Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста

Ольга Бурцева
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста

Методы обеспечения ранней социализации

детей дошкольного возраста

Первые годы жизни ребенка - это критически важный период для социального, интеллектуального и личностного развития.

Именно в детском возрасте у человека формируется самосознание и закладываются первые представления о самом себе, образуются устойчивые формы межличностного взаимодействия, моральные и социальные нормы.

В связи с внедрением ФГТ в образовательный процесс ДОУ изменились формы, методы организации воспитательно-образовательной деятельности. В группах раннего и дошкольного возраста социализация детей в обществе сверстников и их развитие является приоритетным направлением, которая позволяет обеспечить успешную адаптацию детей к условиям детского сада.

Важнейшей сферой, обеспечивающей социализацию ребенка, является общение. Развитие общения - актуальная проблема, исследованием которой занимались А. Н. Леонтьев, В. В. Давыдов, Б. Ф. Ломов и другие педагоги.

Анализ работы дошкольных учреждений показывает, что все усилия воспитателей направлены только на формирование морального сознания, недооценивается роль эмоций в общей системе усвоения дошкольниками моральных правил, не используются в должной мере этически ценные ситуации, побуждающие к внутренней активности ребенка.

Поэтому задача педагогов состоит не только в том, чтобы дать детям определенную сумму моральных знаний о правилах поведения среди людей, но и научить их руководствоваться ими в повседневной жизни.

Сознавая необходимость организации работы по формированию культуры речевого общения дошкольников, были определены цель и задачи нашей работы.

Поставленные цель и задачи реализовывались поэтапно.

Воспитание нравственности у детей дошкольного возраста начинается с формирования понятий «хорошо» и «плохо» и с осознания своих поступков как хороших или как плохих.

Понятия «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому что их нельзя потрогать и увидеть. Как «оживить» эти понятия? Ответить на эти вопросы нам помогла Хорплоша - это выдуманный персонаж, который наблюдает за поступками детей, оценивает их. Хорплоша помогает нам в работе по развитию общения. Создан «Уголок Хорплоши2, где в течение дня отмечается поведение и поступки детей. В конце дня подводится итог. Его придумала Вера Кулькова.

Для развития общения используется все пространство группы - ширмы, разные виды театров, макеты, предметы ряжения, настольные игры, строительные наборы, уголки сюжетно-ролевых игр, игрушки-телефоны, коврик дружбы, «Уголок Хорплоши».

Развивающая предметная среда раскрывает свои возможности детям благодаря их общению с педагогом и сверстниками в этой среде. Таким образом, от подготовленности, компетентности, доброжелательности и заинтересованного отношения к детям педагога зависит, будет ли одухотворённой предметная среда, захотят и смогут ли дети её освоить в своей деятельности. Педагог не наставник или учитель, а посредник и партнёр в познании детьми чего-то нового.

Проведение работы по речевому общению проходит в непосредственно образовательной деятельности, совместной и самостоятельной деятельности педагога с детьми, которая позволяет каждому ребёнку с учётом возрастных, индивидуальных особенностей развивать коммуникативные способности, соблюдать правила речевого общения. Особенность работы заключается в том, что вся деятельность носит игровой и занимательный характер.

Своё общение с детьми осуществляем с помощью разнообразных коммуникативных средств: речевых, мимических и пантомимических. В работе с детьми используем демократический стиль общения, т. к. именно он позволяет установить между ребенком и воспитателем доверительные, раскрепощенные отношения, создаёт условия для развития детского общения.

Мы используем различные методы и приемы воспитания норм поведения и общения у дошкольников.

Объединяем детей вокруг дел, заставляющих их вместе радоваться, переживать, испытывать чувство удовлетворения, проявлять доброжелательность.

У детей возникает много поводов для общения. Театр игрушек, песня, спетая на прогулке, собранный по цветочку букет, заставляют тянуться к сверстникам. Общение - «ребенок - ребенок», «ребенок - дети» идет по собственному побуждению, т. к. жизнь в обществе сверстников ставит ребенка в условия делить что-то вместе: трудиться, играть, заниматься, советоваться, помогать - словом, решать свои маленькие дела.

Задача взрослых - направлять отношения детей так, чтобы эти отношения содействовали формированию навыков коллективизма. Прививаем ребенку элементарную культуру общения, помогающую ему устанавливать контакты со сверстниками: умение без крика и ссоры договариваться, вежливо обращаться с просьбой; если необходимо, то уступать и ждать; делиться игрушками.

На практике мы поняли, что обучать дошкольников хорошим манерам «на ходу» нецелесообразно. Поэтому знакомство с правилами поведения и общения, упражнения в их выполнении, мы решили проводить на специально организованных занятиях один раз в месяц. А для того чтобы знакомство с правилами вызывали у детей положительный, эмоциональный отклик и стали личностно-значимыми, мы используем сказочных персонажей. Так, например, одним мы подсказываем, как себя вести; другие учат нас тем или иным правилам; а третьи учатся вместе с нами. Главный персонаж – это Хорплоша, она оценивает поступки детей во всех видах деятельности.

Познакомив детей с теми или иными правилами на занятиях, закрепляем их через дидактические игры, коммуникативные игры, игровые упражнения, сюжетно-ролевые игры, в повседневной жизни.

Сюжетно-ролевые игры дают больше возможности для обучения и закрепления правил. Сюжетно-ролевая игра - это модель взрослого общества, но связи между детьми в ней серьезные. Так, дети учатся общественным связям в процессе игры. Заметно сглаживается процесс социализации, дети постепенно вливаются в коллектив. Во время игры можно увидеть, какие навыки уже есть у детей, чему ещё нужно научиться.

С целью закрепления навыков и умений мы используем наглядный материал, который в доступной и образной форме напоминает детям о правилах общения. После чтения сказок, рассказов, стихов обязательно обсуждаем с детьми поступки героев. Задаем вопросы, позволяющие думать и делать выводы.

Чтобы достичь единства между представлениями о том, как надо себя вести, и конкретным поведением ребёнка, мы используем различные виды театра. Любимые герои становятся образцами для подражания.

Нами были разработаны программы кружков для детей раннего возраста «Росинка» и для детей второй младшей группы «Затейники». На занятиях дети раннего возраста учились выполнять имитационные движения различных животных, уметь эмоционально показать свое отношение к произведениям народного творчества. А на занятиях в кружке «Затейники» закрепляли умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции; умение договариваться, сотрудничать со сверстниками.

Работа, проводимая в дошкольном образовательном учреждении по формированию культуры речевого общения дошкольников с окружающими, результативна только тогда, когда находит продолжение в семье. Поэтому в индивидуальных беседах, консультациях, на родительских собраниях, через различные виды наглядной агитации убеждаем родителей в необходимости выработки общих требований к речи ребенка.

Родители должны соблюдать те же правила общения с ребенком, что и педагоги, обеспечивая стабильность окружающей обстановки и поддержку проводимой в детском саду работы. Партнерские взаимоотношения педагогов и родителей при совместных усилиях позволяют достичь гармоничных отношений с детьми и высокого уровня их социально-личностного развития.

Целенаправленное комплексное воспитание культуры общения ребенка направлено на обогащение эмоциональных и личностных контактов детей со взрослыми и сверстниками, на удовлетворение потребности детей в разнообразном чувственном познании и исследовании предметного мира вокруг себя.

Задачи воспитания культуры общения решаются на основе целесообразного отбора методов и приемов, наиболее удачного их сочетания, обеспечивающих взаимосвязь учебно-познавательной и самостоятельной деятельности дошкольников.

Для оценки изучения уровня развития проводилась диагностика по методике «Секрет», разработанная Т. А. Репиной. Цель методики: изучение и оценка межличностных отношений в группе. Подсчитывалось количество детей, попавших в группы «предпочитаемых», «принятых» и «изолированных». «Предпочитаемых», кого выбрали 5-7 детей: 7 человек (29%, «принятых», которых выбрали 1-4 детей: 14 человек (58%, «изолированных» - 3 ребенка (13%, которых не выбрал никто. Если сравнить с диагностикой прошлого года – увеличилась на 11% и 8% «предпочитаемых» и «принятых» соответственно и уменьшилась на 20% «изолированных». Можно сделать вывод: 7 детей группы являются лидерами или имеют задатки лидерских качеств, «ведомых» 14 человек. Не набрали предпочтения других детей 3 ребенка, с которыми ведем работу по повышению самооценки и развитию открытости для сверстников.

Работу по развитию культуры общения будем продолжать, чтобы у детей сформировалось осознанное отношение к правилам поведения и их взаимодействия со сверстниками укрепились, стали более организованными, чтобы дети научились дружить. Ведь «без дружбы никакое общение между людьми не имеет ценности», как сказал Сократ.

Прикреплённые файлы:

prezentacija1_accfs.pptx | 6161,61 Кб | Скачан: 388
 
Публикации по теме:

Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи»Стажировка по теме «Организация и содержание деятельности службы ранней помощи» Вот и закончилась 4-дневная стажировка по теме "Организация и содержание деятельности службы ранней помощи". Очень интересные лекции с практическими.

Выступление на методическом объединении дошкольных учреждений г. Оренбурга Вашему вниманию представлена презентация программы «Детство»- программы развития и воспитания детей в детском саду, раздел изобразительное.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Методы обеспечения ранней социализации детей дошкольного возраста
Опубликовано: 7 апреля 2013 в 12:51
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Нетрадиционная техника рисования-рисование солью.
Нетрадиционная техника рисования ( старший дошкольный возраст) Конспект непосредственно организованной образовательной деятельности «Полет в космос»...
Пасхальная радость
Пасха - Светлое Христово Воскресение. Пасха - Велия Радость для всех людей. В радостные Светлые дни православные христиане дарят друг другу красные яйца в...
Подвижная игра «Стукни по мячу» для детей младшего дошкольного возраста
Подвижная игра «Стукни по мячу» Цель игры. Учить детей делать подскоки на двух ногах в такт ударам мяча; учить бросать мяч двумя руками сверху вперед и...
Организация обучения и воспитания по физической культуре детей с общим недоразвитием...
Эффективность коррекционно – воспитательной системы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном...
Итоговое по конструированию подготовительная группа
Учить детей мастерить поделки в технике оригами, используя поэтапные схемы изготовления животных ( зайца, лису, утку) ; учить четко выполнять инструкции...