Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития

Елена Литвинова
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития

Внимание в психологии - это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств, при игнорировании другой.

Внимание активизирует нужные в данный момент психологические процессы человека и тормозит ненужные, способствует отбору информации, которая представляет интерес на данный момент. Обеспечивает длительную и избирательную сосредоточенность на одном и той же информации или виде деятельности.

Для памяти процесс внимания выступает как фактор, помогающий удерживать информацию в кратковременной памяти.

Для мышления человека внимание является основой для правильного понимания и решения задач.

Как было выявлено в экспериментальном исследовании, уровень внимания дошкольников с ЗПР крайне низкий.

1. Уровень развития зрительного произвольного внимания у детей с ЗПР резко снижен по сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, при этом нарушенными оказались все основные свойства внимания.

2. Нарушения концентрации проявляется в ситуации длительного удержания внимания на одном объекте.

3. У дошкольников с ЗПР отмечается замедленное переключение внимания с одного объекта на другой.

3. Внимание детей с задержкой психического развития крайне неустойчиво, часто перемещается с одного объекта на другой и характеризуется сокращением времени сосредоточения на задании.

4. Нарушение распределения внимания дошкольников с ЗПР выражается в трудностях при одновременном распределении внимания на два или более объектов.

Следовательно, необходимо развивать у дошкольника способность как можно дольше удерживать внимание на одном и том же объекте (или задаче, быстро переключать внимание с одного объекта на другой, научить подчинять свое внимание сознательно поставленной цели (или требованиям деятельности) и подмечать в предметах и явлениях малозаметные, но существенные свойства.

В связи с этим, в процессе коррекционной работы необходимо решать следующие задачи:

1. Выработать мотивацию и интерес к коррекционно-развивающим занятиям и к заданиям, имеющим познавательный характер;

2. Научить детей преодолевать трудности и находить выход в сложной ситуации;

3. Формировать у детей навыки самоконтроля и самостоятельного исправления ошибок;

4. Развивать устойчивость внимания, стремление довести работу до конца.

Предлагаю несколько упражнений по развитию внимания у детей с задержкой психического развития.

Упражнение 1.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах.

Материал – листок бумаги со схематично нарисованными на нем человечками, стоящими, сидящими, лежащими, с разведенными, поднятыми, опущенными руками.

Методика проведения: ребенку дается для рассмотрения листок бумаги, дефетолог просит его указать на фигурки человечков, стоящих по стойке «смирно» и объяснить, как он определил позу этих человечков.

Упражнение 2.

Цель: сформировать у дошкольников сосредоточенность внимания на объекте на основе активизации их познавательной деятельности.

Материал – рисунки, имеющие много сходных и резко отличающихся деталей, например, два перевертыша или две ярко украшенных елки и т. п.

Методика проведения: ребенку предлагается перечислить сходные и различающиеся детали изображения. Нужно добиться того, чтобы ребенок назвал как можно больше признаков объектов.

Упражнение 3.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания на нескольких объектах в условия активизации познавательной деятельности.

Оборудование - 7 предметов, разложенных в ряд и прикрытых бумагой.

Методика проведения: приоткрываются закрытые предметы и предлагается детям посмотреть на них в течение 10-15 секунд, затем закрываются, снова и ребята называют, что находится под бумагой.

Методика проведения: приоткрываются и снова закрываются через 1-10 секунд снова эти же предметы, дефектолог спрашивает ребят, в какой последовательности они расположены.

Методика проведения: меняют местами два- три предмета, показывают все их детям, спрашивают их, что изменилось в порядке следования предметов друг за другом.

Методика проведения: полагается семь предметов друг на друга. Показывают их детям в течение 10-20 секунд, просят их перечислить эти предметы и указать порядок следования снизу вверх и сверху вниз.

Упражнение 4.

Цель: упражнять детей переключать внимание.

Методика проведения: дефектолог описывает один- два раза пять различных движений, не показывая их. Затем предлагает ребенку проделать движения в той последовательности, в какой они были названы ими.

Упражнение «Ищи безостановочно».

Детям предлагается в течение 10-15 сек. Увидеть вокруг себя как можно больше предметов одного и того же цвета (или одного размера, формы, материала и т. п.). По сигналу один ребенок начинает перечислять. Другие дополняют.

Цель: упражнять детей в сосредоточении внимания.

Материал – картинки с изображением разных предметов.

Методика проведения: детям показываются картинки с изображением различных предметов, которые они должны узнать по описанию ведущего:

- длинный, прямоугольный. Бывает маленький и круглый, оставляет белый след на доске.

- белая, легкая, тонкая, гладкая, меняется, шуршит

- белое, жидкое, холодное или теплое, полезное.

Упражнение «Цветочная полянка».

Цель: развитие устойчивости внимания.

Материал – картинка с изображением полянки, на которой много цветов, бабочек, жуков.

Методика проведения: ребенку предлагают найти одинаковых бабочек, жуков, цветы.

Упражнение «Зеваки».

Цель: развитие произвольного внимания.

Методика проведения: дети идут по кругу. По хлопку ведущего останавливаются, топают одной нагой, поворачиваются кругом и продолжают движение. Таким образом, направление движения меняется после каждого сигнала ведущего.

Упражнение «Карлики и великаны».

Цель: развитие переключения внимания.

Методика проведения: детям дается инструкция: «Если ведущий говорит «карлики» - они должны сесть на корточки, а если «великаны, встать и поднять руки вверх.

Упражнение «Нарисуй».

Цель: развивать навык внимательно слушать и выполнять указания взрослого.

Инструкция: Раскрась шары так, чтобы большой шар был между зеленым и синим, а зеленый был рядом с красным (на листе бумаги нарисовать схематически четыре шарика, один из них большой).

А также:

- раскрашивать по образцу (штриховка в определенном направлении) и рисование элементарных узоров по образцу:

- выкладывание из счетных палочек (спичек) фигур, предметов по образцу:

- играми на развитие зрительного и слухового внимания: «Чем отличаются 2 картинки?», «Что изменилось в комнате?», «Слушай хлопки».

Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Задания подобного типа родители могут придумывать сами. Это могут быть рисование и устное решение несложных примеров; запись слов и прослушивание кусочка стихотворения и т. д. Важно сформировать такое качество, как помехоустойчивость у ребенка.

Публикации по теме:

Презентация. Тема: «Цветы. Какие они?» Цветы — это кусочек природы, окружающего нас мира, цветы — это радость, цветы — это повод улыбнуться, повод задуматься о прекрасном и конечно.

Презентация «В ногу со временем: изучаем проект ФГОС» Данная презентация представляет собой осмысленное, переработанное нами изложение проекта Федерального государственного образовательного.

Автор публикации:
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития
Опубликовано: 23 декабря 2013 в 14:49
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Мастер-класс «Подарок любимой мамочке» (дети раннего возраста, кружок «Весёлые ладошки»)
Описание работы: мастер-класс для детей раннего возраста, воспитателей, творческих родителей. Назначение: подарок маме, бабушке, сестре. Цель: Учить...
Спортивный праздник «Веселые старты» на тему: «Цирковое представление»
Звучит музыка «Цирк», дети выходят в колонне по одному и выстраиваются в одну шеренгу. 1 ребенок: Начинать пора наше представление Здравствуйте, друзья!...
Мини-музей воинской славы
Мини-музей воинской славы В МБДОУ ЦРР детский сад №51 «Родничок» с. Кагальник Азовского района был создан мини-музей воинской славы. Цель организации...
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник»
Сценарий физкультурного развлечения «Кнопа-физкультурник». Возрастная группа: средняя группа Цель: Доставить детям положительные эмоции и хорошее...
Проект «Все профессии нужны, все профессии важны»
Тема проекта: «Все профессии нужны, все профессии важны». Введение: Счастлив тот человек, который выбрал профессию по душе. Правильно подобранное ремесло...