Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

Светлана Буторина
Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»

В настоящее время дошкольное образование претерпевает изменения, которые направлены на улучшение качества образования, а оно в свою очередь зависит от взаимодействия и взаимопроникновения таких социальных институтов, как семья, образование, культура. Заложить основы целостной гармонично развитой личности - главная задача любого учреждения, работающего с детьми. Но в силу нестабильности в социальной среде, одной из главных задач выходит на первый план проблема общения, его роль в формировании личности.

В Федеральных государственных требованиях раздел «Развитие речи» выделен в отдельный раздел «Коммуникация». Образовательная область «Коммуникация» - это не только развитие речи, сколько развитие общения, в том числе и речевого. В этом случае развитие словаря, связной речи, грамматического строя являются не самоцелями, а средствами развития навыков общения. Организуемая взрослыми практика общения с детьми обогащает и преобразует их коммуникативные потребности. То, что мы заложили в душу ребенка сейчас, проявится позднее, станет его и нашей жизнью. Мы, педагоги, призваны решить данную проблему. Здесь очень важно соблюдать правило - «быть рядом, но чуть-чуть спереди»- общение на равных, но с определенной дистанцией. В ребенке нужно уважать личность, равную себе (но не опускаться до уровня ребенка, а, наоборот, поднимать его до своего уровня).

Поэтому у меня возникла идея: систематизировать использование дидактической игры в развитии коммуникативных способностей дошкольников для овладения конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими людьми.

Цель: выявить влияние дидактических игр на развитие коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

Задачи:

1. Изучить сущность понятия «Развитие коммуникативных способностей дошкольников».

2. Определить исходные уровни развития коммуникативных умений дошкольников.

3. Выявить возможности дидактических игр на развития коммуникативных способностей дошкольников и апробировать на практике.

4. Проанализировать уровень знаний родителей о сформированности коммуникативных умений детей.

В трудах К. Д. Ушинского, П. Ф. Каптерева, П. Ф. Лесгафта и других содержатся важные мысли о роли игры в формировании личности ребенка. Роль дидактической игры в педагогическом процессе: это одно из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают. Характерные особенности дидактических игр заключаются в том, что они создаются взрослыми с целью обучения и воспитания детей. Однако, созданные в дидактических целях, они остаются играми. Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает дидактическую задачу. Каждая дидактическая игра включает в себя несколько элементов, а именно: дидактическую задачу, содержание, правила и игровые действия. В теории и практике дошкольного воспитания существует следующая классификация дидактических игр:

• с игрушками и предметами;

• настольно - печатные;

• словесные.

Дидактическая игра - одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра - основной вид деятельности детей. Итак, дидактическая игра имеет две цели: одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая - игровая, ради которой действует ребенок. Важно, чтобы эти две цели дополняли друг друга и обеспечивали усвоение программного материала. Усвоение программного содержания становится условием достижения игровой цели.

В дидактической игре создаются такие условия, в которы каждый ребенок получает возможность самостоятельно действовать в определенной ситуации или с определенными предметами, приобретая собственный действенный и чувственный опыт.

Моя роль в дидактической игре двойственна: с одной стороны, я руковожу познавательным процессом, организую обучение детей, а с другой - выполняю роль участника игры, партнера, направляю каждого ребенка на выполнение игровых действий, а при необходимости даю образец поведения в игре. Участвуя в игре, одновременно слежу за выполнением правил.

Работа по успешности процесса формирования коммуникативных способностей дошкольников велась по следующим направлениям:

• Наполнение предметной среды

• Создание положительной мотивации на общение

• Теоретическую подготовку родителей.

Важным условием является единство социальных и предметных средств, поэтому я стараюсь создать такую предметную среду (модели коммуникативной деятельности, «зеркало настроения», пиктограммы, уголки уединения, и т. д., которая дает детям информацию, необходимую для решения задач коммуникативной деятельности, а партнерское взаимодействие со взрослым и сверстником способствует применению этой информации непосредственно в общении. Например, «зеркало настроения» только фиксирует факт эмоционального состояния партнера, а способы и средства общения с ним ребенок выбирает сам. Предметную среду пополняю постепенно, в соответствии с развитием способностей и возможностей детей (активно в этом помогают родители, и в окружающей ребенка среде известные предметы также сохраняю, что соответствует структуре когнитивной сферы ребенка.

С целью создания положительной мотивации использую анализ художественных произведений с точки зрения определения коммуникативных умений, перспектив существования и развития литературных героев. Детям советую по - другому взглянуть на персонажей. Всем известные любимцы – Маша из «Маша и Медведь», Карлсон, Незнайка, Буратино, Винни Пух - озорники, но, в общем, хорошие и забавные, но в некоторых ситуациях не знают и не умеют как правильно себя вести, разговаривать. Читая эти художественные произведения, предлагаю детям выбрать литературного героя, побыть им некоторое время и научить его правильному общению. Именно так через дидактическую игру, я решаю задачи двух целей: обучающей и игровой.

Для того чтобы родители понимали проблему, правильно интерпретировали коммуникативное поведение ребенка, выступали в единстве, я в своей работе применяю разнообразные виды и формы включения семей в непосредственное общение с детьми.

Традиционные: Дни открытых дверей, приглашение родителей на НОД; чаепития вместе с детьми; игротека; составление семейных альбомов; совместное участие в тематических развлечениях; утренники; семинары; участие в разнообразных играх с правилами; консультации для родителей «Что такое культура общения?», «Это взрослое слово «Этикет»; оформление информационных стендов, буклетов; файловые рекомендации и индивидуальные советы, анкетирование по разным вопросам.

Инновационные: электронные портфолио; мини - мастерская для родителей.

Для обеспечения единства воздействий я попросила родителей перечитать дома любимые сказки, рассказы, заострить внимание на коммуникативном поведении героев и обговорить с детьми, чему они должны их научить. Беседы с детьми с использованием разнообразных иллюстративных материалов, изображающих взаимодействие людей в различных ситуациях, помогают вспомнить с кем им приходиться взаимодействовать, вступать в разговор по собственной инициативе и по инициативе собеседника, помогают увидеть особенности взаимоотношений между окружающими.

В ходе моей деятельности с детьми и родителями я добилась следующих результатов:

1. Повышение уровня свободного общения детей со взрослыми и сверстниками

2. Повышение уровня развития речевого общения (развитие словаря, связной речи, грамматического строя речи)

3. Активное участие родителей в педагогическом процессе.

Диагностические исследования по коммуникативным навыкам детей я проводила, используя следующие психолого-педагогические методики: методика определения коммуникативной готовности детей «Анализ процесса и продукта деятельности» Е. И. Игнатьева; методика определения самооценки детей “ЛЕСЕНКА” В. Г. Щур; методика по изучению коммуникативных умений Л. В. Чернецкой.

Тест «Лесенка»

Уровень самооценки Первичная Промежуточная Итоговая

завышенный 45 % 41 % 41 %

средний 36 % 45 % 55 %

заниженный 19 % 14 % 4 %

Я заметила, чем выше самооценка у детей, тем более непринужденно и раскрепощено дети общаются между собой и с взрослыми. Ведь положение детей в игре неодинаково – одни выступают в роли ведущих, другие в роли ведомых. Популярность в группе во многом зависит от способности придумать и организовать совместную игру, а на это способны лишь уверенные в себе дети. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников, что повышает активность детей в общении.

Оценка уровня сформированности коммуникативных умений старших дошкольников (методика Л. В. Чернецкой)

Определив критерии коммуникативных умений: внимание и интерес к другому ребенку, эмоциональная окраска восприятия воздействий партнера, стремление вызвать интерес другого, обратить на себя внимание, чувствительность ребенка к тому отношению, которое проявляет к нему партнер - я выделила показатели коммуникативных навыков: содержание потребности, которая удовлетворяется детьми в ходе общения; мотивы, побуждающие ребенка к нему; средства, с помощью которых осуществляется коммуникация с другими людьми.

Уровень сформированности коммуникативных умений Начальная Конечная

Низкий 64% 45%

Средний 27% 37%

Высокий 9 % 18%

Если на начальном этапе моей работы были такие результаты: 64% (14 детей) имели низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 27 % (6 детей) имели средний уровень развития коммуникативных умений, 9 % (2 ребенка) были отнесены к высокому уровню развития, то на основе полученных результатов конечной диагностики мы видим динамику развития: 45 % (10 человек) имеет низкий уровень сформированности коммуникативных умений, 37% (8 детей) имеют средний уровень и 18% (4ребенка, имеют высокий уровень сформированности коммуникативных умений.

В перспективе планирую разработать практико-ориентированный проект по развитию коммуникативных способностей дошкольников «В гостях у бабушки Полины» с циклом «специальных занятий», включающих в себя разнообразные коммуникативные ситуации, обучающие детей конкретным умениям независимо от какой-либо деятельности, что позволит удовлетворить индивидуальные запросы и потребности детей и их родителей.

Публикации по теме:

Качество образования — ключевая проблема сохранения и развития системы дошкольного образования Уважаемые коллеги! Детский сад, как дом и мир детей - проблема взрослых. Каким он должен быть, чтобы выросли наши дети по – настоящему.

Эссе на тему «Качество образования — качество жизни»Эссе на тему «Качество образования — качество жизни» Качество жизни – это социально-экономическая категория, которая характеризует не только уровень потребления материальных благ и услуг,.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Времена года и погода
Автор публикации:
Методическая система по теме «Дидактическая игра как условие развития коммуникативных способностей дошкольников»
Опубликовано: 30 июля 2013 в 14:58
+5
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчёт «Люди, будьте милосердны»!
«Люди, будьте милосердны»! Именно так мне захотелось назвать сегодняшнюю публикацию, которая написана после очередного недопонимания особенностей...
Рецепт блинов к масленице
Доброго, друзья и коллеги! Ох, люблю же я блины! До чего они вкусны! Мне их бабушка пекла. Есть горячими звала. Я пеку румяные Русские блины По рецепту...
«Зимнее спортивное развлечение» (фотоотчёт)
Очень интересно прошла неделя в детском саду, с целью которой было создание эмоционально-положительного настроя и оптимальных условий, для активного отдыха...
Мастер-класс «Чучело Масленицы»
Широкая Масленица Мы тобой не нахвалимся Приезжай к нам в гости На широкий двор С детьми поиграть На горках кататься! Цель: приобщать детей к...
Мастер-класс. Аппликации в младшей группе «Веселый снеговик»
Интеграция образовательных областей: Художественно - эстетическое развитие, познавательное развитие, Социально - коммуникативное развитие, речевое...