Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

Жанна Саенко
Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.

* Методика З. Е. Аграновича [1] представляет собой систему поэтапного формирования фонематической стороны речи у детей старшего дошкольного и подготовительного к школе возраста в процессе ознакомления их со звуками как в случае речевой патологии (ОНР, ФФНР, ФНР, так и при речевом развитии в пределах нижней границы речевой нормы.

Дидактический материал построен в виде развёрнутых конспектов занятий по ознакомлению детей со звуками и буквами, развитию фонематического восприятия, навыков звуко-слогового анализа, синтеза, начальным этапом обучения чтению и письму в дошкольном возрасте. Следует отметить, что формирование фонематических процессов, а также обучение грамоте проводится только на материале правильно произносимых ребёнком звуков и слов, иначе невозможно обеспечить точную и прочную связь между звуком и буквой. Знакомство с буквами автор рекомендует начинать по мере введения в речь ребенка соответствующих звуков, не дожидаясь коррекции недостатков произношения в целом. В пособии представлено 45 конспектов занятий по ознакомлению со звуками и буквами русского языка, изучение которых начинается с наиболее лёгких в акустико-артикуляционном плане. Взрослый знакомит ребёнка с гласными и согласными звуками, опираясь на деятельность анализаторов: зрительного (показ артикуляции определённого звука и контроль за движениями органов артикуляции перед зеркалом, слухового (восприятие звука на слух, тактильного (ощущение положения органов артикуляции во время произнесения звука). С помощью взрослого ребёнок запоминает характеристики разных звуков: гласный-согласный, согласный- звонкий и глухой, твёрдый и мягкий; учится самостоятельно находить общее и различие в артикуляции и характеристиках акустико-артикуляционно далёких и близких звуков. Таким образом, на каждом занятии ребёнок учится правильно произносить новые звуки, дифференцировать их на слух и в произношении, знакомится с буквами, которыми на письме обозначаются эти звуки.

Известно, что применение различных символов и схем повышает эффективность звуко-слоговой аналитико-синтетической деятельности, а также улучшает контроль за усвоением знаний. З,Е, Агранович рекомендует родителям и педагогам изготовить из цветного картона следующие пособия: для обучения ребёнка умению определять место заданного звука в слове и для составления звуковых схем слов – карточки.

Для обозначения гласных звуков – красные кружки; для обозначения согласных твёрдых звонких звуков – синие кружки с наклеенными колокольчиками; согласных твёрдых глухих звуков – синие кружки без колокольчиков; согласных мягких звонких звуков – зелёные кружки с колокольчиками; согласных мягких глухих звуков – зелёные кружки без колокольчиков. Автором даётся инструкция по использованию в работе этих пособий. Им также разработаны разделы: «Весёлая азбука», «Игры с буквами», «Схемы предлогов», «Схемы разбора предложений», которые также способствуют повышению эффективности занятий.

При выполнении предложенных в конспектах заданий у ребёнка развивается «языковое чутьё», он начинает размышлять над звуковым, смысловым и грамматическим значениями слова. Помимо этого, под руководством взрослого ребёнок учится читать и писать печатными буквами короткие слова и предложения.

Весь материал, предложенный для чтения и письма, подобран таким образом, что его написание полностью совпадает с произношением, что так важно на начальных этапах обучения грамоте, особенно для детей с речевой патологией. В процессе занятий ребёнок знакомится с элементарными правилами правописания: раздельным написанием слов, в том числе и предлогов, точкой в конце предложения, употреблением прописной буквы в начале предложения и в написании собственного имени, двумя способами обозначения мягкости согласных на письме, написанием буквы И после Ж и Ш. В ходе обучения письму закрепляется навык предварительного анализа и последующего его чтения. Таким образом, каждое слово должно быть проанализировано, прежде чем написано, а затем прочитано ребёнком. Только в этом случае дошкольник усвоит навыки планирующей и контролирующей деятельности, которые при самостоятельном письме в школе позволят избежать дисграфии. В основу пособия положены дидактические принципы: от простого к сложному, последовательность и системность при изучении материала. Предложенный дидактический материал может быть использован ло-гопедами при проведении занятий, родителями — при самостоятельных занятиях с детьми или по заданию логопеда, воспитателями ДОУ ком-пенсирующего вида — при проведении коррекционных занятий, воспи-тателями массовых ДОУ — при проведении занятий по формированию звуковой культуры речи и подготовке дошкольников к обучению грамоте.

*Основное внимание в методике преодоления фонематических нарушений речи, авторами которой являются Л. В. Лопатина и Н. В. Серебрякова, направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических). При разработке данной методики использованы в адаптированном варианте некоторые приемы и методы, описанные в работах В. К. Орфинской, Д. Б. Эльконина, Е. Ф. Соботович, Р. И. Лалаевой, [4]. Логопедическая работа по преодолению фонематических нарушений включает в себя этапы:

1) формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне

- в процессе имитации слогов;

- в процессе различения правильно и искажённо произнесённого звука;

2) формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне

- уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения

- выделение звука на фоне слога;

- выделение звука на фоне слова.

Авторами разработаны игры и упражнения для преодоления фонематических нарушений.

*Методика Н. С. Варенцовой и Е. В. Колесниковой [2] включает в себя опорные конспекты шестнадцати занятий и комплект листов для выполнения заданий ребёнком. Каждое занятие состоит из трёх частей:

1. Основная часть;

2. Словесные игры;

3. Практические задания на листах –приложениях.

Дети знакомятся с многообразием слов, их разной протяжённостью и звучанием, с терминами «звук», «слово», учит детей выделять звук в слове, называть слова с заданным звуком, различать на слух твёрдые и мягкие согласные звуки, выделять в слове первый звук.

*В пособии С. П. Цукановой и Л. Л, Бетц «Учим ребёнка говорить и читать» [47], представлена система коррекционного обучения детей с фонетико – фонематическим недоразвитием речи и не резко выраженным общим недоразвитием речи. Методика содержит задачи коррекционного обучения, перспективное планирование содержания обучения, конспекты фронтальных занятий по формированию звукопроизношения, лексико –грамматического строя речи и обучению грамоте.

* Методика развития фонематического восприятия Т. А. Ткаченко [5].

Автором создан альбом для дошкольников, в котором подобраны специальные упражнения для развития фонематического восприятия по следующим разделам:

1. Узнавание неречевых звуков (1 – 5 упражнения);

2. Различение одинаковых звукокомплексов по высоте, силе и тембру (6 – 10 упражнения);

3. Различение слов, близких по звуковому составу (11 – 23 упражнения);

4. Дифференциация слогов (24 – 31 упражнения);

5. Дифференциация фонем (32 – 34 упражнения).

* Методика В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко [3].

Авторами разработан подробный календарный план коррекционной работы и планы фронтальных занятий в подготовительной группе для детей с ФФНР. В работе авторы предлагают использовать как учебные, так и игровые формы и методы работы, наглядные средства обучения. Предлагаемая система упражнений, кроме закрепления произношения правильно произносимых звуков, способствует развитию внимательного отношения к слову, к русской речи. Обогащает словарный запас, формирует у детей мышление, развивает внимание и память. К моменту поступления в школу дети, прошедшие курс специального обучения, подготавливаются к усвоению программы общеобразовательной школы. Они умеют различать и дифференцировать на слух и в произношении все фонемы родного языка, осознанно контролировать звучание собственной и чужой речи, последовательно выделять звуки из состава слова, самостоятельно определять его звуковые элементы. Дети учатся распределять внимание между различными звуковыми элементами, удерживать в памяти порядок звуков и их позицию в слове, что является решающим фактором в предупреждении нарушений письма и чтения.

Таким образом можно сделать вывод, что преодоление фонетико- фонематического недоразвития достигается путём целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития. Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с фонетико- фонематическим недоразвитием включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте.

Список используемых источников:

1. Агранович З. Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников. - С. П., 2006.

2. Варенцова Н. С., Колесникова Е. В. Развитие фонематического слуха у дошкольников. - М. 1997.

3. Коноваленко В. В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. – М. 1998.

4. Л. В. Лопатина, Н. В. Серебрякова. Преодоление речевых нарушений у дошкольников. – М. ,2002.

5. Ткаченко Т. А. Развитие фонематического восприятия навыков звукового анализа. – С. П. ,1998.

Публикации по теме:

Цветочная полянкаЦветочная полянка Хорошо развитая речь ребёнка способствует полноценному формированию его личности. Нарушения же речи сказываются на формировании детского.

Консультация на тему: «Нарушение слоговой структуры слов у детей» Среди разнообразных нарушений речи у детей дошкольного возраста одним патологии, как нарушение слоговой структуры слов. Этот дефект речевого.

Библиотека изображений:
  • Буквы, алфавит
  • Геометрические фигуры
  • Сад и огород
Автор публикации:
Методики преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников.
Опубликовано: 26 марта 2013 в 10:43
+3
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Встречи на тропе сказок». Фото отчёт.
Новогодняя сказка на «Вотчине Деда Мороза» начинается прямо от главных ворот. На «Тропе сказок» гостей Деда Мороза встречают жители сказочного леса,...
Фотоотчет о проекте «Мамочка милая, мама моя, как хорошо, что ты есть у меня!» во...
В настоящее время, когда на воспитание и развитие ребёнка дошкольного возраста большое негативное влияние оказывает занятость и отстраненность родителей,...
Мой маленький юбилей и моя благодарность сайту МAAM и коллегам
Вчера исполнилось ровно два года как я зарегистрировалась на нашем замечательном сайте Маам. И я ни разу не пожалела о том, что оказалась именно здесь. За...
Аппликация «Новогодний пингвин» (мастер-класс)
Меньше месяца осталось до встречи Нового года. Продолжая новогоднюю тематику на нашем сайте, предлагаю вниманию коллег небольшой МК и краткий план занятия...
«Добрая снежная сказка». Коллективное творчество детей
Для того, чтобы у некоторых детей спокойно проходил процесс адаптации ( у нас продолжается приём новых детей, мы работая и с психологом, рассказываем...