МААМ-картинки

Коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных взаимоотношений дошкольников с РАС

попова татьяна
Коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных взаимоотношений дошкольников с РАС

Аннотация. В статье рассматривается коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных взаимоотношений дошкольников с расстройством аутистического спектра.

Ключевые слова: коммуникация, общение, психология, социология, расстройство аутистического спектра.

T.P. Popova

Correctional and pedagogical work by activation of communicative preschoolers with ASD

Annotation : The article deals with correctional- pedagogical work on the activation of communicative relationships of preschoolers with a disorder autistic spectrum.

Публикация «Коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных взаимоотношений дошкольников с РАС» размещена в разделах

Key words : communication, general, psychology, sociology, autism, spectrum, disorder.

Коммуникация одна из главнейших ролей в жизни человека. Именно поэтому ранее коммуникации привлекают внимание специалистов в разных областях знаний таких, как социология, психология, культурология и др.

Во второй половине XX века, а именно в 1960-1970х начали изучать активно процесс общения.

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, который подразумевает обмен информацией а также восприятия и понимание партнерами друг друга.

Предмет общения - это другой человек, партнер по общению как субъект.

Коммуникативные мотивы - это то, ради чего предпринимается общение.

Процесс коммуникации понимается как процесс обмена информации, другими словами в процессе общения люди обмениваются между собой идеями, чувствами, настроениями, а также разными идеями.

Исследования понятий общения занимаются также авторы как А. Н. Леонтьев, В. М. Соковкин, Б. Г. Ананев, В. Н. Мяснищев, П. Б. Буева, М. И. Лисина и др.

А. Н. Леонтьев считает, что общение – это деятельности. В. М. Соловкин анализирует человеческое общение, как коммуникацию. Б. Г. Анамнев утверждает, что общения это деятельность, через которую человек строит свои отношения с др. людьми. Но есть одно общее у всех ученых, они считают, сто общения является одним из основных видов деятельности. И как всякая деятельность, общения направлено на удовлетворение потребностей, а именно коммуникативной.

Что же касается зарубежных исследователей, их подход к понятию общения немного другой, нежели подходы отечественных исследователей.

Дж. Мид, Т. Парсанс, К. Чери, К. Ясперс, думает также, как и отечественные ученые, что общение является социокультурным. Потребность в общение является первичной социальной потребностью человека в отношении.

По- другому думают и придерживаются своей точки зрения К. Лоренц, Э. Уилсон, А. Эспинас и др. Эти последователи пытаются доказать что общение не является человеческим социальным феноменом, а является биологическим корнем человеческих потребностей и способностей, а еже также присуще животным.

Несмотря на различия в подходах к исследованию общения в отечественных и зарубежных теориях, можно говорить о том, что все исследователи признавали роль и влияние общение по развитие личности.

В развитии личности выступает одно из важнейших условий это общение с окружающим миром.

М. И. Лисина доказала, что потребность в общении в онтогенезе. А также она выделила четыре стадии развития этой потребности. Предпосылки общения является реакции сосредоточения. Возникающие у малыша в первые дни жизни в контакте со взрослыми.

А. Г. Рузской утверждает, что на этапе раннее дошкольного возраста ребенок не испытывает потребность в общении со сверстниками, но внимание и эмоциональное отношение он к ним испытывает.

Если рассматривать речевое развитие у детей с РАС, то тут оно протекает иначе, чем нормально развивающих детей. Трудности в сфере языка и коммуникация является ключевыми для всех лиц с РАС и играет важную роль в составе прогноза.

Ученые зарубежные, да и отечественные отличают ряд особенностей в развитие коммуникативных навыков у детей с РАС; стереотипичность в поведении, нарушения визуального контакта, трудности социализации и коммуникации (общения). При аутизме не самых ранних этапах развития ребенка испытывает трудности всех коммуникативных форм поведения.

Очень часто детей с РАС считают как «не разговаривающие», исходя их этого многие считают, что если научить ребенка говорить, то все проблемы общения разрешаются сами собой, но это заблуждение. Важным условием является коммуникация, а не разговорный язык. Нормо типичные дети с помощью своего взгляда, мимики и жестов способны нам объяснить чего они хотят, а дети с расстройствами аутизма этого лишены.

У ребят с РАС нарушены все формы довербального и вербального общения. Также дети лишены зрительного контакта, отсутствует взгляд глаза в глаза это и есть самый характерный признак РАС. Одним из основных признаков считают неконтактность ребенка и проявляется обычно на первом году жизни. Такой ребенок производит впечатление глухого. Он может не откликается на свое имя, не смотрит в глаза., также отсутствует живая мимика игнорирует присутствие людей рядом с ним. Кроме того, ребенок с расстройствами сам не способен адекватно «трактовать» социальные сигналы окружающих людей или демонстрировать совместное внимание (например смотрит на руку взрослого, а не на предмет, на который ему указывает).

Немалая часть аутичных детей вообще не пользуются речью. Также дети сообщают о своем комфорте или дискомфорта с помощью вокализации т. е., «мычат» или «поют».

Психолого-педагогическая коррекция по формированию коммуникативных навыков осуществляется на основе принципов, разработанных в общей педагогике, дефектологии и специальной психологии;

Комплексного воздействия

Систематичности

Наглядность

Дифференцированного подхода к обучению

Связи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип комплексного воздействия говорит о том, что необходимо сотрудничество и взаимодействие всех специалистов в педагогическом процессе коррекции, работающих с ребенком, и его родителей. Если все эти условия выполняются, то условия эффективности возрастает в разы.

Принцип систематичности говорит о том, что необходимо регулярно обучение и постоянная практика при развитии коммуникации. Но к сожалению дети с РАС не могут самостоятельно усвоить коммуникативные навыки, которыми пользуемся в повседневной жизни. У педагогов есть ряд методик с помощью которых при систематическом и целенаправленном обучение возможно будет преодоление данной проблемы.

Принцип наглядности это один из принципов, который используется дополнительно в виде визуальной поддержки, является существенной помощью для аутичных детей при формировании коммуникативных навыков.

Принцип дифференцированного подхода. Чтобы использовать в работе этот принцип должен определить уровень сформированности коммуникативных навыков ребенка, что возможно лишь при использовании оценочных методик и диагностики.

Принцип связи речи указывает на необходимость выявления и воздействия на те факторы, которые препятствуют развитию речевой коммуникации.

Принцип индивидуального подхода предполагает обязательный учет индивидуальных особенностей, интересов, потребностей детей с расстройствами аутистического спектра в процессе корреции.

Аутизм - тяжелое нервное заболевание, часто характеризующееся неспособностью формировать эмоциональные привязанности и строить общение с людьми. Причины его до конца не выяснены. Очевидно лишь одно - оно может быть вызвано недоразвитием определенных долей мозга в сочетании с гиперразвитием других его областей. Еще одна возможная причина - аномальный химический состав мозга. Аутизм захватывает все стороны жизни ребенка, помимо трудностей социального взаимодействия, проявляясь в наличии ограничений в собственной активности (в том числе в стереотипных формах поведения, сужении круга интересов, трудностях восприятия и обработки сенсорной информации, нарушениях речи и коммуникации, снижении способности к воображению и др.

Впервые за долгие годы существования отечественной специальной педагогики обучающиеся с РАС на государственном уровне выделены в категорию обучающихся, для которых не только разработаны образовательные стандарты, но и появились нормативно-правовые основания для включения этих детей в социум здоровых сверстников в образовательных учреждениях по месту жительства семьи.

Трудности обучения навыкам социально-бытового поведения связаны в большей степени с нарушениями коммуникации и произвольного сосредоточения, а также страхами аутичных детей. Поведение отмечается крайней стереотипностью. Учебная и коррекционная работа должна быть направлена, главным образом, на развитие эмоционального контакта и взаимодействия ребенка со взрослыми и со средой, аффективное развитие, формирование внутренних адаптивных механизмов поведения, что в свою очередь, повышает общую социальную адаптацию аутичного ребенка.

По данным Института коррекционной педагогики, при своевременной правильной коррекционной работе 60% аутичных детей получают возможность учиться по программе массовой школы, 30% — по программе специальной школы того или иного из существующих типов и 10% адаптируются в условиях семьи. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75% вообще социально не адаптируются, 22—23% адаптируются относительно (нуждаются в постоянной опеке) и лишь 2—3% достигают удовлетворительного уровня социальной адаптации.

В настоящее время в России испытывается острый недостаток практических разработок по образованию, социализации и социально-бытовой реабилитации, которые позволили бы детям и подросткам с аутизмом адаптироваться в повседневной жизни.

Список литературы

1. Аутичный ребенок: проблемы в быту. Методические рекомендации по обучению социально-бытовым навыкам аутичных детей и подростков / под ред. С. А. Морозова. М. : 1998. 92 с.

2. Башина, В. М. Ранняя детская шизофрения (статика и динамика)/В. М. Башина. М. : Медицина, 1989. 256 с.

3. Веденина, М. Ю. Использование поведенческой терапии аутичных для формирования навыков бытовой адаптации /М. Ю. Веденина // Дефектология. 1997. №2. С. 31-40.

4. Гилберт К., Питерс Т. Аутизм: Медицинское и педагогическое воздействие. Книга для педагогов-дефектологов / пер. с англ. О. В. Деряевой; под научн. Ред. Л. М. Шипициной, Д. Н. Исаева. М. : ВЛАДОС, 2003. 144 с.

5. Детский аутизм: хрестоматия / Сост. Л. М. Шипицына. Спб. : Международный университет семьи и ребенка им. Р. Валленберга, 1997.254 с.

6. Карвасарская, И. Б. В стороне. Из опыта работы с аутичными детьми. / И. Б. Карвасарская. М. : Теревинф, 2003. 70 с.

7. Лебединская К. С. Дети с нарушениями общения: ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская и др. М. : Просвещение, 1989. 95 с.

8. Мельникова, С. В. Психокоррекционная работа с ранним детским аутизмом / С. В. Мельникова // Вестник психосоциальной и коррекционно-

реабилитационной работы. - 20139. - №1. - С. 38-45.

9. Никольская, О. С. Аутичный ребенок. Пути помощи /О. С. Никольская, Е. Р. Баенская, М. М. Либлинг. М. : Теревинф, 1997. 288 с.

10. Петухова, Л. А. Развитие коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста средствами театрально-игровой деятельности / Л. А. Петухова // Проблемы эмоционального интеллекта в современном психолого-педагогическом пространстве: в 2 ч. : материалы Междунар. науч. -практ. конф., 26-27 апр. 2012 г. / сост. : И. С. Коростина, С. В. Истомина. - Шадринск, 2012. - Ч. 1. - С. 109-113.

11. Программа индивидуального обучения. Коррекционная помощь детям с ранним детским аутизмом /сост. И. В. Ковалец. Мн. : 1998. 32 с.

12. Рыкова, Е. А. Закономерности развития коммуникативных навыков у детей раннего возраста / Е. А. Рыкова // Педагогические науки. -2010. - №2. - С. 48-52.

13. Сергеева, А. И. Нетрадиционный подход к развитию коммуникативных умений / А. И. Сергеева // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. - 2012. - №3. - С. 82 - 86.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных и творческих способностей дошкольников посредством пластилинографии Дошкольное детство — очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя,.

Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ»Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников при реализации проекта сюжетно-ролевой игры «В поисках сокровищ» Формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников в ходе реализации проекта: сюжетно-ролевая игра «В поисках сокровищ». Целью.

Игры для развития коммуникативных способностей дошкольниковИгры для развития коммуникативных способностей дошкольников Формирование коммуникативных способностей -это условие для нормального психологического развития детей. Коммуникативные навыки общения можно.

Игры на развитие коммуникативных способностей дошкольниковИгры на развитие коммуникативных способностей дошкольников Не обходится в детском коллективе общение без ссор. Ссоры чаще всего возникают из-за игрушек, во время распределения ролей в игре, из-за.

«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам«Комплексная коррекционно-развивающая работа с детьми с ОВЗ в условиях ДОУ». В помощь педагогам-психологам Работая в должности педагога-психолога в детском саду и имея под опекой несколько детей с ОВЗ, я в первую очередь решила приложить максимум.

Мастер-класс «Коммуникативно-речевые игры, направленные на формирование дружеских взаимоотношений старших дошкольников» Здравствуйте уважаемые коллеги! Мы взрослые, умеем общаться, дружить и уходить от конфликтов. А как помочь детям стать дружными, научить.

Педагогическая работа с воспитанниками по профилактике дорожно-транспортного травматизма Все мы - педагоги, родители – пытаемся ответить на вопрос : «Как обеспечить безопасность жизни нашим детям? Как оградить их от дорожно.

Презентация «Коррекционно-развивающая работа по направлению «Развитие пространственных представлений у дошкольников» Тема освещена в форме презентации и представляет собой обоснование проблемы на основе научных данных и литературы, а так же представления.

Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников»Выступление на семинаре-практикуме по теме «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Тема: «Игровые методы и приемы активизации речи младших дошкольников» Подготовила: Альфия Нуриева. Цель: -повысить компетентность и успешность.

Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков»Экспериментальная педагогическая работа «Шкатулка добрых дел и хороших поступков» Что нужно для того, чтобы люди стали добрее, чтобы доброта была повсюду? Как нужно начинать свой день? Конечно, с добрых слов и добрых дел.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Коррекционно-педагогическая работа по активизации коммуникативных взаимоотношений дошкольников с РАС
Опубликовано: 30 января 2022 в 12:03
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД