Метеоплощадка «В гостях у Умки». Проектная деятельность в подготовительной группе

Оксана Котельникова
Метеоплощадка «В гостях у Умки». Проектная деятельность в подготовительной группе

Красота, динамика, новизна предметов и явлений природы во все времена привлекала и вызывала глубокий интерес у детей. Мы видим мальчишек и девчонок с любопытными, смышлеными глазами, входящих в удивительный мир природы и желающих знать, почему дует ветер, почему мокрая земля, почему солнце не падает на землю, какая погода нас ждет завтра?

Есть ли на свете педагог или родитель, который бы не слышал множество таких и подобных вопросов? Взрослые помогают ребенку найти ответ на возникший вопрос в самой окружающей действительности, через непосредственное наблюдение ее явлений. Процесс наблюдения имеет место везде – на прогулке, занятиях, на экскурсиях, по дороги домой и в садик.

В нашей детском садув течение всего года проводятся наблюдения за состоянием погоды.

А что такое погода? Из чего же складывается погода?

Первое – это температура воздуха (холодно, тепло или жарко).

Второе – облачность. Если на небе видны лишь отдельные облака, светит солнце, говорят, что сегодня ясно. Если облаков много и они часто закрывают солнце, говорят: переменная облачность. Если же небо затянуто облаками и солнце не видно, говорят пасмурно.

Третье – осадки (дождь, снег, град).

Четвертое – ветер. Он может быть слабым или легким, умеренным и сильным.

С детьми делаем вывод, что погода – это сочетание температуры воздуха, облачности, осадков и ветра. А изменения температуры, облачность, дождь, ветер – основные явления погоды.

Метеоплощадка «В гостях у Умки». Проектная деятельность в подготовительной группе

Для занятий юных метеорологов, которые дети воспринимают как новую интересную ролевую игру, оборудована метеоплощадка. Ежедневные наблюдения за погодой не ослабили интерес детей к данному виду деятельности, так как для игры «в метеорологов» используются не только самодельные приборы (барометр, анемометр, гигрометр, но и настоящие, подаренные сотрудниками службы средств измерения Северо-Кавказского управления Гидрометслужбы. Ребята умеют пользоваться компасом, знают, каким прибором можно измерить скорость ветра, как узнать температуру воздуха и почвы. Играя, дети с полной серьёзностью относятся к тому, что их деятельность нужна всем присутствующим в детском саду. Ведь юным метеорологам после проведённых метеонаблюдений необходимо посоветовать детям и взрослым как одеться на прогулку; можно ли высаживать растения в открытый грунт (посадка зависит от температуры почвы); поливать растения или можно обойтись рыхлением почвы вокруг них и др.

К работе на метеоплощадке привлекаются дети старшего дошкольного возраста. Все показания записываются на доске, которая располагается на территории метеоплощадки (для летних и весенних наблюдений) и в группе, в уголке природы. Виды календарей, используемых в работе с детьми, могут быть разные (в зависимости от возраста детей). В старших группах – более простые с показаниями температуры воздуха и наличием осадков. В подготовительной группе в календарях погоды можно увидеть показания температуры почвы, воды и воздуха и сравнить их, направление ветра, количество выпавших осадков, т. е. увидеть фиксацию всех отснятых показаний на метеоплощадке.

Знакомя с приборами, помогающими определить погоду, мы параллельно даем детям знания о народных приметах, стараемся их увидеть и, при удобном случае, проверить их в действии. Дети удивлялись, многое сбывается. Так, понаблюдав поведение насекомых перед дождем и узнав о примете “Муравьи прячутся в муравейнике перед дождем”, детей привел в восторг прошедший дождь. И они сами старались спорить о том, какая будет погода – эти споры породили стремление детей составлять свои метеопрогнозы. Эти прогнозы поначалу были основаны на показаниях приборов, а затем по облакам и,конечно же, с использованием народной мудрости – примет.

На нашей метеоплощадке уютно в любое время года, ведь многие приборы сделаны своими руками и руками родителей наших воспитанников. Например, ветряной рукав, который мы видим каждый день в действии, сшила Пищанская Светлана Николаевна, мама воспитанницы подготовительной группы Пищанской Алины. А Умку с медведицей поселили на нашу метеоплощадку семья Слоян Светы и Рустама. Семья Мархиевых помогала в создании зимней атмосферы на площадке.

Многие приборы сделаны руками воспитателей совместно с детьми. Например, барометр. Принцип его работы основан на наблюдениях таежных охотников за поведением хвойных пород деревьев перед переменой погоды. Параллельно (не касаясь) доске закреплен отрезок сухой очищенной от коры еловой ветки таким образом, чтобы боковая ветка в пасмурную погоду находилась в положении параллельном земле. Свойство ветки отклонятся при изменении атмосферного давления использовано в этом «приборе», при этом опытным путем определено ее положения в различную погоду. Шкала выполнена в виде аппликации из непромокаемого материала, которая отражает три вида погодных условий:

«тучка с дождинками» – к снижению атмосферного давления и дождю;

«тучка, закрывающая солнышко» – к повышению атмосферного давления и переменной облачности;

«светящееся солнышко» - к высокому давлению и солнечной погоде.

Самым значимым стало появление метеобудки. Месторасположение на шесте выбрано по причине безопасной эксплуатации – на высоте недоступной для повреждения, а как следствие исключающей травмирование детей. В метеобудке мы постоянно с детьми обнаруживаем новые приборы: и компас, и барометр и другие интересные предметы. Как будто волшебник-невидимка подбрасывает их и побуждает применить, сделав свое маленькое “открытие”.

Таким образом, мы постоянно поддерживаем интерес детей новыми знаниями и знакомству с новым оборудованием, закрепляя уже имеющиеся навыки в определении погодных показаний.

Есть у нас и термометры. Один термометр - условный,сделанный из дерева. Рейка поделена на две части. Сверху, до середины наклеена липкая лента красного цвета, а от середины и до основания - липкая лента синего цвета. Температуру отмечаем кружком-фишкой, сделанного тоже из липкой ленты. Большой термометр, имеющий достаточно крупные деления для удобства детям и родителям, находится на фасаде детского сада. И выносные термометры со спиртовым столбиком, по которым дети подготовительной группы определяют температуру воздуха.

На высоком металлическом шесте прикреплен флюгер, позволяющий следить за сменой направления ветра. Здесь же размещен и оригинальный указатель направления ветра, который обычно устанавливается на аэродромах.

Для определения силы ветра сделали вертушки. На метеоплощадке у нас 3 вертушки. Все они сделаны из разного материала. Вертушка, сделанная из фольги самая легкая, поэтому реагирует даже на легкий ветерок. Другая вертушка из картона. Она начинает вращаться, когда ветер средней силы, третья вертушка из пластика, крутится только при сильном ветре. Дети очень легко усваивают, что при легком ветре вращается одна вертушка, если вращается 2 вертушки, то ветер умеренный, или средней силы, а вот если вращаются 3 вертушки, то ветер сильный.

Для измерения осадков на метеоплощадке размещены дождемеры, сделанные из пластиковых бутылок. Их также можно ставить в разных точках участка и выяснять, где и почему выпадает больше осадков (на открытом месте и под кронами разных деревьев).

В зимнее время с детьми проводятся такие опыты, как «Нужен ли растениям зимой снег?», «Где быстрее наступит весна?», «Где будут первые проталины?», «Почему воздух становится грязным?»

Знакомя детей со свойствами снега, обращаем внимание на связь между температурой воздуха и состоянием снега, на его защитные свойства. Измеряем снегомером глубину снежного покрова около забора, кустов и на открытом месте; просматриваем высоту сугробов, определяем слои снега. Дети приходят к выводу, что около заборов деревьев, кустов и на открытой местности снег разносится ветром, сугроб многослойный, четко просматриваются слои. Рыхлый снег лучше сохраняет тепло, потому что там много воздуха, следовательно, растениям под таким снегом теплее.

Полученные знания дети перенесли в игровую ситуацию и явились авторами игры “Прогноз погоды”.

Желание дать детям большее в сочетании с творчеством и фантазией, а главное – любовь к детям, сделают прогулку удивительной и неповторимой.

Публикации по теме:

Календарь природыКалендарь природы Наблюдение в природе– это специально организованное воспитателем, целенаправленное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.

Занятие по развитию речи во 2 младшей группе «Путешествие на площадь зимних явлений» Тема: «Путешествие на площадь зимних явлений».Задачи: 1. Расширять представление детей о зимних явлениях природы 2. Обогащать и активизировать.

Библиотека изображений:
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Метеоплощадка «В гостях у Умки». Проектная деятельность в подготовительной группе
Опубликовано: 3 февраля 2014 в 00:31
+16
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Консультация для родителей «Плоскостопие. Чем оно опасно. Упражнения для формирования...
Плоскостопие – одно из самых распространенных заболеваний опорно-двигательного аппарата у детей. Это деформация стопы с уплощением ее свода ( у детей обычно...
Мастер-класс. «Снегири прилетели». Коллективная работа по рисованию.
Мастер - класс. "Снегири прилетели". Коллективная работа по рисованию. Добрый день, уважаемые посетители моей странички. Сегодня я хочу представить...
Конспект ООД по познавательному развитию «Какая бывает посуда» (средняя группа)
КОНСПЕКТ организованной образовательной деятельности по познавательному развитию ( ознакомление с окружающим миром) в группе общеразвивающей направленности...
Ёлочка из шишек
Новогодняя ёлочка из природного материала. Здравствуйте уважаемые коллеги ! На этот раз , предлагаю вашему вниманию , мою новую зимнюю поделку. "...
Перспективное планирование в первой младшей группе (декабрь)
УТВЕРЖДАЮ заведующий МДОУ детский сад № 89 «Светлячок» ___Макеева М. С. Перспективное планирование в первой младшей группе ( декабрь) Разработчик:...