Кружок по нетрадиционным техникам творчества «Волшебные ладошки»

Светлана Таранда
Кружок по нетрадиционным техникам творчества «Волшебные ладошки»

Пояснительная записка

В дошкольном детстве каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Изобразительная деятельность дошкольников является большим потенциалом для раскрытия детского творчества в изобразительной деятельности. Дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования. При создании своих работ многие композиции выделяются однообразием, бедностью цветового решения и не приносят авторам радости. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных изобразительных приемов и владения техники рисования. При этом неизвестно, какое изображение получиться, но оно заведомо успешно по результату и тем самым усиливает интерес дошкольников к изобразительной деятельности, стимулирует воображение, дает толчок к развитию интеллекта, фантазии, активизирует творческую активность детей, учит мыслить нестандартно.

Изучив запросы родителей на дополнительное образование, была разработана программа для детей по нетрадиционному творчеству.

Деятельность кружка будет организована в группе детей 5-6 лет в количестве 10 человек. Реализация программы рассчитана на 2017-2018 год. Непосредственно образовательная деятельность будет осуществляться в процессе организованной совместной деятельности педагога с детьми, один раз в неделю, продолжительностью не более 25 минут, 32 раза в год (с октября по май).

Цель программы: – Развитие детских творческих способностей путём внедрения в эстетическое воспитание нетрадиционных форм художественной деятельности.

Задачи программы кружка:

1. Формировать начальные знания художественной, коммуникативной, культуры различным видам деятельности и творчества. (рисования, пластилинографии,обрывной аппликации и т. д) .

2. Развивать художественный вкус, уверенность в своих возможностях, учить работать с разнообразными материалами.

3. Развивать умения создания собственных композиций.

4. Формировать культуру труда, правильное использование времени.

5. Воспитывать у детей способность видеть мир глазами художников, замечать и творить красоту.

6. Побуждать детей к творческим поискам и решениям.

Методы и приемы: беседа, показ, практические и наглядные методы, создание проблемных ситуаций и др.

Формы подведения итогов: выставки.

Ожидаемый результат:

1. Сформированы элементарные знания о нетрадиционных техниках творчества.

2. Сформирован художественный вкус.

3. Сформированы умения создания композиций.

4. Сформирована культура труда.

Виды и формы кружковой деятельности:

1. Коммуникативная: беседы по теме.

2. Продуктивная: создание поделок.

индивидуальная (каждый ребенок должен создать свою творческую работу);

коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).

К реализации работы кружка будут привлечены родители детей, что позволит формировать конструктивные детско-родительские отношения.

Связь программы дополнительного образования с другими образовательными областями

Образовательные области Содержание интеграции

Коммуникация Развитие свободного общения со взрослыми, детьми; развитие всех

компонентов устной речи.

Социализация Приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со взрослыми и сверстниками;

Труд Воспитание ценностного отношения к собственному труду и его результатам; формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

Познание Сенсорное развитие; развитие позновательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Художественно-эстетическое развитие Развитие продуктивной деятельности детей; развитие детского творчества.

Содержание программы

1 этап

По изучению запросов родителей на дополнительное образование в начале учебного года подбирается состав детей.

Формирование элементарных знаний о нетрадиционных техниках творчества.

Развитие навыков и умений (использование различных материалов в работах)

Коллективная работа

Итого 32

Календарно-тематический план

Месяц № п/п Тема. Содержание Планируемые результаты развития интегративных качеств

Октябрь 1 Вводное занятие.

«Волшебство красок»

Расширить представления детей о нетрадиционном, изобразительном материале, вызвать интерес к нему.

«Любознательный, активный»

Октябрь 2 «Осенний парк»

«Отпечатки листьев»

Совершенствовать умение создавать композиции при помощи отпечатков листьев с нанесенныма на них красками; правильно держать кисть, развивать эстетическое восприятие.

«Любознательный, активный»

Октябрь 3 «Пластилиновое чудо»

пластилинография Познакомить детей с техникой пластилинографии, развивать мелкую моторику рук, развивать детское воображение, мышление.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»

Октябрь 4 «Грибы в корзине»

Продолжать знакомить детей с пластилинографией Формировать и развивать навыки ручного труда;развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений рук; «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый»

Ноябрь 1 «Осеннее дерево»

обрывная аппликация

Совершенствовать умение работать с цветной бумагой.

Развивать мелкую моторику рук.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

Ноябрь 2 «Цветочные фантазии»

пластилинография Развивать художественный вкус, чувство композиции; творческие способности; способствовать развитию мелкой моторики и координации движений. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Ноябрь 3 «Забавные кляксы»

кляксография

Познакомить детей с новым способом изображения - кляксографией. научить придавать полученным кляксам настроение, развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

Ноябрь 4 Продолжение ознакомления с «кляксографией»

Продолжать развивать развивать наблюдательность, фантазию, воображение, интерес к творчеству

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

Декабрь 1 «Тайны неба»

Граттаж

Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой граттаж и материалами для таких работ. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Декабрь 2 «Ночной город»

Граттаж

Упражнять в использовании таких средств выразительности, как линия, штрих.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

Декабрь 3 «Ой ты зимушка зима»

Свеча + акварель

Учить рисовать снежинки нетрадиционным способом (свечой). Развивать творческие способности, самостоятельность, фантазию, воображение, активность, изобразительные навыки.

«Любознательный, активный» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»;

Декабрь 4

«Дед Мороз»

Рисование солью

Научить новому приёму оформления изображения: присыпанием солью по мокрой краске для создания объёмности и изображения.

«Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»; «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе,государстве, мире и природе»

Январь 1 «Елочные огоньки»

Рисование жёсткой полусухой кистью. Коллективная работа. Продолжать знакомить со способом рисования тычком жёсткой полусухой кистью; совершенствовать умение правильно держать кисть при рисовании, осваивать цветовую палитру: жёлтый, красный, зелёный, синий цвета; развивать эстетическое восприятие, расширять знания об окружающей действительности.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Январь 2 «Снежная ночь»

Обрывная аппликация с элементами рисования.

Продолжать знакомить со смешанной техникой – обрывная аппликация с элементами рисования., развивать навыки работы в различных техниках;

развивать навыки комбинирования в декоративном изображении

«Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Январь 3 «Ёлочка»

Восковые мелки + акварель

Совершенствовать умение сочетать в рисунке акварельную технику и восковые мелки. Развивать композиционные навыки. Воспитывать любовь к природе. Развивать эстетический вкус.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками»

Январь 4 «Зимний лес»

Рисование манкой или сахаром.

Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования с помощью манной крупы; развивать творческое воображение, мышление, фантазию. «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения»

Февраль 1

«Веселые снеговички»

Обрывная аппликация

Продолжать освоение обрывной техники аппликации и использования полосок цветной бумаги при составлении композиции. Развивать воображение, внимание, наблюдательность. Координировать движения обеих рук.

«Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Февраль 2 «Сказочное дерево» Кляксография

Развивать и совершенствовать навыки и умения изобразительного творчества, цветовосприятие дополнять изображение графическими средствами для создания выразительного образа. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Февраль 3 Монотипия предметная

Познакомить детей с техникой монотипия. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Февраль 4 «Бабочка»

Монотипия предметная Познакомить с техникой монотипии. Учить создавать образ бабочки гуашью, используя графические средства выразительности: пятно, линию. Развивать чувство композиции. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Март 1 «Цветик-семицветик»

Пластилинография Познакомить с приёмами «рисования» пластилином, учить создавать образ разноцветного цветка на плоскости, насыщать деталями до завершения образа.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Март 2 «Открытка для мамы».

Монотипия Продолжать знакомить детей с монотипией предмктной. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Март 3 «Загадочный космос»

Свеча + акварель

Развивать цветовосприятие и зрительно-двигательную координацию.

Воспитывать эстетическое восприятие природы и ее изображений нетрадиционными художественными техниками. «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Март 4 Рисование по замыслу

Совершенствовать умения и навыки в свободном экспериментировании (по выбору детей) с материалами, необходимыми для работы в различных нетрадиционных техниках. Развивать воображение, творчество.

Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Апрель 1 «Космические пришельцы»

Граттаж

Продолжить развивать навыки и умения в технике граттаж. Развивать фантазию, воображение.

«Любознательный, активный» «Овладевший необходимыми умениями и навыками» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Апрель 2 «Золотая рыбка» Пластилинография

Расширять представление о пластилиновой живописи, о её способах изображения. Продолжать учить делать набросок простым карандашом, развивать воображение, фантазию. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту»

Апрель 3 «Ромашки» Рисование ватными палочками

Совершенствовать умение детей рисовать ватными палочками. Учить, наиболее выразительно, отображать в рисунке цветы. Развивать чувство композиции.

«Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе»

Апрель 4 «Весеннее деревце» Кляксография + аппликация Учить детей работать с кляксами;

развивать творческое воображение воспитанников; развивать мышление, фантазию детей;

воспитывать интерес к творчеству.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Май 1 «Хоровод берёз»

Обрывная аппликация Формировать умения изображать берёзу с характерными для неё признаками. Развивать мелкую моторику детей, используя технику обрывной аппликации. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира, наблюдательность. Воспитывать любовь к родному краю, и бережное отношение к природе.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Май 2 «Одуванчики» Восковые мелки + акварель Совершенствовать умение изображать в нетрадиционной изобразительной технике (восковые мелки + акварель). Развивать чувство цвета, фантазию, воображение.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Май 3 «Букет незабудок для мамы» Рисование ватными палочками Развивать творческие способности дошкольников, развивать воображение, пространственное мышление, мелкую моторику руки, развивать художественный вкус, чувство композиции, воспитывать интерес к изобразительному творчеству, желание узнавать новое.

«Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» «Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками»

Май 4 Оформление выставки работ. В месте с детьми оформить выполненные ранее работы для выставки.

Развивать интерес к изготовлению поделок в технике нетрадиционного творчества. «Любознательный, активный» «Эмоционально отзывчивый» «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту» «Овладевший необходимыми умениями и навыками»

Мониторинг образовательного процесса будет организован два раза в год (октябрь, апрель). Мониторинг освоения детьми образовательной программы будет проведен руководителем кружка с использованием наблюдения за детской деятельностью и тестовых методов.

Мониторинг развития детей

Ф. И. ребенка Имеет представления о нетрад. техн. творч. Проявляет художественный вкус

Умеет создавать собственные композиции Владеет культурой труда Итого

1 2 1 2 1 2 1 2 1 2

Работы оцениваются по уровням:

0 баллов – ребенок отказывается от организованной деятельности или не может с ней справится даже с помощью педагога;

1 балл – большенство компонентов не достаточно выражены; требуется пошаговый контроль и помощь педагога;

2 балла – умеют использовать нетрадиционные материалы и инструменты, но им нужна незначительная помощь, советы педагога;

3 балла –соответствует возрасту (самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты).

4 балла – высокий (самостоятельно используют нетрадиционные материалы и инструменты, оперируют предметными терминами).

Оценка эффективности реализации программы (степень продвижения ребенка в программе):

Оценка уровня развития Начало года Конец года

Низкий уровень (большинство компонентов не достаточно развиты) 0-4 баллов Кол-во детей

10 %

100% Кол-во детей %

Средний уровень (отдельные компоненты не развиты) 5-8 баллов

Высокий уровень (соответствует возрасту) 9-12 баллов

Выше возрастных требований (развитие с опережением) 13-16 баллов

Литература.

1. Аверьянова А. П. Изобразительная деятельность в детском саду. – М.: Москва-Синтез; М.: ТЦ Сфера, 2003. – 96с. ; илл.

2. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1 и 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.

3. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2008. -144с., 16 л. вкл.

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. /Пособие для воспитателей и заинтересованных родителей/. – СПб.: КАРО, 2008. – 96с.

5. Пастухова Г. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. (1 и2 части). Издательство «Центр Проблем Детства», 1996.

6. Тихомирова О. Ю., Лебедева Г. А. Пластилиновая картина. М.: Мозаика- Синтез, 2011. – 72с.

7. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128с.

8. Шкидская И. О. Аппликации из пластилина. – Ростов н/Д: Феникс, 2008. – 87с.

Публикации по теме:

«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста«У жирафа пятнышки везде». Мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования с детьми среднего дошкольного возраста Тепло приветствую вас, друзья и коллеги! Представляю вам сегодня очередной детский мастер-класс по нетрадиционным техникам рисования. Цель:.

Дополнительная общеразвивающая программа по нетрадиционным техникам изодеятельности «Озорные пальчики» для детей 3–4 лет Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1» г. Тобольска Дополнительная.

Конспект ООД по нетрадиционным техникам рисования «Веселый петушок» (первая младшая группа) Цель: воспитание интереса к художественно-творческой деятельности, показ детям возможность получения изображения с помощью отпечатков ладошек.

Конспект ООД с участием родителей по нетрадиционным техникам рисования «Рукавичка для Деда Мороза» (первая младшая группа) Цель: развитие художественно - творческих способностей детей дошкольного возраста и родителей через использование нетрадиционной техники.

Автор публикации:
Кружок по нетрадиционным техникам творчества «Волшебные ладошки»
Опубликовано: 18 октября 2017 в 16:02
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по аппликации «К нам птицы прилетели!» (старшая группа)
Аппликация "К нам птицы прилетели", с элементами рисования и оригами птиц из бросового материала - фантиков. Цели: -научить детей составлять аппликацию в...
Стенгазета ко Дню матери.
"Мама - первое слово, главное слово в каждой судьбе. Мама жизнь подарила, мир подарила, мне и тебе. " . Именно с текстом этой песни возникают ассоциации...
Детский мастер-класс «Игры по сказкам своими руками»
Дидактическая игра «Угадай сказку. Математические пазлы». Цели: - обогащение предметно – развивающей среды; - учить детей составлять целое из...
Художественное творчество «Осенние листья»
Изобразительная деятельность-важное средство эстетического воспитания дошкольников. Она предоставляет отличные возможности для детей создавать что-то...
Открытка ко Дню Матери из фоамирана. Мастер-класс
Мама не только играет важную роль в продолжении рода, она дарит детям любовь, ласку, нежность. Мама является самым главным человеком в жизни детей. В...