Папки-передвижки

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Гульнара Воробьева
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых

навыков у аутичных дошкольников

Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся на трех подходах, которые зарекомендовали себя как достаточно эффективные при работе с детьми, страдающими аутизмом и близкими к аутизму нарушениями (расстройствами аутистического спектра) : ТЕАССН-программа, поведенческий и

Публикация «Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников» размещена в разделах

эмоционально-уровневый подход. [1]

Данные подходы рассчитаны на изменение всех сфер жизни ребенка на длительный срок, поэтому необходима совместная работа специалиста и семьи аутичного ребенка. Результаты нашего исследования являются основанием для разработки индивидуальных программ развития для каждого ребенка. Как отмечалось раньше, процесс обучения и воспитания ребенка построен продуманно и систематично, что, во многом, служит залогом его эффективности. Поэтому коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков строится в два этапа:

- подготовительный этап;

- основной (обучающий) этап. [60]

Подготовительный этап.

1. Выбор навыков, которые необходимо формировать – это первый шаг к

практической коррекционной работе. Он осуществляется на основании данных,

полученных в ходе исследования детей, и ориентируются на следующие факторы:

а) возрастную норму — мы можем сделать вывод, что уровень развития

социально-бытовых навыков у детей соответствует 2-3 годам;

б) запросы родителей — потребности родителей заключаются в обогащении

знаний о диагнозе детей, а также в развитии социально-бытовых навыков их

детей: одевания и раздевания, навыка туалета, приема пищи; в) социальную значимость навыков — данные навыки являются

необходимыми для будущей жизнедеятельности ребенка;

г) интересы и предпочтения ребенка. [49]

2. Построение индивидуальной программы. Она состоит из нескольких

частей: название программы; определение формируемого навыка; способ фиксации

количественных данных; описание процедуры обучения и переноса навыка. [8]

3. Подбор материалов для работы и организация среды.

Учебный материал (предметы, картинки) подбирается из повседневной

жизни ребенка:

- одежда ребенка: футболка, колготки, носки, штаны, кофта, кепка (косынка,

сандали (туфли);

- столовые приборы: тарелка, ложка, кружка;

- предметы туалета: горшок, мыло, полотенце.

Деление помещения на несколько «зон» по функциональному критерию:

место, где проходит занятие; место, где ребенок играет и отдыхает; место, где

хранятся все самостоятельные задания. [5]

4. Использование подкрепления.

Подкрепляющими стимулами являются предметы, виды активности, формы

общения, приятные ребенку. Подкрепление увеличивает частоту поведенческих

реакций, подбирается индивидуально, предоставляется сразу после той

поведенческой реакции, которую пытаются сформировать, и должно соотноситься

с поведением. [53]

Подкрепляющие стимулы детей:

- у Владика Ш. катание по ладоням массажным мячом, т. к. мальчик всегда

проводит руками по всем предметам, попадающимся на пути;

- у Гоши Л. шуршание его черным пакетом, т. к. мальчик всегда приходит в

детский сад и уходит с ним;

- у Насти К. покачивание ее на руках, т. к. установив зрительный контакт со

взрослым, требует тактильно контакта с ним. 5. Формирование учебного поведения – адекватной реакции ребенка на

предъявляемые ему требования, используя предлагаемые игрушки и пособия. Это

требует умения концентрировать внимание, что в свою очередь содержит

несколько этапов:

взрослый сидит перед ребенком лицом к лицу на расстоянии вытянутой

руки;

произносит короткую и четкую инструкцию;

физически помогает ребенку повторить действие и поощряет словами;

подкрепляет попытки ребенка выполнить действие самостоятельно. [49]

Отклик на свое имя. Держите то, что вы выбрали в качестве вознаграждения,

у своего лица, направьте рукой голову малыша так, чтобы он посмотрел в вашу

сторону, позовите по имени и скажите: «Посмотри на меня!» Похвалите его и

дайте ему награду.

Положите свою руку ребенку на плечо, потяните его к себе и одновременно

скажите: «Иди сюда!». Повторите, легко касаясь плеча; затем протяните к нему

руки. Поощрите ребенка. Постепенно увеличивайте дистанцию. [8]

Узнавание предметов. Поднимите предмет так, чтобы ребенок мог видеть

его. Затем отчетливо произнесите: «Ложка. Посмотри на ложку!» Потом положите

ложку на стол и попросите: «Дай мне ложку!» Возьмите его руки, помогите

поднять его и дать вам в руки. Вознаградите малыша похвалой. [8]

Подражание. Четко назовите действие, например: «Хлопни в ладоши» – и

хлопните в ладоши сами, чтобы показать ему, как это делается. Возьмите его руки

и хлопните ладошкой о ладошку. После этого поощрите словами и любимым

действием ребенка. Постепенно уменьшайте свою помощь ребенку, побуждая его к

самостоятельным действиям. [49]

6. Обучение самостоятельной деятельности.

Использование средств планирования, организации и контроля.

- выбор деятельности, в которой ребенок успешен;

- построение схемы деятельности - расписание; - организация пространства: расположение материала на полке в нужной

последовательности;

- развитие в данных условиях;

- уменьшение помощи взрослого;

- перенос в домашние условия;

- отказ от схемы. [48]

7. Коррекция поведения.

Подкрепление поведения: несовместимого с проблемным; подкрепление

отсутствия проблемного поведения. Лишение подкрепления в ответ на проблемное

поведение ребенка.

Наказания. После эпизода проблемного поведения в ситуацию привносится

неприятный ребенку стимул: повторяющиеся инструкции; физические

упражнения; повторение ситуации до тех пор, пока она пройдет без проблемного

поведения. [49]

8. Коррекция стереотипий.

Переключение — стереотипию прерывают, предлагая ребенку другую,

знакомую, не вызывающую негативизма деятельность.

Замещение стереотипии другими, более адекватными, близкими по характеру

действиями.

Трансформация — замещение, при котором меняется смысл действия.

Прерывание – создание условий, в которых реализация стереотипии

становится недоступной.

Наработка гибкости — введение новых видов стереотипов, которые

постепенно изменяются, и взаимодействуют со старыми стереотипиями.

Таким образом, когда стереотип становится разветвленным и гибким, он

утрачивает само качество стереотипа, трансформируется в более адаптивные виды

поведения. [49]

Основной (обучающий) этап.

Как мы уже выяснили, наиболее значимыми в жизни аутичных детей

являются потребности в культурно-гигиенических и бытовых навыках : одевании и раздевания, приеме пищи, туалете. Коррекционную программу мы строим на

основе разработок Б. Л. Бейкера и С. С. Морозовой.

Навык одевания и раздевания.

Цель: научить ребенка самостоятельно одеваться и раздеваться без помощи

взрослого, в различных ситуациях.

Оборудование: стульчик, шкаф с одеждой, колготки, футболка, свитер,

носки, штаны, сандали (туфли, кепка (косынка).

Организация среды. На стенке шкафа двусторонняя схема-расписание, с

одной стороны схема одевания, с другой стороны схема раздевания. Одежда

располагается по порядку – на верхней полке предмет одежды, который надевается

в первую очередь, на второй – во вторую и т. д. [8]

Процедура обучения.

Навык одевания :

1) взять с полки колготки и надеть их;

2) снять с крючка футболку, надеть ее;

3) взять с полки свитер и надеть его;

4) взять с полки носки и надеть их;

5) снять с крючка штаны и надеть их;

6) взять с полки кепку (косынку) и надеть ее;

7) взять с полки сандали и надеть их.

Навык раздевания :

1) снять сандалии и поставить их на полку;

2) снять кепку и положить ее на полку;

3) снять штаны и повесить их на крючок;

4) снять носки и положить их на полку;

5) снять свитер и положить его на полку;

6) снять футболку и повесить ее на крючок;

7) снять колготки и положить их на полку.

Педагог направляет ребенка, чтобы он после выполнения каждого действия

возвращался к расписанию, которое расположено на шкафу. Каждый успех ребенка взрослый подкрепляет приятными ребенку стимулами. Постепенно физическая

помощь должна уменьшаться, взрослый находясь позади ребенка, позволяет

создать и закрепить пошаговый стереотип одевания. Степень физической помощи

должна быть уменьшена как можно быстрее, чтобы ребенок мог самостоятельно,

ориентируясь на расписание, переодеваться. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение, закрепление (поощрение) и контроль осуществляют

родители.

Навык приема пищи.

Цель: научить ребенка самостоятельно кушать без помощи взрослого

разнообразную еду, в различных условиях.

Оборудование: стол, стул, миска, ложка, чашка, продукты питания.

Организация среды: схема-расписание с наглядной демонстрацией

последовательности действий, выбор продуктов питания в соответствии с

пристрастиями ребенка; главное условие – ребенок должен быть голодным. [8]

Процесс обучения:

1) помыть руки;

2) вытереть руки;

3) сесть на стул (придвинув его к столу);

4) взять ложку;

5) наполнить ложку пищей, зачерпывающим движением;

6) поднести ложку ко рту (позволить съесть);

7) опустить ложку в миску (дать проглотить);

8) повторить пункты 2-4, пока ребенок не насытиться, положит ложку;

9) взять чашку;

10) поднести ко рту (позволить сделать глоток);

11) поставить чашку на стол.

Педагог сначала делает сам, а потом направляет руки ребенка, возвращаясь к

расписанию после осуществления каждого этапа. Каждый успех ребенка подкрепляется вкусовыми стимулами. Постепенно физическая помощь

уменьшается, создав и закрепив пошаговый стереотип приема пищи, ребенок

учится делать это самостоятельно, ориентируясь на расписание. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Навык туалета.

Цель: научить ребенка самостоятельно ходить в туалет, справлять нужды, без

помощи взрослого, и приводить себя в порядок после этого.

Взрослый должен знать точное время справления нужд ребенка, сколько раз

в день, и как он их справляет.

Оборудование: туалетная комната (унитаз, раковина, туалетная бумага,

мыло, полотенце.

Организация среды: расписание последовательности действий рядом с

унитазом и раковиной.

Процесс обучения:

1) распознать момент, когда нужно идти в туалет;

2) суметь сдержаться;

3) войти в туалет;

4) спустить штаны;

5) сесть на унитаз;

6) сделать «свои дела» в унитаз;

7) использовать туалетную бумагу по назначению;

8) натянуть штаны;

9) спустить воду;

10) помыть руки.

11) вытереть руки.

Педагог кратко и четко говорит ребенку последовательность действий, по

возможности опираясь на карточки, каждый успех ребенка немедленно подкрепляется стимулами, выбранными ребенком. Постепенно физическая помощь

уменьшается. Когда ваш ребенок научится самостоятельно проделывать в туалете

все, что нужно, нужно учить его - сначала самостоятельно входить в туалет, а затем

распознавать моменты, когда туда нужно пойти и сдерживаться, пока не сядет на

унитаз. [49]

Развитие данного навыка закрепляется в условиях семейного воспитания,

полученные умения переносятся в домашнюю обстановку, где организацию

(расписание, обучение (дозированная помощь взрослых, закрепление

(поощрение) и контроль осуществляют родители.

Таким образом, мы оказывали коррекционно-развивающее воздействие на

детей в течение 3 месяцев (январь, февраль, март). Обучение проходило в 2 этапа:

обучение подготовительным навыкам и основным. Учитывая индивидуальные

особенности каждого ребенка и неравномерность его развития, мы разработали

индивидуальную программу развития для каждого ребенка. С учетом программы,

мы проводили контроль уровня развития навыков на начало коррекционного

процесса и на его окончание. [Приложение 6,7,8]

Мы можем сделать вывод, что для достижения наилучшего результата в

обучении социально-бытовым навыкам, необходимо учитывать индивидуальные

особенности ребенка, грамотно и четко спланировать программу обучения, и

следовать этой программе всем участникам коррекционного процесса :

дефектологу, воспитателю, родителям и близким родственникам (бабушкам,

дедушкам). Так как однажды освоенные навыки, станут гигантским шагом на пути

к успешной адаптации и социализации ребенка в обществе.

Публикации по теме:

Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников Существует несколько коррекционных направлений, имеющие собственную теоретическую и методическую базу для коррекционной работы. Мы остановимся.

Развитие мелкой моторики в школе раннего развития «Дошкольник». Презентация. Школа раннего развития "Дошкольник" в нашем Доме детского творчества существует уже около 20 лет. Создана она была для детей, не посещающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционная работа по развитию социально-бытовых навыков у аутичных дошкольников
Опубликовано: 13 марта 2013 в 19:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД