Лучший педагог года

Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике»

Кузнецова Любовь
Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике»

Логопедический массаж и его применение на практике

Кузнецова Любовь Михайловна

Пащенко Анастасия Олеговна.

I. Теоретические основы логопедического массажа.

Публикация «Консультация „Логопедический массаж и его применение на практике“» размещена в разделах

Логопедический массаж — активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. Он способствует нормализации произносительной стороны речи лиц, страдающих речевыми нарушениями. Наиболее значимо применение массажа на начальных этапах коррекционного воздействия, далее его используют как сопровождающую терапию.

Логопедический массаж является частью комплексной реабилитации лиц, страдающих речевыми нарушениями. Использование массажа актуально в работе логопеда в случаях, когда имеются нарушения тонуса мышц:

• Дизартрия;

• Ринолалия;

• Заикание;

• Нарушение голоса.

Физиологическое действие логопедического массажа.

Лицо человека наиболее богато снабжено нервными окончаниями, кровеносными и лимфатическими сосудами. Кожа лица особенно чувствительна к механическим воздействиям. Благодаря этому существует обратная связь между состоянием мышц и нервов лица, возникающим под влиянием массажа, и самочувствием и настроением человека.

• Изменение общей нервной возбудимости;

• Оживление утраченных либо сниженных рефлексов;

• Изменение в целом функционального состояния ЦНС;

• Улучшение секреторной функции кожи, активизация ее лимфо-и кровообращения, что улучшает ее питание, повышает обменные процессы.

• Расширение капилляров, увеличение газообмена между кровью и тканями.

• Оказание рефлекторного воздействия на всю лимфатическую систему, что улучшает функцию лимфатических сосудов.

• Повышение эластичности мышечных волокон, силы и объема их сократи-тельной функции, работоспособности мыши, восстанавливается их активность после нагрузки.

• Увеличение подвижности и эластичности связочного аппарата

Таким образом, логопедический массаж оказывает общее положительное воздействие на организм в целом, вызывая благоприятные изменения в нервной и мышечной системах, играющих основную роль в речедвигательном процессе.

Цели логопедического массажа:

• нормализация мышечного тонуса общей, мимической и артикуляционной мускулатуры;

• уменьшение проявления парезов и параличей мышц артикуляционного аппарата;

• снижение патологических двигательных проявлений мышц речевого аппарата (синкинезии, гиперкинезы, судороги и т. п.);

• стимуляция проприоцептивных ощущений;

• увеличение объема и амплитуды артикуляционных движений;

• активизация тех групп мышц периферического речевого аппарата, у которых имелась недостаточная сократительная активность;

• формирование произвольных, координированных движений органов артикуляции.

Противопоказания к проведению массажа:

Перед проведением курса массажа необходимо получить заключение невропатолога и педиатра об отсутствии противопоказаний. Нельзя применять массаж в следующих случаях:

• Соматические и острые заболевания в остром периоде;

• Коньюктивит;

• Острые и хронические заболевания кожных покровов;

• Стоматит;

• Герпес и другие заболевания полости рта;

• Кровотечения;

• Чрезмерная психическая и физическая усталость.

Диагностика состояния мышц логопедом

Назначению логопедического массажа должна предшествовать медицинская диагностика, проводимая врачом. Медицинское заключение содержит указание на наличие неврологической симптоматики, в том числе указание на форму пареза (или паралича, локальные нарушения иннервации мышц и пр.

Логопеду следует определить состояние мышц: верхней половины туловища, шеи, мимических, артикуляционных. Для этого используют следующие методы.

1. Осмотр.

Осматривая лицо ребенка, следует обратить внимание на следующие момен-ты:

• Положение головы по отношению к туловищу, отметить, нет ли привычных асимметричных поз.

• Присутствуют ли ассиметрии на лице (сглаженные носогубные складки, опущение уголков рта, расширены или сужены глазные щели);

• Приоткрыт ли рот, есть ли слюнотечение.

Окраска кожи. В норме у здорового человека кожа имеет светло-розовую окраску, причем у брюнетов она может быть чуть темнее. При осмотре обращаем внимание на:

• бледность слизистых оболочек;

• Покраснение кожи, оно может свидетельствовать о местном воспалении, а также о нарушении сосудистого тонуса капилляров;

• Синюшность кожных покровов губ, кончика носа, кончиков пальцев рук. Они указывают на выраженную недостаточность кровообращения.

Кожные высыпания. Они могут быть вызваны различными причинами. Наличие у ребенка сыпи на коже, диатеза, герпеса является противопоказанием к проведению массажа.

Кожные кровоизлияния. Кровоизлияния в кожу могут возникать при передозировке массажа, особенно если отмечается повышенная ранимость капилляров. При повышенной ранимости капилляров можно использовать только легкое поглаживание.

2. Пальпация.

Пальпация тех мышц, которые участвуют в артикуляции, дает возможность логопеду точнее определить характер нарушений мышечного тонуса. При пальпации следует обратить внимание на следующие моменты.

Эластичность кожи. В норме кожа должна быть гладкая, плотная, упругая, легко захватывается в складку, которая потом разглаживается.

Отечность кожи. Отечность кожи лица может быть вызвана различными заболеваниями внутренних органов. Во всех этих случаях массаж проводить не рекомендуется. Необходима консультация врача.

Состояние лимфатических узлов. В норме лимфатические узлы не пальпируются. Если они видны и хорошо прощупываются это является противопоказанием для проведения массажа.

Состояние мышц. При массировании мышц, обеспечивающих работу периферического речевого аппарата, логопед должен знать состояние их тонуса, который может быть повышен (гипертонус, понижен (гипотонус). Определение тонуса мускулатуры лучше всего проводить в положении ребенка лежа, при этом исследуемые мышцы должны быть максимально расслаблены.

Выпуклости. Путем осмотра и пальпации также выявляется ряд выпуклостей, которые имеют значение для определения направления массажных движений и места биологически активных точек

3. Особенности состояния движений.

Состояние движений (общих и артикуляционных) оценивается при выполнении двигательных проб, используемых в традиционных логопедических методиках. Оцениваются: объем, скорость, динамика, истощаемость, сила и координация движений.

Общие рекомендации к проведению массажа

• Логопедический массаж проводится в чистом, уютном, теплом и хорошо проветренном помещении

• 2-3 процедуры в неделю, циклом 10-20 процедур (в зависимости от тяжести дефекта)

• Длительность одной процедуры варьируется в зависимости от степени поражения, возраста пациента и т. п.

• Начальная длительность процедуры обычно составляет 5 — 7 мин, а конечная — 20 — 25 мин.

• Перед тем как начать курс массажа, логопед должен объяснить родителям его необходимость и эффективность

• Во время массажа ребенок не должен испытывать боли.

• Кожа массируемого должна быть чистой,

• руки логопеда — чистыми и теплыми, без ссадин и царапин или каких-либо очагов воспаления, с коротко остриженными ногтями, без украшений, мешающих проведению массажа

• При массаже мышц полости рта рекомендуется применять стерильные медицинские резиновые перчатки или стерильные салфетки.

Подготовка к массажу

Для проведения массажа логопед должен иметь следующие материалы:

• медицинский спирт (для дезинфицирования зондов, шпателей и т. п. ,

• стерильные салфетки 30 х 30 см;

• гексорал (после в целях гигиены прополоскать раствором рот);

• стерильные медицинские резиновые перчатки;

• нашатырный спирт и 3-процентная перекись водорода;

• защитную маску.

II. Применение массажа в логопедической практике (из личного опыта).

Виды и приемы логопедического массажа.

Существует несколько видов массажа, которые логопед может использовать в своей работе:

Ручной

Аппаратный

Точечный

Зондовый

В своей работе с детьми с нарушениями речи мы чаще всего используем ручной массаж. Этот вид массажа включает в себя несколько приемов.

• Поглаживание;

• Растирание;

• Разминание;

• Вибрация:

• Пассивные движения.

Последовательность воздействия на массируемые области в процессе одного сеанса массажа может быть следующая:

Мышцы шеи и плечевого пояса

Массаж лица

Мышцы губ

Мышцы языка

В своей работе мы используем массажные комплексы для мышц: шейно-воротниковой зоны; лица; языка, губ, пальцев и ладоней. Некоторые из них пред-ставлены ниже. Полностью все комплексы присутствуют в презентации. Они помогают оптимально воздействовать на проблемные зоны, стимулировать, либо понижать тонус мышц при необходимости.

Массаж шейно-воротниковой зоны состоит из следующих приемов:

Поглаживание

Растирание подушечками пальцев

Растирание ребром ладони

Растирание кончиками пальцев

«Отжимание губки»

«Крошение хлеба»

Растягивание

Пересекание

Штрихование и круговое разминание

Массаж верхней поверхности губы включает в себя:

Поглаживание губ от середины к углам;

Разминание губ от середины к углам;

Пощипывание губ от середины к углам;

«Похлопывание губ от середины к углам;

Обкалывание губ зондом или ватной палочкой от середины к углам;

Поглаживание носогубных складок, от углов губ к крыльям носа;

Пощипывание кожи вокруг губ осуществляют большим и указательным пальцами.

Массаж языка состоит из таких компонентов:

Массаж для расслабления мышц языка:

Легкое поглаживание языка от кончика языка к его корню;

Легкое похлопывание пальцем по кончику языка к корню;

Легкое поглаживание языка из стороны в сторону;

Точечный массаж языка, поочередно в трех точках (подавление гиперкине-зов в мышцах языка). Вращательные движения выполняются по часовой стрелке, не более 3 секунд на одной точке;

Массаж для укрепления мышц языка:

Поглаживание продольных мышц языка, проводится от корня к кончику;

Интенсивные ритмичные надавливания на язык от корня к кончику, 4-6 раз, 2 раза в день;

Поглаживание языка из стороны, в сторону, в направлении от корня к кончику языка;

Обкладывание языка от корня к кончику языка и по боковым краям языка.

Так же на слайдах представлены фотографии из личного архива Пащенко А. О., на которых запечатлен процесс применения массажа на практике.

В заключении, хочется сказать, что зачастую процесс постановки звуков у детей с проблемами с тонусом мышц достаточно длительный. Грамотное использование приемов массажа в практике логопеда позволяет оптимизировать работу над постановкой звуков. Надеемся, что наше выступление поможет Вам в работе.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

«Массаж карандашами» Массаж и игры с карандашами стимулируют речевое развитие, способствуют овладению тонкими движениями пальцев, улучшают трофику тканей и кровоснабжение.

Консультация для родителей «Массаж — метод естественного оздоровления детей с ЗПР» Психологические исследования у детей с задержкой психического развития (ЗПР) указывают на то, что у них недостаточно сформированы такие.

Игровой массаж для дошкольников ИГРОВОЙ МАССАЖ Современные мамы и папы прекрасно знают об огромном влиянии факторов окружающей среды на развитие ребенка. Солнечный свет.

Конспект занятия «Точечный массаж» (старшая группа) Конспект занятия «Точечный массаж» (старшая группа) Цель: познакомить с историей возникновения точечного массажа; дать понятие о связи точек.

Массаж различных частей тела для дошкольников 1. Упражнение «Петушиная семья» Петя, Петя – петушок, Дети качают головой вправо-влево. Поднял красный гребешок, Прижимают ладони друг к.

Массаж с помощью различных игрушек и предметов — заменителей 1. Система коррекционной работы по воспитанию у детей правильного звукопроизношения строится на основе психолого-педагогического подхода,.

Массаж в детском садуМассаж в детском саду Хотелось бы поделиться своими наработками в области оздоровительной работы среди младших дошкольников. В этом году на моем воспитании детки.

Конспект урока в пятом классе «Вышивальные швы и их применение на практике» Раздел программы: “ Знакомство с тканями. Технология обработки ткани» Тип урока: Урок – практическая работа; закрепление знаний и умений.

Статья «Применение здоровьесберегающих технологий в практике работы ДОУ» Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования.

Точечный массаж для детей дошкольного возраста Точечный массаж — один из самых древних методов лечения. Это очень полезная процедура, ведь благодаря воздействию на определенные точки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Логопедический массаж и его применение на практике»
Опубликовано: 5 октября 2015 в 18:28
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД