Папки-передвижки

Консультация для воспитателей «Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников»

Антонина Клешнина
Консультация для воспитателей «Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников»

Консультация для воспитателей

Процесс полоролевой идентификации и половой дифференциации необходим для полноценного развития личности ребенка, подготовки его к выполнению соответствующих полу социальных ролей и в первую очередь семейных.

Формирование гендерной принадлежности и идентичности – одна из задач реализации образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в детском саду.

Публикация «Консультация для воспитателей „Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников“» размещена в разделах

Основными понятиями теории и методики полоролевой идентификации детей дошкольного возраста являются следующие:

полоролевое поведение – действия индивида, которые определяют его принадлежность к определенному полу, знаковое поведение, строящееся на различиях во внешности, одежде, манере держаться, системе жестов, лексике;

полоролевая дифференциация – совокупность генетических, физиологических и психологических признаков, на основании которых различается мужской и женский пол;

полоролевая идентификация – процесс и результат отождествления себя с представителями определенного пола, проявляется в единстве поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли.

Критерии и уровни сформированности полоролевой воспитанности детей дошкольного возраста (по М. А. Радзивиловой).

Низкий уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:

- умением ребенка дифференцировать себя от лиц противоположного пола, отличать мужчин от женщин, мальчиков от девочек по внешним признакам (одежде, длине волос, физиологическим признакам, полоролевому поведению;

- сформированностью телесной идентичности;

- знанием и умением выполнять культурно-гигиенические правила по уходу за собственным телом.

Средний уровень полоролевой воспитанности дошкольников характеризуется:

- половой дифференциацией и идентификацией (видением перспективы собственного развития в маму или папу, женщину или мужчину);

- знанием основ полоролевого поведения мальчиков/девочек, мужчин/женщин, владением представлениями о внутрисемейных половых ролях;

- способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками;

- владением элементарными знаниями о своем организме, об анатомическом строении человека.

Высокий уровень полоролевой воспитанности дошкольников определяется следующими характеристиками:

- осознанием собственного женского или мужского образа «я»;

- умениями применять знания о культурных эталонах мужественности/женственности в повседневной жизни;

- способностью устанавливать партнерские, дружеские отношения со сверстниками своего и противоположного пола, с взрослыми;

- владение представлениями о разнообразном полоролевом репертуаре и умениями, навыками соответствующего полоролевого поведения;

- развитием эмпатии, доброжелательности;

- осведомленностью о возможности агрессивных действий со стороны незнакомых людей, старших детей и навыками личной безопасности.

Работа по развитию полоролевой идентификации должна быть нацелена:

- на ознакомление детей с качествами мужественности и женственности, проявлениями и предпочтениями мужчин и женщин в разных видах деятельности;

- на формирование навыков и умений поведения, а также выработку отношения детей к понятиям красоты, любви, доброжелательных отношений и формирование этих отношений между девочками и мальчиками группы.

То есть формирование гендерной идентичности невозможно без сопоставления себя и своего поведения с поведением и социальными ролями представителей не только своего, но и другого пола. Это означает, что если делить детский коллектив на гендерные группы и заниматься с каждой отдельно, результаты такой работы снизятся, поскольку снизится эффективность решения задач социально-личностного развития детей и образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Психофизические особенности развития мальчиков и девочек.

- У мальчиков недостаточно развита мелкая моторика рук.

- Для полноценного психического и физического развития мальчикам требуется больше пространства, чем девочкам. Если горизонтального пространства мало, они используют вертикальное: лазают по лестницам, забираются на тумбочки, шкафы.

- Психологи отмечают, что к началу обучения в школе мальчики по биологическому возрасту младше девочек на целый год.

- Мальчики медленнее включаются в занятие и быстрее истощаются интеллектуально. Девочки более организованные и усидчивые.

- Девочки предпочитают репродуктивную деятельность, мальчики – проблемно-поисковую, связанную с экспериментированием и активным действием в ситуации обучения. Мальчики часто задают вопросы для получения информации, ломают игрушки, чтобы понять их устройство.

- У девочек лучше развиты речь и словесно-логическое мышление, у мальчиков – пространственное и образно-логическое мышление. Поэтому мальчики плохо воспринимают объяснения на слух, в работе с ними предпочтительнее использовать средства, ориентированные на зрительное восприятие.

- Для мальчиков в речевой оценке взрослого важно, что конкретно, какой момент оценивается в их деятельности. Для девочек важно, кто их оценивает и как, то есть им важно, какое они произвели впечатление. Ругая девочку, не спешите сразу высказывать свое отношение к ней. Сначала объясните ей, в чем она неправа.

Ругая мальчика, коротко и ясно изложите, что конкретно вас не устраивает. Иначе через некоторое время он просто перестанет вас слушать и слышать.

- При оценке результатов деятельности для мальчика наиболее значимым является указание на то, чего он добился. Каждый приобретенный навык, каждый результат положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям.

Формы работы по развитию полоролевой идентификации дошкольников.

1. Организация предметно-развивающей среды.

- Создание в группе библиотеки «Для вас, мальчики и девочки!»;

- Организация уголков:

«Маленькая леди» (бижутерия, аксессуары, шарфы, шляпки, перчатки, сумочки);

«Юный мастер» (разные инструменты, машины, приборы, гаражи);

«Конструкторское бюро» с различными видами конструктора;

«Уголок экспериментирования»;

«Клуб путешествий» с наборами атласов, карт, книг о флоре и фауне нашей планеты;

«Уголок безопасности», «Уголок здоровья».

2. Чтение художественной литературы.

Репертуар художественных произведений по воспитанию у детей идеалов мужественности и женственности делится на блоки.

В первый блок входят произведения, раскрывающие качества мужественности, присущие защитникам Отечества: смелость, стойкость, ответственность; а также произведения о мальчиках, проявляющих мужественность и о мужественных поступках в мирное время, но в необычных обстоятельствах.

Второй блок произведений способствует формированию представлений о некоторых качествах женственности, а именно: заботливости, терпимости к недостаткам других и попечительства по отношению к малышам.

Третий блок произведений направлен на формирование у детей представлений о дружной и счастливой семье, где все заботятся друг о друге, во всем помогают, вместе проводят досуг.

Список произведений художественной литературы представлен в методическом пособии Н. А. Виноградовой и Н. В. Микляевой, «Формирование гендерной идентичности», Библиотека журнала «Управление ДОУ».

3. Этические беседы.

Ш. А. Амонашвили предлагает ввести практику «секретных совещаний» с мальчиками и девочками. Суть этих «секретных совещаний» в том, что мальчикам/девочкам незачем знать, какие наставления дают девочкам/мальчикам. Иначе эта заботливость потеряет свою эстетику обслуживания.

На «секретных совещаниях» с мальчиками рекомендуется обсуждать следующие правила:

- по отношению к девочкам и слабым недопустима грубость (нельзя толкать, отбирать вещи, драться не только с ними, но и в их присутствии, говорить грубые слова);

- к девочкам надо проявлять внимание – пропускать вперед, уступать место, очередь, придерживать дверь, подавать пальто;

- мальчик должен брать на себя работу, требующую физической силы, должен защищать девочек и тех, кто слабее, от опасности.

На «секретных совещаниях» с девочками обсуждаются следующие правила:

- девочке не принято говорить грубым голосом и употреблять грубые слова; она должна обращаться к другим по имени, уважительно;

- тех, кто ссорится, нужно помирить;

- нужно помогать тому, кто не умеет поддерживать красоту и порядок;

- надо замечать, какое настроение у тех, кто рядом с тобой, и помогать тому, кому плохо;

- нужно уметь благодарить мальчиков и мужчин за проявленную внимательность и уважение к девочкам и женщинам.

4. Этические проблемные ситуации.

Воспитателю нужно создавать условия для реализации представлений о половых ролях в различных видах деятельности, проявляя свою компетентность. Этому способствует обсуждение с детьми этических проблемных ситуаций трех видов:

- когда описанная проблема была разрешена двумя детьми, одним правильно, а другим неправильно;

- когда проблема в предложенном рассказе решалась неправильно;

- когда перед ребенком в проблемной ситуации стоял вопрос «Как поступить?».

5. Сюжетно-ролевые игры.

Они также используются как средство реализации детьми своих представлений о мужественности и женственности, преодоление разобщенности детей разного пола. Поэтому, направляя игру детей, следует очень бережно, тактично относиться к их собственному замыслу, инициативе, выбору партнеров по игре. Но видеть в то же время свою задачу в расширении тематики и обогащении сюжетов игр таким образом, чтобы у детей была возможность участвовать в игровом взаимодействии со сверстниками другого пола в процессе привлекательной для себя роли.

Например, игры «Автосервис» и «Мастерская по ремонту бытовой техники», предназначенные для мальчиков. Их можно дополнить сюжетами, «открыв» продуктовый киоск, медицинский пункт. Так в играх участвуют на привлекательных для себя ролях мальчики и девочки.

Однако наибольшие возможности для проявления мужественности и женственности в игровой деятельности создают игры семейно-бытовой тематики. Т

Организуя такие совместные игры, воспитатель следит за становлением партнерских отношений между мальчиками и девочками и выполнением воспитанниками этических норм.

6. Организация трудовой деятельности.

Труд – это вид совместной деятельности, способствующий формированию и закреплению представлений детей о мужественности и женственности. Так, например, при подготовке атрибутов к физкультурному занятию мальчики выполняют трудовые действия, требующие физической силы: приносят скамейки, маты, стойки. Девочки выполняют более легкую работу: раскладывают предметы для общеразвивающих упражнений.

Публикации по теме:

Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста Особенности работы воспитателя по развитию полоролевой идентификации детей дошкольного возраста. Цель Создание условий для естественного.

Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста Тема: «Система работы ДОУ по гендерному воспитанию детей дошкольного возраста» Представления о содержании типичного для пола поведения детей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для воспитателей «Формирование гендерной принадлежности и идентичности у дошкольников»
Опубликовано: 19 октября 2014 в 20:56
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД