Галина Зотова
Особенности восприятия художественных произведений в возрасте 3–4 лет
Особенности восприятия художественных произведений в возрасте 3-4 лет.
(Зная эти особенности, мы можем сформулировать задачи по ознакомлению с художественным произведением).
МЛАДШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ
Для детей этого возраста в первую очередь характерна зависимость понимания литературного произведения от личного опыта ребенка, каких-либо знакомых моментов, с которыми он уже сталкивался в своей повседневной жизни. Но дети очень часто строят неверные суждения о том, что не совпадает с их жизненными представлениями. На восприятие произведения может оказать влияние и предыдущий литературный опыт ребенка.
Публикация «Особенности восприятия художественных произведений в возрасте 3–4 лет» размещена в разделах
Для ребенка этого возраста легче всего воспринимать произведения, в которых события четко следуют друг за другом.
Для младшего дошкольника также характерно ярко окрашенное эмоциональное отношение к персонажам, причем зачастую это бывает связано не с текстом, а с ограниченным жизненным опытом детей, который мешает им правильно понять произведение. Малышей не удовлетворяют неопределенные ситуации, когда неизвестно, кто хороший, а кто плохой. Они стремятся сразу же выделить положительных героев и безоговорочно принимают их позицию. Детей интересует внешний вид, действия и поступки персонажа, но они не понимают его внутренних переживаний, мотивов поступков. Дети также не способны самостоятельно представить какой-либо персонаж и поэтому нуждаются и иллюстрации. Отличительной особенностью этого возраста также является тяготение к ритмичной организованной речи, богатой рифмами и динамикой. Именно этим объясняется их любовь к произведениям детского фольклора, которые гармонично сочетают в себе слово, ритмику, действие, выразительность и музыкальность.
Исследователи детской речи отмечали, что младшие дошкольники чувствуют ритм и рифму жанров фольклора, даже могут вспоминать образные средства (эпитет, метафору, олицетворение, используя в собственных сочинениях приемы, соответствующие особенностям избранного жанра (при пении колыбельных песен, при сочинении сказок, «баю-баюшки-баю», «люли-люленьки», «жили-были», «тут и сказке конец», постоянные характеристики героев: «мышка-норушка», «лисичка-сестричка», «зайка-побегайка» и др.). Придавать своему рассказу комическую или драматическую окраску, используя мимику, жесты, пантомимику.
Также особенностями восприятия детьми младшего дошкольного возраста художественной литературы являются :
- тесная зависимость понимания художественного произведения от непосредственного личного опыта ребенка;
- детей интересует, прежде всего, фабула (цепь связанных между собой событий);
- установление наиболее легко осознаваемых связей, когда события четко следуют друг за другом и последующее логически вытекает из предыдущего;
- способность некоторое время слушать не отвлекаясь;
- в центре внимания детей – главный персонаж;
- эмоциональное отношение к героям ярко выражено, что проявляется в отрытом, непосредственном проявлении эмоций (улыбка, смех, радостные восклицания, выразительная мимика);
- ребенок, прежде всего, видит действия и поступки персонажа, но не понимает мотивов его поведения;
- тяга к ритмической структуре речи, рифме (дети повторяют слова, которые в тексте ритмически чередуются, качают головой, хлопают в ладоши и пр.);
- воображение малышей развито слабо, поэтому мысленно представить героев, события ребенок не может. Важную роль приобретают рисунки художника.
Исходя из этих особенностей выделяют следующие задачи ознакомления детей с книгой на данном возрастном этапе :
• формировать у детей интерес к книге, приучать внимательно, слушать литературные произведения;
• обогащать жизненный опыт малышей знаниями и впечатлениями, необходимыми для понимания произведений;
• помогать детям, соотносить имеющийся у них жизненный опыт с фактами литературных произведений;
• помогать детям, устанавливать простейшие связи в произведении;
• помогать детям, выделять наиболее яркие поступки героев и оценивать их;
• поддерживать непосредственный отклик и эмоциональную заинтересованность, возникающие у ребенка при восприятии книги;
• помогать детям, мысленно представлять, увидеть события и героев произведений, учить рассматривать иллюстрации.