’], с буквой «Б». Задачи: Развивать у детей умения выделять, различать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия в подготовительной группе по обучению грамоте «Звук [Ч], буква Ч, ч»
Опубликовано: 24 апреля 2024 в 19:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД