Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями

Людмила Балаценко
Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями

Цель: Пропаганда и распространение разновидностей форм работы с детьми по развитию у дошкольников интегративных качеств личности средствами художественной литературы.

Задачи:

• Обосновать необходимость поиска и разработки новых, эффективных форм работы с детьми.

• Представить собственную систему работы воспитателя по

формированию интереса детей к художественному слову.

Активизировать самостоятельную деятельность слушателей.

Хочу начать с высказывания известного российского ученого-литератора Д. С. Лихачева: «Литература дает нам колоссальный, обширнейший и глубочайший опыт жизни. Она делает человека интеллигентным, развивает в нем не только чувство красоты,но и понимание-понимание жизни, всех ее сложностей, служат проводником в другие эпохи и к другим народам, раскрывает перед вами сердца людей…. Но это дается только тогда, когда… вы читаете с удовольствием….».

А чтоб читать с удовольствием, нужно, чтобы у ребенка уже в дошкольном возрасте появился интерес к книге и к художественному слову. Именно поэтому настоящая литература должна войти в жизнь ребенка в период, когда у него формируется речь.

Наша работа над формированием у детей интереса к стихам показала, что дошкольники восприимчивы, способны глубоко чувствовать художественные тексты, и полюбившиеся им в раннем детстве литературные образы остаются с ними на долгие годы. Для ребенка чтение и заучивание стихов всегда должно ассоциироваться с радостью, а не со скукой и принуждением, только тогда стихи стимулируют его умственное развитие, способствуют познанию мира и самого себя, учат ребенка вслушиваться, удивляться, переживать массу положительных эмоций в общении с поэзией.

Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями

Первое, с чего мы начали, это организовали поиск стихов братских поэтов. Оказалось, что о многих из них, мы и не слышали, не говоря уж о том, что не знали их стихов.

Поэтому первый этап нашей работы заключался в сборе информации о поэтах, встреч с ними, знакомстве с их поэзией, отборе стихов доступных по содержанию для дошкольников. Помогали нам в этом работники библиотек, сами поэты, родители, педагоги детского сада, привлекали к этому и наших детей.

Весь материал о поэтах был систематизирован и оформлен в папки. Это информационный материал, их фотографии, вырезки из газет о их творчестве, стихи для детей.

Кроме этого была собрана библиотечка книг.

Мастер представляет материалы по ознакомлению детей с произведениями братских поэтов.

На втором этапе проекта осуществлялись следующие задачи:

Сформировать у детей устойчивый интерес к поэзии А. В. Лисицы, В. В. Корнилова, Ю. В. Розовского, И. Медведева, К. Ермаченко, В. Скробота, Л. С Ященко, И. Тузова, Т. Дякивской и др.

Развивать социально-личностные качества: активность, любознательность, самостоятельность, инициативность, творчество, эмоциональную отзывчивость, гражданственность и др.

Стихи этих поэтов читаются очень легко и наполняют душу чувством гармонии и гордостью за свой край:

«Искрится снег, и радуга дугой

Взметнулась ввысь веселой русской песней

И, словно лук натянутый тугой

Звенит мороз в сибирском поднебесье.

Так становись на лыжи, на коньки,

Айда гонять с горы крутой на санках!

Мы в Братске, здесь живем – сибиряки

С веселым нравом, с гордою осанкой!

(А. Лисица)

Предложить прочитать стихи слушателям:

«Сколько улиц в городе моем

Из сосновых просек начиналось?.

Солнце утомленным журавлем

Над тайгой разбуженной качалось.

Пусть я житель здесь некоренной,

Не мешал бетона для плотины,

Но мне город все-таки родной,

Братск и я – мы стали побратимы».

(В. В. Корнилов «Побратимы»)

«Я родной Сибирью с детства дорожу,

Никуда мне от нее не деться.

Я к березам, как к невестам, подхожу,

Чтоб глядеть на них - не наглядеться!

(В. П. Громов «Моя Сибирь»)

На этом этапе использовались следующие формы работы:

Чтение и заучивание стихов;

Классификация стихов по темам: «Времена года», «Стихи о Братске»; «Стихи о животных»; «Стихи о детях» «Стихи-шутки, стихи –загадки, басни, страшилки, смешинки и др.»; «Стихи о маме» и т. д. ;

Иллюстрирование стихов;

Изготовление тематических альбомов;

Выпуск тематических газет;

Изготовление макетов по содержанию стихотворений;

Конкурсы чтецов;

Литературные викторины;

Концерты для детей нашего детского сада и других детских садов города, родителей, школьников;

Участие детей в юбилейных встречах с поэтами Братска в библиотеке, и в творческих встречах в детском саду и дома у поэтов.

Постановка спектаклей и костюмированных представлений по произведениям поэтов;

Изготовление книг-самоделок;

Проведение интегрированных занятий;

Организация выставок по результатам встреч с поэтами;

Организация чтения стихов детьми на радио и через голосовую рекламу в городских троллейбусах.

Такой комплексно-тематический подход, к ознакомлению с художественной литературой, осуществляемый в технологии проектной деятельности, направлен на формирование общей культуры, развитие интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности и обеспечивает разностороннее развитие дошкольников.

2. Имитационная игра и моделирование

а) Показ воспитателем игровых приемов работы с участием слушателей, где последние находятся на правах ребенка

Помните? Ребенок с удовольствием занимается только тем, что ему самому интересно. Всегда интересно поиграть. Так давайте поиграем!

Чтобы развить интерес к книге самого маленького дошкольника, пойдем в гости к книжке. Шагайте двумя пальчиками, как ножками, и подойдите таким образом к выбранной книжке:

«Топ-топ-топ-топ, в гости к книжке мы идем.

Топ-топ-топ-топ и от всех не отстаем.

Дзынь-дзынь- дзынь-дзынь, открывайте дверь-обложку,

Отдохнем теперь немножко!

Пришли пальчиками в сказку. Что же здесь, на первой страничке книги, давайте рассмотрим и почитаем. Когда страничка прочитана, переходите на следующую, «топайте» к картинке, затем переходите к следующей.

Принесите детям коробочку, в которой «живет» новое стихотворение (в коробочке игрушки или иллюстрации героев стихотворения, которые выставляются по ходу чтения):

Ты – хомяк,

А я – хорек,

Ты – зайчишка прыг да скок.

Ты – лисица,

Ты – куница,

Ты – бобриха-мастерица.

Ты – охотник…

Ой, беда!

Разбегайтесь кто куда!

Для лучшего запоминания стихов детьми используем картинки-символы, с которыми они впоследствии могут поиграть, самостоятельно сочиняя свое стихотворение, а когда будут играть, обязательно его вспомнят.

Например: стих. «Куличики».

Мы из влажного песка

Делаем кирпичики

И печем в песочнице

Круглые куличики.

Много, много напечем.

Деток в гости позовем.

Рассказывание стихов всем телом и руками неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, крупной и мелкой моторики, координации движений, воображения, образности мышления:

Стих. «Гордость» А. Лисица

«Под ногтями земля, а не грязь,

Я картофель копал в огороде,

И иду я, собою гордясь,

«Белоручка» - не скажут в народе.

И мозоли в ладонях моих,

Как у всех, кто работает в поле.

Я иду и любуюсь на них,

Говорят: «Трудовые мозоли».

Игра «Какого цвета герои сказки». Возьмем для примера «Сказку о глупом мышонке» С. Я Маршака. Какого цвета мышонок? Нарисуйте на листе пятнышко серого цвета. Какая мама-мышка? Она может быть пятнышком красного цвета, ведь она беспокоится, волнуется, оставляя сыночка одного дома. Уточки – желтое пятно, лягушка – зеленое, лошадка – коричневое, свинка – розовое, щука – темно-зеленое, кошка – черная или рыжая и т. д.

В итоге получится яркая иллюстрация к сказке в жанре абстрактной живописи.

Игра «Я придумываю фамилии»

Педагог читает стихотворение М. Яснова «Я придумываю фамилии»:

Утенок – Уточкин!

Цыпленок – Курочкин!

Щенок – Собачкин!

Жеребенок – Клячкин!

Барашек – Овечкин!

А я? – Человечкин!

Мастер дает слушателям возможность установить игровую модель с другими персонажами:

Теленок – слушатели - Коровкин

Ягненок - Овечкин

А я? - Человечкин!

В этой игре, придумывая разные варианты, дети учатся рифмовать, закрепляются названия детенышей животных, обыгрывается модель образования слова путем присоединения суффиксов –ин или -ов.

Игра «Кто как ходит» по одноименному стихотворению Е. Череповецкого:

(привлекаются слушатели)

Гуси ходят все гуськом,

Индюшата – индюшком,

Лягушата – лягушком, Слушатели выполняют все движения

Поросята – пороськом. в кругу

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком,

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувырком.

2 вариант:

Стихотворение читается повторно, но только начало строк, дети должны договорить недостающие слова. Попытаться образовать их.

Одновременно в игру добавляются слова из другого списка.

Попробуем!

Гуси ходят все гуськом,

А ребята - ….

Индюшата – индюшком,

А слонята - …

Лягушата – лягушком

А волчата - …

Поросята – пороськом.

А цыплята - …

Я люблю ходить гуськом

По тропиночке с дружком,

А козлята - …

Только сам хожу я чаще

Лягушком и кувырком.

Можно подобрать разные стихи и придумать игры, которые переходят в продуктивную деятельность. Например, стихотворение Г. Ладонщиковой:

У меня друзей не мало,

Но я всех нарисовала:

Коля колет,

Поля полет,

Паша пашет.

Соня спит,

Катя катит,

Тоня тонет,

Но не дам ей утонуть!

Я спасу подружку Тоню:

Подрисую что-нибудь!

Затем детям предлагается продолжить наметившуюся игру: образование однокоренного глагола от имени. Воспитатель предлагает имена (это могут быть имена детей группы): Валя, Женя, Маша, Света, Лиза и т. д. После этого детям предлагается нарисовать своих друзей.

Вам представлено несколько игровых приемов работы со стихами. Их, конечно можно придумать много (викторины, кроссворды, сочинение собственных стихов и др.). Самое главное – подбор художественных текстов, чтобы они охватывали большую часть образовательных содержаний, которые необходимо освоить детям, и задавали стимул для игры и других видов деятельности.

Используя художественные тексты, воспитатель должен быть проводником детей в мир художественного слова; как партнер, вместе с детьми удивляться, восхищаться, огорчаться, сопереживать. Иначе говоря, чтение художественной литературы выступает в форме партнерской деятельности взрослого с детьми.

Итак, воспитание читателя, способного воспринимать художественное произведение во всем его богатстве, - процесс долгий и трудный. Но если первоначальный этап введения ребенка в поэтическую культуру будет успешным, то значительно сократится число молодых людей, не способных или не желающих приобщится к духовному опыту человечества посредством поэзии.

б) Самостоятельная работа слушателей по разработке собственной игровой модели.

Предлагаю объединиться в несколько малых групп. Каждая группа получает задание: придумать стихотворение, которое отражает вашу оценку, и обыграть его.

Презентации стихотворных игровых моделей

Публикации по теме:

Анкета для воспитателей ДОУ Анкета для воспитателей ДОУ по изучению проблемы развития эмоциональной отзывчивости средствами природы у детей старшего дошкольного возраста.

Газета детского сада для детей и сотрудников Вниманию педагогов представлен один из выпусков газеты выпускаемой в дошкольном учреждении. Формат печатного издания печатается в формате.

Библиотека изображений:
  • Осень
  • Осень
  • Детские писатели
Автор публикации:
Методы и приемы знакомства с поэтическими произведениями
Опубликовано: 13 декабря 2013 в 05:07
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Детский мастер класс «Открытка для мамы»
Детский мастер класс "Открытка для мамы". Людмила Руденко. Детский мастер класс "Открытка для мамы". Доброе утро уважаемые коллеги. Хочу представить...
Конструирование в первой младшей группе.
Конструирование в первой младшей группе. Игру чудесную устроим И город сообща построим, Пусть будут в нём дома, дороги и мосты, А рядом сад растёт для...
Продуктивный результат реализации познавательно-исследовательского группового проекта...
Уважаемые коллеги, с июня по июль 2017 года в нашей средней группе был реализован краткосрочный, познавательно-исследовательский, групповой проект...
Как мы делали «Осеннее паспарту»
Осенью мы собираем разноцветные листочки, сушим их и делаем замечательные коллажи и поделки. В этот раз я хочу рассказать вам как мы с ребятами делали...
«Чтобы весело играть, ветер нужно нам поймать» Фотоотчёт о тематической неделе...
Уважаемые гости моей странички, дорогие друзья. Предлагаю вашему вниманию фото отчёт о прошедшей тематической неделе "Воздушная" в нашей группе раннего...