МААМ-картинки

Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как основное средство социально-коммуникативного развития младших дошкольников»

Анжела Шевелева
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как основное средство социально-коммуникативного развития младших дошкольников»

Сюжетно – ролевая игра как основное средство социально – коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Публикация «Опыт работы „Сюжетно-ролевая игра как основное средство социально-коммуникативного развития младших дошкольников“» размещена в разделах

Сюжетно ролевая игра- подлинная практика ребенка, его реальная жизнь в обществе сверстников. К сожалению, с каждым новым поколением детей меняется игровое пространство детства. Сейчас редко увидишь детей играющих вместе. Современное поколение предпочитает коллективным играм индивидуальные компьютерные игры (планшет, телефон). Эта традиция характерна не только для нашей страны, но и для всего мира.

В Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) дошкольного образования игра рассматривается как один из сквозных механизмов развития ребёнка, как важное средство его социализации. Качественно новое социальные требования к системе образования в целом предполагают, что «…развивающемуся обществу нужны образованные, нравственные люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выборы способные к сотрудничеству…» вышеперечисленные качества современной личности формируется далеко не во «взрослой жизни». Как известно, фундамент мировоззрения, характера, привычек закладываются у человека с раннего возраста. Весь педагогический процесс в условиях дошкольного учреждения строится на игровой деятельности.

Игра не возникает сама по себе, кто- то должен открыть, для ребенка мир игры, заинтересовать его им. Поэтому важнейшая задача, стоящая передо мной- проведение специальной работы по развитию игровой деятельности. Большое внимание уделено сюжетной игре. Во- первых, именно этот вид игры позволяет ребенку почувствовать себя самостоятельным, инициативным, «взрослым», значимым. Во- вторых игра способствует развитию его воображения. В- третьих, с её помощью он «обживает» мир взрослых изнутри.

С самого рождения дети сталкиваются с гаджетами (компьютерные игры, рекламные ролики и т. д). они хорошо информированы, могут со мной рассуждать на взрослые темы, делать неожиданные выводы и умозаключения, и я начинаю всерьез задумываться о преждевременном их взрослении, но потом понимаю, это совсем не так, и это касается детей моей группы, в развитии. Что их мышления отнюдь не опережает свой возраст.

Наблюдая за их играми, я отметила, что они не могут принять решения в игровых ситуациях, вытроить диалог со сверстниками, не могут сконцентрироваться на каком- либо занятий, рассеянны, не проявляют, интереса к ролевым играм дети говорят много, н плохо, и сделала для себя вывод, что игровая культура детей, как основное условие развитие личности ребенка, искажена и поэтому считаю, что основной задачей воспитание детей сегодня становится сохранение условий, в которых ребенок играет со сверстниками, фантазирует. При организации сюжетно-ролевых игр я стараюсь учитывать индивидуальные и личностные особенности каждого ребенка, с уважением относиться к каждому участнику игры, давать детям максимальную степень свободы и ни в коем случае не подавлять их фантазию.

Моя задача –умело начать игру, заинтересовать детей и направить в нужное русло. Большое место отводила показу действий с теми или иными игрушками. Например, что бы привлечь внимание детей, я начинала играть с куклой, объединив при этом несколько сюжетов, доступных пониманию детей: «кормлю куклу», «укладываю спать, спев колыбельную».

Дети внимательно наблюдали за моими действиями. Я продолжала игру, а затем передавала куклу детям, словесно направляла дальнейший ход событий. Очень важно, чтоб к куклам, мишкам дети относились как к живым существам, ласково, заботливо. Если кто –то из ребят бросит куклу на пол, обращаю внимание на то, что ей очень больно, холодно, неприятно лежать, она хочет, чтобы ее приласкали, пожалели, поиграли с ней. Малыши быстро реагируют на эти слова.

Для того чтоб игра развивалась необходимо дать детям знания об окружающем, способствовать развитию воображению. С этой целью проводила дидактические игры «Оденем куклу на прогулку», «Постираем кукле платье», «Купание куклы» и т. д. Использовала такой прием как введение куклы в повседневную жизнь детей. Аналогичный такой прием –введение в игровую ситуацию использовала и тогда, когда надо было поддержать интерес к игре, преподнести урок бережного отношения к игрушке. Видя, что интерес к игре не ослабевает, побуждаю к решению новой игровой задачи – предлагаю напоить куклу чаем.

Для обогащения игр детей подбирала простые сюжеты для инсценировок с куклой. Например: мама и дочка пришли с прогулки домой. Дочка захотела есть. Мама сварила кашу, покормила дочку. Такие инсценировки помогают детям в самостоятельности выборе игры «Дочки- матери», а дополнительные атрибуты и предметы заместители обогащают ее содержание.

При руководстве игрой у меня возникали и некоторые трудности. В группу пришли дети, которые не играли вообще Алиса, не проявляла интереса ни к играм, ни к игрушкам. При беседе с мамой выяснила, что дома они играют с одной куклой, даже с ней ложиться спать. Вечером я попросила Вику принести мишку в детский сад, ей здесь будет веселее, а дома ей скучно. Утром я ласково поздоровалась с мишкой и пригласила ее в гости к нам. Так, в течении всего дня я обращалась к кукле как к живому существу. В последующие дни Катя принесла разные игрушки и проигрывала с ними уже знакомые ей действия: кормила, укладывала спать. В ходе общения с девочкой, я побуждала вспомнить знакомые ситуации и задавала новую игровую задачу. Таким образом, у Алисы появился интерес к игрушкам, стали появляться первые игровые замыслы. Девочка стала общительная, веселая.

В игры детей ввожу роли давно известных. Но в какой- то мере забытых профессий почтальон, продавец ведь в настоящее время мы сталкиваемся с тем, что некоторые дети с трудом понимают, чем занимаются их родители менеджеры, дилеры и т. д. Не могут внятно объяснить ребенку, в чем заключается их работа.

Так же я организую игры на основе русских народных сказок.

Социально- коммуникативное развитие детей во все временя, непосредственно связанно с героями, на которых они равняются, но герои книжек, мультфильмов в современном культурном пространстве резко отличаются от тех красивых, неагрессивных персонажей, на которых выросли их родители нынешних дошкольников. Чаще всего героями для наших детей становятся персонажи западных мультфильмов, которые далеко не всегда является носителями духовных ценностей, поэтому в игры своих детей я ввожу доброе, заботливое, любящие, ценящие дружбу персонажи.

Параллельно ведется работа с родителями. Были проведены консультации, родительские собрания, беседы, игры- тренинги, располагается тематическая информация в родительском уголке. С большим желанием родители включаются в игры- тренинги, где мы вместе обсуждаем какую - либо ситуацию. Родители с желанием посещают родительские собрания, активно участвуют в беседах, принимают полученные знания при общении с детьми.

Вывод: Сюжетно –ролевую игру можно расценивать как наиболее доступное средство, способствующее социально – коммуникативному развитию детей, усвоению норм и ценностей, принятых в обществе, развитию общения и взаимодействия ребенка с взрослыми и сверстниками.

В совместных сюжетно –ролевых играх у детей формируется гуманные чувства, способность проявлять участие и заботу, различать не справедливость. А именно этих качеств не хватает в современном мире. Можно уверенностью сказать, что я и мои дети на правильном пути и, надеюсь социальные проблемы общества обойдут нас стороной.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем»Организация прогулки-события как средство социально-коммуникативного развития дошкольников  «Знакомство с северным оленем» Проблема социализации подрастающего поколения является сегодня одной из самых актуальных. Человек начинает осваивать мир с младенчества,.

Сюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенкаСюжетно-ролевая игра «Больница», как средство всестороннего развития ребенка Сюжетно-ролевые игры в детском саду Среди других видов деятельности ребёнка-дошкольника игра является ведущей. Именно в ней наилучшим образом.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Подготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». ФотоотчётПодготовка к педсовету «Система работы по организации социально-коммуникативного развития дошкольников с ОВЗ». Фотоотчёт .

Проект «Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста» Игра - это ведущий вид деятельности, наиболее эффективная форма социализации ребенка, в игре закладываются основы будущей личности. Играя.

Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников»Опыт работы «Сказкотерапия как средство развития речи дошкольников» Антонио Менегетти (итальянский психолог, философ, художник, основатель онтопсихологической школы, продолжающей гуманистическую ветвь психологии).

Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков Сюжетно-ролевая игра как средство формирования у дошкольников речевых навыков. Дошкольное детство – это период активного усвоения ребёнком.

Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыковСюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков Сюжетно-ролевая игра как средство развития коммуникативных навыков. Назарова Т. А. С первых дней жизни ребёнка общение является одним из.

Сюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речиСюжетно-ролевая игра «Телефонный разговор» как средство развития диалогической речи . Авторы Рублева Г. Л, Ишкинина Р. Ф Роль сюжетно-ролевой игры в жизни дошкольников, несомненно, велика. Ребенок в ней «проживает» взрослую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Опыт работы «Сюжетно-ролевая игра как основное средство социально-коммуникативного развития младших дошкольников»
Опубликовано: 15 августа 2023 в 20:14
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.

2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД