Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы

Ирина Каталова
Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы

Формирование чувства юмора дошкольников средствами художественной литературы.

В последние годы появляется все больше детей с нарушением психоэмоционального развития, к которым относятся эмоциональная неустойчивость, враждебность, агрессивность, тревожность, что приводит к трудностям во взаимоотношениях с окружающими. Увлекаясь телепередачами и компьютерными играми, дети меньше общаются с взрослыми и сверстниками, а ведь общение в значительной степени обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивыми к чувствам других людей.

Психологи утверждают и практика работы с дошкольниками доказывает, что год от года дети приходят в детский сад с угнетенной эмоциональной сферой. Они не могут выразить свои чувства, а если и выражают их, то это происходит в резкой форме, что вызывает проблемы в общении со сверстниками и взрослыми. Ребенок остается наедине со своими проблемами, страхами.

Изучив особенности формирования чувств и эмоций у детей дошкольного возраста, я пришла к выводу, что активное восприятие литературного произведения формируется постепенно, на протяжении всего дошкольного детства и влияет на его эмоциональную сферу. Исходя из этого был составлен комплекс занятий, игр и упражнений по ознакомлению с произведениями юмористического содержания. При чтении художественных произведений с юмористическим содержанием дети увлеченно слушали и знакомились с героями произведений, их переживаниями, эмоциями. Некоторые из детей сами эмоционально реагировали на прочитанное. В процессе художественно-эстетического занятия дети с удовольствием рисовали красками, лепили из пластилина героев произведений, легко включались в игровую ситуацию. Очень большую радость доставили детям театрализованные представления по сюжетам прочитанных произведений. Занятия доставляли массу ярких впечатлений, способствовали эмоциональному раскрепощению детей.

Комплекс занятий, игр и упражнений по формированию чувства юмора у дошкольников

Формы работы Цели и задачи

Чтение сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха». Знакомить детей с содержанием сказки, ее героями, последовательностью событий. Воспитывать духовную культуру; научить эмоционально реагировать на прочитанное.

Занятие по лепке на тему: «Герои сказки К. И. Чуковского «Муха – Цокотуха» (по выбору). С помощью пластилина вылепить понравившегося героя, передать его мимику, движение, эмоции. Развивать воображение, чувство юмора, наслаждение от своей работы.

Театрализованное представление отрывка «Муха нашла денежку, празднование дня рождения и свадьбы Мухи». Актуализация чувства радости; расширение представлений детей об эмоциях; развитие речи.

Чтение стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Пробудить у детей интерес к творчеству С. Я. Маршака; учить воспринимать содержание произведения; развивать поэтический слух, чувство юмора.

Игра «Одень куклу правильно». На примере стихотворения учить правильно и последовательно одевать куклу; неудачи воспринимать позитивно, с чувством юмора.

Театрализованное представление отрывка стихотворения С. Я. Маршака «Вот какой рассеянный». Доставить детям радость и наслаждение от своей работы; воспитывать в детях чувство коллективизма, внимательность, ответственность, чувство комичности.

Чтение стихотворений Г. Остера «Вредные советы». Познакомить детей с творчеством Г. Остера; учить воспринимать содержание произведений; учить детей эмоционально реагировать на прочитанное.

Рисование героев из стихотворений Г. Остера «Вредные советы» (по выбору). Учить детей с помощью рисунка передать чувства, эмоции, мимику героев и свои личные переживания.

Беседа с детьми на тему «Вредные (полезные) советы». Поговорить с детьми о правильном поведении, на некоторых ситуациях задержать особое внимание.

Художественная литература оказывает влияние на интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. Через художественные произведения, обращенные к сердцу ребенка, он получает глубокие знания о человеке, его проблемах и способах их решения. Восприятие художественных произведений оказывает сильное воздействие на эмоциональное развитие детей, а процесс ознакомления с художественной литературой создает реальные психологические условия для формирования социальной адаптации ребенка.

«Детская книга при всей ее внешней простоватости – вещь исключительно тонкая и не поверхностная. Лишь гениальному взгляду ребенка, лишь мудрому терпению взрослого доступны ее вершины. Удивительное искусство – детская книжка» .

Активное восприятие литературного произведения формируется постепенно на протяжении дошкольного детства. Смеясь, дети учатся жить, размышлять, чувствовать.

Публикации по теме:

Профессиональное «выгорание» у педагоговПрофессиональное «выгорание» у педагогов Профилактика профессионального «выгорания» у педагоговЧто же включает в себя понятие профессиональное «выгорание»?«Профессиональное.

Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь»Работа по программе С. Крюковой «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Эмоциональное развитие дошкольниковВторой год работаю по программе эмоционального развития детей дошкольного возраста С. Крюковой «Удивляюсь,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методические рекомендации по формированию чувства юмора дошколников средствами художественной литературы
Опубликовано: 5 октября 2012 в 11:11
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Необычная история создания одной композиции «Дерево из ракушек и коры»
В начале октября, как я уже писала, у нас в крае стояла очень тёплая погода, словно жаркое лето вернулось на Кубань. Столбики термометра поднимались до...
Лепка «Грибы для белочки»
Осенью во время познавательных занятий расширяем представление детей о дарах леса-грибах. Используем во время тематической недели иллюстрации, пособия,...
Консультирование родителей по вопросам воспитания и развития детей «Синдром дефицита...
Данная консультация может быть использована в форме беседы психолога с родителями, раздаточного материала при проведении родительского собрания, материала...
Рецепт салата «Винегрет пикантный»
Я хожу, брожу без дела, Размышляю, что бы сделать. Мысль мелькнула – на обед Приготовлю винегрет! Свёклу я достал, морковь, А потом картошку. Тщательно помыл...
Выставка к конкурсу «Дары осени» — поделки из овощей, фруктов, семян и других...
Конкурс «Дары осени». Фотоотчет. Осень – очаровательное время года, богатое яркими красками, урожаем и разнообразным природным материалом. Традиционно в...