Лучший педагог года

Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

Светлана Буторина
Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

В настоящее время дошкольное образование претерпевает изменения, которые направлены на улучшение качества образования, а оно в свою очередь зависит от взаимодействия и взаимопроникновения таких социальных институтов, как семья, образование, культура. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных задач выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.

Публикация «Методическая система по теме „Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников“» размещена в разделах

В Федеральных государственных требованиях раздел «Развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация» - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не опускаться до уровня ребенка, а, наоборот, поднимать его до своего уровня).

Поэтому у меня возникла идея: систематизировать использование дидактической игры в развитии коммуникативных способностей дошкольников для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Цель: выявить влияние дидактических игр на развитие коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

Задачи:

1. Изучить сущность понятия «Развитие коммуникативных способностей дошкольников».

2. Определить исходные уровни развития коммуникативных умений дошкольников.

3. Выявить возможности дидактических игр на развития коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

4. Проанализировать уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных умений детей.

В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании личности ребенка. Роль дидактической игры в педагогическом процессе: это одно из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр :

• с игрушками и предметами;

• настольно - печатные;

• словесные.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Итак, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которы каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Моя роль в дидактической игре двойственна : с одной стороны, я руковожу познавательным процессом, организую обучение детей, а с другой - выполняю роль участника игры, партнера, направляю каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даю образец поведения в игре. Участвуя в игре, одновременно слежу за выполнением правил.

Работа по успешности процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников велась по следующим направлениям:

• Наполнение предметной среды

• Создание положительной мотивации на общение

• Теоретическую подготовку родителей.

Важным условием является единство социальных и предметных средств, поэтому я стараюсь создать такую предметную среду (модели коммуникативной деятельности, «зеркало настроения», пиктограммы, уголки уединения, и т. д., которая дает детям информацию, необходимую для решения задач коммуникативной деятельности, а партнерское взаимодействие со взрослым и сверстником способствует применению этой информации непосредственно в общении. Например, «зеркало настроения» только фиксирует факт эмоционального состояния партнера, а способы и средства общения с ним ребенок выбирает сам. Предметную среду пополняю постепенно, в соответствии с развитием способностей и возможностей детей (активно в этом помогают родители, и в окружающей ребенка среде известные предметы также сохраняю, что соответствует структуре когнитивной сферы ребенка.

С целью создания положительной мотивации использую анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, перспектив существования и развития литературных героев. Детям советую по - другому взглянуть на персонажей. Всем известные любимцы – Маша из «Маша и Медведь», Карлсон, Незнайка, Буратино, Винни Пух - озорники, но, в общем, хорошие и забавные, но в некоторых ситуациях не знают и не умеют как правильно себя вести, разговаривать. Читая эти художественные произведения, предлагаю детям выбрать литературного героя, побыть им некоторое время и научить его правильному общению. Именно так через дидактическую игру, я решаю задачи двух целей: обучающей и игровой.

Для того чтобы родители понимали проблему, правильно интерпретировали коммуникативное поведение ребенка, выступали в единстве, я в своей работе применяю разнообразные виды и формы включения семей в непосредственное общение с детьми.

Традиционные: Дни открытых дверей, приглашение родителей на НОД; чаепития вместе с детьми; игротека; составление семейных альбомов; совместное участие в тематических развлечениях; утренники; семинары; участие в разнообразных играх с правилами; консультации для родителей «Что такое культура общения?», «Это взрослое слово «Этикет»; оформление информационных стендов, буклетов; файловые рекомендации и индивидуальные советы, анкетирование по разным вопросам.

Инновационные: электронные портфолио; мини - мастерская для родителей.

Для обеспечения единства воздействий я попросила родителей перечитать дома любимые сказки, рассказы, заострить внимание на коммуникативном поведении героев и обговорить с детьми, чему они должны их научить. Беседы с детьми с использованием разнообразных иллюстративных материалов, изображающих взаимодействие людей в различных ситуациях, помогают вспомнить с кем им приходиться взаимодействовать, вступать в разговор по собственной инициативе и по инициативе собеседника, помогают увидеть особенности взаимоотношений между окружающими.

В ходе моей деятельности с детьми и родителями я добилась следующих результатов:

1. Повышение уровня свободного общения детей со взрослыми и сверстниками

2. Повышение уровня развития речевого общения (развитие словаря, связной речи, грамматического строя речи)

3. Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Диагностические исследования по коммуникативным навыкам детей я проводила, используя следующие психолого-педагогические методики : методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ процесса и продукта деятельности» Е. И. Игнатьева; методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА” В. Г. Щур; методика по изучению коммуникативных умений Л. В. Чернецкой.

Тест «Лесенка»

Уровень самооценки Первичная Промежуточная Итоговая

завышенный 45 % 41 % 41 %

средний 36 % 45 % 55 %

заниженный 19 % 14 % 4 %

Я заметила, чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. Популярность в группе во многом зависит от способности придумать и организовать совместную игру, а на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении.

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников (методика Л. В. Чернецкой)

Определив критерии коммуникативных умений : внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - я выделила показатели коммуникативных навыков : содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Уровень сформированности коммуникативных умений Начальная Конечная

Низкий 64% 45%

Средний 27% 37%

Высокий 9 % 18%

Если на начальном этапе моей работы были такие результаты: 64% (14 детей) имели низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 27 % (6 детей) имели средний уровень развития коммуникативных умений, 9 % (2 ребенка) были отнесены к высокому уровню развития, то на основе полученных результатов конечной диагностики мы видим динамику развития : 45 % (10 человек) имеет низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 37% (8 детей) имеют средний уровень и 18% (4ребенка, имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений.

В перспективе планирую разработать практико-ориентированный проект по развитию коммуникативных способностей дошкольников «В гостях у бабушки Полины» с циклом «специальных занятий», включающих в себя разнообразные коммуникативные ситуации, обучающие детей конкретным умениям независимо от какой-либо деятельности, что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей и их родителей.

Публикации по теме:

Качество образования — ключевая проблема сохранения и развития системы дошкольного образования Уважаемые коллеги! Детский сад, как дом и мир детей - проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по – настоящему.

Эссе на тему «Качество образования — качество жизни»Эссе на тему «Качество образования — качество жизни» Качество жизни – это социально-экономическая категория, которая характеризует не только уровень потребления материальных благ и услуг,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»
Опубликовано: 30 июля 2013 в 14:58
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД