Консультация «Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников»

Елена Фатеева
Консультация «Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников»

Игра как средство формирования гуманных взаимоотношениями у старших дошкольников

Консультация «Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников»

Начало обучения в школе – сложный и ответственный этап в жизни дошкольника. Психологи отмечают, что дети 6-7 лет переживают психологический кризис, связанный с необходимостью адаптации к школе. Как помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и полноценно включиться в учебный – воспитательный процесс? Научить ребенка играть и использовать игру как средство социально –эмоционального развития ребенка. Ориентируясь на основные направления развитие воображения, мышления, формирование культуры общения детей. Владеть языком чувств. Ведь человеческий мир – это непрекращающееся общение и взаимодействие друг с другом. В современное время человеческий мир находиться на грани глубокого кризиса, который грозит обернуться глобальными катастрофами и прекратить всякую жизнь, на земле нарастающая напряженность в современном обществе поражает проявление агрессии, ненависти, идей экстремизма среди молодежи. Что может привести к необратимым последствиям в будущем.

Основной причиной данного кризиса, наряду с экологической проблемой, является дефицит толерантности, отсутствие у людей способности к ненасильственному взаимодействию.

В сложившейся ситуации необходимо с дошкольного возраста укреплять психику ребенка, развивать не только его умственные способности, но и эмоционально – волевую сферу, снимать невротические реакции, нейтрализовать страхи и эмоционально – отрицательные переживания. Проблема эмоционально-чувственной сферы в становлении нравственности дошкольника весьма актуальна при подготовке к школе. Именно эмоциональное развитие и воспитание является фундаментом, на котором закладывается, и всю жизнь реконструируются, знания человека. Характер переживаемых эмоций и связанный с ним эмоциональный тонус определяют качество формирования психических познавательных процессов: ощущения, восприятия, памяти, воображения, мышления, чувств и эмоций. Ведь когда мы наблюдаем за природой, слушаем музыку, читаем книгу, то наряду с познавательной деятельностью мы проявляем и свое отношение к новому миру. Наблюдая за прекрасным летним небом. ярким солнцем,мы радуемся. А если видим, как бушует буря идет сильный дождь или кто-то портит природу; все это вызывает разочарование и досаду.

В наш бурный век отрицательных эмоций, постоянных стрессовых ситуаций происходит естественное нарушение баланса эмоционального фона. Эмоциональный мир – это разнообразный спектр чувств и эмоций, возникающих в процессе познания и деятельности человека, и поэтому только согласованное функционирование и единство эмоционального и интеллектуального развития могут обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности.

Эмоции и чувства – это личностное отношение человека не только к окружающей действительности, но и к себе. Мир чувств и эмоций сложен. Богатство эмоциональных переживаний помогает нам лучше понять происходящее. Эмоции и чувства придают словам и поступкам своеобразный колорит. Высказывание Л. С. Выготского от 1926 года и сейчас актуально: «почему-то в нашем обществе сложился односторонний взгляд на человеческую личность, и почему-то все понимают одарённость и талантливость применительно к интеллекту. Но можно не только талантливо мыслить, но и талантливо чувствовать»

Формирование «умных эмоций» и коррекцию недостатков эмоциональной сферы необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее важных, приоритетных задач воспитания, развития ребенка.

Итак, центральная психическая функция дошкольников – эмоциональная. Поэтому, с одной стороны, им необходимы яркие эмоциональные впечатления, а с другой стороны – игры, упражнения, которые помогают детям научиться управлять эмоциями, исправлять и их осознавать.

Исключительное значение чувств и эмоций в развитии личности ребёнка подчёркивал В. А. Сухомлинский. Он считал - надо научить ребенка сердцем чувствовать другого человека. При этом, по его мнению, ребенок начинает чувствовать переживания другого только в случае оказания ему действительной помощи, сочувствия и заботы: «Доброе чувство утверждается в сердце тогда, когда ребенок что-то делает, чтобы облегчить горе другого человека». На основе способности воспринимать и распознавать эмоциональные состояния других людей у дошкольников возникает ответная эмоциональная вовлеченность в состояние другого, в результате чего настроение и переживания одного ребенка передаются другим детям.

В дошкольном возрасте эмоциональный мир ребенка богат и разнообразен. Ведь он переходит от базовых эмоций: страха, радости к более сложной гамме чувств: радуется и сердится, ревнует и грустит. В общении со сверстниками использует язык таких чувств, как выражение оттенков переживаний при помощи взглядов, жестов, улыбок, движений, интонаций голоса. Развитие эмоциональной сферы зависит от характера общения ребенка с взрослыми и сверстниками. Взрослые должны стремиться к установлению тесных эмоциональных контактов с ребенком – это жизненный источник формирования чувств дошкольника. Мы знакомим детей с языком эмоций. Выразительными средствами, которыми являются позы, мимика, жесты, взгляды, речь. Обучаем пользоваться ими как для проявления собственных чувств и переживаний, так и для понимания эмоционального состояния других; помогаем ребенку понять, как легко может возникнуть ссора или даже драка; способствуем осознанию причин конфликтов, обучаем способам и приемам их самостоятельного разрешения, владением своими эмоциями умением общаться.

Всё это способствует постепенному, осознанию детьми того, что одни и те же предметы, действия, события могут быть причиной различных эмоциональных состояний, вызывать разное настроение; что свое внутреннее отличие от других людей и схожесть с ними мы познаем, сравнивая свои собственные и чужие ощущения и переживания.

Естественной средой общения для ребенка является разнообразная игровая деятельность. Игра имеет внутренний смысл, приводит внешний мир в соответствие с имеющимися у ребенка представлениями. Игра погружает ребенка в само исследование, учит понимать себя и справляться с трудностями. О первостепенном значении игры для ребенка свидетельствует тот факт, что ООН провозгласила игру универсальным и неотъемлемым правом ребенка. Игра – это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. «Дайте ребенку немного подвигаться, и он одарит вас опять десятью минутами внимания, и, если вы сумеете ими воспользоваться, они дадут в результате больше целой недели занятий» - говорил К. Д. Ушинский. Играйте, общайтесь, обогащайте эмоциональный и чувственный мир ребенка – это жизненный источник развития у ребенка уверенности в себе, умение получать огромную радость от общения с окружающим миром.

Публикации по теме:

Мини-музей «Оригами» как средство художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста Позвольте представить Вашему вниманию, презентацию на тему «МИНИ-МУЗЕЙ «ОРИГАМИ» КАК СРЕДСТВО ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ.

Мы играем!Мы играем! Игра,как известно основной вид деятельности ребенка. Она не только развлекает и увлекает ребенка, но и способствует его социализации,.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • ПДД
  • Профессии и труд
Автор публикации:
Консультация «Игра как средство формирования гуманных взаимоотношений у старших дошкольников»
Опубликовано: 25 января 2014 в 20:28
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Праздничный коллаж ко Дню Защитника Отечества «Наши защитники». Мастер-класс.
Праздничный коллаж ко Дню Защитника Отечества «Наши защитники». Мастер-класс. Цель: вызвать у детей желание сделать праздничный коллаж для папочек....
Фотоотчет о Посткроссинге на МAAM «Сюрприз из Подольска»
Как же здорово получать сюрпризы! Чувствуешь себя ребенком! Вы спросите: о чем это она? А ответ прост: это Посткроссинг ворвался в очередной раз к...
Фотоотчет «Овеяна славой, родная Кубань».
Дорогие коллеги! Хочу представить Вам очередной фотоотчет. 20 февраля 2018 г, на базе МБДОУ "Детский сад1 Березка" посёлка Мостовского состоялся...
Наши подарки для пап к празднику «День защитника Отечества»
Уважаемые коллеги! В этом году наши дети старшей группы столько нового узнали о стародавних временах, о богатырях и витязях; прослушали былины, сказки,...
Фотоотчёт о развлечении для детей «Встреча с матушкой Весной». Часть первая
Насыщенная масленичная неделя в нашем саду завершилась весёлым праздничным развлечением "Встреча с матушкой Весной". Где роль матушки Весны досталась мне....