Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Людмила Келехсашвили
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Тема: "ЗИМНЯЯ ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ. АТЕЛЬЕ". Дети должны знать:

Названия предметов зимней одежды, обуви, головных уборов.

Их назначение. Из какого материала они изготовлены. Чем отличается зимняя одежда, обувь и головные уборы от летней и осенней. Что одежду можно шить в ателье. Расширение словарного запаса: существительные, прилагательные, глаголы. Грамматика: Образование.

-уменьшительных форм существительных (шуба- шубка)

-множественного числа существительных в именительном и родительном падежах (шуба- шубы -много шуб).

- относительных прилагательных от существительных зима, работа, улица, дети, мужчина, женщина (зима- зимняя).

- относительных прилагательных от существительных, обозначающих материал (шерсть- шерстяной).

- приставочных глаголов (подшить, пришить, перешить, высушить, завязать, подвязать).

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже: зимнее пальто, зимние сапоги… .

Практическое употребление предлогов «на», «к», «из».

Практическое употребление несклоняемого существительного пальто, составление словосочетаний и предложений.

Составление описательных рассказов, используя схему.

Дидактические игры. «Сначала - потом» (составление сложносочинённых предложений с союзом «а»). Сначала мы надеваем шубу, а потом варежки.

«Подбор признаков к существительному»: шуба (какая)-тёплая, пушистая, мягкая, красивая….;шапка (какая)- … .

«Подбери слова» (винительный падеж).

Что вяжут?- шапку, варежки, …

Что шьют?- пальто, платье, …

Что надевают?- пальто, шубу, …

Что обувают?- сапоги, валенки…

Что штопают?- носки, варежки…

Что завязывают?- шнурки, платок…

«Узнай по описанию»- описать предметы одежды, обуви детей, они отгадывают, кому они принадлежат.

«Из чего- какой?»(образование относительных прилагательных): из шерсти- шерстяной, из меха- меховой, …

«Узнай материал на ощупь»- определить с закрытыми глазами на ощупь материал, из которого сделан предмет.

«Назови ласково» (шуба-шубка)

О. А. Белобрыкина. Дидактические игры.

Старшая группа: «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Пропущенные слова», «Что от чего», «Чем был?», «Чем будет?», «Что общего?», «Рисунок по кругу», «Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения», «Оживление», «Странные рассказы», «Скрещивание», «Разрезные картинки».

Подготовительная группа: «Классификация», «Волшебные картинки», «Весёлые картинки», «Рассказы- каламбуры», «Веришь-не веришь», «Вопросы и ответы», «Странные рассказы», «Бесконечное предложение», «Скрещивание», «Рассказ от первого лица».

Упражнение для пальчиков.

Маша варежку надела: Сжать пальцы в кулачёк.

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, Все пальцы разжать, кроме

в свой домишко не попал». одного.

Маша варежку сняла: Разогнуть оставшийся

«Поглядите-ка, нашла! согнутым палец.

Ищешь, ищешь и найдёшь, Сжать пальцы в кулачок.

Здравствуй, пальчик, как

живёшь?» Разжать кулачок.

Отгадывание загадок. Чёрная, а не земля, пушистая, а не снег,

Греет, а не печка. (шуба).

Если снег и если стужа,

Если ветер на дворе

Чтобы не был ты простужен,

Домик нужен голове. (шапка)

Две сестрички, две плетёнки

Из овечьей шерсти тонкой,

Как гулять- их надевать,

Чтоб не мёрзли пять да пять. (варежки)

Не ботинки, не сапожки,

Но их тоже носят ножки.

В них мы бегаем зимой:

Утром - в школу, днём - домой. (валенки)

Речевое творчество.

Придумать новый конец к сказке «Рукавичка».

Рисование одежды, обуви, головных уборов для сюжетно-ролевой игры «Магазин-одежды».

Придумать сюжет для игры «Магазин-одежды».

Придумать сюжет для игры «Оденем зайку на прогулку».

Придумать сюжет для игры «Ателье».

Родителям рекомендуется.

Напомнить ребёнку о том, какое сейчас время года. Обратить внимание на погоду (на улице холодно, идёт снег, дует холодный ветер, может быть метель). Рассказать ребёнку о зимней одежде, головных уборах, и обуви, об их назначении.

Обратить внимание на материал, из которого они изготовлены, качество, отличительные признаки в сравнении с летней или осенней одеждой и обувью. Во время прогулки вместе с ребёнком понаблюдать за тем, как одеты люди зимой, и рассказать ему о том, что одежду можно не только покупать, но и шить в ателье, что позволит познакомить его с профессиями портнихи, швеи, закройщицы.

В качестве экскурсии желательно посетить магазины, где продают различные ткани, и ателье по пошиву одежды, головных уборов.

Публикации по теме:

Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»)Игра «Волшебный фонарик» (использование игры на занятиях по развитию речи по теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы») Цели игры «Волшебный фонарик»: 1. Развивать умение согласовывать числительные с существительными. 2. Развивать зрительное внимание. 3.

Комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГТ Тема «Человек и мир вещей»Цель: Расширять представления детей о вещах: одежде, обуви, головных уборах и их предназначении, сезонности. Закреплять.

Библиотека изображений:
  • Обучение грамоте
  • Учимся считать
  • Буквы, алфавит
Автор публикации:
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 10 декабря 2012 в 20:29
0
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...
Детский мастер-класс «Сосна и ель»
Сосна и ель-хвойные деревья, обладающие ценными свойствами. Можно сказать, что эти деревья в большей степени очищают атмосферу, ведь еще издревле известно...
Тематическое планирование в подготовительной группе по программе «Истоки» (январь-май)
Январь – 1 неделя Новый год Рождество «Театр» Непосредственно образовательная деятельность Коммуникация: «Кто поёт, того беда не берёт» «Школа актёрского...