Лучший педагог года

Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе

Ирина Пронина
Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе

Кружковая работа с детьми старшей группы

по экспериментальной деятельности

«Воз и маленькая тележка чудес»

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Публикация «Кружковая работа по экспериментальной деятельности „Воз и маленькая тележка чудес“ в старшей группе» размещена в разделах

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Основная цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги, ткани;

• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки и стаканы;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки и т. д.

Программа кружка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

• повтор инструкций;

• выполнение действий по указанию детей;

• «намеренная ошибка»;

• проговаривание хода предстоящих действий;

• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

«Воз и маленькая тележка чудес» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Воз и маленькая тележка чудес» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Учебно-тематический план работы

кружка «Воз и маленькая тележка чудес»

№ п/п Наименование

раздела Количество

занятий Форма проведения

1. Экспериментирование

с песком, глиной и почвой 4 Обследование, практическая деятельность

2. Экспериментирование с камнями 4 Обследование, практическая деятельность

3. Экспериментирование

с воздухом 4 Практическая деятельность

4. Экспериментирование

с водой 4 Обследование, практическая деятельность

5. Экспериментирование

с магнитом 4 Обследование, практическая деятельность

6. Экспериментирование с различными материалами 8 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

7. Экспериментирование с растениями 3 Практическая деятельность

Итого 31

Перспективный план работы кружка

«Воз и маленькая тележка чудес»

п/п Дата проведения Тема занятия Количество опытов

1. Сентябрь Диагностическое обследование 3

2. Октябрь «Песок, глина и почва» 8

3. Ноябрь «Мир камней» 7

4. Декабрь «Воздух и его свойства» 5

5. Январь «Вода и ее свойства» 7

6. Февраль «Испытание магнита» 3

7. Март – апрель «Свойства материалов: стекло, фарфор, дерево, бумага, ткань»

6

8. Май Диагностическое обследование 3

Итого 42

Тематический план занятий

Тема: «Песок и глина — наши помощники»

Задачи:

• Дать представление о свойствах песка и глины.

• Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина – полезные ископаемые.

• Воспитывать любознательность.

• Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Тема: «Почва – живая земля»

Задачи:

• Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.

• Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

• Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Тема: «Мир камней»

Задачи:

• Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

• Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Тема: «Удивительные свойства воды»

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

• Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема: «Испытание магнита»

Задачи:

• Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

• Развивать у детей мышление, сообразительность.

• Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Тема: «Мир бумаги»

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Тема: «Свойства тканей»

Задачи:

• Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.

• Учить подбирать ткань для одежды разных видов.

• Познакомить с понятием «ателье и заказ».

• Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их

прочности и использовании в быту.

• Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.

• Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.

• Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и

интерес к экспериментированию.

Тема: «Свойства дерева и металла»

Задачи:

• Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

• Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

• Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность

обобщений.

Тема: «В мире стекла»

Задачи:

• Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).

• Развивать любознательность.

• Воспитывать бережное отношение к вещам.

Тема: «Волшебное зеркало»

Задачи:

• Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

• Развивать познавательные способности детей.

• Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.

• Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

3. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

4. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011

5. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011

6. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

8. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.

9. Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.

10. Зубкова Р. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, 2011 год.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» Цель: - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная водица» Цель: Расширить представления детей дошкольного возраста о том, что вода- важная составляющая всего живого. Задачи: -Совершенствовать.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебный волчок» Цель: Формировать навыки экспериментальной деятельности в процессе проведения практических опытов. Задачи: Образовательные: Закрепить знания.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебство и чудеса» Задачи: Образовательные: Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление. Формировать умение в проблемной.

Кружковая работа по дизайн-деятельности в подготовительной к школе группе «Книжный дизайн» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида «Увинский детский сад №2» Планирование кружковой деятельности.

Кружковая работа по ИЗО деятельности «Волшебная радуга» Кружковая работа по изо деятельности «Волшебная радуга» в старшей группе в МБДОУ №42 «Мамонтенок» г. Якутск Пояснительная записка. Занятия.

Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое»Кружковая работа по пластилинографии в старшей группе «Солнышко лучистое» Здравствуйте, уважаемые коллеги, родители и все посетители моей странички! В этом году в свой кружок "Маленькие волшебники" по лепке в.

Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Перспективный план по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Сентябрь 1.«Росток» Задачи: Закрепить и обобщить знания о воде,.

Совместная деятельность по экспериментальной деятельности в старшей группе «Испытание магнита»Совместная деятельность по экспериментальной деятельности в старшей группе «Испытание магнита» Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, развивать мыслительные операции. Задачи: *систематизировать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 14:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД