Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР»

Валентина Лукьянова
Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР»

Введение

Актуальность исследования. На всех этапах исторического развития че-ловечества ценились и были достойны восхищения люди, имеющие богатый словарный запас. Бедность словаря мешает полноценному общению, а, следо-вательно, и общему развитию ребёнка. И, напротив, богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого умственного разви-тия. На современном этапе исследователями доказана огромная роль дошколь-ного детства в накоплении знаний, формировании словарного запаса. Словар-ный запас детей формируется за счёт познания окружающей действительности, предметного мира, что доказано в психологии.

Своевременное развитие словаря – один из важных факторов подготовки к школьному обучению. Дети, не владеющие достаточным лексическим запа-сом, испытывают большие трудности в обучении, не находя подходящих слов для выражения своих мыслей. Учителя отмечают, что ученики с богатым сло-варем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чте-ния, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках. Проводя словар-ную работу, педагог одновременно решает задачи нравственного и эстетиче-ского воспитания. Через слово формируется нравственность, навыки поведе-ния. В дошкольном возрасте ребенок должен овладеть таким словарем, кото-рый позволил бы ему общаться со сверстниками и взрослыми, успешно обу-чаться в школе, понимать литературу, телевизионные и радиопередачи и т. д. Поэтому дошкольная педагогика, логопедия рассматривают развитие словаря у детей как одну из важных задач развития речи, а дидактическую игру как эф-фективное средство развитие словаря детей с нормальным речевым развитием и речевыми патологиями разного рода.

Проблемой формирования словаря детей дошкольного возраста занима-лись многие исследователи. Анализ природы слова и особенностей освоения детьми лексики осуществляли Е. И. Тихеева, М. М. Конина, Л. А. Пеньевская, В. И. Логинова, В. В. Гербова, А. П. Иваненко, В. И. Яшина; специфику усвоения слова как лексической системы, его связи с другими лексическими единицами изучали Ф. А. Сохин, О. С. Ушакова, Е. М. Струнина.

В настоящее время увеличивается количество детей с речевыми патоло-гиями, влекущими трудности в усвоении языковых единиц, бедность словаря и, как следствие, отсутствие желания общаться и взаимодействовать со сверстни-ками и взрослыми.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи- это системное нарушение, при котором фонетические трудности детей оказывают негативное влияние на речь в целом и словарь в том числе. Вопросами развития словаря у дошкольни-ков с фонетико-фонематическим недоразвитием речи занимались такие учёные как Флерина Е. А., Туманова Т. В., Жукова Н. С., Мастюкова Е. М., Чиркина Г. В., Филичева Т. Б., Лалаева Р. И. и многие другие. Авторы уделяли большое внимание поиску новых форм и методов работы с детьми с речевыми патоло-гиями, а также использованию методов, прекрасно зарекомендовавших себя в теории и практике логопедической работы, потенциал которых, по-прежнему, не исчерпан. К числу таких методов относятся дидактические игры и упражне-ния, которых в настоящее время существует множество, однако не все игры могут использоваться при работе с детьми-логопатами, так как отсутствует четкая упорядоченность игр по лексическим темам, не разработаны процедуры отбора дидактических игр в зависимости от их вида.

Таким образом, обозначенные выше проблемы, позволили нам опреде-лить тему дипломной работы «Дидактическая игра как средство развития сло-варя детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недо-развитием речи».

Объект исследования: развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

Предмет исследования: дидактическая игра как средство развития слова-ря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недораз-витием речи.

Цель исследования: теоретически обосновать и изучить возможности раз-вития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи средствами дидактических игр.

В соответствии с целью были определены основные задачи нашего ис-следования.

1. Осуществить анализ литературы по проблеме исследования роли ди-дактических игр в развитии словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

2. Выявить психолого-педагогическую характеристику детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

3. Проанализировать развитие словаря детей старшего дошкольного воз-раста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как направление лого-педической помощи.

4. Рассмотреть характеристику дидактической игры как средства разви-тия словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

В качестве рабочей гипотезы было выдвинуто предположение о том, сло-варь детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недо-развитием речи будет активнее развиваться при систематическом, целенаправ-ленном использовании дидактических игр в ходе логопедических занятий.

Теоретическая значимость работы заключается в обобщении имеющих-ся материалов по проблеме исследования в теории и практике логопедии, в вы-делении развития словаря как одной из приоритетных задач деятельности лого-педа с детьми старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи.

Практическая значимость заключается в подборе и апробации комплек-са дидактических игр, направленных на развитие словаря детей старшего до-школьного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи и акти-визацию их словарного запаса.

Для решения поставленных целей и задач исследования, проверки выдви-нутой гипотезы использовались следующие методы: анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ результатов.

Опытно-экспериментальная база исследования: муниципальное дошколь-ное образовательное учреждение №19 «Детский сад «Ручеек» комбинированно-го вида г. Гая Оренбургской области.

Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка ли-тературы и приложения.

Во введении определены актуальность проблемы исследования, цель, за-дачи, предмет и объект исследования, сформулирована гипотеза, раскрыта практическая значимость.

В первой главе «Теоретические аспекты проблемы развития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» проанализирована психолого-педагогическая характеристика дошколь-ников с фонетико-фонематическим недоразвитием речи; проанализировано развитие словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием речи как направление логопедической помо-щи; рассмотрена характеристика дидактической игры как средства развития словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи.

Во второй главе «Изучение уровня сформированности словарного запаса детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразви-тием речи» обоснован выбор диагностических процедур, представлены резуль-таты диагностики.

В третьей главе «Коррекционно-логопедическая работа по развитию словаря детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим не-доразвитием речи» представлена программа формирующего эксперимента, по-казаны результаты экспериментального исследования.

В заключении приведены общие результаты данного исследования, под-тверждающие положения гипотезы.

Публикации по теме:

Цветочная полянкаЦветочная полянка Хорошо развитая речь ребёнка способствует полноценному формированию его личности. Нарушения же речи сказываются на формировании детского.

Моделирование, как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с ЗПР Паспорт инновационного проекта "Моделирование как средство формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста с задержкой.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Тело, организм, эмоции
  • Орфография
Автор публикации:
Обобщение опыта на тему: «Дидактическая игра, как средство развития словаря для детей старшего возраста с ФФНР»
Опубликовано: 19 ноября 2012 в 04:31
+1
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Фотоотчет «Мамочка как солнышко»
вО ВСЕХ ДЕТСКИХ УЧРЕЖДЕНИЯХ ПРОШЛИ МЕРОПРИЯТИЯ ПОСВЯЩЕННЫЕ ПРАЗНОВАНИЮ "ДНЯ МАТЕРИ". И НАШЕМ ДЕТСКОМ САДУ КОНЕЧНО ЖЕ ТОЖЕ. В ТЕЧЕНИЕ ВСЕЙ НЕДЕЛИ МЫ С...
Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года».
Здравствуйте, дорогие коллеги! Предлагаю вашему вниманию Фотоотчёт конкурса «Дары золотой осени 2016 года». Эта не первая выставка осенней тематики, в...
Фотоотчет «Зимнее творчество детей»
Цель: доставить детям радость от процесса рисования; продолжать закреплять умения рисовать кистью и гуашью; расширять знания по теме: "Зима";...
Дидактическая игра «Подбери кукле шляпку»
Для дидактической игры "Подбери кукле шляпку" мне понадобились готовые шаблоны кукол и шляпок. Вырезала их по контуру и приклеила на картон....
Краткосрочный проект по ПБ в младше-средней группе.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №16 «Ромашка» Курского муниципального района Ставропольского края Краткосрочный проект...