Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы

Ирина Каталова
Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы

Формирование чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы.

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Увлекаясь телепередачами и компьютерными играми, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей.

Психологи утверждают и практика работы с дошкольниками доказывает, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок остается наедине со своими проблемами, страхами.

Изучив особенности формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что активное восприятие литературного произведения формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного детства и влияет на его эмоциональную сферу. Исходя из этого был составлен комплекс занятий, игр и упражнений по ознакомлению с произведениями юмористического содержания. При чтении художественных произведений с юмористическим содержанием дети увлеченно слушали и знакомились с героями произведений, их переживаниями, эмоциями. Некоторые из детей сами эмоционально реагировали на прочитанное. В процессе художественно-эстетического занятия дети с удовольствием рисовали красками, лепили из пластилина героев произведений, легко включались в игровую ситуацию. Очень большую радость доставили детям театрализованные представления по сюжетам прочитанных произведений. Занятия доставляли массу ярких впечатлений, способствовали эмоциональному раскрепощению детей.

Комплекс занятий, игр и упражнений по формированию чувства юмора у дошкольников

Формы работы Цели и задачи

Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха». Знакомить детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий. Воспитывать духовную культуру; научить эмоционально реагировать на прочитанное.

Занятие по лепке на тему: «Герои сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» (по выбору). С помощью пластилина вылепить понравившегося героя, передать его мимику, движение, эмоции. Развивать воображение, чувство юмора, наслаждение от своей работы.

Театрализованное представление отрывка «Муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы Мухи». Актуализация чувства радости; расширение представлений детей об эмоциях; развитие речи.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака; учить воспринимать содержание произведения; развивать поэтический слух, чувство юмора.

Игра «Одень куклу правильно». На примере стихотворения учить правильно и последовательно одевать куклу; неудачи воспринимать позитивно, с чувством юмора.

Театрализованное представление отрывка стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Доставить детям радость и наслаждение от своей работы; воспитывать в детях чувство коллективизма, внимательность, ответственность, чувство комичности.

Чтение стихотворений Г. Остера «Вредные советы». Познакомить детей с творчеством Г. Остера; учить воспринимать содержание произведений; учить детей эмоционально реагировать на прочитанное.

Рисование героев из стихотворений Г. Остера «Вредные советы» (по выбору). Учить детей с помощью рисунка передать чувства, эмоции, мимику героев и свои личные переживания.

Беседа с детьми на тему «Вредные (полезные) советы». Поговорить с детьми о правильном поведении, на некоторых ситуациях задержать особое внимание.

Художественная литература оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка» .

Активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства. Смеясь, дети учатся жить, размышлять, чувствовать.

Публикации по теме:

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Эмоциональное развитие дошкольниковВторой год работаю по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста С. Крюковой «Удивляюсь,.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы
Опубликовано: 5 октября 2012 в 11:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра
Инсценировка песни для варежкового кукольного театра Мы с ребятами старшей группы из театрального кружка "Весёлый балаганчик" готовимся к Новогоднему...
Советы для родителей «Хорошие манеры»
Когда ребенок начнет понимать вас, начинайте учить его хорошим манерам. Обучение хорошим манерам длится на протяжении периода взросления. Ребенок делает...
«Спасибо за Сказку!». Подарок из Москвы.
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья! Спешу сообщить вам, что деревенька "Зайчиково" успешно добралась до нас. http://www. maam....
Новости лаборатории в подготовительной группе детского сада для детей с ОВЗ (видеоотчет)
Доброго времени суток, уважаемые коллеги. Есть у наших почемучек любимое дело – экспериментировать и ставить опыты в лаборатории. Экспериментирование, как...
Консультация «Организация развивающего пространства логопедического кабинета»
Организация развивающего пространства в логопедическом кабинете группы компенсирующей направленности заслуживает особого внимания и требует ответственного...