Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

Полонникова Надежда Михайловна
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

Цель наших педагогических практик заключается не только в обеспечении опытно-экспериментальной и исследовательской деятельности разными видами моделей, но так же (при их успешном освоении детьми) - формирование навыков преобразовывания указанных моделей. Таким образом задается ситуация поиска решений поставленной задачи, поддерживается исследовательская активность и удовлетворяются познавательные потребности дошкольника. Дети развиваются благодаря участию в деятельности, чуть превышающей их компетентность, получая помощь либо от взрослого, либо от более опытных товарищей (говорим о ЗБР — зоне ближайшего развития).

Что такое преобразование? В общем — это процесс, посредством которого некий объект трансформируется, изменяется качественным образом.

В нашей практике модель изменяется качественным образом, когда дети изменяют количественный состав ее деталей и способов их взаимодействия. Рассмотрим это на примере дидактического пособия «Куб для моделирования и конструирования». В нашем случае, куб — это всего-лишь некоторая база, площадка для реализации исследовательской деятельности и познавательной активности дошкольников.

ТЕМА: «Условия жизни растений» - исследуем «ЧТО необходимо для жизни растений» через создание модели теплицы. Предварительно изучаем растения, говорим о том, что у них есть корни (питают, стебелек и листва. Организовываем дежурство в центре растений: полив, опрыскивание и т. д., наблюдаем как ведут себя растения при достаточной и скудной освещенности. Формируется представление о том, что растениям нужны определенные условия: свет, вода, тепло и почва. В весенний период мы знакомим с семенами растений, условиями обитания растений в открытом и закрытом пространстве.

Для начала предлагаем собрать модель «Мини-теплица», которая по своему строению похожа на теплицу в действительности. Несомненно, такая модель заинтересует детей, особенно, когда из семян начнут прорастать всходы. Такая конструкция используется родителями — значимыми взрослыми — в жизни и несет определенный смысл. Данная модель наглядно нам показывает идеальные условия для растения: там светло, тепло, есть почва для корневой системы и регулярно осуществляется полив.

НО мы, таким образом, предлагаем готовый вариант модели. Детям остается только наблюдать за растениями, к самой конструкции постепенно интерес угасает, тк другого применения для данной модели нет, качественно ее преобразовать дошкольнику особо не представляется возможным. Предлагаем преобразовать наш куб в теплицу (или ее подобие, используя сподручные материалы: сам куб, бутылочки разных размеров и форм, пластиковые футляры от шоколадных яиц (большие) и т. д. Проводим аналогию с предыдущей моделью: там есть ячейки для почвы, растениям там светло, полив растений осуществляется легко через съемную крышу и т. д.

Задача: как преобразовать куб, чтобы создать модель теплицы? Первый шаг — установить куб так, чтобы в нем можно было установить ячейки с почвой.

Далее педагог может расширить спектр задач. В нашем случае мы предложили детям изучить как можно выращивать цветок фиалку разными способами. Так же варианты: посев семян разных культур, высадка луковичных и т. д.

Конечно, модель мини-теплицы мы помещаем в центр растений. Но удобство этой модели заключается в том, что ее легко можно перенести в любое пространство группы, или просто извлечь материал, что-то дополнить или исключить. Возможность и в дальнейшем конструкторски, исследовательски преобразовывать модель дает стимул для постановки

Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»

пытов и экспериментов дошкольниками, удовлетворяет и развивает их познавательные потребности. Быть ученым для дошкольников — это почетная миссия.

Заключение: таким образом, мы наглядно показали, как преобразование предметных базовых моделей может являться одной из основ развития исследовательской активности дошкольника и его познавательных потребностей.

Публикации по теме:

Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду «Мини-огород на окне»Фотоотчет о занятиях по экологическому воспитанию в детском саду «Мини-огород на окне» В нашем детском саду ежегодно проводится конкурс «Огород на окне». Это огромное значение в познавательном развитии детей, воспитании экологической.

«Волшебный кубик». Наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию«Волшебный кубик». Наглядно-дидактическое пособие по патриотическому воспитанию «Волшебный куб" Любовь маленького ребенка – дошкольника к родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке,.

Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы»Многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Авторское многофункциональное дидактическое пособие по экологическому образованию «Экотропинки Волго-Ахтубинской поймы» Интеграция образовательных.

Дидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольниковДидактическое пособие «Математический сундучок» для дошкольников Работая воспитателем в детском саду, я применяю в своей работе бросовый материал во всех направлениях: поделки, игрушки и др. Изготавливая.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Научная лаборатория
Автор публикации:
Дидактическое пособие по экологическому воспитанию дошкольников «Моделирование «Мини-теплица»
Опубликовано: 22 мая 2018 в 05:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт. Мы говорим сегодня: «До свидания!»
Здравствуйте, друзья! Отзвучали фанфары выпускного бала. Мы отпускаем наших оперившихся "птенчиков" в "новый мир". Мир новых открытий, новых...
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина — Россия, наша Родина — Кубань».
Сценарий патриотического праздника «Наша Родина - Россия, наш любимый край - Кубань! », посвященного Дню Независимости России. Автор: Маркусова Елена...
Проект для малышей «Мой любимый домашний питомец»
Тип проекта: Познавательный, краткосрочный – 2 недели Цель проекта: Привить любовь и бережное отношение к животным. Обогащение и углубление представлений у...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во второй младшей группе...
Совместное с родителями игровое занятие по окружающему миру во 2-й младшей группе "ОСЕННЕЕ ПУТЕШЕСТВИЕ К ПЕСОЧНОЙ ФЕЕ" Цель: Продолжать знакомить детей и...
Ежедневное планирование недели «Декада интересных коллективных дел»
Виды деятельности Дата / Мероприятия ( цель, задачи) От ребёнка Тема недели: «Декада «Интересных коллективных дел». 18. 06. 2018г. -29. 06. 2018г....