Папки-передвижки

Консультация для воспитателей и родителей «Основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ»

Тамара Бобылёва
Консультация для воспитателей и родителей «Основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ»

"Основные подходы к проблеме социализации детей с ограниченными возможностями здоровья на современном этапе развития общества"

Сегодня мы живём в таком мире, когда понемногу стирается грань между теми людьми, кто здоров, и теми, у кого ограниченные возможностями здоровья. По сути, каждый равен перед сложностями и обстоятельствами, проблемы нас заставляют искать новую дорогу, выходить из разных ситуаций.

Публикация «Консультация для воспитателей и родителей „Основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ“» размещена в разделах

Ведь жизнь - длинная лестница вверх, карабкаться по которой, словно в гору, с каждым разом сложнее и сложнее. Перед людьми, имеющими проблемы со здоровьем, стоит та же самая лестница, только вот ступенек на ней всегда чуть больше…

В настоящие время процесс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья исследуют специалисты разных отраслей научного знания, которые не только изучают все аспекты этого процесса, но и исследуют механизмы, этапы и стадии, факторы самой социализации.

Социализация - двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение социального опыта путем вхождения в социальную среду, а с другой - процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду. Среди основных подходов к проблеме социализации детей выделяют несколько этапов, хотелось бы остановиться на самых главных.

Первое - дополнительное обучение. Так, различные клубные формы работы с детьми-инвалидами и их родителями позволяют отчасти восполнить существующий дефицит социального и педагогического внимания к проблемам и заметно оптимизировать воспитание и обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Подобные учреждения являются наиболее открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической помощи инвалидам.

При этом, особая роль принадлежит сотрудничеству педагогов с семьей воспитанников. Родители должны иметь отчетливое представление об особенностях воспитания и обучения особого ребенка, чтобы сгладить проявления возможных негативных социальных и педагогических последствий ограниченных возможностей ребенка. Чем раньше родители осознают необходимость не только лечения, но и обучения, тем больших успехов они добьются.

Дополнительное образование существенно расширяет познания о творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только ребенка, но и его ближайшего окружения.

На сегодняшний день недооценена роль дополнительного образования, которое является открытым, гуманистически направленным, способным быстро и мобильно реагировать на разнообразие мотивов и потребностей социума, а главное, на способности и возможности воспитанников, что особо ценно при работе с детьми-инвалидами.

Второе – это школьное обучение. В современном обществе одной из наиболее важных проблем современной системы образования является ее доступность, в том числе для социальных групп с ограниченными стартовыми условиями. В общеобразовательной школе на сегодняшний день нередко возникают препятствия для получения ими высококачественного образования. Связаны они, прежде всего, с социальным неравенством.

Практика показывает, что изменения организационного и методического характера, которые осуществляются для улучшения положения особой категории детей с ограниченными возможностями здоровья приводят к изменениям, приводящим к оптимизации образовательной системы в целом.

Довольно значима роль совместного образования, которая позволяет в большой степени сократить влияние на детей-инвалидов. Но перед его применением на практике стоит множество преград: это и проблемы с организацией, и создание безбарьерной среды (одноэтажных зданий для школ, пандусов, специальное оборудование мест для общего пользования). Необходимо учитывать также преграды социального характера : существующее стереотипное мышление и предрассудки, готовность преподавательского состава обучать детей с ограниченными возможностями и готовность самих детей и их родителей принимать данную форму образовательной системы.

Есть необходимость и дополнительной переподготовки преподавательского состава в случае расширения сферы образования детей с отклонениями. Даже при существующих на сегодняшний день малых масштабах интеграции необходимость переподготовки преподавательского состава и социальных учителей очевидна. Самым значимым из преград является неприспособленность окружающего пространства для комфортного обучения детей-инвалидов. Это касается школьных зданий и классов, отчасти преподавательского состава, наличия профессионалов с необходимой квалификацией.

Третий и, пожалуй, самый важный аспект – это семья. Мы все родом из детства, в котором, конечно же, живут в своем уютном мирке счастливые родители и счастливые дети. Ведь именно в семье дети приобретают первые навыки взаимодействия, осваивают первые социальные роли, осмысливают первые нормы и ценности.

Роль семьи, естественно, зависит от типа общества, от его традиций и культурных норм. Несмотря на то, что современная семья не может претендовать на ту роль, которую она играла в традиционных обществах, ее роль в процессе социализации все же остается весьма значимой.

Но, к сожалению, далеко не все мамы и папы проблемных детей приходят к правильному решению, обретая жизненную перспективу и смысл жизни. Многие это самостоятельно сделать не могут. В результате нарушается способность приспособления к социальным условиям жизни. На семью с ребенком-инвалидом накладываются медицинские, экономические и социально-психологические проблемы, которые приводят к ухудшению качества ее жизни, возникновению семейных и личных проблем. Не выдержав навалившихся трудностей, семьи с детьми-инвалидами могут потерять смысл жизни.

Казалось бы, в этом случае особенно должна быть ощутима помощь со стороны родственников, друзей. Но когда родственники и знакомые узнают о травме или болезни ребенка, они тоже испытывают свой кризис. Каждому приходиться задуматься о своем отношении к ребенку, к его родителям. Кто-то начинает избегать встреч, потому что боится и собственных чувств, и чувств родителей. Особенно тяжело родителям супругов. Не зная, как помочь и боясь быть бестактными, родственники и знакомые порой предпочитают отмалчиваться, не замечают проблемы, что еще больше затрудняет положение родителей проблемного ребенка.

Поэтому человеку, нуждающемуся в помощи, необходимо уделять внимание, не оставлять его одного. Даже если он не хочет или не может идти на контакт, необходимо, чтобы кто-то находился рядом, и лучше, если таким человеком окажется близкий родственник. Однако, не всегда родные, друзья могут понять состояние родителей, на долю которых выпало нелегкое испытание. В этом случае помочь преодолеть сложный период родителям может социальный работник или те родители, у которых ребёнок с похожим отклонением в развитии и они успешно преодолели трудный период.

Объединение родителей в кружки взаимопомощи очень важно для них, так как помогает уйти от чувства одиночества, безысходности. Помощь членов групп взаимоподдержки заключается в том, чтобы дать «толчок» семье к самостоятельности, к тому, чтобы у неё возникло и укрепилось желание начать жизнь заново и активно помогать процессу социальной реабилитации своего ребёнка.

Помогая друг другу, родители забывают о своём горе, не замыкаются в нём, таким образом, находят более конструктивное решение своей проблемы. Некоторые родители склонны считать своего ребенка как огромное несчастье, посланное свыше за грехи, и считают, что они должны приносить себя в жертву больному ребенку.

Можно посмотреть на это с другой стороны: возможность пересмотреть свою жизнь, собрать всю свою силу, волю и полюбить ребенка таким, какой он есть; жить вместе с ним, радоваться жизни и помогать другим мамам с такими же проблемами, чтобы обрести душевное равновесие.

…Таким образом, проблема социализации сложна, но главное, что в ходе её решения затрагиваются интересы большого количества людей, представителей различных социальных групп и главное - подрастающего поколения - будущего нации. Общество должно предоставить любому человеку право выбора вида в зависимости от его интересов, потребностей и возможностей. На пути становления социализации - одной из главных задач является позитивное отношения к лицам с ограниченными возможностями здоровья в нашей стране.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Основные этапы подготовки к родительскому собранию» Основные этапы подготовки родительских собраний Памятка для воспитателя Этапы проведения родительского собрания Родители – главные воспитатели.

Консультация для воспитателей «Взаимодействие с родителями как условие успешной социализации ребенка» В семье подрастает малыш. Ему уже год, полтора. У родителей появляются первые проблемы, связанные с воспитанием и развитием ребенка. Теперь.

Консультация для родителей на тему «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей дошкольного возраста» Консультация для родителей: «Психолого-педагогические аспекты гендерной социализации детей старшего дошкольного возраста» В истории человечества.

Консультация для родителей «Основные этапы развития высшей нервной деятельности детей раннего возраста» На 2-м и 3-м году жизни при условии правильного воспитания быстро развивается деятельность второй сигнальной системы. Слова, понимаемые.

Консультация для воспитателей ДОО «Основные формы работы с родителями» Консультация для семинара на тему: Основные формы работы с родителями. «Чтобы узнать ребенка, надо хорошо знать его семью» - эти слова.

Консультация для воспитателей «Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника» Консультация для воспитателей "Инновационные подходы в физическом воспитании дошкольника"В соответствии с ФГОС ДО, принятым в Российской.

Консультация для воспитателей на тему «Важность игры в социализации дошкольника» Слайд №1 Консультация для воспитателей на тему: «Важность игры в социализации дошкольников» Слайд №2 Уважаемые коллеги, сегодня, в рамках.

Подходы к консультированию родителей по проблеме готовности ребенка к обучению в школе Для того чтобы осознанно продвигаться в каком-либо виде деятельности, нужно предварительно определить свою цель, а затем спланировать эту.

Консультация «Сущность, факторы и основные задачи социализации личности» Реферат Сущность, факторы и основные задачи социализации личности автор: Жорова Виктория Минск, 2017 Содержание Введение. 1. Сущность.

Здоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возрастаЗдоровьесберегающие подходы к проблеме здоровья детей дошкольного возраста Проблема здоровья детей является актуальным в России. Большую часть недели воспитанники проводят в стенах дошкольного учреждения. Время.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей и родителей «Основные подходы к проблеме социализации детей с ОВЗ»
Опубликовано: 6 января 2018 в 12:37
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД