Получи документы

Мастер-класс для учащихся школы искусств «Вышивка в технике» мережка»

Галина Есавкина
Мастер-класс для учащихся школы искусств «Вышивка в технике» мережка»

Тема урока: Вышивка в технике«Мережка».4 часа

Цель урока:1. Научить учащихся вышивать швом «мережка»

2. Заинтерисовать учащихся новым видом рукоделия, привить уважение к народным традициям.

3. Улучшить сенсорные и моторные навыки учащихся.

Зрительный ряд: образцы вышивки, эскизы, расположение узоров.

Оборудование: ножницы, иголки, катушечные нитки, нитки мулине, пяльцы.

Публикация «Мастер-класс для учащихся школы искусств „Вышивка в технике“ мережка“» размещена в разделах

Ход урока.

I.Организационный момент.

проверка готовности учащихся

Сообщение темы и целей урока.

II. Вопросы для повторения:

Какие техники вышивки вы знаете? (Счетные, гладьевые, ажурные).

Какие швы вы изучали на предыдущих занятиях?

Какие материалы и инструменты используются для вышивки?

Можно ли применить эти швы для шитья и ремонта одежды?

III. Изложение основного материала.

Возникновение вышивки, одного из самых массовых видов народного искусства, относится к эпохе первобытной культуры и связано с появление первого стежка при шитье одежды из шкур животных.

Вышивка тесно связана с бытом, трудом, природой и, таким образом, всегда отражала художественные вкусы и представления, выявляла национальное своеобразие и мастерство каждого народа.

В нашей стране вышивка имеет древнюю историю. Ею украшали одежду, обувь, конскую сбрую, жилище, предметы быта.

Для белорусской вышивки характерны сочные орнаменты “красным по белому”, мережки, вырезывание, шитье по сборкам.

Строгими узорами “белым по белому” и пышными растительными орнаментами украшали одежду, рушники (полотенца, платки головные и ручные, скатерти, занавеси и многое другое. На женских рубахах вышивкой отделываются рукава, ворот, лиф, манжеты, подол. Мужские рубахи вышивают по вороту, вдоль застежки и на концах рукавов.

Техника вышивки очень разнообразна, как и орнаментальные мотивы в разных областях республики и отдельных селах. Как правило, это техника счетной и свободной глади, белых и цветных мережек, полукреста и креста, низи – вышивки с изнаночной стороны и др.

Нас восхищают прекрасные произведения искусства, хранящиеся во многих музеях страны, где проявились самобытность и мастерство, умелый подбор материала по цвету и фактуре, рукотворные изящество и неповторимость узоров и красок, разнообразие вышивальных техник.

В наше время в вышивании прекрасно соединились традиционное и современное творческое начало. Современные мастера заимствуют из сокровищниц народного наследия крой и чудесные узоры, используют как старинные, более сложные, так и новые – декоративные, более легкие в исполнении швы, создавая новые образцы народного творчества.

3.1Сообщение материала по теме

Сегодня вы познакомитесь с еще одним видом художественной вышивки – мережка.

Мережки бывают самых разнообразных видов — от несложных узких строчек до сложных широких узоров, напоминающих кружево.

Выполняют мережки слева направо или наоборот белыми катушечными нитками или мулине.

К простым мережкам относятся :

кисточка,

столбик,

раскол,

простой «жучок»,

панка;

к сложным:

сложный «жучок»,

сложный городок,

ленточка,

настильная и др.

Узкие мережки применяют для подшивания края, отделки белья, блузок, рубах и др. изделий;

широкие — для отделки платьев, портьер, занавесок, скатертей.

Выполняются они в пяльцах катушечными нитками или мулине, на тканях полотняного переплетения — хло-пчатобумажных, льняных или шелковых. Используют иглы с большим ушком и маленькие ножницы с острым кончиком.

Для выполнения мережки на ткани намечаем место и границы узора карандашом или закалываем иглой. Подрезаем одну продольную или поперечную нить на начальной точке, на тонких тканях — возле наметки, на плотных (холст) — на намеченной линии вытягиваем иглой кончик подрезанной нити и подтягиваем ее вдоль, придерживая левой рукой, чтобы не оборвалась. Таким образом, нить оставляет на ткани стянутый след. На намеченной точке ее подрезаем. Следующую нить подрезаем рядом с первой тонкими острыми ножницами или лезвием, поднимаем на иголку.

Выполнение мережки начинают с вышивки валика. Валик — это вертикальный столбик, вышитый через одну ниточку ткани шириной 3—5 нитей и высотой, необходимой для мережки. Валиком закрепляют нити ткани, которые нужно подрезать и выдернуть для мережки, а также 2 или 3нити снизу и сверху выдернутых нитей мережки. Один валик выполняют возле начала мережки, второй — слева, возле конца мережки.

Мережка «кисточка» по технике выполнения относится к самой простой и является основой для более сложных, широких. Свободные нити ткани собираем в пучки только с одной стороны. Выдергиваем от 3 до 5 нитей ткани, закрепляем край левой стороны (начинаем с верхней части) и переходим к выполнению кисточек. На иголку набираем 3—4 нити, в зависимости от плотности ткани, и обвиваем их один раз справа налево, затем вкалываем иголку в ткань с изнаночной стороны и выводим ее на лицевую сторону с правой стороны от образовавшейся кисточки. На изнанке под каждой стянутой кисточкой образуется диагональный стежок.

Мережка «столбик». Стягиваем нити ткани с одной стороны и получаем кисточки,а с противоположной — столбики, стянутые с обеих сторон.

Мережка «раскол». Выдергиваем 6—7 нитей ткани и шьем мережку «кисточка», при этом в пучок стягиваем четное количество нитей. Затем на противоположной стороне подхватываем половину нитей первой кисточки и половину второй и стягиваем их вместе. В результате они как бы раскалываются пополам.

Мережка «снопик». Вначале делаем мережку •«столбик», предварительно вытянув из ткани 8—10 нитей. Затем у края мережки, закрепив рабочую нитку на ткани, захватываем слева направо два столбика и стягиваем их вместе петлей, как показано на рисунке. Чтобы укрепить нитку точно по центру, делаем два узла. Таким образом можно стягивать три, четыре столбика, однако количество выдернутых нитей из ткани должно соответственно увеличиваться, чтобы при стягивании вместе нескольких столбиков ткань не деформировалась.

Чтобы горизонтальная нитка не проходила по центру мережки, рабочую нитку от узла полученного «снопика» протягиваем по изнанке вниз, закрепляем на ткани у края мережки и вновь поднимаем к середине по соседнему столбику.

Мережка с перевивом. Толстой ниткой, закрепленной на крае мережки, скрещиваем по два столбика, при этом, обвивая ниткой второй столбик, подхватываем первый и перемещаем его на место второго. Можно перевивать не целый столбик, а делить его пополам, перевивая одну его часть с частью второго

Перевивать столбики можно в два — три ряда. Но для этого из ткани соответственно выдергиваем (двойное — тройное) количество нитей. Можно перевивать нити ткани, не стягивая их вначале в пучки.

Для выполнения справа набираем на иголку четное количество нитей, оставляя столько же слева, затем поворачиваем иголку с набранными на ней нитями так, чтобы правая часть нитей оказалась слева, а левая — справа. После этого нитку надо осторожно потянуть, чтобы она распрямилась, в результате чего столбики перевьются.

IV. Практическая работа:

«Вышивка купона в технике «мережка».

Инструктаж по ТБ при выполнении работы.

Разъяснение задач практической работы.

Раздать материал, инструмент, технологические карты.

Показ и объяснение приемов прореживания нитей и вышивания.

Предупреждение о возможных затруднениях при выполнении работы.

V. Самостоятельная работа.

Задание: Выполнить купон в технике «мережка».

Целевые обходы:

Инструктирование учащихся по выполнению отдельных операций и задания в целом.

Обратить внимание на наиболее эффективные приемы выполнения операций.

Оказание помощи учащимся, не справляющимися с заданием.

Обратить внимание на типичные ошибки, допускаемые учениками.

Контроль приемов работы, соблюдение технологии.

Оформить купон в виде закладки.

VI. Итоги занятия.

-самоконтроль: сравнить свой образец вышивки с образцом учителя.

-анализ допущенных ошибок

-оценка проделанной работы

-выставление оценок.

VII. Выставка работ учащихся.

VIII.Уборка рабочего места

Публикации по теме:

Исследовательский проект «История образования Детской школы искусств» Аннотация проекта В основу работы над данным проектом было положено определение Детская школа искусств помнит много событий, много поколений.

Мастер-класс для учащихся начальной школы «Объемная аппликация «Цветущий кактус»Мастер-класс для учащихся начальной школы «Объемная аппликация «Цветущий кактус» Представляю вашему вниманию мастер класс "Объемная аппликация". Для детей начальной школы это очень простое, но в то же время интересное.

Творческая мастерская по рисованию в технике двойного мазка для учащихся 11–12 лет коррекционной школы VIII вида Открытое занятие — творческая мастерская «Рисунок незатейливый сюжет» для учащихся коррекционной школы VIII вида (11–12 лет) Цель – Образовательная.

Конкурсные работы учащихся школы искусствКонкурсные работы учащихся школы искусств Учащиеся школы искусств им. А. И. Плотнова подготовили прекрасные работы на Всероссийский конкурс детского художественного творчества «Многоликая.

Сценарий общешкольного праздника для учащихся коррекционной школы VIII вида «День рождения школы» Авторы: Умарсаидова Наталия Николаевна, учитель коррекционной школы № 1 г. Мурманска; Русских Светлана Михайловна, учитель коррекционной.

Станковая композиция. Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств Станковая композиция 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе Программа учебного.

Основы изобразительной грамоты и рисование. Творческое задание для учащихся 1 класса детской школы искусств «Портрет мамы» ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Основы изобразительной грамоты и рисование Творческое задание «Портрет мамы» 1 «Б» Урюпина Елена Анатольевна Преподаватель.

Фотоотчет «У нас в гостях юные таланты из детской школы искусств»Фотоотчет «У нас в гостях юные таланты из детской школы искусств» Стало доброй традицией встречать у себя в гостях юных музыкантов "Детской Школы Искусств имени С. С. Прокофьева" г. Азова. Дошкольный возраст.

Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусствУрок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств Урок «Русский лубок» с учащимися 2 класса школы искусств им. А. И. Плотнова Цель урока: изучение культуры и творчества русского народа.

Живопись. Примерная программа для 1 курса художественного отделения школы искусств Живопись. Пояснительная записка Живопись - это наука о цвете, включающая знания о природе цвета, основных, составных и дополнительных цветах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мастер-класс для учащихся школы искусств «Вышивка в технике» мережка»
Опубликовано: 30 августа 2018 в 14:21
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД