Папки-передвижки

Консультация «Сказкотерапия» для детей с ОВЗ (1 фото)

Яна Савосина
Консультация «Сказкотерапия» для детей с ОВЗ

Консультация «Сказкотерапия» для детей с ОВЗ

Сказкотерапия – это один из самых эффективных методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья младшего возраста, которые испытывают затруднения в физической, эмоциональной или поведенческой сфере. Этот метод является всеохватывающим и открытым для понимания детей. Метод сказкотерапии позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок.

Публикация «Консультация „Сказкотерапия“ для детей с ОВЗ» размещена в разделах

Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д. Благодаря погружению в сказку ребенок раскрывается, переживает яркие эмоции и ощущения.

Многократно перечитывая сказки, совместно с педагогом дети знакомятся с различными нравственными понятиями, такими как добро, долг, взаимопомощь, благодарность, справедливость, совесть, честь, смелость и др. [2;4]

В младшем школьном возрасте у ребенка активно развивается механизм идентификации, потому в этот период сказкотерапия наиболее эффективна. Ребенок полностью вживается в роль персонажа, в полной мере переживает все события происходящие с его героем, присваивает ему свои личностные качества и установки. Сказочные образы ненавязчиво учат ребенка, как поступать в той, или иной сложной жизненной ситуации, соблюдая нормы нравственности и морали.

Фантазируя, ребенок переживает множество историй в различных вариациях, и в различных ролях, но к назначению ролей нужно подходить избирательно. Для детей с низкой самооценкой нужно подбирать роль народного героя, принцессы, короля или королевы, чтобы дети в ходе игры прославляли этого ребенка, тем самым повышая его самооценку. На роль трусливого зайчика нужно подбирать детей застенчивых и робких, чтобы в те, в процессе игры рассказали через движения и жесты о своих страхах, а другие дети помогли бы «трусливому зайчику» справиться со своим страхом и поверить в свои силы.

Сказкатерапия позволяет детям погрузиться в страну чудес, стать участником настоящей сказки. Чего невозможно добиться через обычное прочтение сказки или просмотр мультфильма. С развитием мультипликации родители стали значительно реже читать своим детям, что сказывается на детях в полной мере, им сложно воспринимать материал на слух и в значительной мере снижается процессы воображения и мышления.

Метод сказкотерапии в занятиях с особыми детьми не только имеет обучающий характер, но и коррекционно-развивающий, который направлен на рост личностного и творческого потенциала ребенка. Сказкотеррапия пробуждает в детях любовь к чтению, детям будет интересно не только обыграть сказку вместе со специалистом, но и прочесть другие сказки самостоятельно, проанализировав их.

Сказкотерапия – один из основных жанров фольклора, эпическое, преимущественно прозаическое произведение волшебного, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел. В социально-культурной деятельности, является одним видов и способов эмоционально-психологического, педагогического влияния, социально-нравственного формирования. [1;190]

Сказкотерапия, рассчитана для детей младшего школьного возраста, с пониженным уровнем самооценки. Самооценка - ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим качествам.

Для лучшей адаптации, ощущения счастья и способности преодолевать трудности, ребенку необходимо иметь положительно высокую самооценку. Дети с заниженной самооценкой быстро сдаются, видят непреодолимые преграды там, где их, по сути нет. Они с трудом находят себе друзей, хуже адаптируются в социуме. Им свойственна хандра, чувство тревоги, пассивность, обидчивость, повышенная чувствительность к негативизму. Они не принимают участия в играх требующие группового участия, т. к. бояться оказаться обузой для остальных и стать предметом насмешек.

Иногда дети, которым дается негативная оценка в семье, стремятся компенсировать это в общении с другими детьми. Они хотят всегда и везде быть первыми, и если им это не удается, такие дети могут быть агрессивны по отношению к сверстникам, вымещать на других все свои негативные эмоции. У таких детей очень высок риск деструктивного поведения по отношению к самим себе или к окружающим людям; их внутренний потенциал остается нераскрытым. Таким образом, становится очевидным необходимость оказания своевременной социально – психологической помощи данной категории детей.

Сказки и сочинение историй в целях обучения и целительства применяются с глубокой древности. М. Эриксон, Н. Пезешкиан, Б. Беттелхеймс стали применять метафоры, сказки и притчи в качестве средств психотерапевтической интервенции. Н. Пезешкиан рассматривал притчи и поговорки как примеры живой образности речи, способствовавшей разрешению внутрипсихических конфликтов и снятию эмоционального напряжения.

Сочинение и чтение сказок используется в игровой психотерапии для того, чтобы подсказать ребенку новые возможности и модели поведения, привлечь его внимание, стимулировать проявление скрытых способностей, и для того, чтобы укрепить в ребенке оптимизм и надежду, показывая ему возможность благоприятного исхода. Ребенок не «расшифровывает» смысл рассказа, а постигает его благодаря активизации своего воображения.

Сказкотерапия - это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.

- сказкотерапия - это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это процесс переноса сказочных смыслов в реальность;

- сказкотерапия - процесс объективизации проблемных ситуаций. Самое важное - создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом.

Основной целью сказкотерапии является :

- Снятие эмоционального напряжения;

- Создание игровой доверительной атмосферы в группе;

- Установление межличностных контактов между детьми;

- Формирование у детей адекватной самооценки, умения принятия своих отрицательных сторон, формирование желания нравиться себе и другим людям;

- Развитие мышления и воображения в процессе сочинения сказок;

- Развитие у ребенка чувства уверенности в себе, в собственных силах;

- Развитие коммуникативных умений и навыков в общении со сверстниками и взрослыми.

Общеизвестные литературные сказки не могут являться основным способом терапии, а только используются в качестве профилактики, модели, иллюстрации или иного вспомогательного средства. Безусловно, ещё в древние и тёмные времена человек пытался сблизить литературу с психологией. Продуктом именно этой деятельности и является сказкотерапия. Гипнотическая школа указывает на сходство между прослушиванием сказки и введением в транс. Атмосфера почти всегда идентичная: ритмичная речь человека, которому доверяешь, сопровождается непонятными формулами и повторами (присказками и т. д.). Следовательно, сказка может внушать, а не только предлагать модели поведения, некие ценности, убеждения и даже определённые жизненные сценарии.

Можно выделить основу сказки, на чем она построена и вместе с ребенком сочинить свою сказку. Основная сюжетная линия выглядит так:

- Главный герой;

- Развитие событий, герой сталкивается с задачей или проблемой, которую ему необходимо решить, иначе случиться беда;

- Герой отправляется на поиски решения этой проблемы;

- Путь героя, где по пути он бескорыстно помогает попавшим в беду;

- Герой добывает волшебный предмет, который ему поможет;

- Герой теряет предмет;

- На помощь главному герою приходят те, кому он помогал по пути и возвращают утерянный предмет или находят новый;

- Герой возвращается и решает проблему.

В эту схему можно добавить еще различные варианты или убрать лишние. Важно дать детям возможность фантазировать и лишь иногда указывать им направление сюжета.

Т. Д. Зинкевич делит сказкотерапию на следующие типы :

1. Сочинение сказок - интерпритация; переписывание сказок; дописывание сказок; сочинение новых сказок и историй;

2. Постановка сказок - сказки на песке; театрализованные игры; терапевтические кукольные спектакли;

3. Рассказывание сказок - а) Групповое - придумывание «по кругу»; рассказывание «по кругу» известной сказки; б) Индивидуальное - от 1-го лица; от 3-го лица [3;34].

Примером психологической работы сказкотерапии может послужить сказка «Курочка Ряба» :

О чем эта сказка?

Чему учит эта сказка?

Объясните почему…

Все это может стать темой для обсуждения. При обсуждении сказки наша основная задача – подвести ребенка или взрослого к тому, что все явления нашей жизни неоднозначны [4;26].

Таким образом, можно сделать вывод, что сказкотерапия является эффективным методом работы с особыми детьми. Т. к. данный метод позволяет решать проблемы эмоционально-волевого контроля поведения. Он знакомит детей с книгами, приобщает к литературе, а также мотивирует детей к творчеству, через совместное сочинение сказок. Сказкотерапия развивает личность ребенка посредством многогранного воздействия. Развивает лидерские качества, речь, воображение, мышление, а также способствует устранению таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, агрессию и т. д.

Список литературы:

Татарицкая Я. В. Социально-культурные технологии в сфере реабилитации детей с ограниченными возможностями в дошкольных интегративных учреждениях. // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. – 2013 – том 195.

Волкова Н. А., Слизкова Е. В. Сказкотерапия как фактор нравственного развития младших школьников. // Концепт. – 2014 - №2.

Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.

Публикации по теме:

Консультация для педагогов «Сказкотерапия на занятиях по развитию речи» "Сказкотерапия на занятиях по развитию речи" В последние годы появилась самостоятельная методика, относящаяся к библиотерапии – сказкотерапия.

Консультация для педагогов «Сказкотерапия в работе с детьми» Сказка развивает внутренние силы ребенка, благодаря которым человек не может не делать добра, то есть учит сопереживать (В. А. Сухомлинский).

Консультация для родителей второй младшей группы «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД №32 «БЕРЕЗКА» Консультация для родителей по теме: «Сказкотерапия.

Консультация для родителей «Сказкотерапия» Сказкотерапия — метод психолого-педагогической коррекции поведения ребенка. Для чего нужны сказки Одним из эффективных методов работы с.

Консультация для родителей на тему «Сказкотерапия для детей» Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия для детей» Эта консультация будет полезна родителям воспитанников Задачи: 1) Повышение.

Консультация для родителей «Сказкотерапия» Консультация для родителей «Сказкотерапия» Вы спросите, что такое сказкотерапия? Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность человек.

Консультация для родителей «Сказкотерапия в семье» Консультация для родителей "Сказкотерапия в семье". Что такое сказкотерапия? Это способ сблизиться со своим ребёнком. Личность формируется.

Консультация для родителей «Сказкотерапия для детей» Консультация для родителей на тему: «Сказкотерапия для детей» Задачи: 1. Повышение интереса родителей к чтению детям народных сказок. 2. Расширять.

Консультация «Сказкотерапия. Роль сказки в жизни детей дошкольного возраста» Дошкольный возраст – это время активного познания ребенком широкого социального мира. В настоящее время, проблема развития и укрепления.

Консультация «Сказкотерапия для детей дошкольного возраста» «Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Сказкотерапия» для детей с ОВЗ
Опубликовано: 26 марта 2019 в 16:37
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД