Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность

Марина Ткачёва
Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность

Обоснование актуальности

Коррекционно- развивающее обучение и воспитание детей в логопедической группе предполагает не только формирование развернутых и связанных высказываний дошкольников, коррекцию недостатков фонетико- фонематических и лексико- грамматических сторон речи. Оно создает основу для успешного овладения будущими первоклассниками грамотой, письмом, чтением, счетными операциями.

Несформированность психофизиологических предпосылок к овладению письмом, слухо–моторных координаций и представлений могут вызвать негативное отношение детей к обучению в школе.

Работа по развитию мелкой моторики является важной составляющей логопедической работы по коррекции речевых нарушений у дошкольников.

И. М. Сеченов считал, что движения руки человека формируется в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей, возникающих при работе зрительного, слухового и речедвигательного анализаторов.

Высокий уровень развития мелкой моторики свидетельствует о функциональной зрелости коры головного мозга, о психологической готовности ребенка к школе [ 4,5 ]

Замечено, что игры и упражнения оказывают стимулирующее влияние на развитие речи. Они являются мощным средством поддержания тонуса и работоспособности коры головного мозга, средством взаимодействия ее с нижележащими структурами. У детей улучшается память, внимание, слуховое и зрительное восприятие. Воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.

Все выше описанное подтверждает актуальность темы.

Теоретический анализ по проблеме формирования и совершенствования тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями

Различные источники раскрывают перед нами историю вопроса о коррекции тонкой моторики рук у детей с нарушениями речи.

Руке посвящены стихи, писали оды. А народная мудрость о значимости руки отразилась в загадках: «А ну-ка отгадайте, что это за десять братьев, на которых двух шуб хватает?» в пословицах:: «Отбиться от рук», «Все дело в его руках», «Дать волю рукам», «Глаза бояться, а руки делают».

Во всем этом отражаются психология, внутренний мир, состояние человека. Это доказано учеными. «Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли.» (В. А. Сухомлинский.)

Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаем импульсы в речевые центры, что и активизирует речь.

Развивая мелкую моторику пальцев, мы воздействуем на внутренние органы человека. Автор СУ- ДЖОК терапии ПАЖЖЕВУ доказал, что на руке находятся биологически активные точки нашего организма.

Известно, что у многих детей, имеющих речевые нарушения при неврологическом исследовании обнаруживается легкие и латентные формы двигательных нарушений, которые являются следствием ранних органических повреждений головного мозга.

Изменение мышечного тонуса обуславливает истощаемость и утомляемость мышц кистей рук. Недостаточная дифференцированность иннерваций мышц пальцев и кистей рук делает движения неловкими, препятствует их согласованности и плавности. В связи с этим ребенок не может длительное время удерживать карандаш или ручку. По мере нарастания утомления его движения становятся неточными, крупноразмашистыми или слишком мелкими., появляется слабая каллиграфия, неправильное воспроизведение графического образа букв (цифр).

Опыт работы в специализированных детских садах подтверждает, что уровень развития речи детей находится в зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Формируя у детей навыки и умения манипулировать тонкими движениями пальцев рук, мы оказываем мощное воздействие на работоспособность коры головного мозга, что в дальнейшем сказывается на подготовке руки к письму и интеллектуальное развитие в целом.

Организация и содержание работы по коррекции тонкой моторики рук

Прежде чем приступать к работе с детьми, необходимо изучить их личностные качества и учитывать то обстоятельство, что у некоторых детей помимо недостатков развития речи встречаются сопутствующие отклонения в нервно – психологической сфере (повышенная возбудимость, расторможенность, расстройство внимания, неспособность к волевым усилиям).

Поэтому в повседневную работу с детьми мы целесообразно включили игры и задания для развития общей и специальной моторики с учетом индивидуальных способностей каждого ребенка.

При подборе игровых упражнений мы придерживались таких принципов:

- игровые упражнения должны приносить детям радость, а личностные отношения взрослого и ребенка строятся на основе доверия, взаимопонимания, доброжелательности. Ребенок знает, что получит необходимую помощь при затруднениях;

- постепенное усложнение выполнения пальчиковых фигур от простого до разыгрывания сценок, сказок, построения фигур с помощью кистей пальцев рук;

Для развития мелкой моторики рук существуют уникальные тренажеры. Их значение многоплановое и многоцелевое. Развивая мышцы рук, мы не только готовим руку ребенка к письму и рисованию, но и к самообслуживанию (застегиванию пуговиц, завязыванию шнурков, одновременно стимулируем речевую активность, а значит развиваем интеллектуальные способности ребенка.

Используя тренажеры – пазлы, дети развивают сенсорное восприятие, фантазию, знакомятся с геометрическими фигурами, ориентируются в пространстве.

В нашей группе дети любят шарик с колючками. Прокатывание его между ладонями, они массируют мышцы руки. Также мы используем просто руку. Чтобы пальцы были гибкими, мы с детьми рассказываем потешки: «Сорока-ворона кашку варила…» или «Этот палец – дедушка, этот палец – бабушка …», а можно рассказать целую сказку, например: «Колобок».

При обследования детей поступивших в нашу группу мы использовали два направления:

- развитие тонкой моторики (развитие техники рисунка, штриховка, гимнастическое развитие, зрительно-моторная координация)

- пространственные представления (ориентация на листе, ориентация в пространстве, ориентация во времени- времена года, ориентация во времени – дни недели).

За время работы с детьми мною был накоплен опыт, который вылился в модель «Предметно-манипулятивная деятельность в коррекции тонкой моторики рук детей с нарушениями речи».

Была четко определена цель: создание стройной системы работы по коррекции тонкой моторики рук, которая позволит за время пребывания ребенка в дошкольном образовательном учреждении частично или полностью восстановить моторику рук.

В работу с детьми включены два компонента: взаимодействие ребенка с окружающим предметным миром – «предметное мышление» и сенсорная моторика, т. е. симулирующее влияние на речевую функцию ребенка. Эти два компонента были выделены потому, что двигательные навыки, приобретаемые детьми в процессе занятий, используются ими затем в игровой деятельности, переносятся на действия с предметами в быту, т. е. становятся важным составным компонентом их повседневного двигательного поведения. Обучая детей быстро и ловко шнуровать ботинки, застегивать пуговицы, кнопки, «молнии»; надевать платье, рубашки; натягивать колготки, а также убирать игрушки, носит практическую направленность целостно-смыслового характера обучения.

Вот почему в работе отразились основные задачи, взаимодействие которых может способствовать развитию речи, интеллектуальной, эмоциональной настроенности и состояния здоровья. Ведь на пальцах и ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии, улучшает работу мозга.

Тонкие дифференцированные движения рук формировали и совершенствовали в работе с бумагой, тканью, пластилином, мозаикой. Также ежедневно проводили пальчиковые игры специфической направленности на то, чтобы дети запоминали и использовали слова, редко употребляемые в обиходе, овладевали обобщающими понятиями и их лексическим содержанием, сложными словами.

Для решения этих задач основной упор был на психические основы познания, так как продуктивное воображение, произвольное внимание, образная память и конкретно – действенное мышление способствует творчески – осознанному действию пальцев рук и формирует у ребенка способность адекватно воспринимать информацию, осуществлять соответствующие действия с последующим оречевлением.

Все вышеназванное соответствует методам, которые способствуют поисково-творческим приемам (ориентированию, примериванию, приспособлению, взаимоотнесению, помогают искать и развивать свои способы в упражнении тонкой моторики рук и приемы общения в соответствии с индивидуальными и психическими особенностями каждого ребенка.

В выборе структурных составляющих педагогического процесса упор делался на принципы интеграции, позволяющие специально организованные формы обучения объединить одной целью – развитие тонкой моторики рук. Форма взаимодействия «ребенок-ребенок», «ребенок – взрослый» предусматривает совместное обсуждение задания, выработку взгляда общего на способы его выполнения, представление различных вариантов, что дает, в свою очередь, возможность решать социальные вопросы: дети учатся сдерживаться, участвовать в диалоге, не перебивать.

В модели отведено место разделу «Средства развития тонкой моторики», выбор которых опирается на принцип интегрированности, т. е. проведение моторных действий с предметами не только на специальных занятиях (физкультура, физкультминутка, корригирующая гимнастика, спортивные праздники, совместная деятельность взрослого и ребенка, включающая сюжетно-ролевые игры, вышивка, но и на занятиях интеллектуального цикла (формирование элементарных математических представлений, знакомство с окружающим миром) и на занятиях продуктивного вида (рисование, аппликация, конструирование, музыка). Этот раздел включает развитие тонкой моторики рук как в условиях детского сада, так и в домашних условиях.

Так же были определены и пути организации работы по развитию тонкой моторики рук. Названный раздел состоит из четырех подразделов, взаимодополняющих и взаимообогащающих друг друга. Данная подструктура рассматривается в модели как план работы на перспективу и как результативность.

И при изучении результатов занятий по развитию тонкой моторики рук и предполагаемый результат, я использовала разнообразные способы изучения (анкетирование, сравнительный анализ, сбор катамнестических данных и т. д., что дало возможность видеть динамику в овладении ребенком умений, проблемы и нахождение путей решения этих проблем.

Основным механизмом оценки получаемых результатов прежде всего явилось эмоционально- положительное состояние ребенка на занятиях. Так как необходимо видеть и чувствовать, что именно происходит с ребенком, как и насколько он «Включен» в атмосферу сотрудничества, какова степень его «отдачи».

Работы детей оценивались в течение всего периода обучения, где учитывались индивидуальные особенности каждого ребенка. Основным результатом явилась сумма необходимых знаний, умений и навыков, которыми ребенок должен овладеть за определенное время.

Критериями оценки были творческие работы детей, участие в проводимых выставках, игры в процессе занятий, которые позволяют детям самим оценивать собственные достижения, а также тестовые задания в начале и в конце учебного года, определяющие уровень развития ребенка (развития мелкой моторики рук, умения правильно держать карандаш, пространственная ориентация на листе бумаги и на примере собственного тела, зрительно-моторных координаций, техники рисунка).

Заключение

В процессе планомерной работы дети приобретают практические навыки в умении манипулировать тонкими движениями пальцев рук, что оказывает влияние на их интеллектуальное развитие. Все вышеназванное возможно при серьезной, вдумчивой, творческой, совместной работе педагогов и родителей воспитанников.

А разнообразные вышеуказанные способы изучения результатов, дают возможность видеть динамику в овладении ребенком умений, проблемы и нахождение путей решения этих проблем; выстраивается индивидуальный план дальнейшей деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей ребенка.

Данная модель - мобильная структура, в которую можно вносить изменения, добавления. Ее можно использовать для детей коррекционных групп, так и в домашних условиях.

Завершающим звеном в работе является предполагаемый итоговый результат, который ориентирует на конечную цель в деятельности, т. е. показывает, что у большинства детей с нарушениями речи тонкая моторика скорректирована, а познавательные способности повысились

ЛИТЕРАТУРА

1. Безруких М. М. «Как научить ребенка писать красиво» М.: Дидакт, 1995.

2. Бурлакова М. К. «Советы логопеда». – М.: В. Секачев, 2001.

3. Гаврина С. Е., Кутевина Н. Л., Топоркова Н. Г., Щербинина С. В. «Развиваем руку – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать» Ярославль: АКАДЕМИЯ РАЗВИТИЯ, 1997.

4. Дудьев В. П. «Психомоторика и ее мозговая организация: норма и патология. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2005.

5. Лебедева А. Н. «Развитие сенсомоторики старшего дошкольного возраста: Коррекционно-развивающая программа» - М.: Школьная пресса,2002.

6. Беззубцева Г. В., Андриевская Т. Н. «комплексная программа – гармония развития ребенка через гармонию развития движений –Развиваем руку ребенка, готовим ее к письму (конспекты занятий с играми и упражнениями по развитию моторики и графики у детей 5-7 лет) М., 2003.

7. Граб Л. М. «Тематическое планирование коррекционной работы в логопедической группе для детей 5-6 лет с ОНР» М.: Издательство «ГНОМ и Д» 2005

8. Граб Л. М. «Развиваем графические навыки» (рабочая тетрадь для детей с ОНР) М. ,2006

9. Кольцова М. М. «Двигательная активность и развитие функций мозга ребенка» М., 1973.

10. Корнев А. Н. «Нарушение чтения и письма у детей» СПб., 1997.

11. Крупенчук О. И. «Научите меня говорить правильно» СПб., 2003.

12. Крупенчук О. И. «Пальчиковые игры» СПб., 2005.

13. Крупенчук О. И. «Готовим руку к письму. Контур, линия, цвет.» СПб., 2004.

Публикации по теме:

«День победы» Итоговое занятие для детей 6–7 лет с речевыми нарушениями «ДЕНЬ ПОБЕДЫ» Итоговое занятие для детей 6 – 7 лет с речевыми нарушениями Карягина Г. Н., Учитель-логопед МАДОУ № 79, г. Кемерово Задачи:.

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

Развитие тонкой ручной моторики у детей дошкольного возраста посредством хэндгама Дошкольный период развития человека – один из наиболее важных и ответственных. Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениямиРазвитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями Развитие тонкой моторики у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями. Развитие речи у старших дошкольников оказывает огромное влияние.

Библиотека изображений:
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
Автор публикации:
Коррекция тонкой моторики рук у детей с речевыми нарушениями через предметно-манипулятивную деятельность
Опубликовано: 5 апреля 2016 в 13:10
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс: «Далматин» в технике объемное оригами.
Мастер – класс: «Далматин» в технике объемное оригами. Далматин – одна из самых элегантных и эффектных собак. В Англии ее назвали «Каретной собакой»,...
Фотоотчет «Огород на подоконнике»
Посадили огород, Посмотрите, что растёт! Будем мы ухаживать, Будем поливать, Будем за росточками Дружно наблюдать! Большинство семей имеют свой сад,...
Конспект проведения сюжетно-ролевой игры «День рождения» в подготовительной к школе...
Конспект проведения сюжетно - ролевой игры на тему «День рождения» в подготовительной к школе группе Цель игры: Расширить, уточнить и конкретизировать знания...
Лэпбук «Кошка» как одно из средств всестороннего развития ребенка дошкольного возраста
Как хочется быть всегда в работе, в движении, в самообразовании. И декрет тому – мне не помеха. Как только мой маленький комочек засыпает, практический...
Видеоотчет «Танцы, танцы в детском саду»
В настоящее время в детском саду всё больше внимания уделяется изучению культурного наследия мировой цивилизации. Уважаемые коллеги -в течении года было...