Получи документы

Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Людмила Келехсашвили
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

"Зимние забавы" Расширение словарного запаса:существительные, прилагательные, глаголы. Загадки о зимних забавах. Дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры, физкультминутки, разучивание стихотворения, чтение художественной литературы по теме. Составление описательных рассказов, используя схему,придумывание загадок,начала и конеца к рассказу воспитателя. Рисование на тему "Зимние забавы", придумывание рассказов по рисунку. Придумывание правил для игры- эстафеты"Катаемся на санках". Придумать рассказ " Какой снег". Рекомендации для родителей: вместе с детьми поиграть в различные зимние виды спорта, сходить на стадион. ЗИМНИЕ ЗАБАВЫ.

Публикация «Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Дети должны знать:

Какое сейчас время года.

О сезонных изменениях в природе, связанных с зимой.

В какие игры дети любят играть зимой, что им нужно для зимних игр.

Какими видами спорта можно заниматься зимой.

Расширение словарного запаса:

Существительные: зима, забавы, игра, спорт, стадион, лыжи, лыжник, коньки, санки, баба, ком, хоккей, хоккеист, фигурист, крепость, снег, снежок., шайба, клюшка.

Прилагательные: зимние, спортивные, холодная, большая, быстрый, смелый, белая, чёрная, красные, румяные, морозные, блестящие, весёлые.

Глаголы: ехать, играть, бросать, лепить, скользить, катать, брать, кататься, съезжать, мчаться, строить.

Отгадать загадки:

Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

Мчусь как пуля я вперёд, лишь поскрипывает лёд,

Да мелькают огоньки. Кто несёт меня? (коньки)

Всё лето стояли, зимы ожидали.

Дождались поры – помчались с горы. (санки)

Меня не растили- из снега слепили.

Вместо носа ловко вставили морковку,

Глаза- угольки, губы- сучки.

Холодная, большая. Кто я такая? (снежная баба)

По снегу покатите- я подрасту,

На костре согреете- я пропаду. (снежный ком)

За верёвочку- узду,

Через двор коня веду

С горки вниз на нём лечу,

А назад его тащу. (санки)

Два берёзовых коня по снегам несут меня.

Кони эти рыжи,

А зовут их (лыжи).

Дидактические игры:

«Что нужно этим спортсменам?»- подобрать к каждому спортсмену спортивный инвентарь.

«Исправь ошибку»- (на логическое мышление) Лыжнику нужны санки. Конькобежцу нужны лыжи. Саночнику нужны коньки. Хоккеисту нужны санки.

Зимой дети катаются на лыжах, велосипеде, играют в мяч, лепят снежную бабу, прыгают через скакалку, играют в хоккей, футбол, загорают, строят снежную крепость.

Подг. Гр. «Почему так назван?»-образование сложных слов (конькобежец, лыжник, фигурист, хоккеист, лыжник)

О. А. Белобрыкина Дидактические игры.

Старшая группа : «Подбор прилагательных», «Что бывает?», «Пропущенные слова», «Дорисуй», «Рисунки по кругу», «Я хочу нарисовать», «Чудесные превращения», «Оживление», «Небылицы», «Странные рассказы», «Прямая трактовка», «Зарисовка наблюдений», «Я заметил», «Имитация».

Подготовительная группа: «Буквы и цифры», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «Цветные рассказы», «Странные рассказы», «Вопросы и ответы», «История, рассказанная с окончания», «Бесконечное предложение», «Рассказ от первого лица».

Физкультминутка:

Снег,снег,белый снег. Дети машут руками перед собой.

Осыпает он нас всех.

Дети все на лыжи встали «встают» на лыжи,

И по снегу побежали. «бегут».

Сегодня из снежного

Мокрого кома Дети идут по кругу, «катят»

перед собой воображаемый ком.

Мы снежную бабу

Слепили у дома. Рисуют руками в воздухе три

круга.

Стоит наша баба у самых

ворот.

Никто не пройдёт,

Никто не пройдёт. Грозят указательными

пальчиками.

Знакома она уже всей

детворе. Идут по кругу.

А Жучка всё лает: «Чужой во дворе».

Выучить стихотворение.

Я катаюсь на коньках, разгорелись ушки!

Рукавички на руках, шапка на макушке!

Раз, два- чуть не поскользнулся, раз, два- чуть не кувыркнулся.

Снег, снег, белый снег, засыпает он нас всех!

Дети все на лыжи встали и по снегу побежали.

Покатились санки вниз- крепче, куколка, держись!

Ты сиди, не упади- там канавка впереди.

Надо ездить осторожно, а не то разбиться можно!

Составление описательных рассказов. (использовать схему)

Тексты для чтения:В. Шварц «Работница», В. Осеева «На катке».

Речевое творчество.

Придумывание загадок.

Придумать начало к рассказу воспитателя «Снежный ком».

Рисование «Зимние забавы»- придумать рассказ по рисунку.

Экология- придумать рассказ «Какой снег?»

Сюжетно-ролевая игра: «Строим снежную крепость»- придумать сюжет игры.

П. г. Придумать правила для новой подвижной игры «Эстафета на санках».

Родителям рекомендуется: Сходить с ребёнком на зимний стадион, обратить внимание на зимние виды спорта. Вместе

с детьми поиграть в зимние виды спорта.

ХВОЙНЫЕ ДЕРЕВЬЯ

Дети должны знать :

-названия деревьев – хвойные;

- внешний вид ;

-названия частей дерева;

- понятие «Ёлка-дерево», отличие ели от сосны;

- о предназначении деревьев (красота, тень, прохлада, кислород для дыхания, плоды, древесина)

- вечнозелёные;

Расширение словарного запаса:

Существительные: деревья, ель, сосна, бор, шишка, ствол, ветка, лапа, иголки, хвоя, толщина,высота, цвет.

Прилагательные: хвойные, сосновый, еловый, густой, тёмнозелёный, высокая, низкая, колючая, длинные, острые.

Глаголы: копать, сажать, поливать, расти, падать, зеленеть, наклоняться, спиливать, очищать, охранять, отдыхать, закрывать, колоться, наряжать.

Выучить загадки:

Зимой и летом одним цветом. (ель, сосна)

Что же это за девица? Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьёт, а в иголках круглый год. (ель, сосна)

Что за дерево: и зиму

И лето зелено? (ель, сосна)

Я прихожу с подарками,

Блещу огнями яркими,

Нарядная, забавная,

На Новый год- я главная! (ель)

На первую ступеньку встал парень молодой,

К двенадцатой ступеньке пришел старик седой. (Новый год).

Дидактические игры:

«Кто (что) на ёлке, кто (что) под ёлкой?»- составление предложных конструкций. (шишки, грибы, белка, заяц, птица, ежик)

«Назови ласково» : ель- ёлочка, сосна-… .

«Один- много»- образование родительного падежа существительных (одна ёлка- много ёлок…)

«Назови -какой»- образование относительных прилагательных (лес (какой) – еловый, сосновый, еловый: шишка (какая)-)

«Подбери признак к предмету» : ель (какая)-, сосна (какая)-, праздник (какой)-, ёлочные игрушки (какие)-, Дед Мороз (какой)-, Снегурочка (какая)-, ребята (какие)-, подарки (какие)-… .

О. А. Белобрыкина. Дидактические игры.

Старшая группа : «Подбор прилагательных», «Узнавание», «Я хочу нарисовать», «Рисунки по кругу», «Оживление», «Ошибки», «Странные рассказы».

Подготовительная группа: «Пропущенные слова», «Распространение предложений», «Пропавшее слово», «Волшебные картинки», «Оживление», «Весёлые картинки», «Рассказы-каламбуры», «История, рассказанная с окончания».

Упражнение для пальчиков.

Под высокою сосной Одна рука-«сосна»(пальцы растопыре

Сидит заинька косой. ны, подняты вверх); на второй руке

указательный и средний пальцы

образуют «ушки» зайца, остальные

пальцы сжаты.

Ёлка быстро получается, Ладони от себя, пальчики

Если пальчики сцепляются. пропускаются между собой

Локотки ты подними, (ладони под углом друг к другу)

пальчики ты разведи. Пальчики выставить вперёд.

Локотки к телу не прижимать.

Составление описательных и сравнительных рассказов:

- что это?

-где растёт?

-какой внешний вид?

-в каких целях человек их использует?

Тексты для чтения: Л. Некрасова «Ёлка», К. Чуковский «Ёлка», Е. Карганова «Новогодние пожелания», В. Кудлачёв «Новогодние гости», Е. Трутнева «Ёлка».

Речевое творчество :

Составить описательную загадку о хвойном дереве по выбору.

Рисование «Хвойный лес»-придумать сюжет для рисования.

Экология «Береги лес»- рассказ о бережном отношении к лесу.

Составить рассказ по конструированию (оригами).

Придумать сказку по аналогии «Про ёлочку»

Родителям рекомендуется.

Во время прогулок в зимнем парке или в лесу показать ребёнку хвойные деревья (ель, сосна). Объяснить, почему называются хвойными, вечнозелёными. Потрогать ветки, рассмотреть крону ели и сосны. Рассказать для чего нужны деревья.

Рассказать детям, какой праздник скоро наступит. Рассмотреть дома новогоднюю ёлку, совместно с ребёнком украсить её, обратить внимание на ёлочные игрушки, рассказать о них. Посмотреть на большие ёлки, которые установлены на улицах и площадях города. Вспомнить, кто приходит в гости к ребятам на Новый год и приносит подарки.

Публикации по теме:

Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР» Введение Актуальность исследования. На всех этапах исторического развития че-ловечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие.

Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Презентация опыта работы. Развитие мелкой моторики на коррекционных занятиях. Использование разных видов деятельности в работе с детьми с общим недоразвитием речи. В.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Методический материал по развитию речи и речевому творчеству детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 26 ноября 2012 в 20:35
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД