Папки-передвижки

Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек

Елена Орлова
Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек

Для создания в образовательных учреждениях условий, сохраняющих и укрепляющих здоровье воспитанников, необходима оптимизация учебной, психологической и физиологической нагрузки детей, в том числе и за счет использования эффективных методов и приемов обучения.

У детей дошкольного возраста наряду с речевыми нарушениями имеются отклонения в развитии эмоционально-волевой и коммуникативной сфер. С возрастом они начинают осознавать свой речевой недостаток и стесняться его. Одни дети могут быть повышенно агрессивными, другие, наоборот, замкнуты и подавлены, в общении со сверстниками боятся быть несостоятельными, поэтому стараются избегать общения либо вступают в конфликты. Обычно у таких детей неустойчивая самооценка: они хотят многого добиться, но не верят в собственные силы.

Публикация «Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек» размещена в разделах

Все это, несомненно, затрудняет работу логопеда по преодолению речевых недостатков у детей, которых необходимо вовлечь в активный процесс, создать соответствующий эмоциональный настрой, вызвать живой интерес, положительное отношение к занятиям.

Как сделать так, чтобы в ходе вашей работы, учитывались не только возрастные особенности ребенка, но и его пол. И как из крошечной девочки вырастить прекрасную женщину, которая достигнет не только успеха в бизнесе, науке или искусстве, но и станет нежной матерью, заботливой женщиной, рачительной хозяйкой, а из мальчика – настоящий мужчина, способный защитить семейный очаг? Возможно ли воспитать девочек и мальчиков так, чтобы они еще в детстве поняли и приняли свои роли? Возможно! Но надо же когда-то с чего-то начинать.

Половые различия по сей день недооцениваются отечественной педагогикой. И в детском саду, и в школе к ребенку относятся так, словно он бесполый. Безусловно, возрастные и индивидуальные различия перекрывают особенности, связанные с полом ребенка, но их игнорирование может приводить к отклонениям в его психосексуальном развитии.

Современная социально-психологическая наука различает понятия пол и гендер. Понятие «пол» использовалось для обозначения анатомо-физиологических особенностей мужчины или женщины, то есть биологическими особенностями человека. Понятие «гендер» обозначает сложный социокультурный процесс формирования обществом различий в мужских и женских ролях, поведении, ментальных и эмоциональных характеристиках и сам результат - социальный конструкт гендера.

Процесс гендерной идентичности (принадлежности) начинается буквально с момента рождения ребенка и продолжается в течение всей его жизни. В начале, усвоение происходит бессознательно и пассивно, а позже гораздо более осознано.

К двум годам ребенок узнает, что существуют два пола, и начинает понимать, кто он – мальчик или девочка. С четырех до семи лет формируется гендерная устойчивость: дети уже осознают, что мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и что принадлежность к полу сохраняется, независимо от возникающих ситуаций или личных желаний ребенка.

Но хотелось бы отметить, что гендерная идентичность осознается детьми не сама собой. Начнем с того, что например, хорошо известно всем работникам детских садов: в три года многие малыши не могут четко «определиться» со своим полом и, если, музыкальный руководитель попросит мальчиков пригласить на танец девочек, то вместе с мальчиками обязательно поднимутся несколько девочек и наоборот.

По мнению отечественных и зарубежных ученых, серьезной проблемой является то, что становление гендерной идентичности у мальчиков происходит в более трудных условия, чем у девочек. Мальчики больше времени проводят с матерью, чем с отцом. В результате образ отца иногда является менее привлекательным, а ребенок лишен возможности подражать папе. Многие мальчики воспитываются только мамой и бабушкой, в детском саду их тоже окружают женщины. Не способствует формированию гендерной идентичности и положение ребенка в семье, детском саду. Как правило, ребенок находится в зависимом положении и не может повлиять на то, что с ним происходит. Окружающие ребенка взрослые нередко осуждают его «немужское» поведение, но не поощряют мужское.

Важно взаимодействие мальчиков и девочек. По данным современной психологии, игровое общение детей имеет ярко выраженные гендерные предпочтения (выбор партнера собственного пола). До 2-х лет они еще малозаметны, но уже к 3-м годам сначала у девочек, а потом у мальчиков проявляется явное тяготение к игре со сверстниками своего пола. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений организовать, достичь положительного результата. Отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек с отношениями с девочками привлекают, прежде всего, внешность и эмоциональная отзывчивость. Мальчик в группе сверстников своего пола приобретает мужские черты, становится более независимым от матери. Поэтому в играх мальчиков особенно характерна групповая деятельность. Игры девочек происходят в меньших по размеру группах, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверия.

С одной стороны, важно поощрять объединения девочек и мальчиков в играх, на занятиях, и в повседневной жизни, с другой – важно учить детей взаимодействовать с представителями противоположного пола. Ученые считают, что в дошкольном детстве девочки и мальчики обязательно должны научиться ладить друг с другом и в процессе совместной деятельности понять и принять те характерные особенности, которыми обладают маленькие представители мужского и женского пола.

Успеху всей коррекционно-образовательной работы будет способствовать создание психологического комфорта воспитанников, положительного внутреннего микроклимата в общении со сверстниками, раскрытие потенциала каждого ребенка, предоставление возможностей для самовыражения, развитие коммуникативных навыков и творческих способностей с учетом гендерной идентичности.

В современной логопедии накоплен большой практический материал, включающий описание игр и упражнений (В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина и др.). Но в условиях большой информационной насыщенности обычные логопедические игры нередко становятся скучными, непривлекательными и бесполыми. Ребенок ждет чего-то яркого, неординарного, привлекающего внимание. Поэтому игры и пособия, используемые логопедом, должны:

- регулировать психоэмоциональное состояние детей;

- формировать положительную мотивацию к занятиям;

- преодолевать барьер в общении в группе мальчиков и девочек;

- создавать ситуацию успеха для каждого ребенка.

В процессе работы над реализацией поставленных задач, по развитию мелкой и артикуляционной моторики, нами было подобрано и разработано несколько игр и пособий с учетом гендерных характеристик. Учитывая не только возрастные особенности ребенка, но и его пол, различия в направленности интересов к общению у мальчиков и девочек. Так как именно в дошкольном возрасте начинается дифференциация в предпочтении игр, игрушек и связанная с этим отработка игровых и орудийных действий.

Мы попытались создать в детском саду систему работы с детьми по оказанию содействия социализации, полоролевой идентификации мальчиков и девочек. Предложенные нами виды детской деятельности являются для нас нововведением.

Как мы подбирали упражнения, учитывая возрастные особенности ребенка и его пол: девочкам даются типовые и шаблонные задания, подробно проговаривают инструкцию по выполнению заданий. Мальчикам – ориентированные на поисковую деятельность, им сообщают лишь принцип их выполнения, при анализе заданий оцениваются их знания, а не поведение. При обучении важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, основанных прежде всего на слуховом восприятии. Для мальчиков предпочтительнее использовать визуальные средства, базирующиеся на зрительном восприятии. Девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для них важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, педагогов, родителей. Для мальчика наиболее значимым является указание на то, что он добился результата в чем-то конкретном: научился здороваться, чистить зубы, конструировать. Каждый приобретенный навык позволяет ему гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Ни в коем случае нельзя противопоставлять детей : хорошие девочки и плохие мальчики. Так как у мальчиков связь интеллекта и характеристик общения носит обратный характер. У девочек связь между двумя данными показателями прямая, очень слабая и не является статистически значимой.

Литература

1. Багрунов В. П. Половые различия в видовой индивидуальной изменчивости психики человека. Л.

2. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. М.

4. Вейнингер О. Пол и характер. М.

5. Захаров П. И. Психологические особенности восприятия детьми роли родителей.

6. Игры в логопедической работе с детьми // ред. -сост. В. И. Селеверстов. М. : Гном, 2007. 83 с.

Публикации по теме:

Консультация «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3–7 лет» «Развитие мелкой моторики рук детей с тяжелыми речевыми нарушениями 3-7 лет» Овладение речью и формирование звукопроизношения, неразрывно.

Анализ методик изучения связной речи у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Анализ методик изучения связной речи детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями Формирование связной речи у детей с речевыми.

Формирование зрительного гнозиса у детей 3–5 лет с речевыми нарушениями в ходе коррекционно-развивающей работы Одной из важнейших функций, обеспечивающих познавательную деятельность ребенка, является восприятие. Восприятие определяется как целостное.

Гендерное воспитание девочек и мальчиков КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ТЕМА: «Гендерное воспитание мальчиков и девочек» По результатам анализа психолого-педагогических исследований,.

Использование авторских дидактических пособий для развития речедвигательных функций детей с нарушениями речи В литературе имеются многочисленные сведения о том, что при речевых нарушениях ручная моторика детей часто оказывается несовершенной. В.

Сюжетно-ролевая игра детей с различными речевыми нарушениями Для детей дошкольников, страдающих различными речевыми расстройствами, игровая деятельность сохраняют свое значение и необходима для всестороннего.

Консультация «Коррекция и развитие внимания детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями» Коррекция и развитие внимания у дошкольников с речевыми нарушениями Коррекционно – развивающую работу по развитию внимания мы рекомендуем.

Особенности воспитания мальчиков и девочек Особенности воспитания мальчиков и девочек. Почему же вообще важны знания о разной природе мужской и женской? Это знания помогает лучше.

Раннее развитие детей с тяжёлыми речевыми нарушениями Определяющее значение для развития речевой деятельности имеют первые три года жизни ребёнка. Как известно, появление гуления ещё не гарантирует.

Система сотрудничества с родителями воспитанников с речевыми нарушениями в ДОО Основное направление в деятельности ДОО на современном этапе – организация и проведение работы по повышению качества дошкольного образования.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Обеспечение психологического комфорта у детей с речевыми нарушениями при использовании игр и пособий для мальчиков и девочек
Опубликовано: 13 марта 2016 в 17:38
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД