Лучший педагог года

Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Ольга Качура
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС

Данные методические рекомендации предназначены педагогам для оптимальной организации предметно-пространственной развивающей среды в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.

Основные требования к организации среды.

Развивающая предметно-пространственная среда ДОУ должна быть :

- содержательно-насыщенной, развивающей;

- трансформируемой;

- полифункциональной;

- вариативной;

Публикация «Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС» размещена в разделах

- доступной;

- безопасной;

- здоровьесберегающей;

- эстетически-привлекательной.

Оснащение уголков должно меняться в соответствии с тематическим планированием образовательного процесса.

Шаг 1. Сформулировать цели и задачи работы на основе анализа основной образовательной программы и в соответствии с возрастными особенностями детей.

Шаг 2. Провести оценку и анализ предметно-развивающей среды ДОУ, определив проблемные области.

Шаг 3. Изучить интересы, склонности, предпочтения, особенности детей каждой группы.

Шаг 4. Составить перечень необходимых материалов и оборудования исходя из принципа необходимости и материальных возможностей.

Шаг 5. Составить план-схему, определив пространственное размещение оборудования в группе, опираясь на принцип нежёсткого зонирования. Предусмотреть способы выделения игровых зон.

Шаг 6. Разместить мебель и крупное оборудование согласно плану-схеме, наполнить игровыми материалами.

Шаг 7. Продумать последовательность внесения изменений предметно-пространственной среды в течение года, с учётом образовательной программы, положительной динамики развития детей, приобретения новых материалов.

Анализ среды, с целью выявления проблемных зон: прежде чем приступить к оформлению групп, необходимо провести оценку предметной среды и составить список имеющихся материалов и оборудования. Таким образом, можно выявить, так называемые дефицитарные области и определить, чем надо пополнить развивающую предметно-пространственную среду с учетом возрастных и гендерных особенностей детей группы, их потребностей и интересов, которые определяются в процессе наблюдения за свободной самостоятельной деятельностью.

Варианты размещения материалов в группе в соответствии с возрастом детей.

Размещение материалов в группе для детей младшего возраста.

В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

В младшей группе необходимо размещать материал для познавательно-исследовательской деятельности мозаичном порядке: в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии стационарно расположена на специальном дидактическом столе. Остальные объекты для исследования и образно-символический материал располагаются в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Весь материал делится на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года заменяется, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного «подзабытым» материалам.

Размещение материалов в группе для детей среднего возраста.

В средней группе размещение материала принципиально иное. Для объектов исследования в действии выделяется рабочий стол, вокруг которого могут стоять или сидеть несколько детей (в этом возрасте очень важно обеспечить возможность работы в общем пространстве со сверстниками); рядом расположена полка (низкий стеллаж) с соответствующим материалом. Образно-символический и знаковый материалы компактно располагаются в коробках с условными метками-ярлычками на доступных детям полках шкафа, стеллажей. Этот материал дети могут свободно берут и располагаются с ним в удобных, спокойных местах группового помещения (индивидуально или со сверстниками).

Размещение материалов в группе для детей старшего возраста.

Размещение материала в группах старшего дошкольного возраста примерно такое же, как в средних группах. Объекты для исследования в действии располагаются в специально выделенном уголке экспериментирования (с рабочим столом на несколько человек и полками или стеллажом). Наборы образно-символического материала помещаются компактно в коробках на открытых полках шкафа, стеллажах. Здесь же находится и иллюстрированная познавательная литература. Нормативно-знаковый материал расположен поблизости от магнитной доски. Стены группового помещения широко используются для размещения больших карт, иллюстрированных таблиц и т. п.

Книжный уголок:

развитие познавательных и творческих способностей детей средствами детской художественной литературы;

формирование навыка слушания, умения обращаться с книгой;

формирование и расширение представлений об окружающем мире.

Уголок природы:

обогащение представлений детей о многообразии природного мира;

воспитание любви и бережного отношения к природе;

формирование начал экологической культуры;

развитие эмоциональной сферы, приобретение навыков ухода за живыми организмами.

Уголок строительных игр:

развитие мелкой моторики рук;

представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве;

развитие воображения, логического и образного мышления.

Основные задачи уголка строительных игр: развитие мелкой моторики рук, представлений о цвете, форме и ориентировки в пространстве; развитие воображения, логического и образного мышления.

Уголок ролевых игр:

обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками.

В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Задачи уголка сюжетно-ролевых игр: обогащение жизненного опыта детей, налаживание контактов и формирование партнерских отношений со взрослым и сверстниками. В Центре сюжетно-ролевых игр можно создать дидактическое пособие «Игровые ромашки», которое помогает детям определиться с выбором сюжетно-ролевой игры, индивидуальной роли в совместной игре, необходимых предметов и аксессуаров для игры. Перед игрой дети с партнерами выбирают себе роли, размещают на ромашке картинки с предметами, которые им будут нужны, готовят выбранные аксессуары и разворачивают совместно сюжет игры. Т. о. у детей формируется умение самостоятельно планировать и проектировать совместные сюжетно-ролевые игры.

Музыкальный уголок:

формирование интереса к музыке, знакомство с музыкальными инструментами.

Уголок театрализации:

формирование интереса к миру театра, театрализованным играм, обогащение игрового опыта детей, развитие творческих способностей, воображения, эмоциональной сферы.

Уголок детского творчества:

формирование творческого потенциала детей, развитие интереса к изобразительной деятельности;

формирование эстетического восприятия, воображения, художественно-творческих способностей, самостоятельности, активности.

Физкультурно-оздоровительный уголок:

развитие двигательной активности и физических качеств детей.

Задачи физкультурно-оздоровительного уголка: развитие двигательной активности и физических качеств детей

Уголок занимательной математики:

формирование элементарных математических представлений;

развитие логического мышления, памяти, смекалки, интереса к действиям с числами, геометрическими фигурами и т. д.

• Уголок безопасности /Центр ПДД. Центр пожарной безопасности/ :

знакомство с правилами безопасного поведения на дороге, дома, в природе;

формирование предпосылок к осознанному соблюдению детьми правил безопасного поведения.

В центре ПДД в старшей группе, в соответствии с требованиями, может находиться:

- «Хозяин» – регулировщик или Светофорик;

- макет перекрёстка, с помощью которого дети могут решать сложные логические задачи по безопасности дорожного движения;

- набор дорожных знаков;

- дидактические игры: «Уроки безопасности», «Правила дорожного движения» и т. д. ;

- атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка.

В центре Пожарной безопасности могут содержаться: картинки с сюжетами по теме "Пожар", различные дидактические игры, книги по данной теме, средства для тушения пожара.

Уголок уединения:

обеспечение возможности уединения ребенка, возможности расслабиться, устранить беспокойство, возбуждение, скованность, снять эмоциональное и физическое напряжение, восстановить силы, увеличить запас энергии, почувствовать себя защищенным.

Центр труда, уголок дежурств:

обеспечить условия для трудового воспитания дошкольников /организации коллективного труда по уборке групповой комнаты или участка, организации труда в уголке природы. организации трудовых поручений и работы с дежурными, организации ручного труда.

Можно создать дидактические пособия («Куб выбора», «Острова дежурств») для организации труда детей (определения числа участников, вида трудовой деятельности, объединения в группы, распределения видов работ, определения вида дежурств и поручений, что предопределит характер взаимоотношений детей в процессе совместной трудовой деятельности.

Благодаря использованию этих пособий, закладывается базовая основа трудовых умений детей:

• принять цель труда;

• выделить предмет труда;

предвидеть результат труда;

• спланировать трудовой процесс;

• отобрать необходимое оборудование;

• довести начатое дело до конца.

Для формирования представления о труде взрослых, о разнообразии профессий, современной технике, машинах и механизмах, задействованных в труде человека и их роли, необходимо разработать тематические альбомы, подборку презентаций для детей, дидактические игры.

Центр Юный краевед:

обеспечение возможности познакомить детей с особенностями и традициями региона, в котором они проживают, с природными условиями региона;

сформировать представления о родном городе, улицах, профессиях.

Уголок «От зёрнышка до булочки», где дети могут проследить весь путь от зёрнышка до каравая через разнообразные экспонаты с использованием фотографий.

Мини – музеи «Родной город».

Показатели качества созданной в группе развивающей предметно-игровой среды и степень ее влияния на дет

ей. [/b]

1. Включенность всех детей в активную самостоятельную деятельность. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в центрах активности, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью материалов, удобством их размещения.

2. Низкий уровень шума в группе (так называемый рабочий шум, при этом голос воспитателя не доминирует над голосами детей, но тем не менее хорошо всем слышен.

3. Низкая конфликтность между детьми: они редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, так как увлечены интересной деятельностью. Выраженная продуктивность самостоятельной деятельности детей: много рисунков, поделок, рассказов, экспериментов, игровых импровизаций и других продуктов создается детьми в течение дня.

4. Положительный эмоциональный настрой детей, их жизнерадостность, открытость, желание посещать детский сад.

Список нормативных документов и научно-методической литературы.

Карабанова О. А., Алиева Э. Ф., Радионова О. Р., Рабинович П. Д., Марич Е. М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста / О. А. Карабанова, Э. Ф. Алиева, О. Р. Радионова, П. Д. Рабинович, Е. М. Марич. – М. : Федеральный инсти-тут развития образования, 2014.

ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вариант) / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М. : МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 19.12.2013 г. № 68 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3147-13

«Санитарно-эпидемиологические требования к дошкольным группам, размещенным в жилых помещениях жилищного фонда».

Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Примерный перечень центров в соответствии с образовательными областями

Речевое

развитие

Познавательное развитие

Физическое

развитие

Социально –

коммуникативное

развитие Художественно-

эстетическое

развитие

Центры

• Речевой центр

• Центр книги

• Центр речевого

развития или уголок речи

/грамотности/

• Центр «Здравствуй,

книжка!»

• Центр «Будем

говорить правильно»

• Логопедический уголок

• Центр науки, экологии и

экспериментирования

• Центр «Мы познаём мир»

или Уголок краеведения

• Центр сенсорного развития

• Центр конструктивной

деятельности

• Центр математического

развития

• Центр экспериментирования

• Центр двигательной

активности

• Центр сохранения

здоровья

• Спортивный уголок «Будь

• здоров!»

• Центр игры

• Центр безопасности

(Центр ППД. Центр

Пожарной безопасности)

• Центр социально –

эмоционального развития

• Центр труда, уголок

дежурств

• Центр активности

(центр сюжетно- ролевых игр)

• Центр изодеятельности или уголок творчества

«Умелые руки»

• Центр музыкально-

театрализованной

деятельности

Публикации по теме:

«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС«Дизайн и оформление летнего участка». Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды в соответствии с ФГОС С целью эффективного проведения летнего сезона в детском саду родители моих воспитанников провели колоссальную работу по благоустройству.

Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до»Итоги работы по самообразованию «Проектирование предметно-развивающей среды в ДОУ в соответствии с ФГОС до» Анализ организации развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной к школе группе(2017-2018 уч. год).

Организация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-пространственной развивающей среды во второй младшей группе в соответствии с ФГОС В начале учебного года я с Вам, дорогие коллеги, делилась опытом организации развивающей среды, этот материал Вы можете просмотреть пройдя.

Организация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОСОрганизация предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС С началом учебного года, перед каждым педагогом встает очередная задача – что нового и креативного придумать при оформлении и наполнении.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДООрганизация развивающей предметно-пространственной среды в детском саду в соответствии с ФГОС ДО Организация развивающей предметно - пространственной среды в соответствии ФГОС ДО. На примере своей группы хочу рассказать и показать РППС.

Построение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОСПостроение предметно-развивающей среды в подготовительной группе в соответствии с ФГОС В оформлении своей группы я основывалась на интеграци и содержания и видов деятельности в группе, брала направлении я в соответствии с ФГОС.

Организация предметно-пространственной среды группы в соответствии с ФГОС до Сегодня появляется новый уровень образования. Это - уровень поддержки разнообразности детства, уникальности детства, его неповторимости.

Проект «Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС» Актуальность проекта. Одним из важнейших факторов развития личности ребёнка является среда, в которой он живёт, играет, занимается и отдыхает.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть I «Только вместе с родителями, общими усилиями, педагоги могут дать детям большое человеческое счастье» В. А. Сухомлинский С введением федерального.

Взаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть IIIВзаимодействие с родителями по созданию развивающей среды на участке детского сада в соответствии с ФГОС. Часть III «Какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Тот, кому удается создать такую.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методические рекомендации по созданию развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии с ФГОС
Опубликовано: 24 января 2021 в 19:57
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД