Папки-передвижки

Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Наталья Кох
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста

Детям раннего возраста присуще стремление действовать самостоятельно.

«Я сам!» - заявляет ребёнок, часто не осознавая свои возможности. Большое место в трудовой деятельности детей этого возраста занимает самообслуживание. У маленьких детей самообслуживание связано с процессом одевания, раздевания, приёмом пищи и соблюдением элементарных правил личной гигиены (мытьё рук, пользование мылом, полотенцем, носовым платком и т. д.).

Публикация «Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста» размещена в разделах

С первых дней пребывания детей в детском саду мы организуем их процесс самообслуживания. Так как ведущим видом деятельности детей является игра, наша задача именно через игру и игровые приёмы научить детей само обслуживать себя.

Требуется огромное трудолюбие, а так же педагогический такт, чтобы не только не погасить детскую инициативу, но и способствовать её развитию. Поэтому решающее значение здесь имеют игровые приёмы, поскольку именно они позволяют, скрыть педагогическую позицию и более активно воздействовать на малыша.

Большое значение по формированию навыков самообслуживания занимают потешки. Чтобы вызвать у детей желание умываться и сделать для них этот процесс лёгким и приятным, мы читаем потешки, соответственно действию называя имя ребё нка:

«Ладушки, ладушки с мылом моем лапушки,

Чистые ладошки, вот вам хлеб да ложки!»

Или:

«В кране булькает вода,

Очень даже здорово!

Умывается сама Машенька Егорова» (имя ребёнка)

Вот ещё потешка:

«Знаем, знаем, да, да, да!

Где тут прячется вода!

Выходи водица, мы пришли умыться!

Лейся на ладошку по-нем-нож-ку!

Нет, не понемножку – посмелей,

Будем умываться веселей!»

Увлечь ребёнка деятельностью по самообслуживанию можно вызвав у него интерес к предмету. Так во время умывания же предлагаем детям новое мыло в красивой обёртке, разворачиваем его, рассматриваем и говорим: «Какое гладкое мыло, как приятно пахнет. А как, наверное, хорошо это мыло пенится! Давайте попробуем!»

Можно предварительно рассмотреть сюжетные картинки, где изображен ребёнок, который умывается; предметные картинки с изображение предметов необходимых для умывания мыло, мыльница, полотенце на вешалке, кран с водой. Приобщая малыша к здоровому образу жизни, овладению основами гигиенической культуры в процессе умывания, используем игры с водой, с мыльными пузырями.

Весьма действенным приёмом является показ инсценировок с помощью игрушек настольного театра, кукол бибабо, например: «Как хрюша умывается», «Зайка, учит, медвежонка есть красиво и правильно», а так же игровые приёмы с куклой. Так обучая детей снимать одежду, раздеваем куклу Машу, которая гуляла вместе с детьми и сопровождаем свои действия словами, обозначающими последовательность (сначала расстегнуть пуговицы, молнии, застёжки на обуви, аккуратно складывать одежду на полочку. Для закрепления эффективно использовать алгоритм процесса одевания и раздевания с картинками последовательности (одевания, раздевания, которые вывешены в приёмной). Одновременно малыши повторяют и запоминают названия частей одежды. Детям этот приём очень нравится.

Повышает интерес к процессу одевания на прогулку чтение таких потешек (так же применяя имя ребёнка) :

А баиньки, баиньки,

Купим Рите (Никите) валенки

Наденем на ножки,

Пустим по дорожке,

Будет Рита ходить,

Новы валенки носить.

***

Маша варежку надела:

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал,

В свой домишко не пропал»

Маша варежку сняла:

«Поглядите-ка, нашла,

Ищешь, ищешь и найдёшь!

Здравствуй, пальчик,

Как живёшь?»

Можно обыгрывать действия, например: «Тянем, потянем, вытянули ножку. Эту ножку в этот домик, ну а эту ножку – в другой» (надеваем сапожки, брюки). Важное значение для повышения активности детей имеют такие игровые приёмы, как внезапное появление объекта и игрушки, выполнение с ними различных игровых действий. Так же к игровым приёмам можно отнести загадывание загадок, например:

У девочек и мальчиков

Зимою мёрзнут пальчики.

Чтобы пальчики согреть,

Что на ручки нам надеть? (варежки)

Особое воздействие на детей оказывают художественные произведения:

А. Барто «Девочка чумазая», К. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», В. Маяковского «Что такое хорошо и что такое плохо», С. Капутикян «Кто скорее допьёт», З. Александровой «Что взяла клади на место», «Топотушка», И. Муравейка «Я сама», рассказы Л. Вороньковой «Маша- растеряша», потешки: «Водичка, водичка…», «Травка-муравка», «ночь прошла, темноту привела», юмористические частушки Г. Ладонщиковой из книги «Про знакомые дела». Например:

«Я под краном руки мыла,

A лицо помыть забыла

Увидал меня Трезор,

Зарычал: «Какой позор!».

Приучать детей к опрятности следует уже с раннего возраста, напоминать им о необходимости пользоваться носовым платком. Рассказывать малышам о том, как огорчатся туфельки, если у них смяты задники, или не застёгнуты ремешки. Тат же нами успешно проводятся такие дидактические игры как: «Кукла Катя проснулась», «Кукла Катя умывается», «Кукла Катя одевается», «Кукла Катя обедает».

Если дети, собираясь на прогулку, начинают отвлекаться: играть, разговаривать и т. д. в этом случае помогает игровой приём с «рыдающим зайчиком», который не умеет сам одеваться. А помочь ему зайка выбирает ребёнка, который не хотел одеваться. Ребёнок начинает сам одеваться и показывать зайке, как надо делать. Зайка хвалит своего помощника. Необходимо помнить, что если не обращать внимание, на то как, ребёнок выполняет действие (как завернул рукава, застегнул ботинки, убрал в шкаф сменную обувь, у детей не только не формируются необходимые навыки, но и формируются отрицательные привычки (небрежность, неряшливость и т. д.)

Обучая детей раннего возраста навыкам самообслуживания, важно сохранить их стремление к самостоятельности, которое является достижением ребёнка этого возраста, важнейшим фактором его трудолюбия. Положительная оценка даже небольших успехов ребёнка вызывает у него удовлетворение, рождает уверенность в своих силах. Особенно это важно в общении с застенчивыми, робкими детьми. Эффективным приёмом является привлечение положительного примера: «Посмотрите, как Ира быстро и правильно сапожки надела!»

Сначала учебного года в нашей группе проведена большая работа по формированию у детей навыков самообслуживания. В результате этой работы у большинства детей уже сформированы основные навыки по самообслуживанию : малыши умеют сами одевать и снимать одежду, расстёгивать молнию на куртке, убирать одежду в шкафчик, аккуратно вешать одежду на стульчик после раздевания. Дети умеют держать ложку, есть суп из тарелки, пить из кружки, вытирать рот салфеткой, мыть руки, отжимать руки и вытирать своим полотенцем.

Работа по совершенствованию у детей навыков самообслуживания продолжается, мы используем индивидуальный подход к каждому ребёнку, действуя в тесной связи с родителями.

Для родителей приготовили такие консультации:

1.«Какие навыки по самообслуживанию должны быть сформированы у детей раннего возраста»

2.«Потешки на все случаи жизни»

Можно изготовить и применять в работе по формированию навыков самообслуживания, следующие игровые пособия :

1. Д/И «Что делают дети».

2. Д/И «Что сначала, что потом».

3. Д/И «Хорошо – плохо».

Дети свободные от опеки взрослых, более самостоятельны и уверены в своих силах.

Через такой вид труда, как самообслуживание, ребёнок впервые устанавливает отношения с окружающими людьми, осознаёт свои обязанности по отношению к ним.

Обслуживая себя, он начинает понимать цену заботам взрослых и постепенно проявляет заботу о своих близких.

Приучение детей одеваться, есть, умываться, убирать за собой игрушки, воспитывает в них самостоятельность, желание и умение прилагать усилия, достигать положительного результата.

Повторность режимных процессов, постоянство требований к детям, обеспечивают прочность навыков, создают предпосылки для формирования потребности в чистоте и опрятности, привычки к самообслуживанию.

Труд по самообслуживанию повышает работоспособность и выносливость организма, развивает ловкость и координацию движений, доставляет эстетическое удовольствие.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в период адаптации детей раннего возраста Данный материал представляет собой практические советы педагога-психолога при работе с детьми раннего возраста. Цель: психопрофилактика.

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование игровых приёмов в формировании навыков самообслуживания у детей раннего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 ноября 2013 в 17:54
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД