Папки-передвижки

Методическая разработка «Закаливание»

Ольга Долова
Методическая разработка «Закаливание»

При организации закаливания необходимо соблюдать ряд правил, принципов закаливания для достижения наибольшего эффекта от его проведения.

Закаливание можно начинать и далее проводить только при полном здоровье.

Воздействие на организм раздражающего фактора должно быть постепенным. Этот принцип очень важен, так как детский организм не обладает большой сопротивляемостью и применение сильных раздражителей, без предварительной, постепенной подготовки, может привести к отрицательным результатам. Закаливание детей даст наилучший результат, если устанавливается строгая дозировка и постепенное усиление раздражения. Лучше всего закаливание начинать в теплое время года.

Публикация «Методическая разработка „Закаливание“» размещена в разделах

Необходимо при проведении закаливания соблюдать систематичность. При систематическом закаливании ответная реакция организма ускоряется и совершенствуется. Привычка к раздражителю образуется лишь в том случае, если этот раздражитель действует непрерывно в течение более или менее продолжительного времени. Если закаливающие процедуры проводить случайно, с перерывами, то организм ребенка не успеет привыкнуть к действию прохладного воздуха, воды, солнечным излучениям, не может закрепить полученные результаты.

Возобновление занятий после перерыва с разрешения врача следует начинать с тех степеней воздействия, которые были в начале закаливающих процедур. Нарастание воздействий npоисходит быстрее, чем при начальном периоде закаливания.

Должна соблюдаться комплексность проводимых закаливающих мероприятий, тогда организм закаливается всесторонне. Следует сочетать закаливающие мероприятия с двигательной активностью детей, гимнастическими упражнениями, пребыванием на свежем воздухе, соблюдением режима дня…

Большое значение при проведении закаливающих процедур имеет принцип индивидуальности (возраст ребенка, состояние его здоровья, уровень закаленности, пол). Всех детей по отношению к закаливанию можно разделить на три группы: 1- дети здоровые, ранее закаливаемы (так как это уже закаленные дети, то им можно применять любые закаливающие мероприятия, вплоть до интенсивных) ; 2- дети здоровые, впервые приступившие к закаливанию, или дети, имеющие функциональные отклонения в состоянии здоровья ; 3- имеющие хронические заболевания или выраженные отклонения в функциональном состоянии. К этой категории относятся часто болеющие дети (это щадящее закаливание, наиболее применимо в ДОУ).

Обязательным условием для проведения закаливающих процедур является положительная эмоциональная реакция на процедуру. Ничего не получится, если ребенок плачет или утомлен предыдущей деятельностью. Важно создать благоприятную обстановку, создать игровую мотивацию в сочетании с музыкой, настроить ребенка на получение удовольствия, на приобретение бодрости и прекрасного самочувствия. Роль взрослого имеет немаловажное значение. Он должен быть примером подражания для достижения главной цели – укрепление здоровья воспитанников.

Существует ряд противопоказаний, когда закаливание в детском саду ребенку не рекомендуется, а именно:

• если еще не прошло пяти дней после заболевания или профилактической прививки,

• если еще не прошло двух недель после обострения хронического заболевания,

• повышенная температура у ребенка вечером,

• страх у ребенка перед закаливанием.

3. Если не будут соблюдаться эти правила, то закаливание будет носить случайный характер. Мы к каждой из выбранных методов закаливания составили пояснительную записку, где указаны цели данного метода и правила её проведения.

4. Разбили выбранные виды закаливания по временным отрезкам и выбрали периоды проведения по месяцам.

Виды закаливания по временным отрезкам.

Режимные моменты

Период проведения

Ранний возраст

Младший возраст

Средний возраст

Старший возраст

утро

Перед сном

После сна

Декабрь, январь,

февраль

Рижский метод закаливания ("солевые дорожки").

Март, апрель, май

«Обширное умывание» (автор Береснева З. И.)

Сентябрь, октябрь, ноябрь

«Ручеек» разработан в Ивановском мед. институте

Июнь, июль, август

«Босоножье» (автор Береснева З. И.)

Босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка В. С., Похис К. А.)

5. Определили участников. Непосредственными участниками будут дети и воспитатели групп, для более продуктивной работы и отслеживания результатов закаливания мы решили, что необходимо привлечь медицинского работника ДОУ.

6. Презентавали результаты работы.

Таким образом, закаливание – важное средство профилактики негативных последствий охлаждения организма или действия высоких температур. Систематическое применение закаливающих процедур снижает число простудных заболеваний детей в 2-5 раз, а в отдельных случаях почти полностью исключает их. Поэтому данный сборник может быть рекомендован для работы со всеми детьми дошкольного возраста.

Методики проведения закаливания

Методика № 1. «Обширное умывание» (автор Береснева З. И.)

Умывание — самый доступный в быту вид закаливания водой. Начинать надо теплой водой (30—32 °С, постепенно снижая ее температуру до комнатной, а затем использовать воду из-под крана.

Дома родителям нужно также научить детей ежедневно мыться прохладной водой до пояса. Ребенок моет с мылом руки до локтей, затем водой, набранной в пригоршню, последовательно обмывает руки до плеч (поочередно, лицо, шею, грудь и подмышки, обмыть спину придется помочь. По окончании мытья ребенок перекидывает через шею полотенце и быстрыми движениями (вначале с помощью взрослого) вытирает грудь, лицо, шею и т. д.

Обширное умывание рекомендуется для детей среднего и старшего возраста. Проводится после сна. Суть обширного умывания заключается в следующем: ребенок, раздетый до пояса, в быстром темпе, самостоятельно выполняет ряд последовательных действий:

«Умывай-ка»

«Раз» - обмывает правой рукой левую кисть.

«Два» - обмывает левой рукой правую кисть.

«Три» - мокрой правой ладонью проводит от кончиков пальцев левой руки до локтя.

«Четыре» - мокрой левой ладонью проводит от кончиков пальцев правой руки до локтя.

«Пять» - мокрые ладони кладет сзади на шею и ведет одновременно вперед.

«Шесть» - мокрой правой ладонью делает круговое движение по груди.

«Семь» - мокрыми ладонями проводит по лицу от лба к подбородку.

«Восемь» - ополаскивает руки.

«Девять» - отжимает их, слегка стряхивая.

«Десять» - вытирает руки насухо.

Примечание. Умывание можно сопровождать стихами:

Раз- обмоем кисть руки,

Два – с другою повтори.

Три – до локтя намочили,

Четыре – с другою повторили.

Пять – по шее провели,

Шесть – смелее по груди.

Семь – лицо свое обмоем,

Восемь – с рук усталость смоем.

Девять – воду отжимай,

Десять – сухо вытирай.

Методика №2. Рижский метод закаливания

("солевые дорожки").

Эффект этого метода заключается в том, что соль раздражает стопу ребёнка, богатую нервными окончаниями

Показания: Метод солевого закаливания показан всем детям дошкольного возраста.

Техника: Закаливание проводится после дневного сна под наблюдением воспитателя.

Механизм действия: Механический и химический через термо- и хеморецепторы кожи стоп ног. Солевой раствор раздражает хеморецепторы, вызывая расширение «игру», периферических сосудов стоп. Рефлекторно усиливается теплообразование, увеличивается прилив крови к нижним конечностям и стопам, длительное время сохраняется тепло. Механические действия возникают в результате раздражения биологических точек на подошве.

Инвентарь:

1. Ведро с маркировкой, 10% солевой раствор, раствор готовится непосредственно перед проведением закаливания. На 10л. Воды 1кг. Соли, на группу достаточно развести 2л. Воды – 200гр. Соли. Вода t 24-26 градусов, при разведении остывает до 22 градусов.

2. Мерный стакан, если на 1 ведре указан объем 2л., то на мерном стакане маркировка 200гр.

3. Ведро с сухой солью, Пользоваться в течение недели, старую соль 10% раствора.

Как же проводится это закаливание?

Шьются из ткани три одинаковые по длине и ширине дорожки, примерно по 1-2 метра длиной и 40 сантиметров шириной. Дорожки должны иметь несколько слоев ткани.

Одну из дорожек следует намочить в этом солевом растворе, отжать, но, не насухо, затем постелить на пол, вторая дорожка, намоченная в пресной воде комнатной температуры, кладется рядом с первой, за ней сразу стелется сухая дорожка и далее можно положить массажную дорожку.

После гимнастики пробуждения дети друг за другом шагают по солевой дорожке топотушками, то есть мелкими шагами. затем переходит на вторую дорожку, стирают соль с подошвы ног, будто бы они пришли с улицы, и вытирают ноги о половик, а затем переходит на сухую дорожку и вытирают ступни ног насухо и идут по массажной дорожке

Так дети шагают до трех раз. Начинать процедуры нужно с 5 секунд, увеличивая время через каждые три дня на 1–2 секунды. Максимальное пребывание на «соляной дорожке» составляет 15 секунд. После болезни снова начинать процедуры можно через две недели – с 5 секунд. Вода для приготовления солевого раствора заготавливается за сутки. Она должна быть комнатной температуры, на 1 литр воды берут 100 граммов соли, соль должна быть йодированной. Можно проводить этот вид закаливания под музыкальное сопровождение.

Важным моментом при проведении закаливания на солевых дорожках является то, что стопа должна быть предварительно разогрета. С этой целью используются массажеры для стоп, различные коврики и массажные дорожки, упражнения для стопы: покачивание вперёд — назад на стопе, ходьба на носках, перетопывания с ножки на ножку, прыжки.

Данный метод закаливания доступен и прост, не требует больших материальных затрат и времени, доставляет удовольствие детям. А самое главное обладает выраженным эффектом, играет существенную роль в профилактике простудных заболеваний у детей.

Методика № 3 босохождение в помещении по «Дорожкам Здоровья» (авторы Коваленка В. С., Похис К. А.)

Уже давно доказано, что упражнения на массажном коврике для ног благоприятно сказываются на общем самочувствии человека, приводят организм в комфортное состояние и являются отличной профилактикой заболеваний.

Дело в том, что на стопе сконцентрированы активные точки, связанные с внутренними органами, суставами и позвоночником. Массируя их, человек стимулирует кровообращение, снимает усталость и боль в ногах. Это полезно как для взрослых, так и для малышей. Кроме того, ходьба на массажном коврике - это успешная профилактика плоскостопия!

Зачем нужны упражнения на массажных ковриках для детей?

В дошкольном возрасте важно проводить профилактику плоскостопия. Одним из действенных способов педиатры признают ходьбу босиком по неровной поверхности. Летом полезно бегать по песку и траве, а вот в зимнее время, да и в городских условиях отличной заменой природных «тренажеров» становится массажный коврик. Его рельефная поверхность оказывает максимально эффективное оздоравливающее воздействие.

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Выполняя комплекс упражнений в течение 3-5 минут несколько раз в день, ребенок укрепляет свод стопы, формирует правильный изгиб, красивую походку. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние малыша.

Хождение по массажной "Дорожке Здоровья"В основе этого метода положено раздражение рефлексогенной зоны стопы путем хождения по массажной дорожке. Ноги являются распределительным щитом. Стопа имеет 72 тысячи нервных окончаний, через которые идут импульсы к любой части тела. Закаливание проводится после сна. По массажной дорожке дети проходят босиком 3-5 кругов, выполняя специальные упражнения.

"Дорожка Здоровья" представляет собой полосу из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетеные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка. Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.

Дети с удовольствием выполняют простые упражнения на одной или обеих ногах, топчутся и имитируют животных. Вот несколько примеров заданий, которые может повторить ваш ребенок:

Косолапый мишка. Малыш ставит ноги на наружный свод стопы, держа при этом руки на поясе, и переминается в течение 30-60 секунд.

Ходим по-гусиному. Присев на корточки, нужно топтаться на месте около 40 секунд.

Перекаты. Стоя на обеих ногах, малыш раскачивается с пятки на носок. Можно усложнить задание: ставить правую ногу на носок, а левую на пятку и наоборот.

Пятерня. Ребенок приподнимает пальцы ноги, растопыривает их и удерживает в таком положении 10 секунд. Повторить 5-10 раз.

Топтание на носках или на пятках. Выполняется одновременно на обеих ногах. Малыш переступает на коврике около 30 секунд в каждом положении.

Выполняя комплекс упражнений в течение 3-5 минут несколько раз в день, ребенок укрепляет свод стопы, формирует правильный изгиб, красивую походку. Регулярные нагрузки поддерживают мышцы в тонусе, способствуют развитию опорно-двигательного аппарата, а игровая форма поднимает настроение и положительно влияет на общее эмоционально состояние малыша. Сочетайте занятия на массажном коврике с легкими физическими и дыхательными упражнениями, чтобы достичь большего оздоровительного эффекта!

Методика №4.«Ручеек» разработан в Ивановском мед. институте

Нестандартное физкультурное оборудование «Дорожка ручеёк здоровья», предназначенно для закаливания детского организма и профилактики плоскостопия у дошкольников. Целенаправленное использование данного оборудования и система профилактических мероприятий в течение нескольких лет благоприятно сказались на снижении (2-4 раза) заболеваемости воспитанников.

Температура воздуха в помещении соответствует государственным нормам - 18 - 22 градуса тепла. Закаливание в «Ручейке здоровья» проводится с детьми начиная с младшего возраста ежедневно: после дневного сна. В любом случае детский организм должен быть подготовлен, т. е. его надо «разогреть» физическими упражнениями. За 5 минут до конца зарядки после сна, помощник воспитателя готовит «ручеек здоровья» для процедуры закаливания :

1-я ванна – это марганцевый раствор и t - воды +35 градусов.

2-я ванна – это чистая вода и t +30 градусов.

3-я ванна – это чистая вода и t +25 градусов.

Затем дети выходят на чистый сухой половик.

Температура воды измеряется водным термометром. Через каждые 7дней температура снижается на 2 градуса и доходит до 18 градусов, а по индивидуальной программе до 0 градусов. Для профилактики плоскостопья рекомендуется положить на дно второго тазика камни.

За 5 минут набирается необходимый объем воды (по щиколотку) и можно приступить к закаливающим процедурам. Дети босиком, в облегченной одежде идут под музыку (моря, леса) по дорожкам «Здоровья», и подходят к «ручейку здоровья». Дети проходят первый цикл по «ручейку здоровья» свободно, выходят из него и продолжают путь по массажным коврикам, получая при этом закаливание воздухом, возвращаются, и начинается 2 и 3 циклы движений. Первый круг ребята проходят в самостоятельном ритме, получая удовольствие от прикосновения с водой. Второй и третий круги идут обычным шагом, но по заданию воспитателя меняют положение верхних конечностей («проходим мост» - руки в стороны, «переходим реку» - руки за голову). Длительность процедуры 2-3 минуты, но ее можно увеличить, все зависит от индивидуальных особенностей и состояния здоровья детей. После водной процедуры каждый ребенок насухо вытирает ноги (до порозовения кожи) махровым полотенцем, а затем выполняет самомассаж стоп ног. При использовании «Ручейка здоровья» идет прекрасная работа с рецепторами стоп, профилактика и лечение плоскостопия, сменяются ощущения, устанавливается спокойное и хорошее настроение. При круговой ходьбе происходит тренировка в равновесии, коррекция движения, выравнивание и сохранение правильной осанки.

Публикации по теме:

Методическая разработка «Чистоговорки-фантазёрки» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский.

Методическая разработка ко Дню космонавтикиМетодическая разработка ко Дню космонавтики О полётах в космос мечтали всегда![/b] День Космонавтики – праздник, знаменующий собой открытие новой, космической эры в развитии человечества.

Методическая разработка ко Дню памяти А. С. ПушкинаМетодическая разработка ко Дню памяти А. С. Пушкина 10 февраля. "Погиб поэт! - невольник чести. " Ни для кого не секрет, что за день 10 февраля. Это не праздничная дата. Скорбный день. День.

Методическая разработка «Наблюдение за росой»Методическая разработка «Наблюдение за росой» Добрый день, уважаемые гости моей странички! Большое значение для всестороннего развития детей имеют наблюдения, особенно на прогулках.

Методическая разработка «Как научиться пересказывать»Методическая разработка «Как научиться пересказывать» Методическая разработка "Научиться пересказывать? Это просто!" Самая сложная проблема в обучении детей дошкольного возраста научить.

Методическая разработка по теме «Насекомые»Методическая разработка по теме «Насекомые» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Сегодня хочу предложить Вашему вниманию материал, который будет полезен для старших и подготовительных.

Методическая разработка-территория здоровьяМетодическая разработка-территория здоровья «Группы дошкольного образования - территория здоровья» В настоящее время улучшение качества образования, состояния здоровья, профилактика.

Методическая разработка «Тетрадь по самообразованию» .

Методическая разработка «Задача про дни недели»Методическая разработка «Задача про дни недели» Вера Калужина в публикации от 28.10 с. г. представила очень интересную работу с фетровой Жар-птицей, в которой было такое задание: Иван.

Методическая разработка «Животный мир Антарктиды»Методическая разработка «Животный мир Антарктиды» Пояснительная записка. Экологическое воспитание детей очень актуально и задача педагогов сейчас состоит в том, чтобы заинтересовать дошкольника.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка «Закаливание»
Опубликовано: 13 декабря 2022 в 13:55
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД