Лучший педагог года

Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»

Галина Кондрашова
Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»

Представлены авторские логопедические игры по автоматизации, дифференциации звуков. Материал может быть полезен логопедам, воспитателям при индивидуальной, подгрупповой работе по развитию речи. А так же родителям детей, имеющих нарушение звукопроизношения, слоговой структуры слова, фонематического слуха.

Будем в игры мы играть -будем звуки изучать!

Какое слово лишнее?

Бар, дар, бор, хор, тир и тур,

Рак, рот, ров, пар, сор и бур,

Мэр, пир, шар, рог, вор и шнур.

Публикация «Логопедические игры „Будем в игры мы играть — будем звуки изучать“» размещена в разделах

Что же лишним назовут?

(лишнее слово- «шнур», так как в нём 4 звука).

Помидор, забор, ковёр,

Самовар, боксёр, бобёр,

Мухомор, топор, костёр,

Сыр, ракета и мотор. (лишнее слово- «ракета», так как звук[Р] находится в начале слова.).

Задание: Найти лишнее слово, объяснить почему оно лишнее?

Поиграем с «Ши» и «Жи».

Слоги «Ши» и «Жи» играли

И слова всё сочиняли.

Догадайся без подсказки,

Кто придумал эти сказки:

Экипа (жи, камы (ши, блинда (жи) и шала (ши,

Стела (жи, каранда (ши,эта (жи) и гара (жи,

Вклады (ши, детёны (ши, клави (ши, звёрёны (ши,

Кра (жи, стра (жи) и но (жи, витра (жи) и малы (ши).

Задание: Логопед читает начало слова, а ребёнок договаривает ШИ или ЖИ

Третий лишний

Вот ваша задача:

Узнать третий лишний

И объяснить почему.

Я долго решала, ответа не знала.

Кто прав -я никак не пойму:

Автобус, троллейбус и остановка,

Заяц, кукушка и клёст,

Кошка, собака, лисица- плутовка,

Клубника, малина и клён.

Картофель, морковка и груша,

Ложка, тарелка и суп,

Света, Сеня и Луша,

Незабудка, фиалка и дуб.

Слова на слоги раздели

И мне цифру покажи.

Задание: Логопед читает по строчке, ребё нок объясняет: какое слово лишнее и почему.

Большой- маленький

Превратить большой предмет

Нам поможет в маленький

Озорник звук [Ж]-

Очень уж удаленький.

Был красный флаг, а стал-(флажок,

Был белый снег, а стал…

Был синий круг, а стал…

Был жёлтый стог, а стал…

В других словах он пошалили,

И вот какие получил:

Берег-, друг-,

Сапог-, рог- ,

Пирог-, утюг-… .

Раз, два, три- одним словом назови

Ужонок с ёжиком играли-

Одним словом называли.

Общее слово и ты поищи,

Каждую строчку скорей обобщи:

Туфли, ботинки и сапоги-,

Сосны, берёзы, дубы-,

Рябчики, коршуны и глухари-,

Щуки, форель и сомы-,

Яблоко, груша, персик, айва-,

Редька, морковь и перчик -,

Ноги, шея и голова-….

Бабочка, жук и кузнечик-… .

Задание: Обобщить одним словом каждую строчку.

Съедобное- несъедобное

Вот сухарь, салат и сок,

Мусор, бусы и носок,

Морс, салфетка и сырок,

Оса, поднос и поясок.

Что здесь съедобное - скажи,

И картинку покажи.

Задание: Дети выбирают картинку с изображением съедобных продуктов.

Что растением зовут?

Ананас, поднос и нос,

Фикус, ус, утёс и хвост,

Лес, куст, аист, кипарис,

Слива, сосны и ирис.

Что растением зовут?

Какие картинки нам подойдут?

Задание: Дети откладывают картинки с изображением растений.

Кто что делает? Скажи…

Коса, касса и лиса,

Сом, сова, песок, оса,

Сумка, сокол, волос, нос,

Посуда, соболь и насос.

Кто летает здесь, скажи,

и картинку покажи.

( Возможны варианты:

Кто здесь бегает? Скажи…

Кто живой здесь? Скажи… и т. д.)

Пропажа

На заборе объявленье-

«Сообщить без промедленья,

Кто вдруг видел:

Утюжок, лыжи, шашки и флажок,

Шубу, шапку и пружинку,

Штангу, парашют, машинку,

Пирожок, штаны, кружок,

Жёлудь, пряжку и шнурок?».

- Что же пишут в обращении?

В этом странном объявлении?

- Поиграть с разиней- Вовой

Приходил его дружок!

Задание: Игру можно проводить на этапе автоматизации звуков[Ш], [Ж].

Картинки выкладываются в такой же последовательности как в стихотворении, дети повторяют. Можно разыграть как мини – сценку по ролям.

Если брать на этапе дифференциации звуков, то можно предложить детям разделиться на две команды. Одна команда будет искать слова со звуком [Ш], а другая- со звуком [Ж].

Аналогично можно проводить со словами, содержащими звуки [Р] :

…. :

Помидор, свёрток, краски и топор,

Трактор, фартук и ватрушку,

Ручку, трубку и Петрушку,

Картинг, грузовик и бурку,

Сыр, карман и кошку - Мурку.

Далее можно предложить детям самостоятельно подбирать названия предметов.

Кто? Что?

Вот жираф, пожарный, ёжик,

Жук, лягушка, жёлудь, ножик,

Ландыш, ножницы, флажок,

Мишка, уж и пирожок,

Абажур, пиджак, пружина,

Морж, лошадка и машина.

Какой вопрос к словам поставим?

Кто? Или Что? Сейчас узнаем.

Задание: Поставить вопрос КТО? или ЧТО?

Игру можно использовать на этапе автоматизации [Ш],

[Ж] :детям предлагаются картинки в порядке, согласно стихотворению.

У кого кто есть?

У свиньи есть- поросята,

У гусей шипят-(гусята,

За лосём бегут-(лосята,

У совы живут-(совята,

У лисы в норе- (лисята,

У аиста есть-(аистята,

А у страуса есть-(страусята,

У осла живут-(ослята,

Со слоном живут-(слонята).

Задание: дети находят подходящие картинки, называют их.

Один- много.

Зайка, завод, замки, тазы,

Розы, фазан, козы, язык,

Ваза, глаза, зонтик, арбуз,

Зина, звезда, забор, карапуз.

Нас призывают слова на подмогу,

Нужно узнать, где «один», а где «много».

Задание: Показать с помощью сигнальных карточек: где один предмет, а где –много.

Кавардак

В детском зоосадике

С утра большой бардак:

Детёныши- проказники

Чинили кавардак!

Решили пошалить они,

И спрятались от мам.

Теперь дорогу не найдут

Они к своим домам.

И ищут их без отдыха:

Лоси (ха, олени (ха, барсучи (ха,

Зайчи (ха, паучи (ха) и крольчи (ха,

Бельчи (ха, страуси (ха) и слони (ха)

Медведи (ца, тигри (ца) и лиси (ца,

Ов (ца, куни (ца, льви (ца) и орли (ца,

Верблюди (ца, волчи (ца) и осли (ца).

На чад своих уж перестали злиться!

Задание: Дети ищут подходящую картинку с изображением мам и называют их.

Игру можно использовать на всех этапах коррекции произношения.

Раз,два, три, четыре, пять -будем слог мы добавлять!

[СЫ ]

Говорить начну я слово,

А ты слог добавляй.

Проговаривать чётко

Никогда не забывай!

[СЫ ]

Бу,поло, колба,

Плак, вак…и терра… ,

Ве…, рель…и ча… ,

Гримас…, касс… и ве… .

[ЗЫ]

Шлю… ,гро… и зано… ,

Вя…, гру… и мимо… ,

Ко…, ро… и моро… ,

Водола… и бере… .

[Ца ]

Мельни…- больни… ,

Кури… - води… ,

Кузни… - тепли… ,

Горли… - певи… ,

Ули…- грани… ,

Умни…- пшени… .

[Шка]

Ми, мы, Ма, му,

Мо, ко, ка, ду,

Па,пы, опу,

Кры,бабу,поду….

[За ]

Кидать- закидать,

Носить-,

Колоть-,

Купить- ,

Помнить-,

Медлить-,

Квасить-,

Бегать-,

Бить-,

Лить-,

Петь-,

дать-… .

Задание: Логопед произносит начало слова- ребёнок договаривает.

Поймай звук

Как услышишь звук в начале,

Так в ладоши хлопни (ногою топни)

Чтоб слова все прозвучали

Понятно, чётко,громко!

Каша, афиша, галоша, малыш,

Кошка, квакушка, пушка, глупыш,

Шуба, ватрушка, шляпа, камыш,

Шпора, машина, чашка, голыш.

Аналогично:

А)Как услышишь звук в конце…

Б)В середине звук услышишь…

Задание: Логопед читает слова-дети хлопают (топают, поднимают карточку, выполняют какое-либо движение и т. д., согласно заданию).

«Заменялки»

Буду слово называть,

А ты первый звук менять :

Лук- жук, бурчать-,

Зал-, Баба-, бетон- ,

Печь-, билет-…

Мир-…

Кефир-….,

Двери-,

Бал-,

Майка-,

Клюка-,

Губы-….,

Дом и ….

Задание: Логопед читает слова, дети заменяют на другой звук, чтобы получилось новое слово.

Распродажа

Наконец, наступил сезон распродажи.

В магазине имён открылась продажа.

Все сбежались с округи в открытые двери-

Имена покупали и птицы, и звери.

Гага, Бебека, Крылан и Мурлыка,

Хрюндиль, Гав-Гав,Квакли, Курлыка,

Жужа, Дзинь-Дзинь, Пискун и Му-Му,

Кряква, Каркуша, Свистун и Ку-Ку,

Хитрюга, Колючка, Летун и Топтышка,

Чив-Чив, Кукарека, Молчун и Трусишка,

Ворчун, Забияка, Болтун и Шипелка,

Коко, Туки-Тук, Остроглаз и Зуделка.

Кто же в отдел распродажи забрёл,

Имя себе навсегда приобрёл?

Задание: Из предложенных картинок выбрать те, к которым подходят клички. ( Например: Гага- гусь, Бебека- барашек и т. д.)

Кто где живёт?

В норке прячется-(лисёнок,

Спит в дупле своём (бельчонок,

Под кустом дрожит (зайчонок,

В хлеву тёплом спит (телёнок,

На конюшне-(жеребёнок,

А в курятнике-(цыплёнок,

В избе, на коврике-(котёнок,

А в берлоге-(медвежонок,

Живёт на птичнике (утёнок,

В овчарне- маленький (ягнёнок,

В будке прячутся (щенята,

В голубятне-(голубята).

Задание: Детям предлагаются картинки с изображением животных и их домиков. Дети должны разложить парами: животное-домик.

Публикации по теме:

Фотоматериал для учеников начальных классов по развитию звуко-буквенного анализа и обучению грамотеФотоматериал для учеников начальных классов по развитию звуко-буквенного анализа и обучению грамоте Цель данного фото-материала - обнаружить и по возможности исправить имеющиеся у учеников затруднения, связанные с общей грамотностью, а.

Примерная технология отслеживания результатов обследования подготовительной логопедической группы .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедические игры «Будем в игры мы играть — будем звуки изучать»
Опубликовано: 12 ноября 2014 в 11:29
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД