Методические рекомендации: «Новый подход к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

Никулина Светлана
Методические рекомендации: «Новый подход к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»

I. Содержание деятельности

1.1. Актуальность

Есть мнение педагогов-исследователей, что негативные тенденции в развитии школьников тесно связаны с организацией и построением учебно-познавательного процесса.

Главной причиной ослабляющей здоровье детей следует назвать снижение психомоторной активности за счет традиционной дидактики, которая сопровождается высокой степенью психоэмоционального и мышечного закрепощенного напряжения («сидячее - согбенное рабочее положение» тела ребенка при декомпенсированной гиподинамии).

В обычных условиях учебной организации у детей возникает перенапряжение глазодвигательных мышц. Мышцы работают в статическом режиме, без сокращений, быстро перенапрягаются.

В рамках модернизации современного образования, в организации познавательной деятельности детей педагоги должны выполнять специальную деятельность по снижению утомляемости и оптимизации их работоспособности. Поэтому для повышения успешности обучения необходимо с дошкольного возраста проводить целенаправленную работу на предыдущем дошкольном этапе по развитию школьно-значимых функций.

Данные методические рекомендации предназначены для воспитателей и работников дошкольных образовательных учреждений. В них представлен накопленный опыт по проведению занятий в старшей группе детского сада с учетом психофизиологических особенностей развития детей на основе педагогических технологий В. Ф. Базарного. Основным принципом предложенных технологий является расширение двигательной активности детей за счет дидактических приемов моделирования познавательной деятельности детей с использованием различных развивающих упражнений.

1.2. Концепцуальное обоснование

Цель деятельности: развитие школьно- значимых функций (остроты зрения, зрительно- ручной координации, восприятия пространства) на занятиях по обучению грамоте на основе принципов здоровьесберегающей педагогики.

Задачи:

1. Создавать предметно- развивающую среду на основе принципов здоровьесберегающей педагогики, направленную на развитие школьно- значимых функций старших дошкольников.

2. Проводить диагностику уровня сформированности школьно- значимых качеств

3. Формировать предпосылки грамотности у старших дошкольников через реализацию педагогических технологий В. Ф. Базарного

4. Развивать у младших дошкольников зрительно- ручную координацию посредством использования игрового оборудования «Шарики»

При разработке дистантных занятий по обучению грамоте учитывались основные принципы здоровьесберегающей педагогики. Основным принципом предложенных технологий является:

1. Расширение двигательной активности детей с использованием: упражнений с метками, упражнений с помощью опорных зрительно- двигательных траекторий, сюжетно- образного экологического панно; приема работы в режиме меняющихся зрительных горизонтов, смены рабочих поз и др.

2. Соблюдение гигиенических требований к подготовке и проведению занятий (использование физминуток, пальчиковой гимнастики, кинезиологических упражнений)

3. Создание «ситуации успеха» для каждого ребенка.

1.3. Содержание деятельности

Предлагаемый курс дистантных занятий по обучению грамоте детей старшей группы положительно влияет на развитие остроты зрения и координацию движений воспитанников, а также способствует совершенствованию психических познавательных процессов и коммуникативных навыков, где дети имеют возможность взаимодействовать друг с другом, устанавливать правила и подчиняться им, договариваться между собой.

Особенностью дистантных занятий является то, что воспитатель находится в постоянном движении, то, приближаясь к детям, то удаляясь. Благоприятное влияние оказывает шаговый ритм педагога на синхронизацию различных анализаторов и сенсорных систем детей.

Важное значение уделяется правильному расположению детей в группе во время занятий. С этой целью совместно с медицинским работником проверяется острота зрения (Приложение). Воспитатель показывает ребенку изображенную строку колец Ландольта на держателе и медленно отходит от него до тех пор, пока контуры колец не потеряют свою четкость. С помощью метки место фиксируется на полу, в дальнейшем каждый ребенок всегда находится на своей метке, т. е. в определенной для его зрения дистанции. (Приложение)

На протяжении занятия дети находятся в пространстве группы в различных динамических позах (стоя, сидя и лежа). Такой динамический режим способствует с одной стороны лучшей фиксации движения в пространстве предметов и запоминанию новых знаний на занятиях по обучению грамоте, с другой стороны тренировки зрительной фиксации и локализации в пространстве.

Следует отметить, что сюжетная картина и мелкий иллюстративный материал, используемый для проведения дидактических игр и упражнений, располагается на максимально возможном удалении от детей на уровне груди педагога. При проведении занятий осуществляется постоянное общение педагога с детьми, выстраивается взаимный диалог по решению какой либо задачи. Так, при рассматривании сюжетной картины используются примерные вопросы:

1. Что изображено на картине?

2. Назовите изображенные предметы, их цвет, количество и т. д. (обращается внимание детей на мелкие детали?

3. Назовите предметы, расположенные вблизи, вдали, в левом углу, в правом углу, внизу, вверху (их сочетание?

4. Сравните похожие предметы на картине (по величине, форме, цвету?

При знакомстве детей с буквой используется готовые буквы из различного материала (пластмассы, наждачной и бархатной бумаги, а также применяется различный материал для самостоятельного составления букв детьми (пуговицы, шерстяные нитки, счетные палочки, горошины, пластилин и т. д.). Для эффективного запоминания буквы практикуется включение в занятия по обучению грамоте дидактических упражнений и игр по составлению букв детьми, используя собственное тело.

В связи с тем, что письмо является сложным координационным навыком, требующим сформированной зрительно-моторной координации, правильной координации всего тела, слаженной работы мышц всей руки и работы мелких мышц кисти нами применяются пальчиковая гимнастика, кинезиологические упражнения, а также игровое оборудование «Шарики» (Приложение).

Для проведения занятий по обучению грамоте с использованием игрового оборудования «Шарики» применяется круглый мяч диаметром 3 см. (можно использовать стандартный теннисный мяч, окрашенный или обшитый цветной материей, для увеличения веса шарика набивается внутрь вата. Шарик подвешивается на длинной тонкой веревке к потолку (или на веревке, натянутой поперек игровой комнаты) таким образом, чтобы мячи находились на уровне плеч детей, и при игре он не поднимался бы выше ребенка, подвязывая веревочку, на которой висит шарик, с фиксацией его высоты при помощи зажима (Приложение).

Педагог располагается напротив детей, показывает и рассказывает им правила игры:

• Толкать шарик в горизонтальной плоскости, но не сверху вниз, а от себя. Важно дать понять ребенку, что эффект от занятия заключается не в сильном ударе по шарику, а в развитии способности попадать по летящему шарику и направлять его другому ребенку.

• Толкать шарик можно сначала двумя руками, затем ладошкой ведущей руки и перевести на игру кончики соединенных вместе пальцев рук, прежде всего указательного, среднего и безымянного.

При проведении дистантных занятий по обучению грамоте с использованием игрового оборудования «Шарики», воспитатель следит за правильностью действий детей:

1. чтобы дети не растопыривали пальцы рук, а держали их вместе;

2. чтобы дети ловили сам шарик, а не веревочку;

3. чтобы отталкивали мяч именно рукой.

При использовании игрового оборудования «Шарики» на занятиях по обучению грамоте детей дошкольного возраста целесообразно повторение ранее проведенных дидактических упражнений, направленных на закрепление игровых правил.

Примерные конспекты дистантных занятий по обучению грамоте детей старшей группы с использованием методики «Шарики»

Занятие №1. Тема: «Увлекательное путешествие в мир звуков»

Цель:

• Закрепить представления детей о многообразии звуков и слов.

• Закрепить знание детей о гласных звуках с использованием картины - схемы.

• Познакомить детей с новым игровым оборудованием «Шарики», метками для дистантных занятий.

• Развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Осень»; предметные картинки с изображением мака, дома, дыма, кита; мелкий иллюстративный материал с изображением деревьев и кустарников, наглядный материал гласных букв (а, о, у, ы, и, э, таблица с изображением колец Ландольта, карточки для штриховки.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Комплимент»

1. Рассматривание колец Ландольта.

2. Д/у «Назови слово»: дети по очереди называют слова (предметы в группе, на улице).

3. Рассматривание сюжетной картины «Осень». Обсуждение по вопросам.

4. Д/и на держателе «Что изменилось», с использованием мелкого иллюстративного материала, с изображением деревьев и кустарников.

5. Физминутка, игра «Найди нужное дерево»: воспитатель показывает картинку, на которой изображен лист какого – либо дерева, дети отыскивают глазами соответствующую картинку в пространстве группы.

6. Д/у «Поем песенки»: пропевание звуков: а – у, о, и – а, ы – и, а – э.

7. Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик наш малыш

И зовут его Денис.

Примечание: согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца.

8. Знакомство с игровым оборудованием «Шариками». Воспитатель располагается напротив детей, и рассказывает правила игры, после чего дети становятся парами по росту друг против друга. Расстояние от детей до шарика около 0,5м. Дети толкают шарик от себя к партнеру, и направляют его обратно двумя руками. Затем толкают шарик одной (ведущей) рукой, затем кончиками соединенных вместе пальцев рук (указательный, средний, безымянный).

9. Д/и «Повтори слово, которое я скажу» с использованием игрового оборудование «Шарики».

10. Знакомство со штриховкой д/у «Рисуем траву короткими и длинными штрихами».

Итог занятия. Игра «Скажи, что понравилось?»

Занятие №2. Тема: «Повторение гласных звуков (а, о, у, ы, и, э)»

Цель:

• Учить детей различать гласные звуки на слух, выделять их в словах.

• Развивать у детей координацию движений, чувства ритма.

• Развивать зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать положительную мотивацию к познавательной деятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Дети в осеннем лесу»; мелкий иллюстративный материал с изображением школьных принадлежностей, наглядный материал гласных букв (а, о, у, ы, и, э, наглядный материал слогов (ма, па, ко, со, трафареты «Листочки» по количеству детей.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Слушай соседа…»

1. Рассматривание сюжетной картины «Дети в осеннем лесу». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у на держателе «Чего не стало?»: используются мелкий иллюстративный материал с изображением школьных принадлежностей.

3. Физминутка: дети, стоя у окна, смотрят на цветок на подоконнике, на дома напротив, деревья, снова на цветок и т. д., 6 – 8 раз.

4. Д/у «Живые слоги»: пропевание слогов ма, па, ко, со.

5. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Примечание: пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

6. Игра «Шарики»: дети становятся парами по росту друг против друга. Расстояние от детей до шарика около 0,5м. Дети толкают шарик от себя к партнеру, и направляют его обратно двумя руками. Толкают шарик одной (ведущей) рукой, затем кончиками соединенных вместе пальцев рук (указательный, средний, безымянный).

7. Штриховка по трафарету «Листочки». Дети штрихуют осенние листочки (дуба, клина, березы) короткими и длинными штрихами.

Итог занятия. Игра «Покажи, что понравилось и не понравилось на занятии?»

Занятие №3. Тема: «Согласные звуки. Звук и буква «М»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «М».

• Учить различать гласные и согласные звуки на слух, выделять согласные звуки в словах.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать чувство ответственности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Магазин игрушек»; карточки-схемы предметов, в названии которых есть звук «М»; буква «М» на наждачной бумаге по количеству детей; цветной пух; наглядный материал слогов (ма, мо, му, мы) и слов (мак, рак, сок, дом, трафареты игрушек (мячик, неваляшка).

Ход занятия

Оргмомент. Игра «Встаньте те, у кого…»

1. Рассматривание сюжетной картины «Магазин игрушек». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Где спрятался звук «М» с использованием карточек-схем. Обследование буквы «М» на наждачной бумаге, изображение буквы в воздухе пальцем.

3. Физминутка «Цветной пух»: дети следят глазами за тем, как пух плавно летит, самостоятельно меняют его направление.

4. Д/у «Живые звуки»: пропевание слогов ма, мо, му, мы и слов мак, рак, сок, дом, сравнение звукового состава слова.

5. Кинезиологическое упражнение «Волна»: дети двигают волнообразно каждым пальчиком сначала правой, затем левой рукой.

6. Игра «Шарики»: повторение предыдущих упражнений в сочетании с подбрасыванием мяча одной, затем другой рукой и отталкиванием его другому ребенку. После чего дети ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной и попадают указательным пальцем ведущей руки в висящий на уровне плеч шарик.

7. «Знакомство со штрихом «От центра круга»: штрихуем трафареты игрушек (мячик, неваляшка).

Итог занятия. Игра «Паутинка»

Занятие №4. Тема: «Деление слова на части. Звук и буква «П»».

Цель:

• Познакомить детей со звуком и буквой «П».

• Учить делить слова на части, сравнивать слова по звуковому составу.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать чувство самостоятельности и ответственности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Скотный двор»; мелкий иллюстративный материал домашних и диких животных; набор пластмассовых букв «П» по количеству детей; наглядный материал слогов (па – па, по – ле) и слов (поле, папа, трафареты домашних животных.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «живой веревочкой».

1. Рассматривание сюжетной картины «Скотный двор». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у на держателе «Кто здесь лишний» с использованием мелкого иллюстративного материала домашних и диких животных.

3. Д/у «Живые слова»: папа, поле. Деление слов на слоги па – па, по – ле. Игра проводится с хлопками: сколько хлопков, столько и частей.

4. Знакомство с буквой «П» с использованием пластмассовых букв «П». Игра «Назови слова» со звуком «П».

5. Физминутка: дети смотрят на палец, на который одет персонаж пальчикового театра, затем подносят палец к носу, на расстоянии вытянутой руки, снова к носу, влево, вправо (6 – 8 раз).

6. Пальчиковая гимнастика «Утро настало»!

Утро настало, солнышко встало,

Эй, братец Федя, разбуди соседей

Вставай, большак, вставай, Указка,

Вставай, Середка, вставай, Сиротка,

Вставай, Митрошка,

Привет, Ладошка.

Примечание: Пальцы правой и левой руки встречаются друг с другом, в конце игры дети хлопают в ладоши.

1. Игра «Шарики»: дети отталкивают шарик левой, правой рукой (называя руку). Затем попадают в шарик большим, указательным, средним, безымянным, маленьким пальцами.

Д/и «Придумай слова»: дети придумывают слова и делят их части, отталкивая шарик друг к другу, называя часть слова:

1 реб. по - 2 реб. ле;

1 реб. са – 2 реб. мо – 1 реб. лет и т. д.

2. Штриховка по трафаретам «Животные», штриховка рисунков в разных направлениях (сверху вниз, слева направо, спиралью).

Итог занятия. Игра «Клубочек»

Занятие №5. Тема: «Предложение. Звук и буква «Т»»

Цель:

• Познакомить детей со звуком и буквой «Т». Упражнять в выделение звука «Т» в слогах и словах.

• Познакомить с понятием «предложение», учить составлять предложение из двух, трёх, четырех слов, называть их последовательность.

• Закреплять представления о согласных звуках.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать внимательность к действиям партнера по игре.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Путешествие на воздушном шаре»; мелкий иллюстративный материал с изображением транспорта; наглядный материал буквы «Т» из бархатной бумаги по количеству детей, наглядный материал слогов (та, то, ту, ты, росчерки вертикальных палочек по количеству детей, предметные картинки с изображением транспорта.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Найду тебя по имени».

1. Рассматривание сюжетной картины «Путешествие на воздушном шаре». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Живые картинки» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением транспорта.

3. Д/ у «Составь предложения» по демонстрации действий.

4. Знакомство с буквой «Т» с использованием буквы «Т» из бархатной бумаги, пропевание слогов та, то, ту, ты.

5. Физминутка: дети закрывают глаза, сжимают веки, открывают глаза, делают 5 – 6 миганий (повторить 6 – 8 раз).

6. Д/и «Живые предложения»: составление предложений по предметным картинкам с изображением транспорта с уточнением последовательности слов.

7. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Примечание: пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

8. Игра «Шарики»: дети отталкивают шарик левой, правой рукой (называя руку). Затем попадают в шарик большим, указательным, средним, безымянным, маленьким пальцами.

Д/и «Придумай предложение»: дети придумывают предложение и поочередно, по одному слову называя его, толкают шарик друг другу.

9. Д/у «Палочки»: дети обводят вертикальные палочки сверху вниз (1,5 см, сначала по заданным точкам, затем самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Кувшин эмоций».

Занятие №6. Тема: «Предложение. Звук и буква «К»»

Цель:

• Познакомить детей со звуком и буквой «К». Упражнять в выделение звука «К» в слогах и словах.

• Закреплять представления о согласных звуках.

• Продолжить знакомство с понятием «предложение», учить составлять предложения из двух, трёх, четырех слов, называть их последовательность.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать внимательность к действиям партнера по игре.

Материал и оборудование: сюжетная картина «На вокзале»; мелкий иллюстративный материал с изображением предметов одежды; наглядный материал буквы «К» из наждачной бумаги по количеству детей, наглядный материал слогов (ка, ко, ку, кы, росчерки яблочек по количеству детей.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Найди свою букву».

1. Рассматривание сюжетной картины «На вокзале». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Живые предложения» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением предметов одежды.

3. Д/ у «Составь предложение» по демонстрации действий.

4. Знакомство с буквой «К» с использованием буквы «К» из наждачной бумаги, пропевание слогов ка, ко, ку, кы.

5. Физминутка: дети смотрят на палец, на который одет персонаж пальчикового театра, затем подносят палец к носу, на расстоянии вытянутой руки, снова к носу, влево, вправо (6 – 8 раз).

6. Д/у «У кого лучше?»: составление предложений по предметным картинкам с изображением предметов одежды.

7. Пальчиковая гимнастика «Утро настало»!

Утро настало, солнышко встало,

Эй, братец Федя, разбуди соседей

Вставай, большак, вставай, Указка,

Вставай, Середка, вставай, Сиротка,

Вставай, Митрошка,

Привет, Ладошка Примечание: пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

8. Игра «Шарики»: повторение предыдущих упражнений в сочетании с подбрасыванием мяча одной, затем другой рукой и отталкиванием его другому ребенку. После чего дети ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной и попадают указательным пальцем ведущей руки в висящий на уровне плеч шарик.

Д/и «Придумай предложение»: дети придумывают предложение и поочереди, по одному слову называя его, толкают шарик друг другу.

9. Д/у «Яблочки»: дети обводят росчерки яблочек (1,5 см, сначала по заданным точкам, затем самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Пожелание».

Занятие № 7. Тема: «Определение места звука в слове.

Звук и буква «Х»».

Цель:

• Познакомить детей со звуком и буквой «Х». Учить выделять звук «Х» в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать чувство ответственности в согласованных действиях с партнером по игре.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Времена года (зима, весна, лето, осень)»; мелкий иллюстративный материал с изображением отдельных фрагментов времен года; карточки-схемы предметов, в названии которых есть звук «Х»; наглядный материал буквы «Х» из наждачной бумаги по количеству детей, наглядный материал на держателе со слогами (ха, хо, ху, хи) и словами (вес – на, о – сень, зи – ма, ле – то, ухо, пух, росчерки котов по количеству детей.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «живой веревочкой».

1. Рассмотрение сюжетной картинки «Времена года». Обсуждение по вопросам.

1. Д/и «Угадай время года» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением отдельных фрагментов времен года.

2. Знакомство с буквой «Х» с использованием буквы «Х» из наждачной бумаги, пропевание слогов ха, хо, ху, хи.

3. Д/у «Найди звук в слове» с использованием карточек – схем, в названии которых есть звук «Х». Дети определяют позицию звука «Х» в слове.

4. Физминутка. Офтальмотренажер «Волна»: дети следят глазами за движениями указки педагога по цветной волне.

5. Д/у «Живые слова»: вес – на, о – сень, зи – ма, ле – то, ухо, пух. Игра проводится с хлопками: сколько хлопков, столько и частей.

6. Пальчиковая гимнастика «Ёж»: Повстречал ежонка еж. -

Здравствуй, пальчик, как живешь?

Примечание: Дети одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рукой поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца.

7. Игра «Шарики»: повторение предыдущих упражнений в сочетании с подбрасыванием мяча одной, затем другой рукой и отталкиванием его другому ребенку. После чего дети ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной, после чего попадают указательным пальцем ведущей руки в висящий на уровне плеч шарик.

Д/и «Придумай слово»: дети ловят шарик и придумывают слово на звук «Х», удерживая его в ладонях. Затем ловит другой ребенок, и пока не придумает слово, не отталкивает шарик партнеру.

8. Д/у «Кот»: дети обводят изображение кота сначала по точкам, затем самостоятельно (1,5 см).

9. Штриховка рисунков с домашними животными в заданном направлении.

Итог занятия. Игра «Ковер-самолет».

Занятие № 8. Тема: «Определение места звука в слове.

Звук и буква «С»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «С». Учить выделять звук «С» в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Учить детей составлять предложения, делить их на слова, видеть их последовательность (первое слово, второе слово, третье слово).

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Побуждать детей вступать в игровое и речевое взаимодействие со сверстниками.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Магазин посуды», мелкий иллюстративный материал с изображением предметов посуды и электрооборудования, наглядный материал слогов (са, со, су, сы, нитки и пуговицы в большом количестве, росчерки предметов посуды.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «живой веревочкой».

1. Рассматривание сюжетной картины «Магазин посуды». Обсуждение картины по вопросам.

2. Д/у «Живые предложения» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением предметов посуды.

3. Д/у на держателе «Что лишнее?», «Какой по счету предмет?» с использованием предметов посуды и электроприборов.

4. Физминутка: дети закрывают глаза, сжимают веки, открывают глаза, делают 5 – 6 миганий (повторить 6 – 8 раз).

5. Знакомство с буквой «С». Изображение буквы «С» в воздухе пальцем и конструирование буквы из ниток и пуговиц.

Д/у «Поющие слоги»: пропевание слогов са, со, су, сы.

6. Пальчиковая гимнастика «Колечко»: дети поочередно и как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Примечание: упражнение выполняется – в начале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного к мизинцу пальцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч в направление двери, потом посылают мяч друг другу по желанию, с использованием приемов отталкивания шариков (кулаком, пальцем, ладошкой

Д/и «Скажи чистоговорку».

1реб. со - 2 реб. со

1 реб. со – 2 реб. у

1 реб. Саши – 2 реб. колесо

7. Д/у «Посуда»: дети обводят росчерки предметов посуды (1,5 см, сначала по заданным точкам, затем самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Волшебная палочка».

Занятие № 9. Тема: «Звук и буква «Б». Знакомство с антонимами»

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Б». Учить выделять звук «Б» в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Формировать у детей представления об антонимах. Упражнять в подборе слов – антонимов.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей внимательное отношение и доброжелательное отношение к партнеру.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Зима»; две похожие картинки с зимним пейзажем с незначительными отличиями, деревянные дощечки (10х15, баночки с водой, наглядный материал с изображением слов (бук, бок, бок, бык, бак) и предложения (У папы - собака, трафареты предметов зимней одежды.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «живой веревочкой».

1. Рассматривание с картины «Зима». Обсуждение картины по вопросам.

2. Д/у «Найди отличия» с использованием двух похожих картинок с зимним пейзажем, которые отличаются незначительными деталями.

3. Физминутка: дети, не поворачивая головы, следят глазами вверх, вниз, влево, вправо в следующей последовательности «потолок – пол», «окно – стена» (повторить 6 – 7 раз).

4. Знакомство с буквой «Б», после чего дети пальцем изображают букву водой на дощечках.

5. Д/у «Скажи наоборот»: воспитатель называет определенное слово детям, дети придумывают противоположное значение этого слова.

6. Д/у «Живые слова», используются слова: бук, бок, бок, бык, бак.

У папы - собака.

7. Пальчиковая гимнастика «Ёж»:

Повстречал ежонка еж.

- Здравствуй, пальчик, как живешь?

Примечание: дети одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рукой поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинцев.

8. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

Д/и «Слова враги»: 1 ребенок придумывает слово, а 2 ребенок называет противоположное по значению.

9. Д/у «Попробуй так»: дети штрихуют по трафаретам предметы одежды короткими частыми движениями (рукавичка, валенок).

Итог занятия. Игра «Ковер-самолет».

Занятие 10. Тема: «Звук и буква «В». Выделение гласных и согласных звуков в слове и их местоположение».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «В» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Продолжать учить различать гласные и согласные звуки (в слове, на слух).

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к партнеру.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Зимние забавы»; наглядный материал буквы «В» из наждачной бумаги по количеству детей, мелкий иллюстративный материал предметов зимней одежды, наглядный материал с изображением слов (вот, кот, бык, бык, бук, росчерки с изображением волнистых линий.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «живой веревочкой».

1. Сюжетная картинка «Зимние забавы». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Найди два одинаковых предмета» с использованием мелкого иллюстративного материала предметов зимней одежды.

3. Знакомство с буквой «В» с использованием букв из наждачной бумаги.

4. Физминутка: дети закрывают глаза, сжимают веки, открывают глаза, делают 5 – 6 миганий (повторить 6 – 8 раз).

5. Д/у «Живые звуки» со словами: волк, ваза.

6. Д/у «Живые предложения» со словами:

КОТ

ВОТ БЫК

БУК

7. Пальчиковая гимнастика «Здравствуй!»:

Здравствуй, солнце золотое!

Здравствуй, небо голубое.

Здравствуй вольный ветерок

Здравствуй маленький дубок

Мы живем в одном краю

Всех я вас приветствую!

Примечание: пальцами правой руки по очереди здороваться с пальцами левой руки, похлопывая друг друга кончиками пальцев.

Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»: дети левой рукой касаются кончика носа, а правой касаются противоположного уха, потом одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук наоборот (4 – 6 раз).

8. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч рукой («ракеткой», называя при этом руку, которой отталкивают

• 1 реб. правой – 2 реб. правой

• 1. реб. левой – 2 реб. левой и т. д.

• Затем дети отталкивают шарик пальцами левой и правой руки поочередно.

• Д/и «Придумай слово»: дети придумывают слова со звуком «В» и отталкивают шарик партнеру.

9. Д/у «Дорисуй дорожку»: воспитатель предлагает детям росчерки с изображением волнистых линий (1,5 см, которые дети соединяют сначала по точкам, потом самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Пожелание».

Занятие 11. Тема: «Звук и буква «Г». Выделение гласных и согласных звуков в слове и их местоположение».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Г» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Продолжать учить различать гласные и согласные звуки (в слове, на слух).

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей чувство ответственности и самостоятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Звери в зимнем лесу»; мелкий иллюстративный материал диких и домашних животных, наглядный материал буквы «Г» из бархатной бумаги по количеству детей, наглядный материал с изображением слов (вот, кот, бык, бук, гусь, губа, росчерки с изображением волнистых линий.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра с «волшебной палочкой».

1. Сюжетная картинка «Звери в зимнем лесу». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Кто здесь лишний» с использованием мелкого иллюстративного материала диких и домашних животных.

3. Знакомство с буквой «Г» с использованием букв из бархатной бумаги.

Д/у «Буратино»: дети носом изображают в воздухе букву «Г» сначала сверху в низ, потом снизу вверх.

4. Физминутка с офтальмотренажером «Волна»: дети следят глазами за движениями указки педагога по цветной волне.

5. Д/у «Живые звуки» со словами: гусь, губа.

6. Д/у «Живые предложения» со словами:

БА

ГУ БЫ

СИ

САК

7. Пальчиковая гимнастика «Наш малыш»:

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик наш малыш

И зовут его Денис.

Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч рукой («ракеткой», называя при этом руку, которой 1 реб. правой – 2 реб. правой

1 реб. левой – 2 реб. левой и т. д.

Затем дети отталкивают шарик пальцами левой и правой руки поочередно.

Д/и «Придумай слово»: дети придумывают слова со звуком «Г» и отталкивают шарик партнеру.

8. Д/у «Дорисуй забор»: воспитатель предлагает детям росчерки с изображением зигзагообразных линий (1,5 см, которые дети соединяют сначала по точкам, потом самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Волшебная палочка».

Занятие 12. Тема: «Звук и буква «Д». Знакомство с кроссвордом».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Д» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Познакомить детей с понятием «кроссворд», учить отгадывать слова и вписывать в схемы недостающие буквы.

• Развивать у детей память и мышление.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей чувство ответственности и самостоятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Карнавал»; мелкий иллюстративный материал одежды и предметов веселых человечков, счетные палочки в большом количестве, наглядный материал с изображением слогов (да, до, ду, ды, наглядный материал схем слов, трафареты домов, вырезанные снежинки (салфетки) в большом количестве.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Приветствие ладошками».

1. Рассмотрение сюжетной картинки «Карнавал». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Кому что?» с использованием мелкого иллюстрационного материала предметов одежды веселых человечков.

3. Знакомство с буквой «Д», конструирование с использованием счетных палочек.

Д/и «Звуковая мозаика» с использованием слогов да, до, ду, ды.

4. Физминутка «Снежинки»: к потолку за ниточку укреплен листок с вырезанными снежинками, воспитатель отрывает нитку, снежинки падают и дети наблюдают за их падением и кружением, дуют на них, меняя направление снежинок.

5. Д/у «Отгадай-ка»: воспитатель задает загадки, дети их отгадывают и вписывают в схемы недостающие буквы.

Пенит, журчит, всех напоит (Вода)

Д

Там деревья цветут, потом фрукты растут (Сад)

Д

Цветы сажает, кусты подстригает (садовод)

С Д В Д

1. Д/у «Живые предложения»:

Вот дом. Тут сад. В саду дубы.

2. Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»: дети левой рукой касаются кончика носа, а правой касаются противоположного уха, потом одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук наоборот (4 – 6 раз).

3. Игра «Шарики»: дети отталкивают шарик левой, правой рукой (называя руку). Затем попадают в шарик большим, указательным, средним, безымянным, маленьким пальцами.

4. Д/у «Назови имя»: дети отталкивают мяч друг другу, называя какое – либо имя.

5. Д/у «Дом»: дети обводят трафареты домов и заштриховывают их в заданном направлении. Игра «Тропический дождь».

Занятие №13. Тема: Знакомство со звуком и буквой «З».

Составление предложений».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «З» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Упражнять детей в составлении предложений, определении в них количества слов и последовательности.

• Познакомить с понятием «рабочая строка».

• Развивать у детей пространственные представления.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей чувство ответственности и самостоятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Зоопарк»; мелкий иллюстративный материал диких животных, пластилин, предметные картинки с изображением стола, двери и вазы, наглядный материал с изображением слогов (за, зо, зу, зы, карточки с изображением рабочей строки (1см) по количеству детей, карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Разведчики».

1. Рассматривание сюжетной картины «Зоопарк». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Что изменилось?» с использованием мелкого иллюстративного материала диких животных.

3. Знакомство с буквой «З», лепка буквы из пластилина.

Д/у «Поем звуки» с использованием слогов за, зо, зу, зы.

4. Физминутка: дети, не поворачивая головы, следят глазами вверх, вниз, влево, вправо в следующей последовательности «потолок – пол», «окно – стена» (повторить 6 – 7 раз).

5. Д/у «Составь предложение» с использованием предметных картинок с изображением стола, двери и вазы.

На висит замок.

На стоит ваза.

Примечание: дети определяют количество слов в каждом предложении и их последовательность.

6. Физминутка: дети, не поворачивая головы, следят глазами вверх, вниз, влево, вправо в следующей последовательности «потолок – пол», «окно – стена» (повторить 6 – 7 раз).

7. Пальчиковая гимнастика «Ёж»:

Повстречал ежонка еж.

- Здравствуй, пальчик, как живешь?

Примечание: дети одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рукой поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинцев.

7. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч рукой («ракеткой», называя при этом руку, которой отталкивают

1 реб. правой – 2 реб. правой

1 реб. левой – 2 реб. левой и т. д.

Затем дети отталкивают шарик пальцами левой и правой руки поочередно.

8 Д/и «Расскажи по слову»: дети отталкивают мяч рукой, поочередно проговаривая слова из стихотворения А. Барто «Зайка»:

Зайку бросила хозяйка,

Под дождем остался зайка,

Со скамейки слезть не смог –

Весь до ниточки промок.

9. Д/у «Печатаем буквы»: дети в карточках по рабочей строке печатают гласные буквы А, О, У, И.

Итог занятия. Игра «Тропический дождь».

Занятие №14. Тема: «Звук и буква «Ш»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Ш» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Закреплять представления о «рабочей строке».

• Закреплять знания об антонимах.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей чувство уважения к партнеру в процессе взаимодействия.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Шоссе»; мелкий иллюстративный материал с изображением транспорта; деревянные дощечки (20х20); белые мелки; наглядный материал с изображением кроссворда в виде домика, слогов (ша, шо, шу, шы); наглядный материал с изображением «ночь», «веселый человек», «солнечный день», «ребенок плачет»; карточки с изображением рабочей строки (1 см); карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Приглашение».

1. Рассматривание картины «Шоссе». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Где спряталась мышка?» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением транспорта

3. Знакомство с буквой «Ш» с использованием деревянных дощечек и белых мелков.

4. Д/у «Скажи громко – тихо» с использованием слогов ша, шо, шу, ши.

5. Физминутка: дети держат руки перед собой вверх ладонями, смотрят на них, затем на воспитателя, затем на выключатель, на любой другой предмет в группе, затем снова на ладонь и т. д. (6 – 8 раз).

6. Д/у «Скажи наоборот»: воспитатель показывает картинки с изображением: «ночь», «веселый человек», «солнечный день», «ребенок плачет». Дети говорят слова наоборот.

7. Д/у «Кто в домике живет?»: воспитатель предлагает вписать в окошки дома имена детей: Маша, Миша, Гоша, Саша.

А Ш

И Ш

О Ш

А Ш

8. Пальчиковая гимнастика «Утро настало»:

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец, Федя разбуди соседей.

Вставай, Большак, вставай, Указка,

Вставай, Середка, вставай, Сиротка,

Вставай, Митрошка, привет, ладошка.

Примечание: по очереди пальчики «здороваются» с пальчиками другой руки, в конце дети хлопают в ладоши.

9. Игра «Шарики»: дети отталкивают шарик левой, правой рукой (называя руку). Затем попадают в шарик большим, указательным, средним, безымянным, маленьким пальцами.

10. Д/и «Скажи наоборот»: 1 ребенок придумывает слово, а 2 ребенок называет противоположное по значению.

11. Д/у «Обведи по точкам»: детям предлагаются занимательные рисунки с точками, они обводят сплошной линией и заштриховывают их. После чего дети печатают букву «Ш» на карточке.

Итог занятия. Игра «Зеркало».

Занятие №15. Тема: «Звук и буква «Ж»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Ж» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Закреплять представления о «рабочей строке».

• Закреплять знания об антонимах.

Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, развитие мелкой моторики рук

• Воспитывать у детей партнерские взаимоотношения.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Пожар»; мелкий иллюстративный материал с изображением других букв; наглядный материал буквы «Ж» из бархатной бумаги по количеству детей; наглядный материал с изображением слогов (жа, жо, жу, жи); офтальмотренажер «Дорога»; карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Угадай по звуку?».

1. Рассматривание картины «Пожар». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Что лишнее?» с использованием мелкого иллюстративного материала с изображением других букв.

3. Знакомство с буквой «Ж» с использованием буквы «Ж» из бархатной бумаги.

Д/у «Нарисуй букву»: дети изображают букву «Ж» губами в воздухе, представляя, что у них в зубах зажат карандаш, который нельзя ронять.

Д/у «Поем слоги» с использованием слогов жа, жо, жу, жи.

4. Физминутка с использованием офтальмотренажера «Дорога».

Примечание: дети следят глазами за движением указки воспитателя: вверх, вниз, влево, вправо, по диагонали (6 – 8 раз).

5. Д/у «Скажи наоборот»: воспитатель называет слова «легкий», «черный», «веселый», «мокрый», «холодный», «высокий», «длинный», «широкий». Дети говорят слова наоборот.

6. Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»: дети левой рукой касаются кончика носа, а правой касаются противоположного уха, потом одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук наоборот (4 – 6 раз).

7. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка

1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

Д/и «Скажи наоборот»: 1 ребенок придумывает слово, а 2 ребенок называет противоположное по значению и отталкивает шарик партнеру.

8. Д/у «Занимательные рисунки»: детям предлагаются занимательные рисунки с точками, они обводят сплошной линией и заштриховывают их. После чего дети печатают букву «Ж» на карточке.

Итог занятия. Игра «Найди сюрприз».

Занятие №16. Тема: «Звук и буква «Н»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Н» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Учить составлять слова, опираясь на схему.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук.

• Воспитывать у детей положительное отношение к познавательной деятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Подводный мир»; мелкий иллюстративный материал с изображением рыб; деревянные дощечки (10х15, баночки с водой по количеству детей, наглядный материал с изображением слогов (на, но, ну, ни) и

слов (нос, Нина); офтальмотренажер «Дорога»; наглядный материал с изображением схемы для составления слов; карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; занимательные рисунки с точками; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Морзянка».

1. Рассматривание сюжетной картинки. «Подводный мир». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Назови рыбку» с использованием мелкого иллюстративного материала рыб.

3. Знакомство с буквой «Н» с изображением буквы сначала в воздухе, затем водой на дощечках.

4. Д/у «Придумай слово со звуком «Н»».

Д/у «Звуковая мозаика», пропевание слогов на, но, ны, ну.

5. Физминутка «Отгадай загадку»: воспитатель загадывает загадки, а дети глазами отыскивают отгадку на стене, при этом четко произносят звук «Н».

Не куст, а с листочками

Не рубашка, а сшита.

(Книга)

Два кольца, два конца

Посредине гвоздик.

(Ножницы)

У кого на носу рог?

(Носорог)

6. Д/у «Почини слова»: воспитатель предлагает схему, а дети составляют слова.

ЗО

БИ

ВИ НТ

БА

7. Пальчиковая гимнастика:

В гости к пальчику большому

Приходили прямо к дому

Указательный и Средний,

Безымянный и Последний,

Сам Мизинчик – Малышок

Постучался на порог.

Вместе пальчики – друзья,

Друг без друга нам нельзя!

Примечание: пальцы делают «Домик» и встречаются похлопывающими движениями друг с другом, в конце крепко сжимаются в кулаки.

8. Игра «Шарики»: отталкивание шариков друг другу по договоренности.

Д/и «Расскажи по слову»: дети отталкивают мяч рукой, поочередно проговаривая слова из стихотворения А. Барто «Наша Таня»:

Наша Таня громко плачет,

Уронила в речку мячик.

- Тише, Танечка, не плачь,

Не утонет в речке мяч.

9. Д/у «Печатаем буквы»: дети печатают знакомые букв: м, ы, т, х, н, слоги: на, но, ну, ны.

Итог занятия. Игра «Слушаем звуки природы».

Занятие №17. Тема: «Звук и буква «Л»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Л» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Учить делить предложения на слова и определять их последовательность.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук.

• Воспитывать у детей положительное отношение к познавательной деятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Пешеходный переход»; две похожие сюжетные картинки с изображением дороги, имеющие незначительные отличия; счетные палочки; наглядный материал с изображением слогов (ла, ло, лу, ли) и слов (лес, Лена); наглядный материал с изображением предложений (Вот клоп. У слона хобот. Мила мыла пол мылом); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши, раскраски.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Давайте познакомимся».

1. Рассматривание сюжетной картинки «Пешеходной переход». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Найди 5 отличий»: детям предлагается две похожие сюжетные картинки с изображением дороги, имеющие незначительные отличия

3. Знакомство с буквой «Л», конструирование с использованием счетных палочек.

Д/у «Поем слоги», пропевание слогов ла, ло, лу, ли.

4. Физминутка: воспитатель произносит считалку, дети показывают соответствующие части тела:

Вот вам с буквой «Л» слова:

Лоб, затылок, голова,

Кулаки, ладошки, локти.

Буквы «Л» нет в слове «Ногти».

Глазки, тело и лопатки,

Буквы «Л» нет в слове «Пятки».

Затем дети выполняют упражнение для снятия мышечного напряжения глаз: дети очень медленно вращают глазами вдыхая, смотрят вправо и вверх, переводят взгляд налево, а, выдыхая, опускают глаза вниз и для завершения цикла – смотрят прямо и фиксируют взгляд. Потом в обратную сторону и так 3 раза.

5. Д/у «Сколько слов в предложении»: рядом с предложениям дети ставят цифру, обозначающую количество слов.

Вот клоп. У слона хобот. Мила мыла пол мылом

6. Кинезиологические упражнение «Моя рука, твоя рука»: дети, стоя лицом друг к другу определяют сначала у себя, затем у партнера левою руку, левое плечо, правое колено и т. д.

7. Пальчиковая гимнастика «Утро настало»:

Утро настало, солнышко встало.

Эй, братец, Федя разбуди соседей.

Вставай, Большак, вставай, Указка,

Вставай, Середка, вставай, Сиротка,

Вставай, Митрошка, привет, ладошка.

Примечание: по очереди пальчики «здороваются» с пальчиками другой руки, в конце дети хлопают в ладоши.

8. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка

1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

Д/и «Играем с хлопками»: дети отбивая шарик, хлопают в ладоши сначала 1 раз, затем 2 раза, 3 раза, пока летит шарик партнеру.

9. Д/у «Печатаем буквы»: дети на карточках печатают знакомые букв: «Л», «М», «Н». Штриховка в раскрасках по желанию.

Итог занятия. Игра «Расскажи гному».

Занятие №18. Тема: «Звук и буква «Р». Знакомство с рифмой».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Р» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (начало середина, конец слова).

• Познакомить детей с рифмой.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук.

• Побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях во взаимодействии.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Наши защитники»; мелкий иллюстративный материал с изображением предметов армейской одежды; пластмассовые буквы; наглядный материал с изображением слогов (ра, ро, ру, ри, слов (кружок, пирожок, дружок, прыжок, рожок, сочетание буквы, слогов и слов (р, ро, ра, рак, рука); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши, раскраски.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Я чудесный сундучок».

1. Рассматривание сюжетной картинки «Наши защитниками». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Кому что?»: детям предлагается «одеть» наших защитников.

3. Знакомство с буквой «Р».

Д/и «Выбери, что надо»: детям предлагается необходимую букву из набора.

4. Д/у «Поем слоги», пропевание слогов с изменением силы голоса ра, ро, ру, ри.

5. Физминутка: и. п: стоя, руки впереди; дети одну руку поднимают, другую опускают, затем наоборот, при этом сопровождают движения рук взглядом. Затем поворачивают голову направо, налево, повторяют 6 – 8 раз в каждую сторону.

6. Д/у «Загадочный цветок»: воспитатель произносит слова, при этом показывает цветок со словами:

- Посмотри на лепесток,

А, потом на глазок.

7. Д/у «Придумай стихи»: детям предлагается, используя слова в цветке, придумать стихи.

8. Пальчиковая гимнастика «Шарик»: воспитатель проговаривает слова, а дети кончиками пальцев обеих рук прижимают их друг к другу, ладошками образовывая маленький, а затем большой «шарик». Когда воздух выходит, хлопнуть в ладоши, четко произнося звук «Р».

Надувайся, шарик, больше

Лучше щечки раздувай!

Поиграй ты с нами дольше:

Катись, прыгай и летай!

9. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч рукой («ракеткой», называя при этом руку, которой отталкивают

1 реб. правой – 2 реб. правой

1 реб. левой – 2 реб. левой и т. д.

Затем дети отталкивают шарик пальцами левой и правой руки поочередно.

Д/и «Рассказываем стихи»: дети отталкивают шарик под стихи пальчиковый гимнастики по одному слову.

10. Д/у «Печатаем слоги и маленькие слова: р, ро, ра, рак, рука. Штриховка в раскрасках по желанию.

Итог занятия. Игра «Расскажи гному».

Занятие №19. Тема: «Звук и буква «Й»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Й» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (середина, конец слова).

• Упражнять детей в рифмовании слов.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, мелкую моторику рук.

• Воспитывать ответственность и самостоятельность.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Стройка»; мелкий иллюстративный материал с изображением строительных профессий; наглядный материал с изображением слов (май, майка, пой); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Узнай товарища по голосу».

1. Рассматривание сюжетной картинки «Стройка». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Кому что?» с использованием мелкого иллюстративного материала строительных профессий.

3. Знакомство с буквой «Й».

4. Д/у «Покажи букву»: дети на ковре изображают букву «Й».

5. Д/у «Живые слова», пропевание слов с изменением силы голоса май, майка, пой.

6. Физминутка: и. п: стоя, руки впереди; дети одну руку поднимают, другую опускают, затем наоборот, при этом сопровождают движения рук взглядом. Затем поворачивают голову направо, налево, повторяют 6 – 8 раз в каждую сторону.

7. Д/у «Сочиняем стихи»: воспитатель предлагает детям рифмовать слова палка, подушка, майка.

Пальчиковая гимнастика «Шарик»: воспитатель проговаривает слова, а дети кончиками пальцев обеих рук прижимают их друг к другу, ладошками

8. образовывая маленький, а затем большой «шарик». Когда воздух выходит, хлопнуть в ладоши.

Зайка серый скачет ловко,

В лапке у него морковка.

10. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка

1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

11. Д/и «Рассказываем стихи»: дети отталкивают шарик под стихи пальчиковый гимнастики по одному слову.

12. Д/у «Печатаем слова: май, лай, край.

Итог занятия. Игра «Минута тишины».

Занятие №20. Тема: «Звук и буква «Ф»».

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Ф» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (середина, конец слова).

• Познакомить со структурной схемой слова.

• Развивать у детей зрительно-пространственное восприятие, зрительно-ручную координацию, мелкую моторику рук.

• Побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях во взаимодействии.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Поздравим маму»; наглядный материал с изображением мамы, бабушки, сестренки, клубка, книги, цветов; пластилин; наглядный материал со слогами (фа, фо, фу, фи); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; росчерки элементов прописных букв; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Смешинка».

1. Рассматривание сюжетной картинки «Поздравим маму». Обсуждение по вопросам.

1. Д/у «Кому и какой подарок?», с использованием наглядного материала с изображением мамы, бабушки, сестренки, клубка, книги, цветов.

2. Знакомство с буквой «Ф», дети лепят букву «Ф» из пластилина, затем показывают ее на себе.

Д/у «Магазин звуков»: дети «покупают» слоги и пропевают их фа, фо, фу, фи.

3. Кинезиологическое упражнение: дети выполняют движения по инструкции взрослого –

4. Глаза и язык вправо – вдох пауза –

5. Глаза и язык в исходном положение выдох, пауза.

6. Глаза и язык влево – вдох – пауза –

7. Глаза и язык в исходном положение – выдох пауза.

8. Глаза и язык вверх – вдох – пауза –

9. Глаза и язык в исходном – выдох пауза.

10. Глаза и язык вниз и вдох – пауза –

11. Глаза и язык в исходном положение – выдох пауза (повторение 2 -3 раза).

12. Д/у «Волшебные палочки и точки»: дети печатают слова флажок, шкаф, фабрика под диктовку взрослого, черточки обозначают слоги, гласные буквы – красные кружочек, согласные – синий кружочек.

13. Пальчиковая гимнастика «Колечко»: дети поочередно и как можно быстрее перебирают пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Примечание: упражнение выполняется – в начале каждой рукой отдельно, затем вместе – в прямом (от указательного к мизинцу пальцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

14. Игра «Шарики»: дети отталкивают шарик левой, правой рукой (называя руку). Затем попадают в шарик большим, указательным, средним, безымянным, маленьким пальцами.

Д/и «Назови слово»: дети отталкивают шарик и называют слова со звуком «Ф», затем дети играют с шариками по желанию.

15. Д/у «Печатаем букву и слоги»: «Ф» и фа, фо, фу. В росчерках дети прописывают элементы прописных букв сначала по точкам, затем самостоятельно.

Итог занятия. Игра «Пожелание»

Занятие 21. Тема: «Звук и буква «Е»»

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Е» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (середина, конец слова).

• Закрепить структурную схему слова.

• Продолжать учить детей определять количество звуков в словах.

• Воспитывать у детей внимательное и доброжелательное отношение к партнеру.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Весна»; мелкий иллюстративный материал предметов одежды; пластилин; наглядный материал с изображением кроссворда в виде домика; наглядный материал со словами (лес, лето); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Мир наоборот».

1. Рассматривание сюжетной картины «Весна». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Что изменилось?» с использованием мелкого иллюстративного материала предметов одежды.

3. Физминутка «Метка на стекле»: дети становятся на расстояние 30 – 35см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая метка черного цвета диаметром 3 - 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой либо предмет для фиксации. Дети поочередно переводят взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Длительность фиксации - 3 минуты.

4. Знакомство с «Е». Воспитатель предлагает детям показать букву лежа на ковре.

Д/и «Вылеплялка»: дети лепят букву «Е» из пластилина.

16. Д/У «Волшебные палочки и точки»: дети печатают слова лес, лето под диктовку взрослого, черточки обозначают слоги, гласные буквы – красные кружочек, согласные – синий кружочек.

17. Пальчиковая гимнастика «Солнце»:

Солнце утром рано встало,

Всех детишек приласкало Примечание: дети скрещивают ладошки, широко раздвигая пальцы, образуя «солнышко с лучами».

10. Игра «Шарики»: повторение предыдущих упражнений в сочетании с подбрасыванием мяча одной, затем другой рукой и отталкиванием его другому ребенку. После чего дети ловят мяч сначала двумя руками, а затем одной, после чего попадают указательным пальцем ведущей руки в висящий на уровне плеч шарик.

11. Д/и «Рассказываем стихи»: дети отталкивают шарик под слова пальчиковый гимнастики по одному слову.

12. Д/у «Посели семью в домик», дети печатают недостающие буквы а, е, и в слова папа, мама, дети.

П П

М М

Д Т

Д/у «Печатаем букву и слоги»: «Е», ме, те, ре.

Итог занятия. Игра «Ковер-самолет».

Занятие 22. Тема: «Звук и буква «Ц»»

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Ц» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (середина, конец слова).

• Упражнять в употреблении слов во множественном числе.

• Продолжать учить детей разбирать слово, используя схему.

• Развивать у детей логическое мышление, механическую память, внимание.

• Побуждать детей к сотрудничеству в проблемных ситуациях во взаимодействии.

Материал и оборудование: сюжетная картина «Цирк»; наглядный материал с изображением карточек со звуками; счетные палочки, пуговицы; указка с буквой «Ц»; наглядный материал с частями слов (умни, ули, води, пти); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Незнайкины загадки».

1. Рассматривание сюжетной картины «Цирк». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Какой звук спрятался?» с использованием карточек с недостающим звуком:

Х А С

С У И А

У

А? Х А У И

С Х А И А?

3. Знакомство с буквой «Ц» с использованием счетных палочек, пуговиц.

4. Д/у «Волшебные палочки и точки»: дети выясняют сколько гласных и согласных звуков в слове, сколько частей в слове «цирк».

5. Физминутка с использованием офтальмотренажера «Волна»: воспитатель указкой, на которой закреплена буква «Ц», водит по цветной волне тренажера, а дети следят глазами, как «путешествует» буква «Ц» по «волнам».

6. Д/у «Слово бежало и «ЦА» потеряло»: воспитатель показывает карточки с частями слов, дети добавляют слог «ЦА».

Умни, ули, води, пти…

7. Пальчиковая гимнастика «Ёж»:

Повстречал ежонка еж.

- Здравствуй, пальчик, как живешь?

Примечание: дети одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рукой поочередно касаются указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинцев.

8. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка

1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

Д/и «Скажи много»: 1 ребенок придумывает слово в ед. числе и отталкивает шарик партнеру, 2 ребенок ловит его и говорит это слово во мн. числе.

1 реб. шар – 2 реб. шаров

1 реб. стул – 2 реб. стульев

1 реб. ложка – 2 реб. ложек и т. д.

9. Д/у «Печатаем букву и слоги» слоги «ца», «ци», «цо», слово «цирк». Далее дети отгадывают загадку и вписывают в клеточки недостающие буквы отгадки.

Не человек, не животное

Не насекомое, не самолет,

А летает (птица).

Ц

Итог занятия. Игра «Минута тишины».

Занятие 23. Тема: «Звук и буква «Ч»»

Цель:

• Познакомить со звуком и буквой «Ч» и учить выделять его в слове, видеть его позицию (середина, конец слова).

• Развивать воображение, мышление, внимание.

• Продолжать развивать чувство ритма, зрительное восприятие и зрительно-ручную координацию движений.

• Воспитывать у детей чувство ответственности и самостоятельности.

Материал и оборудование: сюжетная картина «За столом»; мелкий иллюстративный материал предметов посуды; разрезная азбука; наглядный материал со словами (чай, чайка, чайник); карточки с изображением рабочей строки (1 см) по количеству детей; карандаши.

Ход занятия:

Оргмомент. Игра «Я чудесный сундучок».

1. Рассматривание сюжетной картинки «За столом». Обсуждение по вопросам.

2. Д/у «Что здесь лишнее?» с использованием мелкого иллюстративного материала предметов посуды.

3. Знакомство с буквой «Ч». Д/у «Выбери нужную букву», с использованием разрезной азбуки.

Д/у «Придумай слово»: дети придумывают слова со звуком «Ч», определяют его позицию в слове (начало, конец, середина).

4. Физминутка «Метка на стекле»: дети становятся на расстояние 30 – 35см от оконного стекла, на котором на уровне глаз крепится круглая метка черного цвета диаметром 3 - 5 мм. Вдали от линии взора, проходящей через эту метку, намечается какой либо предмет для фиксации. Дети поочередно переводят взгляд то на метку на стекле, то на предмет. Длительность фиксации - 3 минуты.

5. Д/у «Читаем слова»: чай, чайка, чайник.

6. Кинезиологическое упражнение «Ухо – нос»: дети левой рукой касаются кончика носа, а правой касаются противоположного уха, потом одновременно отпускают ухо и нос, хлопают в ладоши и меняют положение рук наоборот (4 – 6 раз).

7. Игра «Шарики»: дети отталкивают мяч попеременно пальцами правой и левой руки, называя при этом палец:

1 реб. Большак – 2 реб. Большак

1. реб. Указка – 2 реб. Указка

1 реб. Середка – 2 реб. Середка

1. реб. Сиротка – 2 реб. Сиротка

1 реб. Митрошка – 2 реб. Митрошка

Д/у «Придумай слово, которого нет?»: дети придумывают слова, которые ничего не значат и пасуют шарик партнеру, тот ловит и пок

Публикации по теме:

План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты»План-программа постоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста основам грамоты» План – программаПостоянно действующего семинара «Обучение детей дошкольного возраста  основам грамоты»Руководитель: Малышева.

Презентации для педагогов по теме «Игра» Презентации для педагогов по теме "Игра" Источник презентаций: КПК АППОСПб Автор презентаций: Бурим Н. В., методист центра дошкольного образования.

Библиотека изображений:
  • Русские народные сказки
  • Наша армия
  • Новый год
Автор публикации:
Методические рекомендации: «Новый подход к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 4 ноября 2012 в 12:47
+2
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...