Получи документы

Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР

Роза Гильмутдинова
Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР

В дошкольном детстве ребенку приходится разрешать всё более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами, явлениями, действиями. Сейчас -образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста, явление очень редкое. В речи детей существует много проблем. Ребенок ставит перед собой познавательные задачи, ищет объяснения замеченным явлениям, рассуждает и делает выводы.

В качестве фактора создания плана высказывания, на значимость которого указывал Выготский Л. С., это последовательное размещение всех конкретных высказываний.

Публикация «Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР» размещена в разделах

Актуальность выбранной данной темы, заключается в следующем: мнемотехника облегчает детям овладение связной речью; мнемотехника, как средство облегчения и обобщения информации в полученном опыте.

К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету.

Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и развитие речи. Особенность методики в том, что для опосредованного запоминания предлагаются не изображения предметов, а символы. Такие задания значительно облегчают детям поиск и запоминание слов. Устанавливаются причинно-следственные связи в памяти у ребенка.

Мнемотехника помогает развивать : ассоциативное мышление; зрительную и слуховую память; зрительное и слуховое внимание; воображение.

Эти схемы используются: при заучивании стихов, при пересказах художественной литературы, при обучении составлению рассказов, при отгадывании и загадывании загадок, для обогащения словарного запаса.

Идея: на каждое слово или словосочетание придумывается картинка, и весь текст зарисовывается схематично. Любой рассказ, сказку, пословицу, стихотворение можно «записать», используя картинки или символьные знаки. Глядя на эти схемы, ребенок воспроизводит полученную информацию.

При обучении развитию связной речи у детей с ОНР мы должны параллельно решать 2 задачи: - коррекционную, общеобразовательную.

Основная цель решения этих задач – успешная подготовка детей 5-7 лет с ОНР к обучению в школе. Т. к. у ребёнка возникают информационные перегрузки, ведущие к физическому, умственному, психическому перенапряжению, переутомлению, возникновению неврозов, в этом случае является преодоление «ножниц», возникающих между возрастающим объёмом информации, которую должен обработать дошкольник и его психофизиологическими возможностями.

Использование мнемотехники в обучении детей-логопатов – это попытка решить проблему психофизиологической и интеллектуальной готовности ребёнка к жизни в школе.

Интеллект не появляется вне аудитории, вне общения. Поэтому созданию эмоционального комфорта для каждого ребёнка уделяется особое внимание. Занятия проводятся в обстановке доброжелательности и поощрения на достижение личных индивидуальных целей, развитие эмоциональной сферы.

На занятиях создаются максимально возможные условия для рассуждения. Научить ребёнка самостоятельно мыслить, рассуждать и не бояться высказывать свои мысли на аудиторию – это важная задача при использовании мнемотехники в обучении детей связной речи.

В основу использования системы мнемотаблиц положены упражнения на развитие, прежде всего памяти, внимания, мышления. Схемы служат зрительным планом, помогающим ребенку воссоздать услышанное.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация.

Овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает следующие задачи:

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, восприятия, мышления, особенно, образного.

кодирование информации, то есть, преобразование предметов, образов в абстрактные знаки, символы;

перекодирование информации, то есть, преобразование из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении информации.

Остановимся на методах и приёмах мнемотехники. Во-первых, надо обратить внимание на совершенствование восприятия: зрения, слуха, тактильных ощущений, обоняния, вкусовых ощущений. На занятиях должно быть использовано множество разнообразных средств для тренинга названных чувств. Во-вторых, необходимо сформировать у детей навыки запоминания любой информации.

Эффективны следующие методы:

метод «крокирования» (от франц. croquis – чертеж, схема, набросок);

метод, использующий образное мышление (эйдетизм);

метод ассоциативных цепочек (или метод «чепухи»);

метод трансформации (превращения). В-третьих, наша задача — научить детей управлять своим вниманием, сделать его послушным. Кроме того, есть еще целый ряд оригинальных упражнений, стимулирующих интеллектуальное развитие ребенка.

Метод мнемотаблиц помогает эффективно воспринимать и воспроизводить полученную информацию. Как показала моя практика, эта методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, предложений и текстов.

Мнемотаблицы : являются дидактическим материалом по развитию речи; их можно использовать для пополнения словарного запаса и развития речи; использовать при обучении пересказу и составлению рассказов, заучивании наизусть;

С помощью мнемотаблиц можно решить такие задачи как:

развитие речи и пополнение словарного запаса;

преобразование образов в символы;

развитие памяти, внимания и образного мышления;

развитие мелкой моторики.

Мнемотаблицы особенно вызывают интерес при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

Использовать мнемосхемы и мнемотаблицы в работе по развитию речи дошкольников довольно интересно. Рисунки-символы или иллюстрации, расположенные согласно тексту, позволяют облегчить процесс запоминания речевого материала. Мне очень нравится использовать мнемотаблицы для разучивания чистоговорок в процессе автоматизации или дифференциации звуков.

Например, текст скороговорки: В огороде у Федоры — помидоры, за забором у Федоры — мухоморы.

Так же в работе мною используются мнемозагадки и мнемотаблицы для пересказа текста. Основываясь на опыте можно сказать, что данная методика достаточно эффективна.

Мнемоколлажи – это учебное пособие, в котором соединены между собой картинки, буквы, цифры, фигуры, объединенные одним смыслом.

Цель использования мнемоколлажей – развитие устной речи детей, расширение словарного запаса, понятийного аппарата. Образовательная деятельность проводится в игровой форме, в обстановке доброжелательности и поощрения каждого ребенка, насыщены играми и игровыми упражнениями.

Образовательная деятельность по мнемотехнике проводится 2 раза в неделю по 15-30 минут в зависимости от возраста детей.

Таким образом, использование приёма мнемотехники в развитии речи и психических процессов у детей – логопатов неоспоримо и очень эффективно. Работая по данной структурированной системе, предполагает, что дети будут лучше подготовлены к школе, т. к. связная речь является важным показателем умственных способностей ребенка и готовности к школьному обучению.

Литература:

1. Большова, Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т. В. Большова / Спб. ,2005 — 71с.

2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи /Воробьева В. К. – М., 2005 — 114с.

3. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников / Ефименкова Л. Н. – М., 1985 — с. 92

4. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием // Глухов В. П. Дощкольное воспитание 2004г. № 6, с. 6

5. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с. 16

6. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи. / Под ред. Ю. Ф. Гаркуши. – М., 2007 — с. 18

7. Кудрова Т. И. Моделирование в обучении грамоте дошкольников с недоразвитием речи // Кудрова Т. И. Логопед в детском саду 2007 № 4 с. 51- 54.

Публикации по теме:

Мнемотехника как прием развития речи детей дошкольного возраста Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании.

Влияние театрализованной игры на познавательно-речевое развитие детей. Речевая деятельность немыслима без познания, без освоения ребенком окружающего мира дошкольного образования, интегративным результатом реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Мнемотехника как один из способов работы по развитию речи у дошкольников с ОНР
Опубликовано: 30 сентября 2014 в 21:03
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД