МААМ-картинки

Логопедический проект «Дерево родственных слов» (4 фото)

Ирина Сумина
Логопедический проект «Дерево родственных слов»

Паспорт проекта

«Дерево родственных слов»

Продолжительность проекта: долгосрочный (октябрь - апрель)

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный

Руководитель проекта: учитель-логопед Сумина И. Н.

Участники проекта: дети подготовительной группы 6 – 7 лет, родители, учитель-логопед.

Масштаб проекта: в рамках одной возрастной группы

Актуальность проблемы:

Публикация «Логопедический проект „Дерево родственных слов“» размещена в разделах

В последние годы резко возросло число дошкольников с общим недоразвитием речи, характеризующимся отставанием от нормы компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики. Одно из направлений в коррекции и формировании лексической стороны речи у детей с ОНР – обогащение словарного запаса за счет обучения их навыкам словообразования. Особые трудности возникли у детей в подборе родственных слов, поэтому назрела необходимость в новых формах и методах в этом направлении. В связи с этим родилась идея долгосрочного проекта «Дерево родственных слов».

Гипотеза:

Развитие навыков словообразования положительно скажется на дальнейшем обучении детей в школе, предупредит нарушения устной и письменной речи (дислексию и дисграфию).

Цели проекта:

Формирование понимания, интуитивного осознания детьми смысловой связи, существующей между родственными словами.

Практическое усвоение и применение различных способов словообразования в русском языке.

Обогащение словарного запаса.

Задачи проекта:

Учить подбирать родственные слова к заданному главному слову

Упражнять в выделении главного и «лишнего» слова в группе родственных слов.

Формировать умение выделять родственные слова из текста.

Продолжать расширять словарный запас детей; закреплять словообразовательные навыки.

Развивать память, внимание, мышление, практические способности.

Развивать умения решения проблемы с помощью взрослого.

Воспитывать инициативность, самостоятельность детей.

ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:

Цель: Создание организационной основы для реализации проекта

1. Программно – методическое обеспечение:

- Образовательная программа Н. В. Нищевой «Коррекционная работа в ДОУ для детей с ОНР»

- «Родственные слова» В. В. Коноваленко

- учебно-методическое пособие «Преодоление общего недоразвития речи дошкольников» под ред. Т. В. Волосовец.

2. Работа учителя – логопеда

- Сбор информационного материала для реализации идеи.

- Организация развивающей, познавательной среды.

- Организация тесного взаимодействия логопеда и воспитателей группы с целью достижения максимально качественного результата.

- Составление перспективного плана работы по теме проекта.

3. Работа с родителями

- Изучение интереса и осведомленности родителей для эффективной помощи детям по теме выбранного проекта (анкеты)

- Позитивное сотрудничество при организации работы по проекту

ОСНОВНОЙ ЭТАП

Цель: Отработка базисных направлений деятельности, обеспечивающих познавательно – речевое развитие по заявленной проблеме.

1. Работа логопеда по обеспечению реализации проекта

- Развивающая среда на индивидуальных занятиях с логопедом

- Решение проблемных ситуаций: «Что такое родственные слова?» «Почему их называют родственными?»

- Подборка иллюстративного материала для оформления наглядного материала.

- Оформление альбома «Сад родственных слов»

- Оформление картотек по теме

- Дидактические игры: «Вспомни и повтори», «Узнай слово по описанию», «Объясни слово»

2. Работа с детьми

- Ознакомление детей с предстоящей работой по проблеме.

- индивидуальные занятие «Дерево родственных слов».

- подгрупповое занятие «Ловись рыба, рыбка и большая рыбища»

- фронтальное занятие «Родственные слова»

3. Самостоятельная деятельность детей

- Дидактическая игра с иллюстрациями, выбор любимых родственных слов.

- Задание для детей в индивидуальных тетрадях по теме «Родственные слова»

4. Работа с родителями

- Анкетирование о предстоящей работе по проекту.

- Консультация: «Как умение подбирать родственные слова влияет на грамотность будущего школьника?»

- Изготовление макетов для книги «Дерево родственных слов».

5. Работа с педагогами

- Организация совместной деятельности: ознакомление с планом работы, сроках реализации проекта, предстоящих мероприятиях работы с детьми.

- Консультация для педагогов группы «Как подбирать родственные слова».

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП

Цель: результативность проектной деятельности по достижению цели.

1. Определение уровня реализации проекта

- Открытая непосредственно образовательная деятельность «Стройка»

- Подведение итогов реализации проекта

2. Определение перспектив дальнейшей работы

- Подготовка и проведение консультаций для педагогов.

- Привлечение педагогов ДОУ к использованию материалов проекта в собственной работе

3. Распространение педагогического опыта

- публикация опыта работы

- консультации для педагогов

4. Ожидаемые результаты проекта

- У детей:

Сформированы представления о родственных словах. Умеют выделять главное и лишнее слово из группы родственных слов, из текста. Исключают лишние слова, не подходящие по смыслу. Умеют группировать родственные слова путем разделения по смыслу.

Успешно социализированы в обществе.

- У родителей:

Участие в организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ. Возможность проявить творческие способности, сотрудничество с ребенком.

Отчёт о реализации проекта «Дерево родственных слов»

По результатам проведённого в начале учебного года логопедического обследования детей подготовительной группы, выявила проблему: дети испытывали трудности в подборе родственных слов, у них были не сформированы словообразовательные навыки.

Программа логопункта направлена в основном на коррекцию звукопроизношения в рамках индивидуальных занятий. Поэтому работу по формированию словообразования и словоизменения решила проводить в форме проекта. Разработала перспективный план по использованию лексико-грамматических заданий на индивидуальных занятиях. Затем сформировала картотеку игр и упражнений по формированию лексико-грамматических категорий и картотеку картинного материала родственных слов.

Каждый из детей нарисовал дерево с корнями, стволом, кроной, провели беседу о частях дерева и сделали вывод, что корень – это самая главная часть и у дерева, и у слова. И начали использовать дерево на занятиях как атрибут дидактической игры «Дерево родственных слов».

Родители воспитанников принимали активное участие в реализации проекта. Итогом нашей совместной работы стала Творческая мастерская. В результате работы Творческой мастерской была создана книга «Сад родственных слов». Каждая страничка в этой книге именная с деревом родственных слов.

По окончании проекта было проведено фронтальное тематическое занятие по теме родственные слова «Путешествие в космос», приуроченное к праздничной дате – Дню космонавтики. Дети подбирали родственные слова к словам ЛУНА, ЗЕМЛЯ, КОСМОС, ЗВЕЗДА, составляли сложные слова ЛУНОХОД, МАРСОХОД, ЗВЕЗДОПАД, КОСМОЛЁТ и объясняли их лексическое значение, и это не составляло для них труда.

Вывод: реализованный проект «Дерево родственных слов» оказался интересным, продуктивным, полезным для всех участников. У детей сформированы навыки словообразования и словоизменения, что является профилактикой дислексии и дисграфии у будущих школьников.

Логопедический проект «Дерево родственных слов»
Фото «Дерево родственных слов»
Логопедический проект - фото
Фото №1 Паспорт проекта
Публикации по теме:

Стихотворение «Снежные слова» для заучивания родственных слов с движениями для детей 6–7 лет Стихотворение «Снежные слова» Николаевой Н. В. (Заучивание родственных слов, образованных от слова «снег» с движениями и опорой на видео.

Детско — родительский информационно — исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи» Детско – родительский информационно – исследовательский проект «Родословное дерево моей семьи» Тип проекта: информационно – исследовательский,.

Краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи»Краткосрочный логопедический проект «Игрушки для развития речи» Игра является ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте, и именно через игру, игровые приемы, и игрушки коррекция речевых нарушений.

Логопедический проект «Чтобы чисто говорить — нужно с пальчиками дружить» .

Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить»Логопедический проект «Чтобы лучше говорить — нужно с пальцами дружить» Логопедический проект «Чтобы лучше говорить – нужно с пальцами дружить». Разработала: учитель – логопед Виноградова С. В. Цель проекта:.

Логопедический проект для детей раннего возраста «Говорилки с малышами»Логопедический проект для детей раннего возраста «Говорилки с малышами» Название проекта «Говорилки с малышами» Тип проекта: долгосрочный, познавательный Название учреждения МАДОУ «Детский сад №7 «Вишенка» Участники.

Логопедический проект «Мы, играя, изучаем, говорим и понимаем» Выполнила учитель-логопед МДОУ д\с №5 «Тополёк» пгт. Кокуй Злобина А. А. Содержание: Раздел I Информационная часть 1. Паспорт проекта Раздел.

Педагогический проект «В мире слов» для детей подготовительной группы с Нвнр Педагогический проект для детей подготовительной группы «В мире слов» Вид проекта: информационно-творческий. Продолжительность проекта.

Познавательный проект. Мини-музей «Чудо-дерево»Познавательный проект. Мини-музей «Чудо-дерево» В течение нескольких лет ведется работа по разработке и внедрению различных образовательных технологий, в частности по программе ФГОС в.

Проект «В мире Вежливых слов» Тип проекта: информационно- познавательный Вид проекта: фронтальный Продолжительность: краткосрочный (08.02.2016 – 19.02.2016) Участники.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Логопедический проект «Дерево родственных слов»
Опубликовано: 13 сентября 2016 в 15:27
+136Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 89.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД