Лучший педагог года

Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС до.

ИРИНА ТЮЛЬПИНА
Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС до.

Краткая аннотация содержания проекта:

Приобщение детей к русской народной культуре. Сохранение и передача детям культурных и нравственных ценностей русского народа. Возвращение в жизнь наших детей игр с самодельной куклой.

Проблематика:

Мир народной куклы чрезвычайно интересен и разнообразен. Нам сейчас сложно представить всё богатство русской кукольной традиции, потому что она почти полностью исчезла из повседневного быта. Современный рынок изобилует яркими, интересными, но порой бесполезными, а иногда и вредными, с точки зрения воспитания и развития детей, игрушками. Работать над этой проблемой необходимо. И одним из возможных путей её решения является изучение народной куклы в игре современных детей.

Публикация «Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС ДО,» размещена в разделах

Актуальность выбранной темы:

Приобщение детей к русской народной культуре является сегодня актуальной темой. Детям обязательно нужно знать историю своего народа, его традиции, культуру, промыслы, чтобы чувствовать себя его частью, ощущать гордость за свою страну. Сохраняя и передавая следующим поколениям культурные и нравственные ценности русского народа, нужно возвращать в нашу жизнь и жизнь наших детей самодельную куклу. Бесценность работы с народной куклой понять не трудно. В играх с куклами дети учатся общаться, фантазировать, творить, проявлять милосердие, тренируют память.

Почему мы выбрали куклу, как средство приобщения детей к народной культуре? Кукла – первая игрушка, поэтому она близка и понятна ребенку. Рукотворная тряпичная кукла – часть народной традиции. Изготавливая ее, ребенок узнает историю своего народа. Кукла не рождается сама, ее создает человек, а самые талантливые творцы кукол – дети. Через кукольный мир они входят в жизнь и постигают ее закономерности. Кукла – зримый посредник между миром детства и миром взрослых.

Занятия с детьми народной куклой помогают просто и ненавязчиво рассказать о самом главном – о красоте и многообразии этого мира, его истории. Такие занятия учат ребенка слышать, видеть, чувствовать, понимать и фантазировать. Вместе с тем, в процессе занятий формируются усидчивость, целеустремленность, способность доводить начатое дело до конца, развивается мелкая моторика – все эти качества и навыки пригодятся ребенку для успешной учебы в школе.

Конспект образовательной деятельности для детей

подготовительной к школе группе

«Кукла-полено»

Цель: формировать представление о традициях, обычаях, быте  народа на Руси – через знакомство детей с  образом народной куклы.

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитывать желание самим сделать куклу.

- воспитывать общительность, усидчивость, терпение.

- воспитывать у детей любовь, эстетический вкус и бережное отношение к кукле.

2. Развивающие:

- развивать у детей устойчивый и углубленный интерес к обычаям и быту русского народа.

- развивать навыки игрового взаимодействия.

- развивать речь детей, расширять словарный запас.

- развивать у детей такие познавательные процессы, как воображение, восприятие, память.

- совершенствовать мелкую моторику (складывание, заматывание, завязывание узелков).

3. Образовательные:

- познакомить детей с различными куклами, с их историей и с процессом изготовления кукол собственными руками.

Раздаточный материал:

- березовое поленце (около 15см)

- пеленка

- лоскут  в виде платка

- одеяло

- лента

- нитки

Воспитатель (качая куклу) : Здравствуйте, мои хорошие! Сегодня на улице пасмурно и сыро. А в вашей группе  тепло, светло и весело! А весело от наших улыбок, ведь каждая улыбка – это маленькое солнышко, от которого становится тепло и хорошо.

(В это время раздается «плач» ребенка).

- Да что с тобой, моя хорошая? Почему ты плачешь? Вы не знаете, ребята, почему куклы плачут?

Дети:

- Наверное, моя кукла очень устала, долго гуляла на улице. Теперь вот капризничает, спать хочет да никак не заснет.

- Ребята, скажите, что делают мамочки, чтобы успокоить своих маленьких деток?

Дети: (укачивают на руках, убаюкивают)

- Покажите, как они укачивают деток на руках.

Дети:

- Опять плачет. Что делать?

Дети: (колыбельную спеть, перепеленать)

- А вы знаете колыбельные песенки? Какие? Напойте, мою куклу успокойте.

Дети:

- Молодцы, красивая песенка, добрая, хорошая. Посмотрите, кукла уснула.

Пока она спит, я расскажу, что это за кукла? Хотите послушать?

Это было давно.

Жила была на свете маленькая девочка. Как звали ее? (придумывание имени). Какой она могла быть?

Дети: Доброй, капризной, красивой… (ответы-предположения)

Воспитатель: Да, она была такой же, как и все детишки. А звали ее Таня.

Воспитатель: Вот у вас сейчас много игрушек? А откуда они у вас? (ответы детей)

Воспитатель: Вам, ребята, игрушки покупают, а у Танюшиных родителей такой возможности не было, поэтому ей игрушки мастерили своими руками мамы, бабушки.

Воспитатель: Когда я была маленькой девочкой, у меня тоже была любимая кукла. Как вы думаете, какое имя я ей дала? (ответы детей)

Я свою куклу называла Катенькой. Я ей шила одежду, купала, гуляла с ней на улице.

У меня есть кукла Катя

Не кривляка, не ломака.

Нет нарядней и милей

Куклы Катеньки моей.

Я подругу обнимаю,

Умываю, одеваю,

Каждый день

И каждый час

Не свожу с любимой глаз.

- А ещё я с ней играла, пеленала ее. Я клала куколку на одеяльце, заворачивала, а потом прижимала куклу к себе и пела колыбельную. Послушайте какую:

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки.

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

И куколка моя засыпала.

- Посмотрите, спит ли Катенька?

Дети: Нет.

- Уже проснулась? Тогда надо сделать зарядку:

Раз подскок, два подскок!

Высоко потолок!

Я скачу! Я лечу!

Стать высоким хочу!

Воспитатель: А что еще можно делать с куклой?

Дети: Кормить, одевать, лечить, гулять….

Воспитатель: Да, можно нарисовать ее, слепить. А можно смастерить такую же куклу своими руками, чтобы у неё была подружка.

Моя куколка грустит:

Не с кем хоровод водить.

Сделайте подружек ей,

Кукле будет веселей.

- Хотите?

Дети:

- А я знала, что вам захочется сделать куклу своими руками и поэтому пришла к вам не с пустыми руками. (Достаю из корзинки лоскутки ткани, пеленки, одеяльца, ленточки, нитки)

- Все это я принесла для младенчика, для куколки. А вот для какой вы вовек не догадаетесь.

Дети:

- Ну ладно, попробуйте угадать. То, что понадобится для куколки, лежит возле печки. Оно в лесу росло да пилой спилено, топориком порублено, к печке принесено для того, чтобы в печку попасть да всю избу согреть. (Дети высказывают свои предположения)

- Правильно отгадали вы мою загадку, ребятки. Такую куколку делали из бревна, заворачивали (пеленали) как младенца. Отсюда и название куколки: «Кукла - полено». Вообще в одеяльце можно ведь завернуть все, что угодно: и ложку, и веточку– вот вам и куколка. А когда мама хлопотала около печки, в ход шло обыкновенное поленце. В крестьянских семьях у мамы было много забот и хлопот: нужно было приготовить обед на большую семью, поработать в огороде и в поле, ну и конечно, не забыть про своих деток. Так, стоя у печки, мама, чтобы занять ребенка игрой, на скорую руку пеленала полено тряпочками и отдавала дочке. Ребенок играл такой куколкой, пеленал, пел колыбельные песенки, освобождая маму для работ по дому. А может быть кто-нибудь из вас уже знает как делать такую куклу?

Дети:

Воспитатель: Сделать такую куклу очень просто. Крестьянская девочка уже в 5 лет делала такую куклу своим младшим братьям и сестрёнкам. Я думаю, что и у вас получится.

Коль хотите научиться

Эту куклу мастерить,

Вам придется не лениться

И старанье приложить!

Но для начала подготовим наши пальчики к работе, ведь они сейчас будут сматывать, скручивать, сворачивать, неспешно, с надеждой, а главное с большой любовью.

«Пальчиковая гимнастика»

Пять пальцев

На моей руке пять пальцев,

Пять хватальцев, пять держальцев.

Чтоб строгать и чтоб пилить,

Чтобы брать и чтоб дарить.

Их не трудно сосчитать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Ритмично сжимать и разжимать кулачки.

На счет - поочередно загибать пальчики на обеих руках.

- Ну что ж, сейчас я покажу, как делаю куклу я.

1. Возьму берёзовое полено и ткань (пеленку).

2. Оберну полено тканью (пеленкой, обвяжу ниткой.

1. Концы платка обмотаю крест-накрест, обвяжу ниткой.

2. Запеленаю, обвяжу крест-накрест лентой.

1. Во время игры куклу укладывали в лапоть, который играл роль колыбельки.

Самостоятельная работа детей

Дети выбирают полено и вместе с воспитателем заворачивают, пеленают его сначала в пеленку, а затем повязывают платочек и заворачивают в одеяльце.

Воспитатель: - Когда вы будете делать куклу, придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть, а, может быть, вы решите её подарить какому-нибудь малышу.

- Куклы, сделанные на основе берёзового полена, являются оберегом семейного счастья. Делали кукол и из осины. А вот осина всегда считалась опасной для злых духов, поэтому куколки, сделанные на основе осинового полена, являются оберегами дома, отгоняют от жилища злых духов.

Вопросы к детям:

- Ой, как здорово у вас получилась – глаз не отвести. А вам самим нравится?

- Правда, необычная куколка у нас получилась?

- Справились ли мы?

 - Почему?

Дети:

- Они получились такими красивыми, потому что вы вложили в каждую куколку тепло своих рук.

- Как ты назвала свою куклу? А ты какое имя придумала для своей куклы?

- Как ты с ней будешь играть? А ты?

- Младенцу полагается петь колыбельные песни, на руках качать или в люльке.

- Ну что ж, заснул ваш младенец? Вижу, добрые вы детки, можно вам доверить дитя малое.

А пока они у вас спят, я предлагаю спеть песенку про куколку.

Исполнение песни «Наши куколки» музыка и слова Я. Жабко

В заключение.

Это целая наука –

Хорошо уметь играть.

Кукол вечером баюкать

И укладывать в кровать,

А когда у мамы гости,

Не ходить за ней как хвостик,

На колени не влезать.

Это целая наука –

Хорошо уметь играть.

Н. Бромлей

Публикации по теме:

Формирование культуры безопасности у дошкольников в соответствии с требованиями ФГОС через разные виды деятельности На протяжении всего пути развития человечества по вопросам безопасности личности уделялось большое внимание в связи с тем, что человека.

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

«Приобщение детей старшей группы к истокам русской культуры и культуры родного края». Приобщение детей к народной культуре является средством воспитания у них патриотических чувств и развития духовности. Отсутствие знаний.

Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях ФГОС ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников средствами физической культуры в условиях.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Приобщение детей к истокам русской культуры МБДОУ Д/С №87 Доклад на тему: «Приобщение детей к истокам русской культуры». Воспитатель: Серебрякова С. А. 2017г. Раннее.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры посредством фольклора Слава нашей стороне слава нашей старине и про эту старину я рассказывать начну. Что-бы дети знать могли о делах родной земли. Приобщение.

Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности Приобщение детей к истокам русской народной культуры средствами изобразительной деятельности. Воспитание гражданина и патриота, знающего.

Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла»Приобщение к истокам русской народной культуры. Беседа: «Русская народная тряпичная кукла» Цель: Познакомить дошкольников с традиционной народной игрушкой – тряпичной куклой. Русская кукла считается одним из самых загадочных символов.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приобщение дошкольников к национальному духовному опыту средствами русской музыкальной культуры в соответствии с ФГОС до.
Опубликовано: 28 октября 2017 в 11:43
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД