Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе

Ирина Пронина
Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе

Кружковая работа с детьми старшей группы

по экспериментальной деятельности

«Воз и маленькая тележка чудес»

Потребность в познании – источник развития личности. Формой выражения внутренних потребностей в знаниях является познавательный интерес.

Личность формируется и развивается в процессе деятельности. Через деятельность ребенок осознает, уточняет представления об окружающем мире и о самом себе в этом мире. Задача педагога предоставить условия для саморазвития и самовыражения каждому дошкольнику. Одним из таких побуждающих и эффективных, близких и естественных для детей условий, является экспериментальная деятельность.

Ребёнок познаёт мир через практические действия с предметами, и эти действия делают знания ребёнка более полными, достоверными и прочными.

Программа кружка направлена на потребность ребенка в познании окружающего мира, на новые впечатления, которые лежат в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской (поисковой) деятельности. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Актуальность программы заключается в том, что детское экспериментирование как форма деятельности используется в практике недостаточно широко, хотя является эффективным средством развития важных качеств личности, как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе, а участие в педагогическом процессе наравне с взрослыми - возможность проектировать свою жизнь в пространстве детского сада, проявляя при этом изобретательность и оригинальность.

Основная цель программы кружка:

Способствовать формированию и развитию познавательных интересов детей через опытно – экспериментальную деятельность.

Задачи:

1. Развивать умение обследовать предметы и явления с разных сторон, выявлять зависимости.

2. Помогать накоплению у детей конкретных представлений о предметах и их свойствах.

3. Развивать мыслительные операции, умение выдвигать гипотезы, делать выводы.

4. Стимулировать активность детей для разрешения проблемной ситуации.

5. Способствовать воспитанию самостоятельности, активности.

6. Развивать коммуникативные навыки.

Условия реализации:

Включение родителей в процесс развития познавательного интереса детей реализовывался в проведении родительского собрания, анкетирования, наглядной агитации, консультаций.

Для реализации поставленной цели и задач созданы условия в развивающей предметно-пространственной среде группы. Родители приняли активное участие в создании мини-лаборатории, которая оснащена необходимым оборудованием и материалами с минимальными затратами материальных средств и времени.

Оборудование детской лаборатории:

• Приборы - «помощники»: лабораторная посуда, весы, объекты живой и неживой природы, емкости для игр с водой разных объемов и форм;

• природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, спил и листья деревьев, мох, семена;

• утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пробки;

• разные виды бумаги, ткани;

• медицинские материалы: ватные диски, пипетки, колбы, термометр, мерные ложки и стаканы;

• прочие материалы: зеркала, воздушные шары, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи, магниты, нитки и т. д.

Программа кружка рассчитана для детей старшего дошкольного возраста с учетом возрастных особенностей детей.

Срок реализации кружка – 1 год, сентябрь и май - обследование уровня овладения экспериментальной деятельностью детей.

Режим занятий: 1 раз в неделю; продолжительность – 25 минут.

Форма проведения занятий кружка - занимательные игры-занятия с элементами экспериментирования (игры-путешествия, игры-соревнования).

Игровые приёмы:

• моделирование проблемной ситуации от имени сказочного героя – куклы;

• повтор инструкций;

• выполнение действий по указанию детей;

• «намеренная ошибка»;

• проговаривание хода предстоящих действий;

• предоставление каждому ребёнку возможности задать вопрос взрослому или другому ребёнку;

• фиксирование детьми результатов наблюдений в альбоме для последующего повторения и закрепления.

Ожидаемые результаты:

Проявление интереса к исследовательской деятельности;

Выполнение сенсорного анализа, выдвижение гипотез, подведение итогов;

Накопление конкретных представлений о предметах и их свойствах;

Проявление самостоятельности в познании окружающего мира;

Проявление активности для разрешения проблемных ситуаций;

Развитие коммуникативных навыков.

Формы подведения итогов: зарисовки, схемы, картинки, таблицы.

«Воз и маленькая тележка чудес» - такая познавательная потребность, проявлением которой и являются познавательные интересы, во многом определяет развитие личности. Ценность опытно - экспериментальной деятельности в том, что она предоставляет возможность стимулировать эту потребность через близкие и естественные для ребёнка практические действия.

Кружок «Воз и маленькая тележка чудес» расширяет и дает ребенку дополнительные возможности в познании окружающего мира.

Учебно-тематический план работы

кружка «Воз и маленькая тележка чудес»

№ п/п Наименование

раздела Количество

занятий Форма проведения

1. Экспериментирование

с песком, глиной и почвой 4 Обследование, практическая деятельность

2. Экспериментирование с камнями 4 Обследование, практическая деятельность

3. Экспериментирование

с воздухом 4 Практическая деятельность

4. Экспериментирование

с водой 4 Обследование, практическая деятельность

5. Экспериментирование

с магнитом 4 Обследование, практическая деятельность

6. Экспериментирование с различными материалами 8 Обследование, практическая деятельность, наблюдение за опытом взрослого

7. Экспериментирование с растениями 3 Практическая деятельность

Итого 31

Перспективный план работы кружка

«Воз и маленькая тележка чудес»

п/п Дата проведения Тема занятия Количество опытов

1. Сентябрь Диагностическое обследование 3

2. Октябрь «Песок, глина и почва» 8

3. Ноябрь «Мир камней» 7

4. Декабрь «Воздух и его свойства» 5

5. Январь «Вода и ее свойства» 7

6. Февраль «Испытание магнита» 3

7. Март – апрель «Свойства материалов: стекло, фарфор, дерево, бумага, ткань»

6

8. Май Диагностическое обследование 3

Итого 42

Тематический план занятий

Тема: «Песок и глина — наши помощники»

Задачи:

• Дать представление о свойствах песка и глины.

• Формировать умение делать простейшие умозаключения, доказывать свою правоту; понятие о том, что песок и глина – полезные ископаемые.

• Воспитывать любознательность.

• Активизация словаря: сыпучий, твердая.

Тема: «Почва – живая земля»

Задачи:

• Вызвать у детей познавательный интерес к почве и ее значение в жизни растений и человека.

• Уточнение знаний детей о свойствах почвы: мягкая, сыпучая, черная, рыхлая.

• Развивать у детей умение с помощью воспитателя оценивать свои ответы и ответы своих товарищей по последовательности, точности описания свойств почвы и ее значения в жизни растений и человека.

Тема: «Мир камней»

Задачи:

• Закреплять знания детей об окружающем мире, о камнях.

• Упражнять в умении анализировать, делать выводы, развивать логическое мышление.

• Учить в проблемной ситуации находить правильное решение.

• Развивать мыслительные процессы: внимание, мышление, память.

Тема: «Удивительные свойства воздуха»

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.

• Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.

• Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования

• Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.

• Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.

Тема: «Удивительные свойства воды»

Задачи:

• Познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.

• Стимулировать самостоятельное формулирование выводов.

• Воспитывать бережное отношение к воде.

Тема: «Испытание магнита»

Задачи:

• Формировать представление детей о свойствах магнита и их использовании человеком.

• Развивать у детей мышление, сообразительность.

• Воспитывать самостоятельность, инициативность, активность, чувство коллективизма, взаимопонимание.

Тема: «Мир бумаги»

Задачи:

• Развивать познавательные способности детей в процессе совместной исследовательской деятельности, практических опытов с бумагой.

• Формировать и поддерживать интерес детей к окружающему миру, удовлетворять детскую любознательность.

• Поощрять самостоятельные «открытия» детьми свойств материалов.

• Обобщить знания детей о значении бумаги в нашей жизни. Научить определять свойства бумаги разных видов (гигиеническая, писчая, картон).

Тема: «Свойства тканей»

Задачи:

• Помочь детям самостоятельно определить некоторые свойства ткани.

• Учить подбирать ткань для одежды разных видов.

• Познакомить с понятием «ателье и заказ».

• Закрепить знания детей о свойствах знакомых материалов – бумага, целлофан, их

прочности и использовании в быту.

• Развивать мыслительную деятельность в ходе экспериментов.

• Активизировать словарь детей соответствующими тем словами.

• Воспитывать желание помогать другим в трудных ситуациях, доброжелательность и

интерес к экспериментированию.

Тема: «Свойства дерева и металла»

Задачи:

• Уточнить и обобщить представления детей о свойствах дерева и металла.

• Развивать умение изучать свойства материалов опытным путём.

• Развивать гибкость и логичность мышления, умение доказывать правильность

обобщений.

Тема: «В мире стекла»

Задачи:

• Помочь детям выявить свойства стекла (прочность, прозрачность, цветное, гладкое).

• Развивать любознательность.

• Воспитывать бережное отношение к вещам.

Тема: «Волшебное зеркало»

Задачи:

• Через практическую деятельность и экспериментирование познакомить детей с историей изготовления зеркал, его оптическими свойствами.

• Развивать познавательные способности детей.

• Совершенствовать речь детей, умение высказывать предположения и делать простейшие выводы, излагать свои мысли понятно для окружающих. Поощрять самостоятельность суждений.

• Закрепить правила безопасного обращения с хрупкими предметами.

Используемая литература:

1. Дыбина О. В. Из чего сделаны предметы: Игры – занятия для дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2010.

2. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников. – М. ТЦ Сфера, 2010.

3. Иванова А. И. Естественно – научные наблюдения и эксперименты в детском саду. Человек: Сфера, 2010

4. Мартынова Е. А. Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет. Тематическое планирование, рекомендации, конспекты занятий. Учитель, 2011

5. Машкова С. В. Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе. Учитель, 2011

6. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. Образовательная область "Познание". Методический комплект программы "Детство" СПб. : ООО «Издательство Детство-Пресс», 2013 г.

7. Тугушева Г. П. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2009

8. Веракса Н. Е. Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников. Для занятий с детьми 4-7 лет. ФГОС. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.

9. Павлова Л. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. М. : Мозаика-Синтез, 2015 год.

10. Зубкова Р. М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Санкт-Петербург, 2011 год.

Публикации по теме:

Организация опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Федеральные государственные образовательные стандарты определяют новые подходы к совместной деятельности воспитателя, ребенка и родителя.

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Путешествие в страну «Чудес и Превращений» Цель: - Закрепить представление детей о свойствах воздуха (невидим, бесцветен, не имеет запаха, при нагревании расширяется, а при охлаждении.

Конспект занятия по экспериментальной деятельности в старшей группе «Волшебная водица» Цель: Расширить представления детей дошкольного возраста о том, что вода- важная составляющая всего живого. Задачи: -Совершенствовать.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Дикие животные
  • Дикие животные
Автор публикации:
Кружковая работа по экспериментальной деятельности «Воз и маленькая тележка чудес» в старшей группе
Опубликовано: 25 ноября 2017 в 14:29
+14Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей»
Творческий проект художественно-эстетической направленности «Добро пожаловать в музей» Пояснительная записка. Процесс обновления образования, его...
Мастер-класс «Новогодняя ёлочка из фатина»
Сегодня хочу поделиться с вами изготовлением новогодней ёлочки. Все мы знаем, что одним из давних традиций Нового года -это украшение новогодней ёлки. Я...
Мастер-класс «Осенний» мобиль
Мобиль «Осень» Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Для разнообразия интерьера группы решила сделать мобиль "Осень". Он получился яркий и красивый,...
Изготовление новогодней ёлочки из цветной бумаги мастер-класс
В преддверии нового года во всех образовательных учреждениях проходят выставки новогодних поделок, поэтому представляю вашему вниманию мастер-класс по...
Конспект НОД по аппликации «Неваляшка» в подготовительной группе
Тема «Неваляшка» Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие. Задачи....