Лучший педагог года

Методическая разработка НОД «От зерна до пирога» в старшей группе

Наталья Захарова
Методическая разработка НОД «От зерна до пирога» в старшей группе

Тема: «От зерна до пирога»

Возрастная группа : старшая группа, 5-6 лет

Форма НОД: познавательно-исследовательская деятельность

Форма организации: фронтальная, подгрупповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект : программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Ве-раксы.

Средства:

Публикация «Методическая разработка НОД „От зерна до пирога“ в старшей группе» размещена в разделах

• наглядные – картинки с изображениями процесса развития растения из семени, картинки с изображением семян: овса, гречихи, пшеницы, гороха; стаканы, ложки, земля, вода.

• мультимедийные – видео «Развитие растения из семени»

• литературные - стихотворение физ. минутка

• оборудование – компьютер, корзинка с пирожками, закрытая салфеткой, демонстрацион-ный материал по лексической теме, стаканчики, емкости с водой, одноразовые ложки, земля, се-мена пшеницы, овса, гороха и гречихи, колос пшеницы, салфетки.

Интеграция областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие

Предварительная работа: проведение консультации с родителями по ознакомлению с задачами по теме «Хлеб», организация и создание детско-родительских проектов-презентаций «Стряпаем дома», цикл занятий с детьми по данной теме.

Цель: Уточнение и расширение представлений о развитии растений и влиянии внешних факто-ров на их рост.

Задачи:

1. Обучающие задачи:

обобщить представление детей о значении света, тепла, влаги и почвы для роста растений: пше-ницы, овса, гречихи, гороха;

дать первичные представления о фотосинтезе;

формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях;

формировать представление о развитии растения из семени.

2. Развивающие задачи:

развивать любознательность, наблюдательность, логическое мышление;

формировать трудовые навыки и умение организовывать своё рабочее место;

развивать общую и мелкую моторику, умение сочетать речь с движением.

обогащать словарный запас.

3. Воспитательные задачи:

воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его;

воспитывать бережное отношение к природе.

Задачи с учё том индивидуальных особенностей воспитанников:

Создать ситуацию успеха для Ани и Вовыпо формированию трудовых навыков и умения органи-зовывать своё рабочее место (тревожные, медлительные дети)

Планируемый результат:

Дети имеют представление о развитии растений: пшеницы, овса, гречихи и гороха, о влиянии на них внешних природных факторов: света, воды и тепла;

Дети освоили технологию посадки данных растений.

У детей сформированы навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самосто-ятельности, инициативности, ответственности.

План проведения НОД:

1. Организационный момент

2. Актуализация знаний, умений

3. Постановка проблемы, целеполагание

Физминутка

4. Анализ – сравнение, активное осуждение.

5. Работа в подгруппах, в парах, индивидуально, расположение картинок по порядку.

6. Самостоятельная трудовая деятельность

1. Рефлексия

2. Этап открытости

Этапы

деятельности Содержание дея-тельности Действия, де-ятельность педагога Действия, де-ятельность детей,

выполнение которых при-ведет к дости-жению запла-нированных результатов Планируе-мый

результат

I

Организаци-онный момент

Создание ком-фортной об-становки в группе, подго-товка к НОД

- Ребята, когда вы шли в детский сад, что вы увидели по дороге?

-Правильно, на де-ревьях появились листочки, цветоч-ки, запели птички. Все просыпается и расцветает. А какое сейчас время года? Создает доб-рожелательную атмосферу.

Задает вопро-сы.

Располагаются на стульчиках.

-дарят друг другу улыбки,

-высказывают свои суждения о времени года, месяце, числе, дня недели.

Отвечают на вопросы. Самооргани-зация (орга-низация) де-тей, создание доброжела-тельной атмо-сферы.

Мотивация

(Сюрпризный или заинтере-совывающий момент) -Ребята, посмотри-те, у меня есть кра-сивая корзинка. Как вы думаете, что есть в ней?

-А давайте поню-хаем? Узнали, что это?

Достаем пирожки. Задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышле-ния, обобще-ния. - обобщают, делают выводы по услышан-ным рассказам и сенсорным ощущениям. Возникнове-ния у ребенка внутреннего желания включения в совместную деятельность.

II 2. Актуализация

знаний, уме-ний - Ребята, помните, нам на прошлой неделе Ваня с Мак-симом о чем-то рассказывали.

-Кто вспомнит, что рассказал Ваня? А Максим?

- Да, они готовили с мамами пирожки.

- Кто вспомнит, какие продукты использовали мама с Ваней и Макси-мом.

(дети выходят и рассказывают о своем опыте).

После рассказа де-тей, задаем вопро-сы еще раз.

- Какие все молод-цы! Вам понрави-лось готовить с ма-мой?

-задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышле-ния;

-предоставляет детям возмож-ность обсудить, найти кон-структивное решение;

-включаются в диалог

-доказывают выбор ответа

-выражают собственные мысли, делятся личным опы-том, показы-вают результа-ты своего тру-да

-опираясь на презентацию, подготовлен-ную совместно с родителями после выпол-нения творче-ской работы (совместное приготовление хлебобулочно-го изделия, представляют устный рассказ «Как я с мамой стряпал…»

Остальные ре-бята внима-тельно слуша-ют сверстни-ков и старают-ся запомнить основную ин-формацию из их рассказа. Затем расска-зывают, что запомнили. Возникнове-ние у ребенка желания про-анализиро-вать свои наблюдения, включиться в диалог.

Развитие уст-ной моноло-гической ре-чи.

3. Постановка

Проблемы, це-леполагание

-А из чего делают пирожки?

-А знаете ли вы, откуда берется му-ка?

-Верно, из расте-ния, а может быть, кто-нибудь знает, из какого? Вот, по-смотрите, какой колосок у нас есть.

Сейчас мы с вами увидим, как же растет пшеница.

Что делают, чтобы колосья выросли? (люди садят семе-на, поливаю, уха-живают). А вы знаете, как называ-ется профессия че-ловека, который ухаживает за рас-тениями? (Агроном, давайте все вместе повторим - агро-ном)

А вы хотите сего-дня больше узнать об этой профессии и побыть агроно-мами? (Да) Чем за-нимается агроном? (растениями). А что нужно расте-ния, чтобы они вы-росли? (свет, вода, тепло) Зачем им это надо? Хотите узнать, зачем рас-тениям нужен свет, тепло и вода. И проверить это.

Физминутка

Дети, давайте представим, что мы маленькие зерныш-ки. Зернышки, рас-сыпайтесь по полю.

Был крупинкою простой (дети при-сели, ладошки вме-сте)

Стал зеленою стре-лой (дети подни-маются руки вместе и ладошки к верху)

Солнце летнее све-тило и стрелу позо-лотило (руки вме-сте, а шевелят пальчиками).

-А вы поняли, про что говорится в этом стихотворе-нии? Да, верно, это колосок. Предлагает детям вклю-читься в ак-тивную дея-тельность.

Предлагает по-смотреть ви-део.

Включает ви-део.

Произнося слова физми-нутки, показы-вает движения, побуждает к совместной де-ятельности по физическому развитию -проявляют желание зани-маться новым, активно участ-вовать в про-цессе, выска-зывать предпо-ложения

-внимательно смотрят видео

-высказывают свои предпо-ложения.

Выполняют упражнения.

Готовы к по-лучению но-вой информа-ции.

Снятие мы-шечного напряжения, развитие ко-ординации движений,

Интерес к совместной деятельности по физиче-скому разви-тию. Взаимо-действие со сверстниками и создание положитель-ного настроя.

III

4. Анализ – сравнение, ак-тивное осуж-дение. Напомните, из чего появляется расте-ние? (из семян).

Правильно из се-мян. Как вы дума-ете, семенам, кото-рые под землей, свет нужен? (нет) А тепло? (Да) По-ливать надо? (Да)

Значит семенам, которые под зем-лей, чтобы они проросли необхо-димо тепло и вода. В семени внутри есть маленький за-родыш. Давайте его рассмотрим. Чтобы он пророс из земли, ему необходимо вода и тепло. Но как только он про-растает из земли, у него появляется росточек. А в зем-лю опускается ко-решок. Зачем он нужен растению? Как вы думаете, этому маленькому росточку свет ну-жен? (Конечно). Зачем? (чтобы он вырос большим и здоровым растени-ем)

А зачем солнце ро-сточку, давайте этот росточек ка-шей накормим, вы-растет он большим и здоровым, вот мы едим кашу и все вон какие здоровые и сильные? (нет). Почему? (не знаем). Растения питаются от солнца, они бе-рут силу от него.

- А зачем мы кашу едим? Давайте, как растения, встанем под солнышко и будем сытые (нет). А почему растения тогда сильные?

- У растений есть специальные клет-ки, которые назы-ваются хлорофилл. С помощью него растения получают энергию от солнца. А у человека тако-го нет. Скажите, с помощью чего рас-тения получают энергию от солнца? (хлорофилла). А поливать надо рас-тения? (Да, чтобы не засохли)

Давайте с вами по-садим семена, и разместим их в разные места и по-смотрим, что из них взойдет. Да-вайте поделимся на команды. -задает наво-дящие вопросы о семенах, необходимости для них воды, тепла, света.

- рассказывает об этапах про-растания семе-ни.

-делит детей на команды. - высказывают свои предпо-ложения о необходимости света, тепла, воды для рас-тений и семян.

- слушают, ста-раются запом-нить. Формирова-ние целост-ных пред-ставлений об этапах про-растания се-мян и влия-ние на этот процесс света, тепла и воды.

5. Работа в подгруппах, в парах, индиви-дуально: рас-положение картинок по порядку. Посмотрите, что здесь у меня? (кар-тинки с изображе-нием развития се-мени до взрослого растения). Я пока их несла, они у ме-ня все перепута-лись. Давайте раз-ложим картинки в правильном поряд-ке и попробуем рассказать, как раз-вивается это расте-ние.

А как вы думаете, какое растение у нас здесь выросло? (овес, греча, горох, пшеница)

- демонстриру-ет картинки с изображением развития семе-ни до взросло-го растения

- наблюдает за детьми во вре-мя деятельно-сти

-помогает де-тям в составле-нии устного рассказа по картинному плану.

-садятся за сто-лы для группо-вой работы

- выкладывают в верном по-рядке картинки с изображени-ем развития семени до взрослого рас-тения

-составляют устный рассказ о развитии зла-ка из семени, опираясь на картинный план

-каждый рас-сказывает по картинному плану, вместе выбирают ре-бенка (группу детей, кото-рый будет «представлять» свою подгруп-пу во время заключитель-ного общего сбора. Появились представле-ния о про-цессе разви-тия семени до взрослого растения.

Организация собственной деятельности в соответ-ствии с по-ставленной задачей.

Активизация словаря (рас-ширение и уточнение)

Ребята, смотрите, что тут у нас есть? (зерна)

А какие зерна вы здесь узнаете? (овес, греча, пше-ница, горох)

Давайте их внима-тельно рассмотрим, потрогаем, и по-стараемся запом-нить какие они на ощупь.

Теперь закрываем глаза, а я вам каж-дому дам по зерну, а вы попробуете отгадать, что я вам дала. -демонстрирует стаканчики с разными зер-нами и семе-нами

-предлагает за-помнить их на ощупь

-предлагает де-тям отгадать на ощупь с закры-тыми глазами, какое зерно им дала. -внимательно разглядывают зерна

-делают пред-положения

-запоминают и отгадывают зерна на ощупь Проявили способность к сенсорному познанию предмета.

Пальчиковая гимнастика.

Каша из гречки,

Где варилась? В печке.

Сварилась, упрела,

Чтоб Машенька ела,

Кашу хвалила,

На всех раздели-ла…

Досталось по ложке

Гусям на дорожке,

Цыплятам в лу-кошке,

Синицам в окошке.

Хватило по ложке

Собаке и кошке,

И Маша доела

Последние крошки! Произнося слова пальчи-ковой гимна-стика, показы-вает движения, побуждает к совместной де-ятельности по физическому развитию Выполняют упражнения пальчиковой гимнастики, повторяя слова.

Снятие мы-шечного напряжения в кистях и пальцах.

6. Самостоятельная трудовая деятельность А вы хотите сего-дня посадить зер-нышки?

Ребята, а что нам надо, чтобы поса-дить растения? (ем-кость, землю, воду, семена.)

-Сначала насыпаем землю в стакан до отметки. Теперь обильно поливаем водой.

А зачем мы это де-лаем?

Берем семена и кладем на землю.

Теперь берем не-много земли и за-сыпаем наши семе-на.

Давайте теперь по-ставим наши ста-канчики в разные места, и посмот-рим, где лучше рас-тения прорастут: в тепле, холоде, в темноте или на свету.

Поставим в темное, но теплое место.

В темное и холод-ное место.

- На свет и в теплое место

- На свет и в хо-лодное место.

И будем каждый день смотреть, как развиваются наши растения. И не за-будем их поливать. -задает вопро-сы, стимули-рующие про-цесс мышления

- объясняет процесс посад-ки семян.

- наблюдает за детьми во вре-мя деятельно-сти

-помогает де-тям в деятель-ности.

-рассаживаются за столы для групповой ра-боты

-высказывают свои предпо-ложения о не-обходимых предметах для посадки расте-ний

-насыпают землю в стакан

-поливают во-дой землю

-насыпают се-мена

-засыпают се-мена землей

-ставят свои растения в раз-личные места

-составляют рассказ о про-деланной рабо-те, вместе вы-бирают ребен-ка (группу де-тей, который будет «пред-ставлять» свою подгруппу во время заклю-чительного общего сбора. Посадка рас-тений. За-крепление трудовых навыков.

IV 7. Самокон-троль (соотне-сти с целью)

Самооценка, рефлексия. -Ребята, что нового вы сегодня узнали? Чему научились?

Вам понравилось?

помогает детям наводящими вопросами со-ставить связ-ный рассказ о результатах своей деятель-ности. демонстрируют результаты своей деятель-ности

-вспоминают этапы посадки семян и про-растания их

-с помощью взрослого оце-нивают резуль-таты своей ра-боты. Соотнесение детьми ре-зультата дея-тельности с намеченным планом

5. Открытость (создание воз-можности сде-лать вывод ре-бенку самосто-ятель-но (научить других) Мы сегодня с вами узнали для чего растениям свет, во-да и тепло. Мы предлагаем вам следить за вашими растениями и уха-живать за ними. Посмотреть, как развиваются расте-ния и сделать вы-вод, какое растение развивается быст-рее и более устой-чиво к внешним воздействиям. И отразите свои наблюдения в сво-их тетрадях. создает ситуа-цию необхо-димости ис-пользования самостоятельно полученные знания

- слушают сверстников, озвучивают свое мнение, предлагают свои способы использования полученных знаний.

Выражают же-лание продол-жить работу. Возникнове-ние желания продолжения работы в раз-ных формах самостоятель-ной деятель-ности со сверстника-ми, взрослы-ми

Список литературы

Учебно-методический комплект : примерная основная общеобразовательная программа до-школьного образования «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ». / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой

Публикации по теме:

Пропедевтика проектных умений. Педагогическое проектирование ОД с дошкольниками. НОД в старшей группе «От зерна до каравая» Конспект НОД в старшей группе «От зерна до каравая». Исполнитель: Кудлаева Е. В. Москва 2017 Цель: развитие интереса.

Методическая разработка НОД по математике «Путешествие в лес» Тема НОД: «Путешествие в лес» Цель: Обобщить знания детей, полученные за учебный год. Задачи: 1. Формировать умение находить в окружающей.

Методическая разработка физкультурных занятий нетрадиционной формы в старшей группе Физкультурные занятия нетрадиционной формы в старшей группе (по карточкам) На современном этапе развития общества выявлена тенденция к ухудшению.

Методическая разработка НОД по математике «20 снежинок» «20 Снежинок» Иванова Альмира Романовна Методическая разработка НОД по математике «20 Снежинок» Цель: Упражнять в решении примеров сложение.

Методическая разработка НОД с детьми с ТНР «Петушки»Методическая разработка НОД с детьми с ТНР «Петушки» Методическая разработка НОД с детьми с ТНР «Петушки» Цель: развитие мелкой моторики рук. Задачи: Образовательные: Развивать восприятие,.

Методическая разработка по ФЭМП в старшей группе «В гостях у Белоснежки» Цель: Формирование и развитие элементарных математических представлений в рамках исследовательской деятельности детей старшего дошкольного.

Методическая разработка по познавательному развитию «В солнечном царстве-космическом государстве» в старшей группе Тема: «В солнечном царстве- космическом государстве». Цель: развивать у детей элементарные представления о Солнечной системе и основных.

Методическая разработка по познавательному развитию в старшей группе «Село мое родное» Конспект занятия в старшей группе Кумухского детского сада Возраст детей: 5-6 лет Тема: Кумух - моя малая родина. Цель: воспитывать любовь.

Методическая разработка занятия по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ «Наши младшие друзья» в старшей группе Методическая разработка по экологическому воспитанию с элементами ТРИЗ «Наши младшие друзья» в старшей группе. Цель: Развивать творческое.

Методическая разработка серии НОД с использованием нетрадиционной техники рисования во второй младшей группе Содержание 1. Введение 2. Конспекты НОД с использованием нетрадиционных техник рисования 3. Заключение 4. Список литературы 1. Введение Рисование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая разработка НОД «От зерна до пирога» в старшей группе
Опубликовано: 10 апреля 2018 в 17:24
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!

3 мая. День оформления окон к 9 мая. Передвижка «Окна День Победы»

9 мая всей страной отмечаем самый народный и трогательный праздник – День Победы. Украсим наши окна к этому дню красочными композициями, чтобы повсюду чувствовалась праздничная атмосфера.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД