Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»

Ирина Зайцева
Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»

МДОУ «Детский сад 62»

Консультация для воспитателей

«Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»

Выполнила: воспитатель Зайцева И. С.

г. Ярославль, 2017

Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых

Публикация «Консультация для воспитателей „Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых“» размещена в разделах

Основная сложность работы по ознакомлению детей с миром профессий заключается в том, что значительная часть труда взрослых недоступна для непосредственного наблюдения за ней, и в силу этого остаются за пределами понимания ребенка, поэтому деятельность педагога по ранней профориентации детей основывается на разнообразных формах и методах работы с детьми и выстраивается системно.

В образовательном процессе ознакомления детей с миром профессий используются различные методы, при этом необходимо учитывать возрастные особенности детей.

Традиционные методы.

1. словесные (беседы, чтение художественной литературы_

2. наглядные (наблюдение конкретных трудовых процессов людей разных профессий, экскурсии, рассматривание картинок, иллюстраций, гость группы)

3. практический (эксперименты с различными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда)

4. игровой (сюжетно-ролевые игры, режиссерские игры, дидактические игры)

Словесные методы

Особое место среди словесных методов занимает использование детской художественной литературы. Своей эмоциональностью, образностью, живостью детская книжка заражает детей энтузиазмом знакомиться спрофессиями взрослых : пробуждает интерес, уважение к труду, желаниеподражать героям литературных произведений, подобно им, хорошо трудиться.

Наглядные методы

Наиболее доходчивы и убедительны живые образы, подлинный пример профессий взрослых. Жизненная наглядность (наблюдения, экскурсии) самые действенные способы ознакомления с трудом взрослых. Они обеспечивают наибольшую отчетливость представлений, максимальную действенность приобретаемых детьми знаний.

Наглядно воспринятое требует, однако, интерпретации. В процессе дальнейших бесед, посредством рассказов воспитателя уточняются, закрепляются, дополняются сведения, полученные во время наблюдений.

Наблюдение.

Наиболее действенные способы ознакомления детей с трудом взрослых, так как оно обеспечивает наглядность и ясность впечатлений. Очень важно отобрать для наблюдений такие виды работ, которые ценны в воспитательном отношении, содержание которых доступно для понимания детьми, вызывает у них желание подражать трудовому поведению взрослых.

В процессе наблюдении за работой взрослых необходимо давать небольшое количество сведений, постепенно их расширяя и углубляя, дополняя известноеновыми знаниями, закрепляя старое. Лишь при таком постепенном углублениидетей в познаваемое явление возможно выработать у них правильные представления о профессиях взрослых, правильное отношение к нему.

Экскурсия

Экскурсия — один из видов занятий по приобщению детей к труду взрослых. Во время экскурсии ребенок может в естественной обстановке наблюдать за трудом взрослых, подчеркнуть особенности профессии. Преимущества экскурсий-занятий и в том, что здесь дети имеют возможность видеть непосредственно труд взрослых. Экскурсия помогает формировать у ребят первичные мировоззренческие представления о взаимосвязях, существующих в процессе трудовой деятельности, материалистическое миропонимание.

Например экскурсия в прачечную, мед. кабинет, школу. С развитием технологий экскурсия может быть виртуальной.

Приглашение гостя

Ещё один способ знакомства с трудом взрослых, который используется не часто но не менее действенен, чем экскурсия, - это приглашение гостей.

Пожарная машина на территории детского сада и знакомство с настоящими пожарными произведут на детей неизгладимое впечатление.

Игровые методы

У детей дошкольного возраста основным видом деятельности является игра.

знакомство с трудом взрослых может проходить в :

1) условиях дидактической игры;

2)условиях режиссерской игры;

3) условиях сюжетно-ролевой игры.

Осознать значимость труда взрослых помогут :

1. Дидактическая игра.

Дидактическая игра способствует усвоению, закреплению у детей знаний, умений, навыков, развитие умственных способностей.

Дидактические игры моделизируют структуру трудового процесса (цель труда, предметы труда, инструменты и орудия труда, результат труда)

В дошкольной педагогике дидактические игры делятся на три основных вида:

1. Игры с предметами

2. Настольно – печатные игры

3. Словесные игры

1) Игры с предметами

Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, используют такие игры с предметами : "Собери набор парикмахера" (игрушечные ножницы, расчески, фен, лак, бигуди – дети выбирают из множества разнообразных предметов). "Строитель" (из множества предметов дети выбирают те, что можно увидеть на стройке – игрушечные – кирпичик, кран, трактор). Также дети взаимодействуют с куклами, на которых одежды людей разных профессий. Играя с ними, дети анализируют, и делают выводы для чего человеку той или иной профессии нужен данный вид одежды. Например: Зачем строителю каска? Повару фартук и колпак?

2) Виды настольно – печатных игр:

1. Подбор картинок по парам. Самое простое задание в этой игре это нахождение среди разных картинок двух совершенно одинаковых. Постепенно задание усложняется. Ребенок объединяет картинки не только по внешним признакам, но и по смыслу. Например, даны 3 картинки с изображением Айболита, на одной из них нет в руках доктора портфеля, дети должны выбрать две другие картинки.

2. Подбор картинок по общему признаку. Устанавливается связь между предметами. Например, "Что нужно доктору?", "Что нужно парикмахеру?", "Что есть в магазине", и т. д. Дети подбирают картинки с соответствующими предметами.

3. Запоминание состава, количества расположения картинок. Например, в игре "Отгадай, какую картинку спрятали?" Дети должны запомнить содержание картинок, а затем назвать ту, которую уберут со стола. Данный вид эффективно способствует развитию памяти.

4. Составление разрезных картинок и кубиков. Для решения дидактической задачи – знакомство с профессиями взрослых, данные картинки могут быть на темы разнообразных профессий. Данный вид эффективно способствует развитию у детей логического мышления.

5. Описание, рассказ пор картинке с показом действий, движений. Задачи: развитие речи детей, воображения, творчества. Например, игра "Отгадай, кто это?" Ребенок изображает звук и движение задуманного другим детям, а они определяют, представитель какой профессии так выглядит и выполняет данные действия.

3) Словесные игры

Они построены на словах и действиях играющих. Описывают предметы, отгадывают по описанию, находят признаки сходства и различия, группируют предметы по различным признакам.

2. РЕЖИССЕРСКИЕ ИГРЫ.

Режиссерские игры – разновидность сюжетно-ролевой игры, в ходе которой ребенок организует деятельность извне, как режиссер, строя и развивая сюжет, управляя игрушками и комментируя действия.

Отличия режиссерской игры:

1) партнеры игры (игрушки, их заменители) неодушевленные предметы, они не имеют своих желаний интересов;

2) речь - главный компонент режиссерских игр;

3)индивидуальная форма осуществления игры;

4) ролью наделен предмет;

5) большая познавательная и творческая активность, инициатива ребенка.

Одним из основных видов игры, где дети знакомятся с трудом взрослых, является сюжетно – ролевая игра.

3. СЮЖЕТНО-РОЛЕВАЯ ИГРА носит самостоятельный творческий характер. Игру создают сами дети.

Но сюжетно-ролевая игра требует предварительной подготовки детей. Ведь ясно, что малыши, не успевшие познакомиться со специальностью, к примеру, полицейского, не смогут разыграть роль полицейского.

В возрастном аспекте сюжетно-ролевая игра в различные профессии идет с постепенным усложнением ее содержания и характера.

Во II младшей группе развиваются игры, изображающие труд взрослых в детском саду, работу водителей, летчиков. Дети в игре начинают повторять действия людей разных специальностей.

В средней группе появляются игры с более сложным сюжетом: построение дома (работа строителей, перевоз пассажиров и грузов (водители автобусов и грузовых машин, труд врачей, медсестер, продавцов. Дети начинают сами придумывать несложные сюжеты, изготовлять некоторые необходимые для игр предметы, игрушки.

В старшей группе поощряются игры, показывающие работу учреждений (магазин, аптека, поликлиника). Совершенствуются игры, в которых отражены отдельные профессии (продавца, почтальона, актера, врача, полицейского, шофера, моряка, летчика). В играх на тему "транспорт" совершенствуются знания правил дорожного движения. Дети учатся выполнять свои замыслы, играть в соответствии с ролью. Так же в играх дети стараются изобразить профессии родителей. Дети вводят в игру новые атрибуты, технику, инструменты.

Дошкольники седьмого года жизни продолжают изображать в сюжетно-ролевых играх работу членов семьи, быт, труд людей. Расширяются и углубляются представления о разных специальностях: на пароходе есть не только капитан, но и штурман, матрос, кок и т. д. развивается способность детей самим намечать тему игры, дети учатся комбинировать свои непосредственные жизненные впечатления со знаниями, приобретенными из рассказов, картин, книг.

Публикации по теме:

Формы, методы и приемы формирования звуковой культуры речи на занятиях и в свободном речевом общении детей средней группы Культура речи - это умение правильно, т. е. в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения и цели высказывания,.

ФЭМП: инновационные методы и формы работы, современное состояние математических представлений у дошкольников Практика работы дошкольных образовательных учреждений, современное состояние науки и техники, культуры предъявляет высокие требования к.

Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультации для родителей и воспитателей по методике формирования элементарных математических представлений у дошкольников Консультацию.

Консультация для младших воспитателей «Взаимодействие взрослых и детей с учетом гендерной принадлежности» Гендерное воспитание – это формирование у детей представлений о настоящих мужчинах и женщинах, а это необходимо для нормальной и эффективной.

Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников» Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников».Реализацию задач по краеведению в ДОО осуществляется.

Консультация для воспитателей «Методы и приёмы развития речи у детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 84 Консультация для воспитателей «Методы и приёмы стимулирования речевой.

Консультация для воспитателей «Формы и методы правового воспитания дошкольников в условиях ДОУ» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21 «Золотой ключик» " Формы и методы правового воспитания.

Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Консультация для воспитателей в детском саду «Традиционные и нетрадиционные формы и методы обучения детей математике» Наглядные, словесные.

Консультация для воспитателей. Виды и Формы организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА    Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать.

Методические рекомендации для воспитателей «Формы и методы обогащения эмоционального опыта дошкольника» «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста одно из важнейших направлений профессиональной деятельности педагога. Эмоции являются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формы и методы формирования у детей представлений о труде взрослых»
Опубликовано: 31 января 2018 в 21:04
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД