Папки-передвижки

Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта»

галина мальцева
Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Тема: КОРРЕКЦИЯ ДВИГАТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ

У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

(3-5 лет) С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА.

Согласно взглядам Н. П. Вайзмана коррекция психомоторных расстройств у детей олигофренов ведёт к улучшению их психического развития, которое осуществляется путём развития моторики, предметных действий, навыков самообслуживания и трудовой деятельности.

Публикация «Методические рекомендации „Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта“» размещена в разделах

Задержка моторного развития с раннего возраста приводит к дефициту сенсомоторного опыта, ограничивая познания окружающего мира. Сенсорные функции развиваются в тесном взаимодействии с двигательными навыками.

У разных детей нарушения в физическом и психическом развитии могут иметь разный характер, разную степень выраженности и выступать в разных сочетаниях. Наблюдается и множество отклонений, в основе которых лежит диффузное поражение мозга (олигофрения). Эти отклонения находят своё выражение в ослабленности организма, в нарушениях соматики, большой подверженности простудным и инфекционным заболеваниям, в общем физическом недоразвитии (вес, рост, в нарушении статики и локомоции, основных движений, мелкой моторики, осанки, координации, элементарных двигательных актов, в нарушениях равновесия и др. У детей олигофренов нарушена нервная регуляция мышечной деятельности. В результате нарушается контроль над двигательными актами, возникают трудности в формировании произвольных движений, в становлении их целенаправленности, координированности, пространственной ориентировки. У многих детей возникают сопутствующие движения-синкенезии. Нарушаются и моторные компоненты речи, тесно связанные с общим развитием моторики (крупной и мелкой).

У большинства детей, поступающие в специальные дошкольные учреждения, отклонения в физическом развитии оказываются явно выраженными. Корпус у них наклонён вперёд, голова опущена вниз, они часто смотрят под ноги. При ходьбе шаркают ногами, движения рук и ног не согласованы между собой, стопы ног развёрнуты носком внутрь. Шаг семенящий, неритмичный. Темп ходьбы неустойчив, шаг неравномерный, ноги слегка согнуты. В беге наблюдается боковые раскачивания корпуса. Многие дети совсем не могут прыгать ни на двух, ни на одной ноге. Имеются затруднения в ползании и лазании, в метании. Они не могут бросать мяч не только в цель, но и в стоящую непосредственно перед ними корзину, так как любой бросок нарушает равновесие тела.

Одной из первостепенных задач в работе с детьми, имеющими нарушение интеллекта, является выявление индивидуальных особенностей, в том числе определение уровня физической подготовленности и психомоторного развития. С этой целью в сентябре проводится мониторинг. Анализ результатов диагностики даё т возможность педагогу:

1) правильно подобрать коррекционные игры и упражнения к занятию;

2) определить оптимальные методы и приёмы в работе с детьми;

3) составить индивидуальную программу на каждого ребёнка по психофизическому развитию;

4) определить необходимость посещение детьми индивидуальных, фронтальных занятий и лечебной физкультуры.

Занятия по физкультуре проводятся 3 раза в неделю, их продолжительность - 20 минут.

Эти занятия отличаются коррекционной направленностью и строгим индивидуальным подходом к каждому ребёнку в дозированной нагрузке, темпа выполнения упражнения, физического развития и подготовленности, обязательно учитывается состояние здоровья, заключение узких специалистов. Если ребёнок не справляется с тем или иным движением, формируются группы для освоения этих движений на индивидуальных занятиях. Состав таких групп 3-4 человека, занятие проводятся 2 раза в неделю от 10 до 15 минут. Помимо занятий с педагогом по физкультуре, в ежедневном календарном плане у воспитателя планируются задания для тех детей, которым необходимо закрепить навык того или иного движения. Он упражняет детей в разные режимные моменты.

На физкультурных занятиях кроме строевых упражнений, различных видов ходьбы и бега, танцевальных упражнений, основных видов движений (прыжки, лазанье, метании, вводятся дыхательные, логоритмические, упражнения по психомоторике и релаксации.

Чем меньше дети, тем меньшим запасом двигательных действий они обладают, поэтому при обучении чаще используются игровые методы : обыгрывание движений, имитация, показ с объяснением. Для этого строятся занятия в виде игры или сюжета: «Подарки», «Цирковые лошадки», «Весёлые поросята».

Подражая, например, действиям зайчика, мыши, дети входят в образ и с большим удовольствием выполняют упражнения. При показе ребёнок видит не только результат действия взрослого, но и все этапы действия, которым он может подражать.

Очень многие дети, с нарушением интеллекта приходя в детский сад, не могут действовать не только по образцу, но и по подражанию. В таких случаях используют жестовую инструкцию. Если ребёнок не действует и по жестовой инструкции, используются совместные действия (педагог тактильно-двигательным способом направляет движение ребёнка).

На начальном этапе обучения проводится разучивание упражнения, чтобы создать у детей правильное представление о движении в целом. При этом используется показ, объяснение, практическое апробирование. У детей образуется связь между зрительным образом, словами, обозначающими технику и мышечными ощущениями. Чем дети младше, тем меньшим запасом двигательных представлений они обладают и тем больше место в создании этих представлений занимает показ.

На следующем этапе обучения при разучивании движений большое место занимают имитация, зрительные, звуковые ориентиры. Имитация используется при освоении движений как ходьба, бег и др. Дети подражают движениям, повадкам животных (медведь, лиса и др.).

Зрительные ориентиры (предметы, разметка пола) побуждают детей к деятельности, помогают им уточнить представления о разучиваемом движении, формировать ориентировку в пространстве, внимание, направленность действий, координацию движений. Например, яркие игрушки стимулируют детей к ходьбе, ползанию. Задание коснуться предмета, подвешенного выше поднятых рук, побуждает ребёнка увеличить силу толчка и подпрыгнуть на соответствующую высоту; задание при наклонах достать руками носки ног способствует увеличению амплитуды движения.

Звуковые ориентиры применяются для освоения ритма и регулирования темпа движений и как сигнал для начала и окончания действия, для фиксирования правильного выполнения упражнения (подлезание под верёвку, к которой прикреплён колокольчик). В качестве звуковых ориентиров используются музыкальные аккорды, удары в бубен, хлопки в ладоши.

Словесные методы используются в виде коротких указаний. На этом этапе проводится работа над пониманием и выполнением словесной инструкции, которая должна быть доступной, понятной, краткой. К каждому движению подбирается индивидуальный речевой материал. Например: ходьба по кругу, высоко поднимая колени с проговариванием:

До чего трава высока, то крапива, то осока.

Поднимай-ка выше ноги, коль идёшь не по дороге.

При сочетании упражнений с проговариванием стихов и пением улучшается координация движений даже у детей, плохо чувствующих музыкальный ритм. Совершенствуются рече-двигательные и вокально-двигательные координации.

Включать текст в упражнения рекомендуется после того, как движения станут полуавтоматическими. Этот текст разучивает с детьми воспитатель, который включает в индивидуальную работу с детьми в режимные моменты.

Для успешного проведения коррекционно-компенсаторной работы необходимо руководствоваться такими методическими советами :

1. Одно и тоже упражнение целесообразно обыгрывать. Например: развитие статической координации – стойка на одной ноге. Это может быть «Стойкий солдатик».

На одной ноге постой-ка, будто ты солдатик стойкий,

А теперь постой на левой, будто ты солдатик смелый.

или «Цапля»

Очень трудно так стоять, ногу на пол не спускать,

И не падать, не качаться, за соседа не держаться

2. Залог успеха занятий в их доступности. Например: ходьба по гимнастической скамейке, держа руки в стороны, опуская поочерёдно ноги вниз.

«Мы по мостику пройдём, ногу в воду окунём».

3. Перед ребёнком ставятся конкретные задачи, что развивает целенаправленность действий. Например: влезь на гимнастическую лестницу до погремушки и спустись с неё, не пропуская реек, переменным шагом.

4. Упражнения выполняются разнообразно: то быстро, то медленно, то с паузами, то непрерывно. Меняется и темп-ритм выполнения упражнений: одно и тоже упражнение с большой, средней и малой амплитудами с одновременным изменением темпа. Это способствует развитии эмоциональной подвижности.

5. Сначала добиваемся практического усвоения действия в целом, а потом работаем над его совершенством. Например:

-выполни прыжок в длину с место;

-выполни прыжок в длину с энергичным замахом и мягким приземлением с место.

При подборе игр учитывается следующие моменты:

-содержание должно быть доступным и опираться на реальные возможности конкретного контингента детей.

1 год обучения «По ровненькой дорожке».

2 год обучения «Волк и зайцы», «Зайка беленький сидит».

Игры и их насыщенность разнообразными моторными действиями нацелено на постепенное усложнение или облегчение, исходя из овладения определёнными двигательными умениями и возможностями конкретного ребёнка. Постепенно сюжет игры может усложняться. Например: «Мяч водящему», «Мяч по кругу», «Мяч через сетку».

Упражнения с физкультурными пособиями способствуют развитию кисти и пальцев, это активизирует деятельность анализаторских систем и влияет на речевое и умственное развитие в целом. Совершенствование координации мелких мышц подготавливает руку ребёнка к письму. Гармоничность сочетания разнообразных форм, цветовой гаммы в оформлении физкультурных зон вызывает у детей положительный эмоциональный отклик, повышает интерес к упражнениям.

Решению основных коррекционных задач способствует структура занятия. Физкультурное занятие построено таким образом, чтобы обеспечить предварительную физическую и психологическую подготовку детей к восприятию и выполнению более сложных упражнений, с помощью которых решаются основные задачи. Исходя из этого, в занятии выделяется вводная, основная и заключительная части. Каждая часть решает определённые задачи, в соответствии с которыми подбираются и чередуются упражнения, продумывается методика их проведения.

Вводная часть строится в зависимости от содержания каждого конкретного занятия. Её основной задачей является организация детей, активизация у них внимания, развитие интереса к занятию, создание бодрого настроения. Используются строевые упражнения, различные виды ходьбы и бега, упражнения и игры по психомоторике, элементы танцев (шаги галопа, поскоки). Так обеспечивается общая и специальная подготовка организма к выполнению более сложных упражнений, которые планируются в основной части занятия.

Основная часть. Основной задачей является формирование двигательных навыков и умений, развитие физических качеств, выполнение общеразвивающих упражнений в едином темпе чётко, красиво. Общеразвивающие упражнения далее читаем (ОРУ) наилучшим образом обеспечивают общую подготовку. Они воздействуют на все группы мышц, усиливают деятельность сердечнососудистой и дыхательной систем, вследствие чего физическая нагрузка постепенно возрастает.

В зависимости от года обучения на каждом занятии включаются для детей

1 и 2-года обучения по 2 основных видов движений, далее читаем (ОВД).

Успешное решение учебно-воспитательных задач во многом зависит от выбора рационального способа организации детей на занятии. Основным является фронтальный способом организации. Все дети одновременно выполняют упражнение заданное педагогом (прыгают на двух ногах на месте, игровые упражнения в шеренге (перебрасывание мячей, прокатывание обручей). Фронтальный способ организации обеспечивает постоянное взаимодействие педагога и детей, создание наилучших условий для решения всех задач физического воспитания. Педагог держит в поле зрения всю группу и непосредственно руководит её деятельностью, делая соответствующие указания, при этом он осуществляет и воспитательные задачи.

Одновременное выполнение упражнений повышает физическую нагрузку, способствует закреплению двигательных навыков, развитию физических качеств. Вместе с тем дети приучаются к коллективному выполнению упражнений.

При индивидуальном способе каждый ребёнок делает упражнение по очереди, а педагог проверяет качество выполнения и даёт соответствующие указания. Остальные дети наблюдают за исполнением и отмечают как положительные, так и недостатки. Этот способ применяется главным образом тогда, когда требуется страховка, например, при лазании на гимнастическую лестницу.

Чтобы обеспечить высокую моторную плотность основной части занятия, упражнения проводятся со всеми детьми одновременно. В эту часть подбирают уже знакомые детям подвижные игры (далее читаем П/и) большой подвижности, включающие разнообразные движения, благотворно влияющие на развитие всех мышц и всех систем организма. Игры предварительно разучиваются педагогами на прогулках.

В П/и создаются благоприятные условия для развития физических качеств. Игры помогают ребёнку расширять и углублять свои представления об окружающей деятельности. Выполняя различные роли, изображая разнообразные действия, дети практически используют свои знания о повадках животных, птиц, насекомых, о явлениях природы, о средствах передвижения, о современной технике. В процессе игр создаются возможности для развития речи; упражнения в счёте и т. д.

Заключительная часть. Её задача снизить физическую нагрузку, привести организм ребёнка в относительно спокойное состояние и подвести итоги занятия. Используются ходьба, дыхательные упражнения, игры спокойного характера («Найди предмет», «Найди, где спрятано») и упражнения на релаксацию.

Упражнения на развитие дыхания способствуют выработке правильного диафрагмального дыхания, продолжительности выдоха, его силы. Дети учатся дышать правильно: не задерживать дыхание.

Упражнения на релаксацию выполняются как под музыку, так и без её сопровождения. Они помогают расслабить мышцы рук, ног, лица, туловища позволяют успокоить детей и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Количество частей в каждом занятии и их последовательность остаются неизменными во всех возрастных группах. Все части занятия взаимосвязаны: содержание вводной и заключительной в большей мере зависит от задач основной части.

Публикации по теме:

Обогащение двигательных навыков детей 6–7 лет за счет разучивания элементов спортивной игры «Баскетбол» — видеоотчет Важное место в подготовке к спортивной игре в баскетбол с дошкольниками занимают действия с мячом, которые способствуют развитию глазомера,.

Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском.

Интегрированное занятие в старшей группе для детей с нарушением интеллекта «Дары осени» Цель: 1. Воспитывать умение слушать стихотворение, воспроизводить с помощью вопросов учителя содержание. 2. Упражнять в умении составлять.

Коррекция эмоционально-волевой и познавательной сфер дошкольников с нарушением интеллекта средствами песочной терапии Коррекция эмоционально – волевой и познавательной сфер детей дошкольного возраста с нарушением интеллекта средствами песочной терапии..

Консультация «Развитие коммуникативных навыков в процессе трудовой деятельности у дошкольников с нарушением интеллекта» В дошкольном детстве общение, предметная, игровая, изобразительная, конструктивная и трудовая деятельность лежат в основе возникновения.

Музыкальное развитие дошкольников. Методические рекомендации по развитию певческих навыков Пение - наиболее доступный вид музыкальной деятельности детей дошкольного возраста. Пение развивает у детей музыкальные способности, музыкальный.

Консультация «Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка» Развитие двигательных навыков детей первого года жизни в условиях дома ребенка Значительная часть воспитанников домов ребёнка имеет органические.

Развитие коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта. Конспект занятия «Как мы утят помирили» Программные задачи: - формировать навыки общения со сверстниками у детей с нарушением интеллекта в игровой деятельности; - развивать интерес.

Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом и детьми с нарушением интеллекта Рекомендации по коррекционно-развивающей работе с ребенком с аутизмом: 1. Сенсорная интеграция, направленная на адаптацию ребенка к окружающему.

Сюжетно-ролевая игра «Укладываем куклу спать» для детей 5 лет с нарушением интеллекта Цель: Закрепить знание и умение игры с куклой. Воспитывать у детей эмоциональное отношение к игрушке. Оборудование: Четыре куклы, четыре.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации «Коррекция двигательных навыков у детей с нарушением интеллекта»
Опубликовано: 9 марта 2016 в 17:37
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД