Лучший педагог года

Методическое сопровождение ФГОС ДО

Татьяна Кашина
Методическое сопровождение ФГОС ДО

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВВЕДЕНИЯ

ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Слайд 2. Федеральный государственный образовательный стандарт

дошкольного образования

Разработан в соответствии с требованиями вступившего в силу 1 сентября 2013 года Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ

Слайд 3. Нормативно-правовое обеспечение ФГОС ДО

1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30.01.2013 года № 57 «О разработке федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

Публикация «Методическое сопровождение ФГОС ДО» размещена в разделах

2. Федеральный закон от 29.12.2012 года №273 «Об образовании в РФ».

3. План разработки государственного образовательного стандарта дошкольного образования (утв. Министерством образования и науки Российской Федерации Д. Ливановым в феврале 2013 года).

4. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 15 мая 2013 года №792-р «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Развитие образования на 2013-2020 годы».

5. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013г. №1014. «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования». Вступает в силу: 1 ноября 2013г.

6. Приказ Министерства образовании и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155 «Об утверждении федерального образовательного государственного стандарта дошкольного образования».

Слайд 4. Предметом регулирования ФГОС ДО

являются отношения в сфере образования между участниками образовательного процесса, возникающие при реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность

Стандарт разработан на основе

Конвенции ООН о правах ребенка, Конституции РФ, законодательства РФ; при разработке и реализации ООП ДО обеспечивает возможность учёта региональных, национальных, этнокультурных и других особенностей народов РФ.

При разработке Стандарта учтены:

особые образовательные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья;

возможности освоения ребёнком Программы на разных этапах её реализации.

Слайд 5. Стандарт утверждает основные принципы:

поддержки разнообразия детства;

сохранения уникальности и самоценности дошкольного детства как важного этапа в общем развитии человека;

полноценного проживания ребёнком всех этапов дошкольного детства, обогащение детского развития;

создание благоприятной социальной ситуации развития каждого ребёнка в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями;

содействие и сотрудничество детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;

приобщение детей к социокультурным нормам,

традициям семьи, общества и государства;

формирования познавательных интересов и познавательных действий ребёнка через его включение в различные виды деятельности;

учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.

Слайд 6. Стандарт преследует следующие цели:

обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребёнка в получении качественного дошкольного образования;

обеспечение государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ, их структуре и результатам их освоения;

сохранение единства образовательного пространства РФ относительно уровня дошкольного образования;

повышение социального статуса ДО

Слайд 7. Стандарт решает задачи:

охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия;

обеспечения равных возможностей полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса, психофизиологических особенностей (в том числе ограниченных возможностей здоровья);

обеспечение преемственности основных образовательных программ дошкольного и начального общего образования;

создания благоприятных условий развития детей в соответствии с его возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями развития способностей и творческого потенциала каждого ребёнка как субъекта отношений с самим собой, другими детьми, взрослыми и миром;

объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;

формирования общей культуры личности детей, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка, формирования предпосылок учебной деятельности;

обеспечения вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования, возможности формирования образовательных программ различной направленности с учётом образовательных потребностей и способностей детей;

формирования социокультурной среды, соответствующей возрастным, индивидуальным, психологическим и физиологическим особенностям детей;

обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей

Слайд 8. Стандарт является основой для:

- разработки и реализации ООП ДО

- подготовки, профессиональной переподготовки, повышения квалификации и аттестации педагогических работников

- разработки примерных образовательных программ дошкольного образования

- формирования учредителем государственного (муниципального) задания в отношении Организаций

- объективной оценки соответствия образовательной деятельности Организации требованиям Стандарта

- оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, развитии индивидуальных способностей

Слайд 9. Трудности введения ФГОС в целом

-Снижение мотивации к инновационной деятельности значительной части педагогов (по сравнению с 90-ми годами,

что негативно может отразиться на введении ФГОС ДО.

-Смена приоритетов в образовательной политике, внимание к федеральным инициативам (нередко на уровне «исполнение-отчет») в ущерб поддержки региональных и муниципальных точек роста

-Слабое представление и педагогов, и управленческих структур о том, при помощи каких средств (ресурсов) могут быть достигнуты результаты ФГОС ДО.

-Неготовность педагогов, их объединений, методистов к взаимодействию в условиях обновления содержания образования

Трудности введения ФГОС ДО в дошкольных учреждениях.

Психологические: неприятие идеологии ФГОС ДО; неготовность воспитателя к смене парадигмы поведения.

Дидактические: неготовность педагогов организовать детскую деятельность

Организационно-методические : отсутствие опыта проектирования и реализации ООП; сопротивление новым требованиям к созданию образовательной программы

Материально-технические и кадровые: недостаточное материально-техническое обеспечение; неготовность педагогов использовать имеющиеся программно-аппаратные средства, электронные ресурсы

Слайд 10. Полномочия методической службы

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ

«Об образовании в Российской Федерации»

Статья 19

В системе образования в соответствии с законодательством Российской Федерации могут создаваться и действовать осуществляющие обеспечение образовательной деятельности организации, осуществляющие научно-методическое, методическое, ресурсное и информационно-технологическое обеспечение образовательной деятельности и управления системой образования, оценку качества образования.

Слайд 11. Цель методической работы —

-создание кадровых, организационно-методических,

информационных условий,

обеспечивающих формирование

готовности к введению ФГОС ДО;

обеспечение научно-методической и организационно-педагогической поддержки педагогов в решении задач введения ФГОС ДО

Слайд 12. Модель введения ФГОС

Слайд 13. Направления деятельности методической службы детского сада

Информационно-методическое

Диагностико-аналитическое

Материально-техническое

Кадровое (повышение квалификации)

Организационно-методическое

Координационно-методическое

Слайд 14. Информационно-методическое обеспечение на федеральном уровне

Слайд 15. Информационно-методическое обеспечение на региональном и муниципальном уровне

Слайд 16. Информационно-методическое обеспечение на уровне детского сада

Слайд 17. План введения ФГОС ДО в детском саду включает в себя разделы:

Слайд 18. Методические рекомендации ФИРО

Слайд 19. Методические материалы и примерные программы.

Слайд 20. Диагностико-аналитическое направление.

Слайд 21. Результаты диагностики педагогического коллектива по готовности к введениию ФГОС ДО Диаграмма

Февраль 2014 Сентябрь 2014 Июнь 2015 Сентябрь 2015

Готовы 24 30 42 48

Скорее готовы 45 45 51 45

Скорее нет, чем да 22 16 7 7

Не готовы 9 9 0 0

Слайд 22. Материально-техническое направление

Слайд 23. Приобретено:

- 44 экземпляра методических пособий к программе «Детство», в том числе и сама программа 2014 г. в. ,

- 5 ноутбуков, 1 стационарный компьютер (всего 3, 3 МФУ, 1 цветной принтер,

- мультимедиапроектор с экраном.

Имеется электронная почта,

осуществляется электронный документооборот,

выход в Интернет - с помощью модемов.

Совершенствование РППС запланировано на средства Госстандарта

Слайд 24. Кадровое (повышение квалификации)

Слайд 25. Прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО :

В 2013-2014 уч. году: 5 педагогов, в т. ч. руководитель и ст. воспитатель;31%;

В 2014-2015 уч. году: 8 педагогов, в т. ч. учитель-логопед, музыкальный руководитель и воспитатель физической культуры;81%;

В 2015-2016 уч. году: 3 воспитателя. 100%

На данный момент все педагоги прошли курсы повышения квалификации по ФГОС ДО.

Слайд 26. Аттестация

2013-2014 2014-2015 2015-2016

Без категории 33,3/5 12,5/2 0

2 категория 40/6 25/4 0

1 категория 20/3 25/4 31,3/5

Высшая категория 0 12,5/2 6,3/1

СЗД 6,6/1 25/4 62,4/10

Слайд 27. Организационно-методическое

-Организация и проведение методических мероприятий с педагогами (педсоветы, семинары, методические часы, консультации и т. д.)

-Организация и проведение РПС педагогов, специалистов, руководителей на базе детского сада

-Организация участия педагогов детского сада в РПС на базе других учреждений

-Организация и проведение аттестации педагогов

Слайд 28. Координационно-методическое

-Организация работы по разработке образовательной программы ДО в соответствии с примерными образовательными программами

-Разработка оптимальной модели организации образовательного процесса в соответствии с ФГОС ДО;

-Организация индивидуального консультирования педагогов по вопросам психолого-педагогического сопровождения введения ФГОС.

Слайд 29. Модель организации образовательного процесса

Слайд 30. Относительно новое направление в методической работе :

Информатизация системы образования

Старший воспитатель должен знать: «…основы работы с текстовыми редакторами, электронными таблицами, электронной почтой и браузерами, мультимедийным оборудованием»

Слайд 31. Мероприятия по введению ФГОС

Слайды 32-39. Задачи и мероприятия по их реализации по учебным годам.

Слайд 40. Помимо перечисленных был проведён Цикл методических мероприятий

* изучение нормативно-правовых документов

* -просмотр вебинаров, презентаций о ФГОС ДО

* -изучение требований ФГОС ДО к организации образовательного процесса

* -изучение рекомендаций к ФГОС ДО

* -изучение методических рекомендаций ФИРО (по работе с родителями, по РППС ДО)

Слайд 41. Наиболее эффетивными были следующие формы работы:

Методические семинары, семинары - практикумы, на которых педагоги получают какие-либо новые знания, уточняют имеющиеся, упражняются в применении знаний в ходе выполнения практических заданий

Методическое сопровождение педагогов при подготовке к мероприятиям, в т. ч. к конкурсам. На мой взгляд, очень действенная индивидуальная форма работы, которая позволяет не только обобщить опыт каждого педагога, поддержать его, но и выявить и развить положительные профессиональные составляющие. В ходе проработки материалов, корректировки и доработки педагог самосовершенствуется, выходит на более высокий уровень методической грамотности, приобретает новые профессиональные умения.

Открытые просмотры мероприятий педагогов с анализом и самоанализом помогают всем педагогам увидеть образовательный процесс «со стороны», соотнести с требованиями ФГОС ДО, проанализировать составляющие НОД, подумать над тем, как изменить и усовершенствовать формы организации детской деятельности, какие методы и приёмы использовать и т п.

Мастер-классы- на конкретных примерах в рамках узкой темы позволяют передать профессиональный опыт от одного педагога другим. А тому педагогу, который проводит мастер-класс, позволяют отточить мастерство, повышают самооценку и стимулирую желание дальнейшего самосовершенствования.

Слайд 42.

Методическое сопровождение -

взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных для педагога проблем профессиональной деятельности, осуществляемое в процессах актуализации и диагностики существа проблемы, информационного поиска возможного пути решения проблемы, консультаций на этапе выбора пути, конструирования плана действий и первичной реализации плана.

Цель методического сопровождения в условиях введения ФГОС –

обеспечить профессиональную готовность педагогических работников к реализации ФГОС ДО через создание системы непрерывного профессионального развития.

Слайд 43-46. План методического сопровождения введения ФГОС ДО

на 2014-2015 учебный год.

Слайд 47. Эффективные приёмы работы

Практические задания

Просмотр видеоматериалов

Тесты

Памятки

Рейтинг профессиональной деятельности

Слайд 48.

Китайская пословица гласит: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму»

Практические задания

-направленные на практическое применение полученных знаний; (Практикум для педагогов)

-направленные на творческое использование имеющихся знаний; (Заполните системную паутинку)

-направленные на анализ увиденного или услышанного (Отличия и сходство)

Слайд 49.

Просмотр видеоматериалов

-просмотр с комментариями

-просмотр и ответы на заранее полученные вопросы

-просмотр с последующим обсуждением спорных или непонятных вопросов

-просмотр с обсуждением возможности практического применения

Слайд 50.

Тесты

-на выявление знаний по теме и их уточнение

(Тест к семинару)

Слайд 51. Памятки

-Памятка воспитателю по организации РППС в группе для детей дошкольного возраста.

-Памятка «Как обобщать свой опыт»

-Памятка для планирования

-Требования к организации НОД в соответствии с ФГОС ДО

-Примерная памятка для самоанализа занятия

Слайд 52. Рейтинг профессиональной деятельности

на основе самоанализа профессиональной деятельности воспитателей и специалистов

(таблицы)

Слайд 53.

Прогнозируемые результаты.

* -Координация действий всех участников образовательного процесса в рамках введения ФГОС ДО достигнута реализацией мероприятий годового плана, задачи которого сформулированы в соответствии с ФГОС ДО, с также реализацие утверждённого плана введения ФГОС ДО в детском саду.

* -Создание в образовательном учреждении норм и ресурсного обеспечения процесса внедрения ФГОС ДО

Нормативное обеспечение имеется, в том числе и в методическом плане, как в текстовом варианте, так и в электронном, доведено до каждого педагога. Ресурсное обеспечение пока недостаточное, всё связано с финансированием.

* -Повышение уровня профессиональной компетентности педагогических и руководящих работников

Повышение уровня профессиональной компетентности педагогов обеспечено прохождением курсовой переподготовки и методическими мероприятиями, проведёнными в детском саду

* -Формирование мотивационной готовности участников внедрения ФГОС ДО

Уровень мотивационной готовности педагогов повысился, результаты были продемонстрированы ранее.

* -Обогащение современными образовательными технологиями

Педагоги активно используют технологию проектирования, игровые технологии, технология развития исследовательских умений, элементы технологии ТРИЗ, используют ИКТ. Некоторые примеры вы увидите чуть позже.

Слайд 54,55 Критерии готовности образовательной организации к введению ФГОС

Слайд 56. Анализ готовности детского сада

Слайд 57. Проблемы и направления в работе

Дальнейшее изучение и внедрение образовательных технологий

Совершенствование в использовании проектных технологий

Доработка ООП ДО

Обеспечение материально-технических и иных условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС дошкольного образования

Слайд 58. Будущее – за информационными технологиями.

Новые формы методической работы на основе ИКТ

электронные рассылки материалов

он-лайн конференции, семинары

вебинары;

скайп-консультации;

мастер-классы, тематические консультации в

интерактивном режиме на сайтах;

виртуальные методические выставки образовательных ресурсов;

ведение сайта детского сада и т. д.

Спасибо за внимание!

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все больше.

Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников. Существовала некогда пословица, что дети не.

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Методическое обоснование урока по литературному чтению для 3 класса в соответствии с ФГОС по рассказу В. Драгунского «… Бы» Рассказ Виктора Драгунского «…БЫ» относится к жанру юмористического рассказа. Это произведение повествовательного характера, в котором повествование.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (чаcть 1) Часть 2 Одна из основных задач, стоящих перед логопедом, работающим с дошкольниками с общим недоразвитием речи – овладение детьми самостоятельной,.

Методическое сопровождение реализации коррекционно-развивающего процесса (часть 2) Часть 1 Повысить мотивационную готовность детей старшего дошкольного возраста к занятиям, поддержать положительный эмоциональный настрой.

Методическое сопровождение воспитателей в процессе организации взаимодействия с современными родителями дошкольников С принятием Закона Российской Федерации «Об образовании» и вступлением в силу Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного.

Мастер-класс для педагогов «Методическое сопровождение введения ФГОС дошкольного образования» Тема: «Организация методического пространства перехода на ФГОС ДО в ДОУ» Сл 2 Для эффективной работы педагогического коллектива по реализации.

Психологическое сопровождение эмоционального развития детей согласно требованиям ФГОС дошкольного образования Мой интерес к проблеме психологического здоровья, в том числе и эмоционального благополучия, вызван тем, что с каждым годом появляется все.

Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО Психолого-педагогическое сопровождение дошкольников в ДОУ в контексте ФГОС ДО. Дошкольное образование в контексте ФГОС в системе общего.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Методическое сопровождение ФГОС ДО
Опубликовано: 4 февраля 2016 в 13:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД