Получи документы

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития

Елена Литвинова
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития

Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.

Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные, способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент. Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.

Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.

Публикация «Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития» размещена в разделах

Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

Как было выявлено в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий.

1. Уровень развития зрительного произвольного внимания у детей с ЗПР резко снижен по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, при этом нарушенными оказались все основные свойства внимания.

2. Нарушения концентрации проявляется в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте.

3. У дошкольников с ЗПР отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой.

3. Внимание детей с задержкой психического развития крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании.

4. Нарушение распределения внимания дошкольников с ЗПР выражается в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов.

Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

В связи с этим, в процессе коррекционной работы необходимо решать следующие задачи:

1. Выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;

2. Научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;

3. Формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

4. Развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.

Предлагаю несколько упражнений по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.

Упражнение 1.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.

Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.

Методика проведения : ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, дефетолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Упражнение 2.

Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.

Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.

Методика проведения : ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.

Упражнение 3.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.

Оборудование - 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.

Методика проведения : приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.

Методика проведения : приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, дефектолог спрашивает ребят, в какой последовательности они расположены.

Методика проведения : меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.

Методика проведения : полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Упражнение 4.

Цель: упражнять детей переключать внимание.

Методика проведения : дефектолог описывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы ими.

Упражнение «Ищи безостановочно».

Детям предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.

Материал – картинки с изображением разных предметов.

Методика проведения : детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:

- длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.

- белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит

- белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.

Упражнение «Цветочная полянка».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.

Методика проведения : ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы.

Упражнение «Зеваки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Методика проведения : дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной нагой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.

Упражнение «Карлики и великаны».

Цель: развитие переключения внимания.

Методика проведения : детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» - они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.

Упражнение «Нарисуй».

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу :

- играми на развитие зрительного и слухового внимания : «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Публикации по теме:

Презентация. Тема: «Цветы. Какие они?» Цветы — это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы — это радость, цветы — это повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном и конечно.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 14:49
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД