Папки-передвижки

Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах

Ирина Алимина
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах

Словарь: по лексической теме «Зимние забавы. Зимние чудеса.»

Существительные (предметы) : зима, лыжи, санки, снежки, лёд, снег, коньки, снеговик, горка, каток, лопата, забавы, развлечение, игры, гуляния, хороводы, колядки, подарки, праздник, палки (лыжные…

Глаголы (действия) : ездить, кататься, упасть, дарить, играть, забавляться, лепить, праздновать, отмечать, строить…

Прилагательные (признаки) :снежный, холодный, ледяной, твердый, рыхлый, мягкий, прозрачный, красный, желтый, зелёный, синий, голубой, веселый, задорный, радостный, праздничный…

Мимические упражнения :

Публикация «Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах» размещена в разделах

Игра «Снеговик» - стоит Снеговик во дворе, улыбается

И вдруг – поверите ли вы? – Кап-кап-кап! Кап-кап-кап!

Он начал таять с головы,

И вот совсем ослаб (показать, как меняется выражение лица у Снеговика.)

Что нужно сделать, чтобы Снеговик совсем не растаял?

Снеговика посадим в большой холодильник. Мы спасли Снеговика!

Показать радостное настроение (улыбаемся, смеёмся)

Через полчаса Снеговик появился из холодильника. Все дети закричали «Ура!»

- Спасибо, очень рад, - благодарит он всех

И, покидая ребят, шагает прямо в снег.

Игра «Зимние забавы» - мы бежим с тобой на лыжах,

А потом и на коньках (Улыбаемся)

Но упали мы, ах! (Огорчаемся)

А потом в снежки играли (Улыбаемся)

И без сил упали (Огорчаемся)

И домой мы побежали (Весело смеёмся)

Если дети веселятся

И мороза не боятся,

Если прыгают и скачут,

Упадут и не заплачут Их не трогают внучата –

Озорные морозята.

И не щиплет Дед Мороз

Ни за щечки, ни за нос.

1. «Морозята удивляются» - (для укрепления губ). Поднять брови вверх.

Широко раскрыть глаза. Беззвучно произнести гласную «О»;

2. «Морозятаулыбаются» - морозята улыбаются, никогда не огорчаются.

Широко улыбнуться, обнажая и закрывая зубы;

3. «Морозята дразнятся» - рот открыт, губы в улыбке. Поднимать широкий язык к носу и опускать его к подбородку. Губы не должны натягиваться на зубы, челюсть – двигаться, язык сужаться;

4. «Морозята шалят» - вытянуть сомкнутые губы вперед хоботком, затем губы при сжатых челюстях сильно растягивать в стороны, обнажать оба ряда зубов и плотно прижимать к дёснам. При вдохе хоботком с силой втягивать в себя воздух, при выдохе произносить звуки: И, С, З;

5. «Морозята пляшут» - прижать язык к нёбу и щёлкать языком. Сначала медленно, затем быстро.

6. «Морозята катаются на саночках» - кончик языка прижать к нижним альвеолам, выгнуть спинку языка и ею проводить по нё бу:

«А мы саночки возьмём, да на улицу пойдём,

Сядем в саночки-самокаточки»

Развитие речевого дыхания и голоса

Фонопедическиеупражнения

«Детские зимние забавы и чудеса с Морозом»

1. Выли Мороз и дети вместе с метелью – дети произносят «у-у-у.», делая движения головой вверх, вниз;

2. Надували щёки и дули холодным ветром – продолжительно равномерно выдыхают на звук «Ф»;

3. Протирали звёзды снежным полотенцем, чтобы они ярче сияли – произносят короткие звуки «А» в разных регистрах;

4. Катались на снежных тучах - перейти с высокого звука к низкому на гласную «О»;

5. Громко кричали в заснеженных горах, чтобы посмотреть, как сходят вниз лавины – произнести «Ба-бах!». 1-й слог – в низком регистре, 2-й слог – в самом высоком;

6. Раскачивали деревья, которые на морозе скрипели – произнести скрипучий звук «З»;

7. Засыпали землю снегом – произнести «П…п…п…», коротко и активно выдыхая;

8. Наметали снег в большие сугробы – усиливают звук и уменьшают, пропевая на одном дыхании гласные «А, О, Ы, Э»;

9. Идут дети по улице, снег под ногами скрипит – произнести звук «Ш…ш…ш», хлопая ладонями по коленям;

10. На санях едет Дед Мороз, цокают копыта его коня – продолжительно выдыхать на звук «С», щёлкать языком, сначала медленно, потом быстрее;

Упражнения на координацию речи и движения :

Ребятки, посмотрите за окошко.

Там на речке толстый ледок,

В воздухе кружится снежок.

Вьётся по улице снежный пушок.

Дети любуются: как хорошо!

Оденемся теплее и пойдём на улицу.

Игра «Мы шагаем по сугробам»

Мы шагаем по сугробам, (Дети идут друг за другом, высоко поднимаяноги)

По сугробам крутолобым.

Поднимай повыше ногу,

Проложи другим дорогу.

Очень долго мы шагали

Наши ноженьки устали.

Сейчас сядем, отдохнём. (Садятся на стульчики и поглаживают ногидвижениями ладоней снизу вверх)

А потом гулять пойдём.

Игра «Зимние забавы».

Мы бежим с тобой на лыжах (Дети изображают ходьбу на лыжах.)

Снег холодный лыжи лижет.

А потом – на коньках, (Дети изображают бег на коньках.)

Но упали мы. Ах! (Падают.)

А потом снежки лепили, (Лепят.)

А потом снежки катали (Катят воображаемый комок.)

А потом без сил упали. (Падают.)

И домой мы побежали. (Бегут по кругу.)

Игра «Выпал беленький снежок»

Выпал беленький снежок,

Соберёмся мы в кружок. (Идут по кругу, взявшись за руки)

Снег, снег, белый снег –

Засыпает он нас всех.

Мы на саночки садимся

И под горку быстро мчимся.

Снег, снег, белый снег -

Мчимся мы быстрее всех. (Парами бегут по кругу. Один ребёнокотводит руки назад, второй держится за них. Это «саночки»)

Дети все на лыжи встали,

Друг за другом побежали.

Снег, снег. Белый снег –

Кружит, падает на всех. (Идут по кругу, руки согнуты в локтях и сжатыв кулачки, как будто держат палки от лыж, ноги скользят пополу)

Мы из снега ком слепили,

Даже куклу смастерили.

Снег. Снег, белый снег –

Вышла кукла лучше всех! («Лепят снежки», ладошки держат «чашечкой».Ставят руки на бока, поворачиваются вправо-влево)

Дети к вечеру устали

И в кроватках задремали.

Снег, снег, белый снег –

Спят ребятки крепче всех! (Садятся на «корточки», руки под щёчку,«спят»)

Подвижные игры:

Игра «Бегите ко мне».

Цель: учить ориентироваться по звуку, двигаться в сторону звука.

Игра «Попади в цель».

Цель: упражнять в броске в цель, развивать ловкость.

Игра «Заморожу»

Дети выстраиваются в 2-е шеренги напротив друг друга, Снеговик стоит между ними посередине. По сигналу ведущего: «Не стойте, ребята, а то замёрзнете» дети начинают перебегать с одной стороны на другую. В это время Снеговик со словами «Заморожу!» ловит перебегающих детей. Всех пойманных детей ведущий собирает около себя. Затем ведущий и Снеговик помогает детям «разморозиться». Дети читают стихи про зиму, Снеговик при этом гладит их по голове. Дети считаются «размороженными» и возвращаются к остальным участникам.

Игра-забава «Игра в снежки»

Дети встают в круг, у каждого в руках по снежку. По сигналу ведущего: «Раз-два! Не зевай! И снежки скорей бросай!» дети начинают бросать снежки друг в друга. Можно использовать ритмичную музыку.

Снеговик

Весело поиграли! Даже жарко стало мне.

Ведущий

Не растаешь, Снеговик?

Снеговик

Да, нет. На улице мороз.

Ведущий

Нас ждёт следующее задание.

Игра-конкурс «Кто больше снежков соберёт»

Ведущий вызывает по 2 ребёнка. По сигналу: «Раз-два-три! Как можно больше снежков собери!» дети начинают собирать снежки в охапку. Затем подводят итоги: считают снежки вместе. У кого больше, тот победитель. Конкурс можно повторить 2-3 раза.

Снеговик

Молодцы, ребята! Ловкие вы!

Ведущий

А теперь давайте все вместе прокатимся на снежной карусели.

Игра «Карусели»

Все вместе встают в круг, берутся за руки, произносят слова:

Еле-еле, еле-еле

Завертелись карусели.

А потом, потом, потом

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише, тише

Не спешите.

Карусель остановите.

Выполняют движения в соответствии с текстом: сначала идут медленно, затем всё быстрее и быстрее, потом останавливаются. Игру можно повторить. При этом двигаться можно в другом направлении.

Дидактические игры:

Игра «Какой? Какая? Какие?»

Снег – белый, пушистый, легкий, холодный…

Зима – холодная, суровая, морозная, …

Мороз – сердитый, холодный…

Лёд – холодный, твёрдый, прозрачный…

Игра «Назови ласково»

Зима – зимушка, мороз – морозец, снег – снежок, лед – ледок, сугроб – сугробик, метель – метелица…

Игра «Посчитай до 3-х»

Снежинка – одна снежинка, две снежинки, три снежинки.

Горка – одна горка, две горки, три горки.

Снеговик – один снеговик, два снеговика, три снеговика.

Игра «Подбери слово»

Зима (какая….

Елка (какая…

Праздник (какой….

Игрушки (какие….

Игра «Кому что нужно?»

Снеговику - …

Горке - ….

Санкам - …

Игра «Закрась правильно»

Дать детям картинки, раскраски на зимнюю тему и попросить закрасить (какой-нибудь предмет) слева голубым цветом, посередине — красным, справа — желтым.

После того, как ребенок раскрасит задать вопросы:

Где находится красный предмет? (посередине)

Голубой предмет? (слева)

Желтый предмет? (справа).

Игра «Назови предмет».

Большой – поменьше — маленький.

Покажите ребенку картинку, на которой изображены разные предметы, разной величины и предложите назвать большой предмет, поменьше и маленький.

Зимние чудеса: (Эксперементирование)

Проведите совместно с детьми эксперимент со льдом и снегом:

Сравните снег и лед. Чем же похожи и чем отличаются снег и лед? 1. Возьмите в руки палочку (на улице) и попробуйте проткнуть ими снег и лед.

Что вы обнаружите?

Снег можно проткнуть палочкой, а лед нельзя, не получается. Лед жесткий.

Снег рыхлый, а лед – твердый.

2. А теперь стукните сначала по снегу, а потом по льду.

Что вы можете сказать, какой сделать вывод?

Снег мягкий и палочка проваливается. Лед можно расколоть.

Верно, лед хрупкий и колется.

3. Положите на зеленую картонку снег, а на красную картонку – лед.

то вы наблюдаете?

Под снегом не видно, какого цвета картонка, он не просвечивает.

А через лед видно, что картонка красная.

Какой же вывод можно сделать?

Снег – не прозрачный, а лед – прозрачный.

4. Положите на одну ладошку немного снега, а на другую – кусочек льда. Что вы чувствуете?

И снег, и лед холодный.

А что быстрее тает на ваших ладошках? Снег или лед?

Снег тает быстрее, чем лед.

1. Есть, ребята у меня

Два серебряных коня,

Езжу сразу на обоих.

Что за кони у меня? (Коньки)

2. Бегут по дорожке

Доски да ножки. (Лыжи)

3. Под гору – лечу,

В гору – тащу. (Санки) 4. Если снег лежит кругом,

Если речка подо льдом,

Значит, в гости к нам сама

Кто пришла, скажи? (Зима)

5. Если дым столбом стоит,

Под ногами снег скрипит,

Если мерзнут щёки, нос,

Что на улице? (Мороз)

6. Если ёлочки в домах

В ярких бусах и огнях,

Если водим хоровод,

Что встречаем? (Новый год)

Чистоговорки:

Озы-озы-озы – стоят у нас морозы

Зи-зи-зи – саночки вези

Вик-вик-вик – пришёл к нам Снеговик

Жки-жки-жки – поиграем мы в снежки

ыжи-ыжи-ыжи – вот какие лыжи

ки-ки-ки – встанем на коньки

Стихи про зиму

1. Пришла зима весёлая.

С коньками и салазками,

С лыжнёю припорошенной,

С волшебной старой сказкою.

(И. Чернецкая)

2. Одуванчик из снежинок

Поднесет к губам зима,

Только дунет - и пушинок

Разлетятся семена.

(Т. Шорыгина) 3. Снежок порхает, кружится,

На улице бело.

И превратились лужицы

В холодное стекло.

(З. Александрова)

4. Белый снег, пушистый,

В воздухе кружится

И на землю тихо

Падает, ложится.

(И. Суриков)

Пальчиковые игры

Снежок

Раз, два, три, четыре,

(Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили,

(«Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий,

(Чертим руками круг)

Очень гладкий,

(Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий.

(Грозим пальчиком)

Маленький Егорка

Маленький Егорка

(Средним и указательным пальцами шагаем)

Топает по горке,

(Правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча)

Взял саночки,

(Кулачек правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке!

(Скатываемся вниз как с горки)

Мы во двор пришли гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

(Загибаем пальчики по одному)

Мы во двор пришли гулять.

(«Идём» по столу указательным и средним пальчиками)

Бабу снежную лепили,

(«Лепим» комочек двумя ладонями)

Птичек крошками кормили,

(Крошащие движения всеми пальцами)

С горки мы потом катались,

(Проводим указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)

А ещё в снегу валялись.

(Кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)

И снежками мы кидались

(Имитируем движения по тексту)

Все в снегу домой пришли.

(Отряхиваем ладошки)

Съели суп и спать легли.

(Движения воображаемой ложкой, руки под щёки)

Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок, (Имитируем движения)

Построю из снега домок-теремок. (Над головой из ладошек делаем крышу)

И окна, и двери я вырублю в нем, (Ребром ладоней "вырубаем")

Почищу дорожки, посыплю песком. (Имитируем движения)

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! (Одной рукой изображаем зайчика)

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» (Пожимаем свои руки)

Зимой

Снег пушистый лег на ветки.

( Изображаем руками деревья: сгибаем руки в локтях и высоко поднимаем их. Пальцы растопыриваем, изображая ветви дерева)

И гулять бегут все детки.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,

(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком.

(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи,

(Скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки

(Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать

синхронные движения вперед-назад)

И коньки

(Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Найди различия :

Что нарисовано на картинке? Раскрась!

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду Методическая разработка по теме: «Методические рекомендации по использованию нетрадиционных техник рисования в детском саду» «Дошкольное.

Методические рекомендации по использованию народных игр в образовательном процессе ДОУ Воспитание с помощью народных игр в дошкольных организациях реализуется через воспитательный процесс, т. е. взаимодействия педагогов и детей.

Методические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возрастаМетодические рекомендации по использованию пластиковых крышек в работе с детьми дошкольного возраста Сегодня представляю вашему вниманию идеи, как можно использовать пластиковые крышки и какую пользу они приносят дошкольникам. Для начала.

Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками»Методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим «Необычное знакомство с игрушками» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию методические рекомендации по развитию речи и ознакомлению с окружающим.

Методические рекомендации по развитию речи «Обучение дошкольников пересказу» Доброго времени суток, уважаемые коллеги! Работа по речевому развитию дошкольников трудна, долгосрочна, требует систематичного подхода,.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Спасаем мяч» Содержание картины: Поляна, на ней кусты, елочки и цветы. На поляне трое детей. Они играли в мяч и уронили его в лужу. Мальчик нагнулся.

Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках»Методические указания для развития речи к картине для детей младшего дошкольного возраста «Катаемся на санках» Содержание картины. Зима. Мать гуляет с детьми. Старший мальчик везет санки. На них сидит девочка в теплом красном пальто и шапочке. На.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по использованию игр и упражнений для развития всех компонентов речи в различных формах и видах
Опубликовано: 20 января 2020 в 09:26
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД