Проект «Ознакомление старших дошкольников с творческой деятельностью М. В. Ломоносова»

Мая Гасанова
Проект «Ознакомление старших дошкольников с творческой деятельностью М. В. Ломоносова»

Образовательная область «Cоциализация»

Проект:

«Ознакомление старших дошкольников с творческой деятельностью М. В. Ломоносова»

Интеграция областей: познание, коммуникация, труд, музыка, художественная литература, здоровье, художественное творчество, физическая культура, безопасность.

Цель: Привлечь внимание ребенка к значимости творческого начала личности человека.

Воспитывать познавательные интересы и стремления к преобразующей деятельности.

Воспитание у дошкольников чувства патриотизма через знакомство с жизнью и творчеством великого земляка М. В. Ломоносова.

Задачи:

1. Формировать представление о творческой личности и направлениях в развитии творческого начала личности;

2. Формировать целостный образ человека – творца (на примере жизнедеятельности М. В, Ломоносова);

3. Развивать у детей действенный интерес к человеку – творцу;

4. Развивать желание проявлять изобретательность в различных жизненных ситуациях, находить неординарное решение;

5. Формировать умение видеть возможности преобразования окружающей среды и их реализацию через свою изобретательскую деятельность;

6. Воспитывать активное отношение к деятельности человека – творца.

I этап

Цель: Дать детям представления о том, что такое творчество, творческая личность.

Задачи:

7. Дать знания о творчестве и его видах;

8. Формировать представление о творческой личности и направлениях в развитии творческого начала личности;

9. формировать представление детей о том, что в произведениях искусства человек отражает свои впечатления и отношение к окружающему миру, в открытиях – утоляет жажду познания нового, изобретения связаны с удовлетворением потребностей человечества;

10. Формировать ретроспективный и перспективный взгляд на окружающую действительность.

Методы:

1. Эвристическая беседа на тему:

«Творческие люди такие разные».

Цель: подвести детей к пониманию того, что сфера творческой деятельности человека многогранна.

«Картины – зеркало мира».

Цель: подвести детей к пониманию того, что художник отражает в картине свое отношение к окружающему миру, свои впечатления, чувства.

«Волшебство слов»

Цель: подвести детей к пониманию того, что человек – творец делает слово волшебным, вкладывая в него свои чувства.

«Наш помощник – техника».

Цель: подвести детей к пониманию назначения техники, ее происхождения и роли человека в ее создании.

2. Д/И:

«Колесо превращений».

Цель: систематизировать знания детей о профессиях; уточнить представления детей о связи техники с профессиями; продолжать учить детей описывать технику и профессии, изображать их посредством мимики и жестов.

«Волшебник».

Цель: формировать у детей интерес к «игре слов», словотворчеству.

«Подбери цвет».

Цель: формировать представление о взаимосвязи цвета и настроения, чувств.

«Угадай настроение».

Цель: формировать у детей умение прислушиваться к своим чувствам, возникающим при рассматривании картины.

«Секрет»

Цель: формировать у детей интерес исследованию нового, неизвестного.

3. Аппликация:

По сюжету сказки.

Цель: развивать воображение, образное мышление.

«Путешествие на технический завод».

Цель: уточнить знания детей о техники, ее строении и назначении.

4. «Самолет построим сами, понесемся над лесами» (конструирование из природного и бросового материала).

Цель: уточнить знания детей о профессиях (пилот, летчик, стюардесса, механик, строении самолета и его назначении.

5. Чтение литературных произведений с постановкой физического опыта и экспериментов:

• отрывка из «Приключения Незнайки в Солнечном городе» о том, как Винтик и Шпунтик изобрели пылесос.

Цель: подвести детей к пониманию о том, как работает пылесос

• Сказки В. Сутеева «Разные колеса».

Цель: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, умения и навыки экспериментирования, умение защищать и доказывать свои идеи, развитие умения фиксировать собственные идеи.

• Сказки о бытовых предметах И. Мельникова «Солнечные часы», «Водяные часы», «Песочные часы».

Цель: познакомить детей с историей создания часов; развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, развивать навыки и умения экспериментирования.

6. «Ярмарка техники» (лепка):

Цель: уточнить знания детей о профессиях (инженер, архитектор, геолог, археолог, программист, крановщик и т. д., строении техники и ее назначении.

7. Решение проблемной ситуации с постановкой опыта со свечой и зеркалом.

Цель: развивать умения видеть проблемы, делать выводы и умозаключения, умения и навыки экспериментирования, умение защищать и доказывать свои идеи, развитие умения фиксировать собственные идеи.

8. Моделирование сказки. Сказки с новым концом. Сказка с середины

Цель: развивать умение составлять сказки по предметной, схематической модели; развивать воображение, интерес к словотворчеству.

9. Случайные сказки, сказки – загадки.

Цель: развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, непредвиденных обстоятельств; развивать умение мыслить логически.

10. Решение проблемных ситуаций.

Цель: развивать умение находить выход из проблемных ситуаций, непредвиденных обстоятельств.

11. Решение противоречий в сказках (Принцесса на горошине», «Петушок и бобовое зернышко», «Бармалей», «Лиса и журавль», «Курочка – Ряба» и т. д., баснях («Квартет», рассказах (Носов Н. «Метро»).

Цель: учить видеть, понимать, решать противоречия, находить оригинальный выход из проблемной ситуации.

12. Чтение художественной и научно-популярной литературы:

Житков Б. Рассказы о технике.

Грузин Ю. Чудеса техники. Иллюстрированная энциклопедия для детей.

Краев А. Ф. Первое путешествие в царство машин.

Кудишин И. В. Самолеты Детская энциклопедия техники.

Левитан Е. П. Серия «Астрономия для умненьких детей»: «Твое Солнышко», «Луна – внучка Солнышка», «Звезды – Солнышкины сестрички», «В семье Солнышка «танцуют» все»

Цель: познакомить детей с техникой, историей ее создания; формировать интерес и потребность в самостоятельном поиске ответов на собственные вопросы; активизировать познавательный интерес к окружающему миру; формировать интерес к исследовательской деятельности.

Носов Н. «Метро».

Житков «Что я видел».

Цыферов Г. «Про друзей», «Когда не хватает игрушек», «Про цыпленка, солнце и медвежонка».

Цель: воспитывать интерес к окружающему миру, стремление находить в окружающем новое и неизвестное.

13. Моделирование:

«Самолет»

Цель: закрепить знания детей о профессиях (пилот, летчик, стюардесса, механик, строении самолета и его назначении.

«Солнечная система»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о солнечной системе, планетах, спутниках.

14. Рисование на тему:

Иллюстрации к стихотворениям

Цель: развивать воображение, творческое мышление.

«Наш помощник техника»

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о профессиях, техники и связи между ними.

«Солнечная система»;

Цель: уточнить и углубить знания детей о солнечной системе; способствовать формированию целостного образа солнечной системы.

«Солнце»

Цель: уточнить и углубить знания детей о солнце; способствовать формированию целостного образа солнца.

«Луна»

Цель: уточнить и углубить знания детей о луне; способствовать формированию целостного образа луны.

15. Бумагопластика:

«Техника».

«Любимые сказочные герои».

Цель: уточнить знания детей о профессиях (инженер, архитектор, геолог, археолог, программист, крановщик и т. д., строении техники и ее назначении.

16. Папье – Маше:

По замыслу.

На заданную тему.

Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о технике, искусстве, изобретениях, открытиях.

17. Просмотр научно-познавательного мультфильма «Волшебный школьный автобус»: «Знакомство с компьютером», «Знакомство с машиной», «Знакомство с электричеством», «Вода» (с постановкой физического опыта, «Болота – естественный фильтр воды» (с постановкой опыта).

Цель: дать детям представление о технике, механизме ее работы (действия, ее роли в жизни человека и роли человека в ее создании.

18. Развлечение:

«Путешествие в прошлое часов»

«Ярмарка техники»

«Мастерская Юного техника»

«Мастерская Юного художника»

«В стране сказок»

«Мир открытий»

Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о технике, искусстве, изобретениях, открытиях.

19. Игры:

«Где мы были, мы не скажем, а что делали - покажем».

«И вот этак, и вот так» (Благинина Е.)

«Карусели» (Пантелеев Л.)

Цель: учить отражать в мимике, жестах, движениях характерные признаки предметов окружающей действительности.

20. Сюжетно – ролевые игры:

«Путешествие в космос»

«Аэропорт»

«Экспедиция»

Цель: развивать воображение, умение действовать в соответствии с заданной ролью, развивать сюжет за счет собственного жизненного опыта и воображаемых ситуаций.

21. Экскурсия в Планетарий.

Цель: дать детям представление о солнечной системе, планетах, спутниках, астрономических приборах; развивать познавательный интерес к неизведанному, неизвестному.

22. Демонстрация действия различных видов часов, движений в солнечной системе с помощью макета, детей (дети – планеты движутся вокруг солнца по заданной оси).

Цель: закрепить и систематизировать знания детей о действии солнечных, песочных, водяных, механических часов; о солнечной системе, движений в ней.

23. Экспериментирование, опыты:

Опустить стакан с салфеткой в воду так, чтобы салфетка не намокла;

Как очистить воду (используя песок, уголь)

Что произойдет с горящей свечой, если ее накрыть стаканом?

«Пустой или полный?»

Пластмассовая расчёска в начале опыта не «притягивает» к себе мелко нарезанную бумагу. После того, как ею несколько раз провели по волосам – «притягивает» к себе бумагу. Вывод: расчёска приобрела новое качество, мы наблюдали электрическое притяжение.

Цель: формировать интерес к исследовательской деятельности, развивать умение рассуждать, делать выводы и умозаключения, умения и навыки экспериментирования.

24. Компьютерные развивающие игры (эксперименты):

«Невероятная механика»;

«Умники. Изучаем жизнь».

Цель: формировать интерес исследовательской деятельности, развивать умение рассуждать, делать выводы и умозаключения, умения и навыки экспериментирования.

25. Наблюдение за техникой.

Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о технике, формировать познавательный интерес.

II этап

Цель: Формирование интереса к обобщенному образцу человека – творца через знакомство с М. В. Ломоносовым и его творчеством.

Задачи:

1. Формировать целостный образ человека – творца (на примере жизнедеятельности М. В, Ломоносова);

2. Развивать у детей действенный интерес к человеку – творцу;

3. Воспитывать активное отношение к деятельности человека – творца.

Методы:

1. Эвристическая беседа на тему:

«М. В. Ломоносов – изобретатель»

Цель: подвести детей к пониманию целостного образа Ломоносова как человека – изобретателя;

«М. В. Ломоносов – поэт»

Цель: формировать у детей целостный образ Ломоносова как поэта;

«М. В. Ломоносов – геолог»

Цель: подвести детей к пониманию целостного образа Ломоносова как геолога;

«М. В. Ломоносов – художник»

Цель: подвести детей к пониманию целостного образа Ломоносова как художника;

«М. В. Ломоносов – кто он? Изобретатель, геолог, поэт или художник?»

Цель: формировать у детей целостный образ Ломоносова как человека - творца;

2. Демонстрация работ Ломоносова (мозаика, телескоп, минералы с описанием их происхождения, макет солнца и т. д.).

Цель: Формировать целостный образ человека – творца, формировать интерес к исследовательской деятельности.

3. Чтение произведений М. В. Ломоносова (отрывков)

Цель: познакомить детей с литературными произведениями Ломоносова, развивать интерес к словотворчеству.

4. Просмотр диафильмов, детских научно-популярных фильмов.

Цель: познакомить детей с солнечной системой, планетами, спутниками, способствовать установлению причинно-следственных связей.

5. Рисование на тему:

«Ломоносов, – какой он?»

Цель: способствовать обобщению образа Ломоносова.

«Иллюстрации к стихам Ломоносова»

Цель: обобщение и систематизация представлений детей.

6. Оригами: «телескоп»

Цель: уточнить знания детей о телескопе. Его строении и назначении.

7. Составление загадок в повествовательной форме.

Цель: уточнить, систематизировать знания и представления детей о деятельности Ломоносова.

8. Д/и:

Пазлы (мозаичные картины);

«Волшебный круг».

Мозаика.

«Что нам надо для картины?»

Цель: уточнить и систематизировать знания детей о способах создания мозаичных картин, необходимых материалов; развивать воображение, творческое мышление.

9. Создание картины на свободную тему из различных материалов (пластилин, плитка, природный материал, бросовый материал и т. д.)

10. Коллективная работа «Мозаичная картина» (по образцу).

Цель: учить детей изготавливать формы для деталей мозаики; развивать навыки работы с гипсовым раствором, замешивать его, точно отмеряя его составляющие; учить рассчитывать необходимое количество деталей в зависимости от площади работы методом приложения; закреплять умение подбора цветовых решений; развивать творческие способности, воображение; формировать интерес к творческой деятельности.

11. Развлечения:

«Путешествие во времена Ломоносова» (костюмированное развлечение для детей и их родителей).

«Ярмарка Юных талантов»

«Выставка, посвященная М. В. Ломоносову» (Для детей и их родителей).

«Мастерская художника»

Викторина «Ломоносов М. В. – человек-творец».

Цель: обобщить и систематизировать знания и представления детей о Ломоносове как человеке – творце, его деятельности; развивать интерес к исследовательской, творческой деятельности.

III этап

Цель: Развитие у ребенка желания и стремления заниматься изобретательской деятельностью.

Задачи:

1. Развивать желание проявлять изобретательность в различных жизненных ситуациях, находить неординарное решение;

2. Формировать умение видеть возможности преобразования окружающей среды и их реализацию через свою изобретательскую деятельность.

Методы:

1. Совместная деятельность взрослого и детей «Из того, что было…» (солнечная система, изготовление минералов, мозаичная картина)

2. Развлечение «Мастерская художника», «Московская ярмарка талантов», «Путешествие во времена Ломоносова», «Викторина для Юных художников»

3. Экспериментирование:

Опыт с пресной и соленой водой.

Декартовый водолаз.

Вода чистая или грязная?

Опыт с теплой водой.

Перископ.

Водяной пистолет.

Нагретый и охлажденный воздух.

4. Сочинение сказок:

Коллаж из сказок.

Сказка от смешного стишка.

Сказка от считалки.

Сказка от загадки.

Сказка от грамматической арифметики.

Сказка от фразеологизмов.

Сказка от задачки.

Сказки об окружающих предметах.

Сказки от МФА (метод морфологического анализа).

Сказки от странных историй.

Сказки от просто стишков.

Сказки от потешек, кричалок и других форм малого фольклора.

Сказки от фантастических явлений.

Сказки о бытовых предметах.

Сказки от «живых» капель и клякс.

Сказки о чудищах.

Сказки по смешанным образам.

Сказка продолжается.

Изменение ситуации в знакомых сказках.

Перевирание сказки.

Сказка, но по-новому.

Бином фантазии.

Цветные сказки.

Сказки о фантастических странах.

Сказки от шуточных вопросов.

Сказки о любимых игрушках.

Сказки о путешествиях.

Сказки от превращений.

Краткие истории.

Сказки от одного слова.

Сказки о временах года, запахах, звуках.

Сказка по аналогии с известными.

Сказки по комическим рисункам.

Сказки по завуалированным картинкам.

Частица «не» и новая сказка.

Из сказки убежали все глаголы (существительные).

Сказки к волшебным рисункам.

По следам к сказке.

От точек - к сказкам.

Сказка от пословицы.

Гадание на кофейной гуще и сказка.

Гороскоп и сказка.

Имя и сказка.

Сказки про самого себя.

5. Совместное сочинение сказок родителей с детьми:

Семейная сказка.

Сериал в сказке.

6. Сочинение и рисование комиксов на заданную тему.

Цель: развивать творческие способности, мышление, интерес к словотворчеству.

7. Решение проблемных, воображаемых ситуаций, решение противоречий в сказках, сказки – загадки.

Литература:

1. Баландин, Р. К., Мелик-Пашаева, Н. А. География. Открытие Земли. - ОЛМА-ПРЕСС, 1999. – (Популярная школьная энциклопедия) с. 260, 265, 322.

2. Звёздный час Михайло Ломоносова // Энциклопедия для детей. Т. 8. Астрономия – 2-е изд. / Глав. ред. М. Д. Аксёнова. – М. : Аванта+, 1998. с. 131

3. Ломоносов и время // Детская энциклопедия /ред. В. Поляков, авт-сост. Ю. Гуллер, А. Полетаев -2011. - №3.

4. Муратов М. Ломоносов – М. : Учеб- пед. Изд-во Министерства Просвещения РСФСР, 1960

5. Литература. Справочник школьника / науч. ред. В. Я. Лимков – М. : Слово, 1998, с. 266-268.

6. Осипова А. И. Примеры славных дел. Образ ученого, поэта и просветителя //Читаем, учимся, играем – 2001. – Вып. 4. С. 4-14

7. Стихи о Ломоносове // Михаил Васильевич Ломоносов. Выставка в школьной библиотеке – М. : 2006. С. 20-23.

8. Основные научные открытия, совершённые М. В. Ломоносовым // Михаил Васильевич Ломоносов. Выставка в школьной библиотеке – М. : 2011. С. 9-12.

9. Шатохина Е. К. Описание опытов - газета «Детский сад со всех сторон», № 17. – июнь, 2007.

10. Тихомиров О. Н., Михайло Ломоносов. – М: Малыш, 1982.

Публикации по теме:

Режим реализации образовательных областей в средней группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Режим реализации образовательных областей в старшей группе Утверждаю: Заведующий МБДОУ Д/С 7 Н. Н. Любимова ___ Режим реализации образовательных областей в процессе детской деятельности.

Библиотека изображений:
  • Деревья и листья
Автор публикации:
Проект «Ознакомление старших дошкольников с творческой деятельностью М. В. Ломоносова»
Опубликовано: 4 июля 2013 в 16:37
+10
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Новогодние сувениры из еловых шишек. Мастер-класс по изготовлению Деда Мороза и...
Новый год самый яркий и незабываемый праздник, к которому готовятся всей семьей. Часто дети сами хотят смастерить новогодние поделки своими руками. В...
Викторина по ОБЖ для детей старшего дошкольного возраста
Викторина соответствует ФГОС. Стандарт решает задачи: - охраны и укрепления физического и психического здоровья детей ( в том числе их эмоционального...
«Звезда алатырь». Оберег из ткани. Мастер класс.
Славянский оберег "АЛАТЫРЬ" – это сияющая звезда с восьмью лучами, один из самых узнаваемых солнечных символов в мире. Как и любой другой оберег, это...
Изготавливаем дымковскую игрушку из пластилина. Мастер-класс.
Продолжаю знакомить с очередной работой -составляющую часть проекта о фольклорном наследии России. При изучении фольклорных игрушек из глины мы...
Отчёт об экскурсии в краеведческий музей в день Воинской славы средней группы
«От героев былых времен Не осталось порой имен. Те, кто приняли смертный бой, Стали просто землей и травой. Только грозная доблесть их Поселилась в...