Папки-передвижки

Музыкально-образовательный проект «Музыка в сказке»

Элеонора Георгиевна Хучраева
Музыкально-образовательный проект «Музыка в сказке»

Вид конкурсной работы:

Музыкально-образовательный проект

Тема проекта : «Музыка в сказке»

Автор проекта : Хучраева Камилла,

Руководитель работы: Хучраева Элеонора Георгиевна,

Содержание

Введение…. 2

1. Что такое сказка?. ….…. 5

2. Музыка в сказочных мультфильмах и кинематографе. …. 8

Публикация «Музыкально-образовательный проект „Музыка в сказке“» размещена в разделах

3. Классическая музыка в сказке…. …. 9

4. Сочинение сказки «Маленькая Муза» и создание книжки к ней…. …. 10

Заключение…. 11

Источники информации…12

Приложения…13

1. Введение

«Сугробы в сумерки упали,

На окнах выткалась парча.

Рисуя тени на рояле,

Играет пламенем свеча

В уютной комнате все вместе

При этом маленьком огне

Тихонько петь мы будем песни

И сказки слушать в тишине…»

(А. Н. Майков)

Что характеризует человека прежде всего? Конечно же, его культура, в формировании которой огромную роль играет музыкально-эстетическое воспитание. Поэтому формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня.

Каждый из нас любит читать сказки, причем это любят делать все независимо от того, сколько лет человеку. Смешные и добрые, трогательные и грустные – они не оставляют равнодушными никого, ни взрослых, ни малышей. Жанр сказок наиболее доступен для восприятия детям школьного возраста, он им близок и понятен.

Именно поэтому, тема моей работы «Музыка в сказке» обладает мощным ресурсом для прочувствованного и осознанного восприятия музыки, постижения выразительного смысла ее языка в сравнении с языками других искусств, дает возможность выразить свои впечатления в различных проявлениях творчества.

Образование лишь тогда имеет смысл, когда обращено не только к голове, но к существу ребенка, к его внутреннему миру. Музыка в сказке полностью отвечает этому требованию так как она:

-развивает музыкальное восприятие, воображение, образную речь детей,

-развивает представления детей о связи музыкальных и речевых интонаций, о близости средств выражения речи и музыки;

-развивает умение выразительно передавать музыкальные образы в рисунке, творческих заданиях, инструментовке, в театрализованных играх.

Мы прочитали много сказок, посмотрели много мультфильмов, кинофильмов, послушали песни, классическую и современную музыку из сказочных мультфильмов. Нам захотелось самим сочинить сказку или музыку к нему.

Цель проекта : развитие музыкально-эстетического вкуса

посредством ознакомления с музыкой из сказок, сочинение своей собственной сказки и презентация книжки.

Задачи проекта :

1. Познакомиться с понятием «сказка»

2. Познакомиться с музыкальными фрагментами разных жанров из сказок.

3. Закрепить навык слушания и анализ музыкального произведения

4. Формировать потребность в восприятии музыки

5. Развивать эстетическое восприятие окружающего мира.

6. Приобщаться к музыкальной культуре.

7. Обогащать музыкальные впечатления и способствовать

формированию музыкального вкуса, музыкальной памяти и музыкальности в целом.

8. Способствовать развитию мыслительной деятельности, памяти, слуха, фантазии, познавательных и творческих способностей.

9. Обогащать словарный запас.

10. Создавать условия для установления доверительных и партнерских отношений с родителями.

Гипотеза проекта

Если создать благоприятные условия для использования сказки как жанра в музыкальной деятельности, то возможно в увлекательной игровой форме:

-развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

-выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

-расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Методы проекта : сбор информации, наблюдение, слушание, анализ, сравнение, обобщение.

Продукт проекта : Сказка «Маленькая Муза»

Этапы проекта :

1. Подготовительный этап:

- постановка целей и задач, определение актуальности и значимости проекта.

- подбор литературы и анализ источников информации.

-подготовка наглядного материала: художественной литературы, фотографий, сюжетных картинок и иллюстраций, подготовка нотного материала, музыкальных файлов, презентаций, дисков для просмотра мультфильмов и кинофильмов.

-подготовка материалов для творческой деятельности: гуашь, карандаши, фломастеры, кисти, краски, салфетки, изображения нотного стана со скрипичным ключом.

- подготовка костюмов для театрализованной деятельности.

- подготовка материалов и атрибутов для конкурса «Угадай мелодию» 2. Основной.

- Изучение понятия «сказка», чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, кинофильмов, анализ музыкальных произведений в них, разучивание песен, танцев, беседы и викторины, конкурс с родителями «Угадай мелодию», организация театрализованных игр, сочинение сказки и книжки «Маленькая Муза»

3. Презентационный.

- представление сказки собственного сочинения.

- создание презентации.

- защита проекта.

Сроки реализации: декабрь 2015 - январь 2016года (краткосрочный)

Участники проекта : ученица 1 «Е» класса, классный руководитель, родители.

1 .Что такое сказка?

«Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»

А. С. Пушкин

Сказка - это жанр повествования с фантастическим или волшебным сюжетом, происходящим в реальном или волшебном мире, в котором могут действовать как реальные, так и вымышленные персонажи. Автор может поднять моральные, социальные, эстетические проблемы истории и современности.

Сказка вводит нас в воображаемый мир и заставляет пережить с героями чувства, которые запоминаются на всю последующую жизнь. Мы с самого начала сказочной истории встаем на сторону положительного героя. Это заставляет нас мыслить творчески и делать выводы, которые недоступны при иных обстоятельствах. Вместе с главными героями мы переживаем радость, страх, печаль.

Писатели обычно берут за основу сюжеты фольклоров. Например: волшебное происхождение или рождение главного героя; нелюбовь мачехи к своей падчерице; испытания героя обязательно несут нравственный характер; спасенные животные, которые становятся помощниками героя и т. п. Писатели также эксплуатируют сказочные образы-персонажи, наделенные определенными функциями. Например: Идеальный герой. Помощник идеального героя. Тот, кто отправляет в путь героя. Даритель волшебной вещи. Тот, кто вредит идеальному герою и мешает выполнить поручение. Похищенный персонаж или вещь. Ложный герой – тот, кто пытается присвоить себе чужие подвиги.

В первую очередь, сказка – это жанр литературного творчества с установкой на вымысел. Причем сказка может быть как устной, так и письменной. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают авторскими (сочиненные определеннным автором) и народные (сочиненные многими людьми). Существует также известная классификация сказок по их содержанию :

Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.

Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т. д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".

• Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитреее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура.

Для чего нужны сказки?

В чем смысл сказки? Предназначение сказки – учить детей отличать хорошее от плохого, добро от зла, смекалку от глупости. И надо сказать, со своей задачей сказка справляется блестяще. Кроме того, сказка помогает нам развивать фантазию. Ведь зачастую родители рассказывают нам волшебные истории без использования картинок, а значит, нам нужно самим представить, как именно выглядела прекрасная принцесса или косматое чудище.

Чему учат сказки?

Сказка учит не отчаиваться в трудные минуты и всегда преодолевать трудности. Ведь главный герой в сказках всегда берется за выполнение невыполнимых заданий, за решение невероятных загадок. Сказка учит тому, как важно каждому человеку иметь друзей. И тому, что если ты не бросишь друга в беде, то и он поможет тебе в трудную минуту. Сказка учит не судить о людях по их внешнему виду. Ведь в них любая лягушка легко может оказаться прекрасной девицей, а чудовище – заколдованным принцем. Сказка учит слушаться родителей. Ведь сын или дочь, выполняющие поручения батюшки и матушки в сказках, всегда оказывается в более удачной позиции, чем их нерадивые братья и сестры. Зачастую сказка учит и патриотизму. Не зря ведь рыцари с такой готовностью бросаются защищать родную землю от иноземных захватчиков.

И наконец, сказка учит нас проявлять смекалку, не спешить с решением той или иной задачи, обдумывать свои решения.

Чтобы сказки не обидеть- надо их почаще видеть:

Их читать и рисовать, их любить и в них играть!

Сказки всех отучат злиться, а научат веселиться,

Быть добрее и скромнее терпеливее,мудрее.

Пети, Саши, Тани, Миши, Кати, Вани,

Кто читать умеет книжки, сказки часто «проверяйте»

Ежедневно их читайте.

2. Музыка в сказочных мультфильмах.

Мультфильмы становятся разноообразнее, интереснее, если в них звучит музыка. Музыка рассказывает нам о добре и зле, грусти и радости, передает переживания героев. Люди настолько полюбили поющих мультяшных героев, что в разных городах России установили им памятники. Это крокодил Гена и Чебурашка, Бременские музыканты, волк и заяц из мультфильма «Ну погоди» и др.

Песни из мультиков всегда находили, и будут находить своих благодарных слушателей. Это знаменитые песни легендарных композиторов Владимира Шаинского, Геннадия Гладкого и др. Каждый ребёнок, посещающий детский сад, не раз участвует в постановках и утренниках, учил и пел детские песни из мультфильмов, радуя родителей и воспитателей. Всем мелодиям очень много лет, и, казалось бы, их давно уже должны были заменить современные песни. Однако голливудские мультфильмы, собирающие у экранов и в кинотеатрах миллионы человек, часто уходят из нашей памяти также легко, как и приходят. Правда случается так, что детские песни из мультфильмов Disney и других становятся настолько популярными среди малышей, что по праву занимают достойное место во многих сборниках детских песен.

Конкурс «Угадай мелодию» показал наши отличные знания песен из мультфильмов.

Таким образом,можно понять что так называемые «старые песни» продолжают играть очень важную роль в нашей жизни.

3. Классическая музыка в сказке.

Классическая музыка звучит в очень-очень многих мультфильмах и мультипликационных сериалах, кинофильмах и порой неискушенные зрители даже не догадываются, что это классика. В интернет сети можно раскопать залежи классической музыки в мультипликации. В большинстве случаев она служит только как вспомогательный фон для основного действия, но мы попытаемся рассмотреть те моменты, где классическая музыка является главным действующим лицом или выполняет особо важную роль в развитии сюжета.

Начнём с нашего известной сказки "Щелкунчик" (Союзмультфильм, 1973) - сочетание вымысла, драмы, художественной реализации и музыки Чайковского, причём не только из одноимённого балета, но также темы из "Лебединого озера" и "Спящей красавицы", чудесный бриллиант для детей и взрослых. Балет "Щелкунчик", созданный по мотивам сказки Гофмана, весьма популярен, по его мотивам поставлено по крайне мере ещё четыре полнометражных мультфильма и несколько небольших.

А замечательный русский композитор Н. А. Римский-Корсаков так вдохновился сказкой А. С. Пушкина, что даже сочинил оперу «Сказка о царе Салтане».В опере весь сюжет сохранен точно таким, как его придумал Пушкин. Римский – Корсаков придумал удивительные музыкальные темы для того, чтобы показать всех героев Пушкина. Мультфильм «Сказка о царе Салтане» познакомил нас с этой оперой. Одним из самых знаменитых фрагментов оперы является симфоническая картина «Три чуда» : Белка, которая грызет золотые орешки и вынимает изумруды; тридцать три богатыря, выходящие из моря, чтобы беречь столицу князя Гвидона; и невиданной красоты царевна-лебедь.

Музыкальная сказка "Петя и волк" Сергея Прокофьева (так же, как и "Щелкунчик" Чайковского) - один из любимых материалов для мультипликаторов. Не отличаясь особенной драматической глубиной, эта симфоническая сказка привлекает своей понятностью, мы знаем, что она была создана с целью ознакомления детей с музыкальными инструментами симфонического оркестра. Самые известные мультипликационные постановки "Пети и волка" снимали студия Дисней в 1946 г., наш Союзмультфильм в 1958 г. и очень необычный анимационный фильм был снят в 2007 г. польской студией "Семафор" в содружестве с аниматорами из разных стран.

Таким образом можно сделать вывод, что с помощью жанра мультипликации и кинематографа мы знакомимся с классической музыкой в легкой ненавязчивой форме.

4. Сочинение сказки «Маленькая Муза и создание книжки»

Я познакомилась с разнообразной музыкой, использованной в сказках, мы смотрели и слушали, пели и танцевали, играли в театр, превращались в своих любимых героев. И мне очень захотелось самой сочинить сказку и нарисовать ее в картинках. Закрыла глаза и…. мне представилась Маленькая Муза….

А вот что с ней произошло вы узнаете из моей книжки….

Заключение

Формирование основ музыкальной культуры, а через нее и художественной, и эстетической – актуальнейшая задача сегодняшнего дня. Мы познакомились с понятием «Сказка», ее видами, познакомились с музыкальными фрагментами из мультфильмов и кинофильмов, научились «слушать» и «слышать» музыку,понимать ее язык. Привлекли родителей к необходимости приобщать ребенка к музыкальной культуре, установили тем самым еще более доверительные отношения. Мы проявили фантазию и творческие способности, а развитая музыкальность и воображение помогло нам придумать сказку.

В результате работы было доказано, что если создать благоприятные условия для использования жанра сказки в музыкальной деятельности, то возможно в увлекательной игровой форме:

-развить более глубокое эмоциональное восприятие музыки;

-выработать более совершенные умения и навыки исполнительства;

-расширить возможности умений выражать переживания музыки с помощью освоенных детьми представлений и творческих способов действий (в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах).

Выводы:

Нам удалось:

1. Сформированность эмоционально-оценочного отношения к музыке.

2. Развить образное мышление и творческое воображение.

3. Повысить уровень интереса к различным формам музыкальной деятельности.

4. Получить первый опыт самооценки.

5. Спровоцировать творческое самовыражение воспитанников.

6. Установить более тесный контакт с родителями.

Источники информации:

1. Все обо всем. Том 11.- М. : Филологическое общество «Слово» АСТ, 1999. С. 74-76

2. Я познаю мир (кино). Издательство АСТ, 2000. С. 91-94

3. Петрушин В. И. Музыкальная психотерапия. М., 1999.

4. Гоморев А. Чебурашка. Песни и музыка из мультфильмов. Выпуск 3 Изд. Советский композитор,1982

5. Популярные песни из детских мультфильмов и телефильмов. Переложение для фортепиано. Выпуск 1 Составитель: Матвеева Н. М. Улыбка. Издательство: "Советский композитор" Год: 1989

6. Чебурашка и другие (нотный сборник) Автор: Шаинский В. Название: Чебурашка и другие (нотный сборник) Издательство: Music Production International Год: 2004

7. А. О. Буренина «Ритмическая мозаика» Изд. : СПб. : ЛОИРО Год: 2000

1. https://www.muz-urok.ru/muz_v_multf3.htm

2. https://amnesia.pavelbers.com/

3. https://nsportal.ru/detskii-sad/

3. www.word4you.ru

4. maaam.ru

5. https://ulin.ru/monuments.htm

6. HYPERLINK «https://www.myltik.ru»www.myltik.ru

7. https://bookz.ru/authors/avtor-neizvesten/autodesk.html

Сказка "Маленькая Муза"

В одном чудесном городе жила-была сказочная фея. И звали ее Муза.

Муза очень любила музыку- эти волшебные семь нот:

до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Жизнь ее была чудесной!

Утром, открывая окно, она пела ласковым нежным голосом :

-А-а-а-а-а-а…

И весь город сбегался на прекрасный звук ее пения!

Днем она играла на разных музыкальных инструментах, а ее друзья нотки весело танцевали польку, вальс и полонез.

А вечером перед сном она слушала колыбельную, которую ей пели звездочки и месяц.

И весь этот удивительный сказочный город засыпал под светящиеся звуки с неба.

Публикации по теме:

«Кошкин дом» Мюзикл по сказке С. Маршака, музыка В. Золотарёва«Кошкин дом» Мюзикл по сказке С. Маршака, музыка В. Золотарёва Действующие лица: Рассказчик: воспитатель. Дети: 2 Котенка, Кошка, Кот Василий, Козел, Коза, Петух, Курица, 4 Цыплят, Свинья, 4 Поросенка,.

«Какого цвета музыка?» Конспект музыкально-ритмического занятия в средней группе Формировать умение слушать музыку, высказывать свои впечатления. Обучать детей выразительному пению, правильно передавать мелодию, прислушиваться.

Музыкально-психологический проект «Моё настроение и музыка» ВидеоМузыкально-психологический проект «Моё настроение и музыка» Видео Участники: педагог-психолог, музыкальный руководитель, дети старшей группы, родители. При планировании проекта приоритетными мы поставили.

Музыкально-развлекательное мероприятие по сказке «Репка» Музыкально-развлекательное мероприятие по сказке «Репка» Воспитание сказкой-один из самых древних методов воспитания детей. Через сказки.

Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка»Музыкально-речевой проект «О чём рассказывает музыка» .

Музыкально-спортивное развлечение в средней группе по сказке «Теремок»Музыкально-спортивное развлечение в средней группе по сказке «Теремок» МУЗЫКАЛЬНО-СПОРТИВНОЕ РАЗВЛЕЧЕНИЕ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ 2017 год СКАЗКА "ТЕРЕМОК" Цели:- создать дружескую атмосферу между разными возрастными.

Музыкально-театрализованное представление по сказке «Золушка» Музыкально-театрализованное представление по сказке «Золушка» Музыкальный руководитель: Круглова И. В. МБУ д/с №69 «Веточка» г. о. Тольятти.

Образовательный проект «23 февраля»Образовательный проект «23 февраля» Образовательный проект «23 февраля-День защитника Отечества». Вид проекта: Комплексный Тип проекта: Информационно - творческий Сроки проекта:.

Образовательный проект «От земной глины к неземной сказке»Образовательный проект «От земной глины к неземной сказке» Участники проекты: дети подготовительной группы, воспитатели группы, родители Проблема: Что такое глина и что из нее можно сделать Цель.

Сценарий музыкально-театрального развлечения «Музыкальная посуда» по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе»Сценарий музыкально-театрального развлечения «Музыкальная посуда» по сказке К. И. Чуковского «Федорино горе» Цель: привлечь родителей к совместной творческой игровой деятельности, позабавить детей, снять психо-эмоциональное напряжение, продолжать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Музыкально-образовательный проект «Музыка в сказке»
Опубликовано: 9 октября 2017 в 17:11
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД